Задачи и функции пенитенциарного психолога: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и функции пенитенциарного психолога:



 Индивидуальная и групповая работа с осуждёнными.

Важнейшее направление деятельности юридического психолога — пенитенциарная (исправительная) психология. Эта отрасль психологии изучает психологические факты, закономерности и механизмы поведения осужденных в исправительных учреждениях, социально-психологические явления, возникающие в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Для успешной работы в этой сфере психологу необходимы знания уголовно-исполнительного права, педагогики, психологии труда, социальной психологии. Перед исправительными учреждениями стоят сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе. Важная роль в этом процессе может принадлежать психологу.

В системе пенитенциарных учреждений многих стран психологическая служба хорошо развита. В стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на Первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955), отмечалась необходимость введения должности психолога, в функции которого входит разработка программы работы с каждым вновь прибывшим осужденным на основе изучения его характера, индивидуальных потребностей, способностей и склонностей. Следуя этим правилам, психологическая служба стала важным элементом пенитенциарной системы многих экономически развитых стран. Так, в Германии осужденные проходят углубленное психологическое обследование в тюрьмах-распределителях, а затем в обычной тюрьме вновь имеют контакты с психологом и социальным работником. В пенитенциарных учреждениях США также в течение многих лет работают профессиональные психологи [1].

В настоящее время уголовно-исполнительная система обладает развитой психологической службой, специалисты-психологи работают на всех уровнях исправительной системы. В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) имеется психологическое отделение. На региональном уровне предусмотрена должность главного психолога и группа психологического обеспечения. В пенитенциарных учреждениях формируются психологические лаборатории. Психологи в пенитенциарных учреждениях проводят диагностику личностных качеств заключенного. Они занимаются также психологической коррекцией поведения и личности осужденных. Психологи помогают персоналу исправительных учреждений в их работе с осужденными, в преодолении стрессов и ситуаций с заложниками.

Юридическая психология создает новые направления работы в исправительных учреждениях, когда в формировании личности заключенного принимают участие психологи, психотерапевты, социальные работники (особенно это необходимо людям с психическими отклонениями — психопатам, невротикам, наркоманам, алкоголикам).

Пенитенциарная психология изучает изменения личности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его личности: режим, труд, коллектив, различные воспитательные воздействия.

Среди преступников, признанных вменяемыми, есть значительное количество невротиков, психопатов, и лиц с различными отклонениями от психической нормы, например легкой дебильностью, акцентуациями характера. Для их перевоспитания, наряду с обычными мерами, необходима разработка медико-психологических методов воздействия. Успешное воспитательное воздействие на них может быть обеспечено комплексом медицинских, психологических и педагогических методов, а это требует взаимодействия психолога, психиатра и педагога.

Виды деятельности психолога с персоналом исправительных колоний.

Деятельность персонала исправительного учреждения в психологическом смысле представляет собой форму взаимосвязи личности с окружающей социальной и природной средой. Пути ее изучения выявляются в двух аспектах: личность и объект, на который направлена активность человека. Подобно тому, как нельзя понять деятельность, изменяющую объект, на который она направлена, не изучая личность, невозможно раскрыть подлинные качества и свойства личности сотрудника исправительного учреждения, не обращаясь к анализу деятельности и отношений, которые в ней реализуются.

В жизни человека деятельность выполняет ряд функций. Во-первых, она является специфическим механизмом удовлетворения потребностей человека как организма и как члена общества. Благодаря сознанию он получает возможность отвлечься от актуальной в данный момент потребности и подчинить свою деятельность достижению целей, которые нередко противоречат ей.

Во-вторых, деятельность позволяет воспринимать внутренний мир личное ти сотрудника как объект наблюдения со стороны. Психологические явления сами по себе, когда человек не проявляет активности, не возникают. Только посредством деятельности человека обнаруживаются его мысли и чувства, качества и свойства, способности и темперамент. Именно по внешним проявлениям судят о личности.

В-третьих, деятельность преобразует окружающий мир, производит так называемую «вторую природу», создает материальные и духовные ценности.

В-четвертых, деятельность как бы переносит личные качества и свойства, способности и мастерство человека на свой предмет. В предмете деятельности всегда можно обнаружить отпечаток личности сотрудника.

В-пятых, деятельность проявляется вовне, переносится на объект, изменяя его, и одновременно усваивается личностью, влечет за собой изменения в ее психике, например, в деформации личности сотрудника, поскольку человек усваивает и профессиональное содержание, и нравственную сущность деятельности.

В-шестых, деятельность не только удовлетворяет потребности и оказывает воздействие на оба полюса — личность и объект, на который направлена активность, но и реализует социальные роли личности.

Деятельность сотрудников многообразна, ее классифицируют:

а) по предмету деятельности: люди (работа с людьми), вещи (работа с вещами);

б) по целям: организаторская (обеспечение выполнения поставленных задач), педагогическая (нацеленная на изменение личностных качеств);

в) по мотивам: альтруистическая, эгоистическая;

г) по результатам: завершенная, незавершенная.

Использование категорий деятельности — отличительная черта отечественной психологической науки. Для нее характерны два момента:

а) положения о единстве психики и деятельности, отличающие отечественную психологию от западной, нередко изучающей психику вне поведения (интроспективная психология; гештальтпсихология) или вне психики (бихевиоризм, необихевиоризм);

б) принципы развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения.

В качестве объяснительного принципа категория «деятельность» используется при изучении познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций личности, внутригрупповых процессов, в выделении различных отраслей психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая, инженерная, психология труда), в том числе общей и прикладной социальной психологии, пенитенциарной социальной психологии и пенитенциарной социологии.

Таким образом, деятельность в психологическом плане связана с потребностями как источниками активности, с целями как регуляторами активности, а также с познанием и волей.

Деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы имеет целый ряд особенностей. Характер выполняемых им функций предопределяет специфику в подготовке и подборе кадров, порядке назначения на должность и освобождения от нее, регулировании ответственности и порядка прохождения службы.

Важным психологическим фактором является соблюдение сотрудниками субординации по отношению к вышестоящим по служебной лестнице лицам.

На международной конференции, проходившей 17—19 ноября 1994 г., в Гааге (Нидерланды), в проекте Руководства для пенитенциарных работников по соблюдению международных тюремных правил отмечалось, что «подготовка сотрудников для работы в тюрьмах должна включать следующие компоненты:

1. знание конституционного права, уголовного права, уголовно-исполнительного права и правил, действующих в тюрьмах;

2. умение распознавать потенциальных самоубийц;

3. умение обращаться с агрессивными заключенными и разумно применять силу».

Внимание к формированию профессионально-должностной позиции сотрудника, ее динамике позволяет создать благоприятные социально-психологические условия его деятельности, в частности:

1. профессионально и психологически правильно определить место сотрудника в системе совместной деятельности и обеспечить быстрейшее включение в эффективную работу;

2. стимулировать добросовестный, творческий и инициативный труд;

3. учитывать социально-психологические факторы совместной деятельности;

4. создавать для молодых сотрудников благоприятные условия овладения должностью и адаптации в коллективе;

5. определять перспективу служебного роста и повышения профессиональной подготовленности, активизировать у сотрудников проявление активности и творчества в работе.

Изучение самооценки профессионально-должностной позиции персонала психологу учреждения целесообразно проводить с учетом:

1. степени осознания им основных целей своей служебной деятельности, ее связи с целями всего персонала ИУ;

2. знания и понимания ими смысла и значения своих должностных прав и обязанностей и круга ответственности;

3. уровня критичности по отношению к своей профессиональной подготовленности и установки на продолжение образования и самообразования

4. степени удовлетворенности успешностью служебной деятельности и контактами с другими сотрудниками, уровнем авторитетности и своим положением в коллективе;

5. проявления интереса к конкретным направлениям служебной деятельности, уровня мобилизации и настойчивости в достижении поставленных целей;

6. преодоления трудностей субъективного плана, связанных с недостатком опыта, профессионального мастерства, завышенным уровнем притязаний, неадекватной самооценкой и т. п.;

7. представлений сотрудников о перспективах своей работы, о будущей службе в уголовно-исполнительной системе.

 

 

Самостоятельная работа 4.

Психология терроризма

История терроризма.

Понятия терроризм и террорист появились сравнительно недавно.

До самых недавних пор, слово терроризм — как, кстати, и партизанская война, употреблялось настолько широко и означало столько различных оттенков насилия, что вовсе утратило какой-либо конкретный смысл. Достаточно часто приходится слышать голоса, призывающие отказаться от изучения политического терроризма как особого явления на том основании, что на всем протяжении мировой истории в результате преступлений со стороны властей погибло гораздо больше людей, чем от рук террористов снизу. Возможно, так оно и есть, но, тем не менее, меня здесь интересует не проблема политического насилия в целом и не ужасы отдельных политических режимов, но гораздо более специфическое явление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.01 с.)