Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Во второй половине ХХ В. И ее современное состояние
Предстоятели Чехословацкой Церкви (1951 – 2004 гг.). Первым предстоятелем самостоятельной Чехословацкой Православной Церкви, как уже было сказано, стал митрополит Елевферий (в миру – Вениамин Александрович Воронцов). Родился в 1892 г. Выпускник Московских Духовных Семинарии и Академии. В 1915 г. он был рукоположен в сан священника и служил в храмах Москвы и Ивановской епархии. В 1943 г. принял монашество и был хиротонисан во епископа Ростовского и Таганрогского. В апреле 1946 г. назначен Экзархом Московского Патриархата в Чехословакии. В 1951 г. был избран главой автокефальной Чехословацкой Церкви. Его заботами был издан комплекс православных богослужебных книг на церковно-славянском языке подл названием «Богослужебный сборник», был открыт Православный Богословский факультет в Прешове. В 1955 г. перенес инфаркт, после чего прибыл в Москву для лечения, а в конце 1955 г. сложил с себя обязанности главы Чехословацкой Православной Церкви, и был назначен на Ленинградскую кафедру. Скончался 27 марта 1959 г. С 1956 по 1964 гг. предстоятелем Чехословацкой Православной Церкви был митрополит Пражский и всей Чехословакии Иоанн (в миру Михаил Иванович Кухтин). С 1964 по 1999 г. главой Чехословацкой Православной Церкви был митрополит Дорофей (в миру Дмитрий Георгиевич Филипп). Родился в 1913 г. в с. Нанково Закарпатской области Украины. В 1939 г. принял монашеский постриг в Свято-Николаевском монастыре г. Изы (Под-карпатье). Заочно закончил Ленинградские Духовные Семинарию и Академию, был кандидатом богословия ЛДА. В 1955 г. хиротонисан во епископа Кременецкого. Затем с благословения Святейшего Патриарха Алексия I, по просьбе митрополита Елевферия епископ Дорофей был отпущен в Чехословацкую Православную Церковь на Пряшевскую кафедру. Случилось так, что при митрополите Дорофее в 1968 г. была восстановлена деятельность так называемой «Греко-Католической Церкви», упраздненной Прешовским греко-католическим Собором 1950 г., отменившем Ужгородскую унию 1649 г. Наиболее бурные события произошли в Восточной Словакии: там радикальные силы Греко-Католической Церкви упорно стремились разжечь враждебные настроения местного населения по отношению к Православию. Имели место случаи насильственного захвата церковных зданий и учреждений Православной Церкви Руководители Греко-Католической Церкви стали настаивать на том, что их Церковь должна получить назад все свои бывшие приходы.
В конце 1970 – 1980-х гг. церковная жизнь стала входить в обычное русло. Но все-таки отношения православных с греко-католиками и на сегодняшний день являются одним из самых острых и больных вопросов в Восточной Словакии и в западных областях Украины. С 2000 г. по настоящее время главой Церкви является архиепископ Пражский, митрополит Чешских Земель и Словакии Николай. Современное положение. До 1993 г. официально Церковь в Чехословакии называлась «Чехословацкой Православной Церковью». После распада Республики Чехословакии в 1993 г. на отдельные государства – Чехию (столица - Прага) и Словакию (столица – Братисла-ва) - Церковь стала именоваться «Православной Церковью Чешских Земель и Словакии». На территорию этих двух государств и распространяется юрисдикция данной Православной Церкви. Епископат Церкви насчитывает 5 архиереев (1999 г.) [90]. Численность верующих составляет ок. 200 тыс человек (1996 г.) [91]. В админи-стративном отношении делится на 4 епархии. Монастырей нет, монахи проживают обычно на приходах. Кроме чехов и словаков, в состав Православной Церкви Чешских Земель и Словакии входят следующие этнические группы: русские, украинцы, а также болгары, румыны, греки, сербы, цыгане. В области издательской деятельности можно назвать выпуск в свет Типикона, Великого Сборника (богослужебного), Служебника, Требника, Молитвослова для мирян, Книги Правил Вселенских и Поместных Соборов, книг по литургике, церковному праву, учебных пособий по различным дисциплинам, проповедей митрополита Елевферия и епископа Прешовского Алексия. Корпус литургической и догматической литературы был создан, разумеется, во второй половине ХХ в., после получения автокефалии. В 1956 г. был переведен на словацкий язык и издан труд архимандрита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси «Православное учение о спасении». Ежемесячно выходят журналы – «Голос православия» (с 1945 г.), «Ежегодник Православной Церкви в Чехословакии» (с 1960 г.). «Православный богословский сборник» (с 1967 г.). Ежегодно издаются Церковные календари.
Богослужение совершается преимущественно на церковно-славянском языке, в чешских приходах – на чешском, в венгерских приходах – на венгерском. Предстоятелем Православной Церкви Чешских Земель и Словакии является Блаженнейший Архиепископ Пражский, митрополит Чешских Земель и Словакии (до 1994 г. титул предстоятеля был «Блаженнейший митрополит Пражский и всей Чехословакии»). Он избирается Церковным Собором открытым голосованием. Митрополит одновременно является епархиальным архиереем Пражской епархии, Председателем Священного Синода и Митрополичьего Совета. Высшим духовным судебным органом Церкви является Священный Синод, состоящий из епископата Православной Церкви Чешских Земель и Словакии. Верховным законодательным и административным органом является Поместный Собор, в который входят все епископы Церкви, среднее духовенство и миряне. Исполнительный орган Собора – Митрополичий Совет, наполовину состоящий из духовенства и наполовину - из мирян. Каждая епархия возглавляется епископом, избираемым Епархиальным Собранием, в состав которого входят духовенство и миряне, представляющие все приходы данного церковного округа. Исполнительный орган Епархиального Собрания – Епархиальный Совет, председателем которого является епископ. Епархии делятся на окружные благочиния (протопресвитериаты, или архидеканаты), управляющиеся благочинными (протопресвитерами, или архидеканами), разделяющиеся на благочиния, которые в свою очередь делятся на церковные приходы. Высшим административным органом управления прихода является Приходское Собрание, а исполнительным – Приходской Совет. С момента получения автокефалии Православная Церковь Чешских Земель и Словакии активно принимать участие в экуменическом движении. Ее представители принимали участие на Всеправославных Родосских Совещаниях (1961, 1963 и 1964) и других общеправославных форумах. С февраля 1966 г. Чехословацкая Церковь вошла в ВСЦ. В 1954 г. был основан Экуменический Совет Церквей Чехословакии, куда входят, кроме Православной Церкви, Старокатолическая и еще 6 различных протестантских церквей. Православная Церковь Чешских Земель и Словакии поддерживает контакты со всеми Поместными Православными Церквами, в том числе Русской Православной Церковью. Из последних визитов ярко выделяется визит митрополита Дорофея в Москву в ноябре 1999 г. В ходе визита 28 ноября 1999 г. в российской столице было открыто Представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии – ей был передагн московский храм святителя Николая в Котельниках. В декабре 2001 г. визит в Православную Церковь Чешских Земель и Словакии совершила делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием для участия в торжествах по случаю 50-летия Автокефалии Церкви в Чехии и Словакии, отмечавшегося 8 декабря 2001 г. в Праге. Эти торжества явились свидетельством традиционно прочных и глубоко родственных духовных отношений между нашими Святыми поместными Церквами.
Контрольные вопросы и задания 1. Проанализируйте итоги миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на территории Великой Моравии. С какими сложностями пришлось столкнуться миссионерам?
2. Сравните положение православного населения в Чехии и Польше в XIII – XVIII вв. 3. Какую роль имело гуситское движение для дальнейшей судьбы Православной и Католической Церквей в Польше? 4. Как началось возрождение Православия в Чехии? 5. Чем объяснить множественность церковных партий в Чехословакии в 1920 – 1930-е гг.? 6. Дайте характеристику современному положению Православной Церкви Чешских Земель и Словакии. 7. Сравните органы высшего церковного управления в Чехии и Польше. Список используемой литературы
Визит в Словакию // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1996. № 7. Дорофей, митр. Епископ Горазд – архипастырь-патриот // ЖМП. 1967. № 9. Иосиф (Пустоутов), игумен. К 70-летию патриарха Чехословацкой Церкви д-ра Мирослава Новака // ЖМП. 1977. № 7. Иосиф (Пустоутов), игумен. Чехословацкая Гуситская Церковь // ЖМП. 1977. № 7. История южных и западных славян. В 2 т. / Под ред. Г. Ф. Матвеева и З. С. Ненашевой. М., 2001. Новак Г., прот, д-р. Православная Церковь в Чехословакии // ЖМП. 1961. № 9 – 10. Поместные Православные Церкви и их Предстоятели // Православный Церковный календарь. 2000. М., 1999. С. 105 – 112. Чехословацкая Православная Церковь // Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей. М., 1994. Т. 2.
ГЛАВА 16. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ 16. 1. Основание Американской миссии. Деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова). Учреждение Алеутской и Аляскинской епархии Православие на территорию Америки проникало с Западного побережья (Аляска и Алеутские острова) одновременно с процессом освоения этих земель русскими путешественниками и миссионерами. В XVIII - XIX вв. территория Аляски и Алеутские острова именовались даже «Русской Америкой». Основателем первых постоянных русских поселений на Аляске был выходец из Курской губернии купец Григорий Иванович Шелихов (1748 – 1795). Налаживая торговые контакты с местными жителями, Шелихов обучали их промыслам, грамоте, элементарному счету и письму, а также сообщал им основные понятия православной веры в Святую Троицу, в Спасителя Иисуса Христа, учил начальным молитвам. Тогда-то и пришла ему мысль прислать сюда для просвещения туземцев представителей русского духовенства. По инициативе Шелихова и его товарища, жителя Иркутска, И. П. Го-ликова, Святейший Синод Русской Церкви назначил в 1793 г. в Аляску первую православную миссию во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Миссия, в основном, состояла из иноков Валаамского монастыря. В частности, в их числе был иеромонах Гедеон (Федотов). Он занимался миссионерской деятельностью на остров Кадьяк, а с 1806 г., когда он был переведен в Петербург наместником Александро-Невской Лавры, его дело продолжил преподобный Герман Аляскинский, также входивший в миссию.
Согласно «Наставлению», полученному начальником миссии от Петербургского митрополита Гавриила, главной целью миссии ставилось распространение света Христова среди населения Аляски и близлежащих островов, научение туземцев основам православной веры. К месту своего назначения, на о. Кадьяк, миссия прибыла в сентябре 1794 г., где валаамские монахи с апостольской ревностью несли возложенное на них послушание. Просуществовав всего два года, деятельность миссии складывалась довольно успешно: уже к 1796 г. число просвещенных в Северной Америке достигло 12 тыс человек. В этой связи встал вопрос о создании на Аляске отдельной епархии - этим сразу расширялись возможности миссии, и, кроме того, наличие местного епископа сразу бы придало ей авторитет. В мае 1976 г. Голиков обратился к митрополиту Петербургскому Гавриилу с особым ходатайством о создании на Аляске епархии. В ответ на эту просьбу Святейший Синод определил быть в Америке особому архиерею с титулом Кадьякского, викария Иркутской епархии. Им был избран начальник миссии – архимандрит Иоасаф. 10 апреля 1799 г. в Иркутске состоялась его хиротония во епископа Кадьякского. Но, возвращаясь обратно, судно, на котором плыли епископ Иоасаф со спутниками, потерпело крушение недалеко от американских берегов. Все находившиеся на корабле погибли в водах океана. Трагическая гибель членов миссии приостановили ее работу почти на 20 лет. Этому способствовали также ухудшившиеся отношения между миссионерами и администрацией Российско-Американской промысловой компании. В 1811 г. епископская кафедра на Кадьяке была закрыта, а все дела миссии переданы Иркутской епархии [92]. В 20-е. годы XIX в. евангельскую проповедь на Аляске возобновил Иоанн (Вениаминов) – будущий святитель Московский и Коломенский Иннокентий. Он прибыл на остров Уналашка в 1824 г. вместе со своей семьей. Его по праву называют «апостолом Русской Америки». Кроме миссионерской работы он изучал обычаи местного населения, писал труды по этнографии, создал азбуку и грамматику алеутского и колошского языков, перевел на эти языки Священное Писание и основные богослужебные книги. Отчеты о проделанной работе он посылал в Санкт-Петербург, и был признан в научных кругах как исследователь географии и этнографии Русской Америки. При нем была построена и освящена церковь в честь Вознесения Господня, а позже – храм во имя Архистратига Михаила. Иоанн открыл на Аляске первую школу для мальчиков. В 1838 г. он покинул Уналашку и уехал в Петербург, в то время как его семья осталась в Иркутске. В Петербурге он принял монашеский постриг с именем Иннокентий, и в 1840 г. состоялась его хиротония во епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. Епископская кафедра находилась на острове Ситха в г. Новоархангельске (административном центре русских владений, основанном в 1804 г.). В 1850 г. был возведен в сан архиепископа. Его епархия фактически простиралась на всю Восточную Сибирь и Америку, а в 1852 г. к его епархии была присоединена Якутская область.
К 1850 г., благодаря трудам архиепископа Иннокентия, в Америке насчитывалось 8 храмов, на Камчатке - 4, и в Восточной Сибири - 7. В 1868 г. по решению Святейшего Синода архиепископ Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским (ум. 1879 г.) [93]. В марте 1867 г. Аляска и Алеутские острова были проданы царским правительством США за 7, 2 млн долларов. Святитель Иннокентий все же смог настоять на включении в договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью русского духовенства. В 1870 г. Святейшим Синодом была учреждена епархия Алеутская и Аляскинская с кафедрой в Сан-Франциско. Первым епископом Алеутским и Аляскинским стал Иоанн (Митропольский) (1870 – 1876, ум. 1914 г.). При нем и его преемниках миссионерская работа среди жителей Аляски и Западного побережья Америки продолжалась. В конце XIX в. началась массовая эмиграция украинских безземельных крестьян России в Канаду. Православные украинцы несли с собой православие. Объединяясь в приходские общины на новом месте, они воздвигали свои храмы и приглашали священнослужителей. В 1897 г. в Канаде, в провинции Адальберт, в поселении Восток, была совершена первая Божественная литургия, служили которую русские священники, присланные сюда из Сан-Франциско [94]. В Канаду приезжали также карпатороссы-униаты из и Австро-Венгрии. Испытывая социальную нужду, они уезжали из родных мест в Америку в поисках лучшей жизни. В 1891 г. они образовали православную общину в Миннеаполисе. Это произошло после их воссоединения с Православием, осуществленным епископом Алеутским и Аляскинским Владимиром (Соколовским). Данное событие послужило добрым примером возвращения карпаторосских униатов в Православную Церковь. В 1916 г. была образована карпаторосская православная епархия с центром в Питтсбурге (первый епископ – Стефан Дзюбай). В 1899 – 1907 гг. Алеутскую и Северо-Американскую епархию (именно так она стала называться с 1900 г.) возглавил архиепископ Тихон (Белавин). При нем в 1905 г. епархиальный центр был перенесен из Сан-Франциско на Восток США - в Нью-Йорк. Перенесение резиденции архиерея в Нью-Йорк оказало огромное влияние на административный порядок в управлении епархией и на быстрый рост количества приходов в восточных штатах, около Нью-Йорка, Питтсбурга и Бостона. Еще в 1899 г. архиепископ Тихон исходатайствовал у русского правительства произвести в России сбор пожертвований на строительство православного храма в Нью-Йорке. Святейший Синод ассигновал 20 тыс долларов, на которые был построен величественный храм во имя святителя Николая. Сегодня - это кафедральный собор Нью-Йорка. Тру-дами святителя Тихона миссионерская школа в Миннеаполисе была преобразована в Духовную семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, а в Пенсильвании создан мужской общежительный монастырь. Был также осуществлен перевод богослужебных книг на английский язык [95]. В 1907 г. под председательством архиепископа Тихона состоялся первый Церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке так: «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской». Несмотря на то, что в Америке в начале ХХ в. было множество различных этнических групп, исповедовавших православие и имевших свои приходы (греки, румыны, сербы, албанцы и др.), - все они до 1917 г. входили в состав Северо-Американской русской епархии. К 1917 г. Северо-Американская епархия насчитывала ок. 300 тыс верующих, ок. 270 храмов. Она имела 4 викариатства (Аляскинское, Бруклинское, Питтсбургское и Канадское), насчитывала 3 миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), имела Свято-Тихоновский мо-настырь в Саут-Канаане, Духовную семинарию, свои печатные органы – официальным из них являлся «Американский Православный Вестник». Уже в начале ХХ в. святитель Тихон предвидел, что на Американской земле со временем будет образована самостоятельная Православная Церковь. С 1907 по 1914 гг. Северо-Американскую епархию возглавлял архиепископ Платон (Рождественский), а с 1914 по 1917 гг. - архиепископ Евдоким (Мещерский).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.038 с.) |