Что нужно знать о 2 туре Творческого конкурса – сочинении? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что нужно знать о 2 туре Творческого конкурса – сочинении?



 

Как проходит? Творческий конкурс предполагает выполнение абитуриентами письменной работы – написание сочинения. Все абитуриенты пишут свои работы в одной аудитории. Опоздание к началу экзамена не допускается. На написание текста работы отводится 3 астрономических часа (по 60 минут). При этом время, затрачиваемое на организационные моменты (когда подписываются тетради, оглашаются темы), не учитывается. Опыт показывает, что трех часов «чистого» времени вполне достаточно для написания сочинения с учетом всех необходимых этапов работы над ним:

· выбор темы,

· подготовка чернового варианта текста,

· подготовка окончательного варианта,

· проверка текста автором.

И все же при недостаточно эффективном использовании времени могут возникнуть проблемы с завершением работы в срок. Следует помнить, что в таком случае дополнительное время не выделяется: работа сдается в том виде, который она имеет на момент окончания испытания. Это не значит, что она не будет проверена. Однако незаконченность работы станет фактором, снижающим ее оценку. Если не завершен только окончательный вариант работы, то проверяется этот незавершенный вариант и оставшаяся часть работы по черновому варианту (с учетом всех допущенных там ошибок и недочетов).

Для написания работы абитуриенту выдается тетрадь: обложка, в которую вложены 2 двойных тетрадных листа в клетку (для чернового варианта) и 2 двойных тетрадных листа в линейку (для окончательного варианта). Если бумаги оказывается недостаточно, она выдается дополнительно. При этом вся выданная бумага – использованная и неиспользованная – должна быть сдана по завершении испытания.

Кроме тетради, абитуриенту на экзамене разрешается иметь при себе только другие обязательные принадлежности, а именно: ручку (лучше не одну), паспорт и экзаменационный лист. Все остальные вещи придется оставить в специально отведенном месте. Использование любых пособий, справочных материалов, устройств для выхода в сеть Интернет и т.п. запрещено. Лучше вообще не брать с собой на вступительный экзамен лишних вещей.

Когда абитуриент решает, что его работа готова полностью, он может ее сдать. Затем он должен покинуть помещение, в котором проходит испытание. После истечения времени, отведенного на написание сочинения, все работы должны быть сданы. Далее работы шифруются и в анонимном виде передаются преподавателям для проверки. Проверка должна быть выполнена в день проведения экзамена.

Темы. Сочинение пишется на свободные темы. Это не означает, что темы вообще никак не формулируются. Это значит, что в отличие от классического сочинения по литературе, сочинение на Творческом конкурсе не связано с какими-либо литературными произведениями или авторами, а приближено к журналистской тематике и жанрам.

Темы могут быть чрезвычайно разнообразными. Например, одной из типичных является тема, предполагающая описание какого-либо события (возможные формулировки: «А вот еще был случай», «А дело было так», «Я – очевидец», «Видел, слышал, участвовал»). Желательно, чтобы событие было интересным и значимым, причем не только для автора, но и для читателей, с ним не знакомых. В итоге должен получиться текст, похожий на репортаж (один из распространенных жанров журналистики). В зависимости от конкретного варианта темы автор также может представить в тексте какую-то жизненную ситуацию, рассказать целую историю, то есть воспроизвести несколько взаимосвязанных фактов, событий.

Часто встречается и тема о человеке (возможные формулировки: «Расскажу о человеке», «Такой уж он/она человек», «Это все о нем/ней», «Мы сидели за одной партой» и т.п.). Подразумевается, что абитуриент должен создать в своем сочинении образ реального, хорошо знакомого ему человека, интересный с точки зрения постороннего читателя, что близко к задачам такого жанра журналистики, как портретный очерк (зарисовка).

Заметим, что формулировки могут и не указывать столь очевидно на то, как тема должна быть раскрыта. В последние годы именно такие формулировки обычно используются на Творческом конкурсе. Чаще всего темы предстают в виде цитат, расхожих выражений, взятых из СМИ заголовков и т.д. Вот набор тем, который был предложен абитуриентам летом 2017 г.:

· Прекрасное есть жизнь (Н.Г. Чернышевский)

· Всё течёт. Всё изменяется (Гераклит)

· Оставляйте на земле такой след, чтобы она не исчезла бесследно (Марк Аврелий)

· Мы ленивы и нелюбопытны! (А.С. Пушкин)

· Журналистика – это то, что гораздо интересней сегодня, чем завтра (Андре Жид)

Нужно помнить, что всякая тема, как бы она ни была сформулирована, должна быть раскрыта на фактическом материале. То есть в любом случае потребуется описать в тексте конкретные события, людей, рассказать историю из жизни. При этом используемый фактический материал, как бы он ни был интересен сам по себе, в свою очередь должен соответствовать теме. Фактура должна быть не просто пересказана в сочинении, в тексте должна присутствовать некая идея – мысль, которую выражает и подкрепляет все выстраиваемое автором повествование.

Тем предлагается не меньше пяти, так что у абитуриента действительно есть свобода выбора, хотя и не безграничная.

Объем. Абитуриент не ограничивается в объеме – ни в сторону минимального, ни в сторону максимального размера текста. Здесь все определяется авторским замыслом и необходимостью раскрыть тему. Объем задается лишь ориентировочно – 4 страницы обычной ученической тетради плюс-минус 1 страница. Такая рекомендация обусловлена опытом проведения Творческого конкурса. Это как раз тот объем, который обычно максимально подходит для раскрытия предлагаемых тем. Относительная краткость текста соответствует ограниченности объема журналистских публикаций.

В то же время рекомендуемый объем ни в коем случае не стоит воспринимать как «на самом деле обязательный». За время проведения Творческого конкурса на журфаке ВГУ были случаи успешного отклонения от него. Например, однажды сочинение объемом в 2 тетрадные страницы было удостоено очень высоких оценок. Сочинения, превышающие рекомендуемый объем, получали высокие оценки чаще. Например, письменная работа о человеке на 8 тетрадных страницах в свое время получила высший балл.

Важно, чтобы объем был естественным. Плохо, если сочинение слишком короткое и материал изложен недостаточно развернуто. Но и специально увеличивать размер текста и рассчитывать на то, что за его величину оценка будет повышена, разумеется, не стоит. Наоборот, искусственное «растягивание» объема приведет к снижению оценки.

Критерии оценки. Критерии оценки сочинений абитуриентов указаны в Программе вступительного испытания Творческий конкурс (см. Приложение).

Первый критерий условно можно обозначить как «содержание сочинения». Здесь в первую очередь учитывается, насколько удачно найден фактический материал (событие, ситуация, история из жизни), на котором раскрывается тема, насколько аргументированы суждения абитуриента, насколько последовательно и доказательно он выражает идею своего текста. Самое главное – это идея и фактура, которая позволяет ее выразить.

Второй критерий условно обозначим «форма сочинения». Обращается внимание на построение текста (сюжет, композиция), наличие индивидуального стиля письма и т.д. Текст должен быть написан с ориентацией не на личное восприятие автора или его близких, а именно на восприятие постороннего читателя, не знакомого с автором. Текст должен и заинтересовывать такого читателя, и доносить до него авторскую идею. В частности, обращается внимание на начало (которое должно в первую очередь привлекать внимание аудитории) и концовку (которая подытоживает все повествование) текста. Важно, конечно, и как построена его основная часть: какие интересные сюжетные повороты автор сумел реализовать в тексте. В стилистике приветствуется уместное использование выразительных средств языка – даже более свободное, чем в собственно журналистских произведениях (чтобы увидеть, насколько абитуриент способен к работе со словом).

Третий критерий оценки сочинений на Творческом конкурсе не требует подробных объяснений – это грамотность. Учитываются все виды ошибок: орфографические, пунктуационные, речевые лексические, речевые грамматические и т.д. Больше всего баллов можно потерять за ошибки первого и второго типов из названных выше.

Для более объективной оценки на экзамене сочинение абитуриента по первым двум критериям (содержание и форма) проверяют преподаватели журналистских дисциплин, по третьему критерию (грамотность) – преподаватели-лингвисты. Максимальная оценка за сочинение – 45 баллов – распределяется по трем критериям следующим образом: можно получить до 15 баллов по каждому критерию.

Роль в рамках Творческого конкурса. Творческое сочинение очень важно, потому что в нем хорошо проявляются способности и индивидуальность абитуриента. Написанные им журналистские тексты при публикации подвергаются правке (иногда весьма существенной), к тому же на них оказывает сильное влияние формат СМИ, с которым абитуриент сотрудничает. Сочинение же на свободную тему предоставляет абитуриенту возможность показать свои настоящие творческие способности к написанию текстов, пусть и не вполне журналистского, а, скажем так, «околожурналистского» характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.011 с.)