Раздел 4. Гносеологические аспекты изучения техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 4. Гносеологические аспекты изучения техники



Тема Технические науки: сущность и специфика

1. Современные проблемы взаимодействия фундаментального, прикладного и технического знания.

2. Смысловые центры притяжения технического знания: продуктивность, полезность, искусственность…

3. Эволюция технических наук: прогнозы и сценарии развития.

Список литературы

Основная

1. Горелов А. А.Концепции современного естествознания: учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: Центр, 2011

2. Черняк В.З. История и философия техники / В.З. Черняк. – М.: КноРус, 2006.

3. Попкова Н.В. Техногенное развитие и техносферизация планеты / Н.В. Попкова. – М.: ИФ РАН, 2004.

4. Фатуев В.А. Научно-техническая деятельность: история и методология / В.А. Фатуев. – Тула: Тул. гос. ун-т, 2001

5. Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности / Б.В. Литвинов. – М.: Машиностроение, 2005

6. Горохов В.Г. Нонаэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе / В.Г. Горохов // Вопросы философии. – 2008. № 10

7. Никифоров А.Л. Фундаментальная наука умирает? / А.Л. Никифо-

ров // Вопросы философии. – 2008. № 5

8. Лебедев С.А. Гносеологическая специфика технических и технологических наук / С.А. Лебедев, Н.М. Твердынин // Вестник Московского

университета. Сер. 7. Философия. – 2008. № 2

Дополнительная

1. Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / В.В. Миронов. – М.: Гардарики, 2007.

2. Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев. – Л., 1977.

3. Степин В.С. Введение в философию науки и техники / В.С. Степин, В.Г.. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

4.Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук / В.Горохов Г. – М.: Гардарика, 2007.

5. Забавников А.Е. Исторические предпосылки формирования тех-

нических наук и философии техники / А.Е. Забавников. – Тамбов: ТГУ, 2004.

6. Теоретическое и эмпирическое в современном научном познании. – М.: Наука, 2004

7. Попкова Н.В. Философия техносферы / Н.В. Попкова. – М.: URSS, 2008.

Методические указания

Подготовка вопросов семинарского занятия по предложенной теме требует введения четкого разграничения между техническим знанием и феноменом техники. Что касается технического знания, то данный класс наук и его предметность постепенно завоевывает мышление в связи с присутствием и огромной ролью в бытии артефактов – искусственно произведенных продуктов деятельности человека. Это происходит лишь к середине XX в. Они (артефакты), порождая «вторую природу», создают совершенно особый

тип реальности, постоянно поддерживаемый человеческой мыслью и деятельностью. Именно поэтому метафизическая идея прогресса является для технического знания априорной («доопытной»), а деятельностный подход вводится в ранг наиважнейшего.

Целью развития технического знания является полезность и удобство. Самоцелью – поддержание созданной искусственной реальности, выстроенной на основе логоцентризма, повторяемости, поддержание через производство, информационности и пр. смыслах.

Предметом технического знания является исследование уже существующих артефактов, их среды обитания, схем и систем «пригнанности» друг к другу, оправдывающего и поддерживающего себя существования. В связи с этим в развитии технических наук особую роль играет прогностическая функция, определяющая через промысливание вероятных стратегий и проектов пути модификаций искусственной реальности, места и роли в существовании человека.

Раздел 6. Динамика развития техники и технознания

Тема Философия информационных технологий

1. Границы и перспективы развития информационного общества.

Понятие инновации.

2. Проблема создания искусственного интеллекта.

3. Виртуальная реальность как сфера взаимодействия науки, техники

и человека.

Список литературы

Основная

1. Основы философии: учебник / под ред. А.Н. Ерыгина. – М., Ростов

н/Д.: Феникс, 2008.

2. Розин В.М. Философия техники: От египетских пирамид до вирту-

альных реальностей: учеб. пособие для вузов / В.М. Розин. – М.: Nota bene,

2001.

3. Кастельс М. Галактика Интернет / М. Кастельс. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

4. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики / Р. Пенроуз. – М.: ЛКИ, 2011.

5. Емелин В.А. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека / В.А. Емелин, А.Ш. Тхостов // Вопросы философии. – 2010. № 5.

6. Кочетков В.В. К вопросу о генезисе постиндустриального общества / В.В. Кочетков, Л.Н. Кочеткова // Вопросы философии. – 2010. № 3.

Дополнительная

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. – М.: Изд-во полит. литературы, 1991.

3. Философия техники в ФРГ: сб. статей; пер. с нем. и англ. – М.:

Прогресс, 1989.

4. Зайчик Ц.Р. История и философия науки и техники. Кн. 2. Философия науки и техники / Ц.Р. Зайчик. – М: Дели Принт, 2011.

5. Иванов Д.В. Виртуализация общества / Д.Б. Иванов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.

6. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства / Н.А. Носов. – М: Магистр, 1997.

7. Журавлева Е.Ю. Современные модели развития гуманитарных наук в цифровой среде / Е.Ю. Журавлева // Вопросы философии. – 2011. № 5.

8. Груздева Е.Н. «Властелин колец» как миф постиндустриального,

сетевого и информационного общества / Е.Н. Груздева, В.В. Калмыкова // Вопросы философии. – 2011. № 8.

 

Методические указания

При изложении вопросов темы нужно подчеркнуть, что в информационном обществе теоретическое знание приобретает огромное социальное и экономическое значение. Наука становится производительной силой общества.

В то же время наиболее ценным объектом потребления является информация. Человек создает все более сложную окружающую среду, перегруженную информацией, в которой он часто не может справиться с ее избытком. Скорость развития информационных технологий нередко приводит к тому, что естественной способности человека обработать информацию становится недостаточной для того, чтобы ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций. Возникает своеобразная «искусственная» неполноценность мышления.

Проблема создания искусственного интеллекта заключается в выяснении возможности создания интеллекта, подобного человеческому на основе современных технологий, поэтому в данном вопросе необходимо рассмотреть особенности мышления и сознания человека.

Следует отметить, что мозг человека – это открытая система, сформированная собственной историей и находящаяся в непрерывном взаимодействии с природным и общественным окружением, которое изменяет их. Неопределенность на уровне отдельных компонентов может, однако, обеспечить предсказуемость на уровне всей системы. Поэтому сознание, разум, память возникают как свойства мозга в целом, а не как свойства отдельных элементов.

В результате развития информационных технологий, в процессе взаимодействия искусственного и естественного интеллектов возникла виртуальная реальность.

Термин «виртуальный» имеет двоякий смысл: во-первых, означает «фактический, отражающий действительное состояние», во-вторых, возможный, который может или должен проявиться при определенных условиях». В первом значении этот термин встречается в религиозной и философской традиции. Во втором значении виртуальная реальность – это информационная система, возникающая в процессе взаимодействия естественного и искусственного интеллекта и претендующая на статус особого мира, построенного по законам и принципам автономного существования.

Виртуальная реальность, в которой преобладают технические законы, создает угрозу существованию человека как свободно мыслящего, сознательного существа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.01 с.)