Агафонова Елизавет, Петрозаводск, МОУ «Державинский лицей» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Агафонова Елизавет, Петрозаводск, МОУ «Державинский лицей»



Тема вторая.

Труженики тыла. "Все для фронта, все для победы!"

Победа на фронте невозможна без крепкого тыла. Трудились "для фронта и для победы" в основном женщины, подростки, люди преклонного возраста. Расскажите о тех, кто в вашей семье пережил войну, работая дни и ночи в тылу, справляясь с той тяжелой ношей, которая легла на их плечи. Расспросите о них у своих родных и близких. Какими они вспоминали военные годы. Как сложилась их дальнейшая жизнь в мирное время.

Тема третья.

Герои-земляки. "Мы помним, мы гордимся!"

В ваших населенных пунктах (городах, поселках, деревнях) наверняка есть памятные знаки, стелы обелиски, установленные в память о солдатах, которые не вернулись с войны. Расскажите, что вы знаете о героях-земляках, именами которых названы улицы, в честь которых установлены памятники в ваших поселках и городах. Возможно, в вашей школе есть музей, где можно получить необходимую информация о героях-земляках.

                                            КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ

(СБОРНИК РАССКАЗОВ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «ЭХО ВОЙНЫ», ПОСВЯЩЕННОГО 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ)

Аксенова Анастасия, Петрозаводск, МОУ СОШ № 29

В моей семье на войну были призваны все мужчины, но, к сожалению, не все вернулись. У меня очень большая семья. Я расскажу о нескольких прадедушках, которые воевали в Великой отечественной войне против фашистов.

Лямцев Георгий Иванович, 1913-1942, был призван в возрасте 28 лет, по профессии был военнослужащим. Служил в 362 отдельном батальоне 195 стрелковой дивизии ГВИУ КА УрВО, командиром взвода в звании младшего лейтенанта. При форсировании реки Десна был тяжело ранен. Погиб в Воронеже, 19.07.1942 г.

Теребов Павел Алексеевич, 1910-1941 гг., работал в Медвежьегорском районе сначала учителем, а затем директором школы в с. Шуньга. Участник Русско-Финской войны. 25.06.1941 г. призван на войну Заонежской РВК в звании сержанта, был замполитом. Пропал без вести в декабре 1941г.

Трифонов Николай Тихонович, 1913-1991 гг., до войны и после работал машинистом на передвижной электростанции. Участник Русско-Финской войны, получил тяжелое ранение в ногу. В госпитале хотели ампутировать ногу, но дедушка сбежал. Прошел всю войну с этим ранением и только после войны удалили осколки с ноги. Призван в июне 1941 г. в ВЧ 33 обс. 27 с.д. командиром связи. Боевой путь из Республики Карелия через Санкт-Петербург, Псков, Латвию, Литву в Польшу. Закончил военный путь в д. Гдынь. Награжден: “Медаль за отвагу”, “Медаль за оборону Ленинграда”, “Красная звезда”, Орден отечественной войны II степени”.

Ульбаков Федор Степанович, 1922-1944 гг. Призван в возрасте 19 лет с Шелтозерского района д. Розмега в 35 мотострелковую бригаду. Погиб 19.07.1944 г. в Люблинско-Брестской наступательной операции. Захоронен в Белорусской ССР, Брестская область, Каменецкий район, д. Подхуганы, на северо-восток в 2 км от дороги.

Ульбаков Александр Степанович, 1918-1991 гг., закончил педагогическое училище, работал учителем начальных классов. В возрасте 23 лет призван в танковые войска, воевал за Сталинград. В 1945 г. был тяжело ранен в легкие и комиссован. В дальнейшем всю свою жизнь был председателем Шелтозерского сельсовета.

Я горжусь подвигами всех участников Великой отечественной войны и хочу чтобы подвиги каждой семьи не были забыты!

Терентьева Марина

Жизнь разная и истории разные: счастливые, смешные и не очень...
Мне рассказала пару историй мама, а ей когда-то рассказали её бабушка и дедушка (Иван Алексеевич Попов, Нина Викентьевна Попова) – мои прадедушка и прабабушка.
Когда началась война, прадед был ещё совсем юным, но уже ходил в школу. Была у него сестра младшая. Остались они без родителей и без крова, скитались по останкам жилых домов. В деревне была поздняя осень и уже начались заморозки, дул холодный ветер, временами шёл мелкий снежок.
Маленькая сестричка провалилась в отстойник старого выгребного туалета. И пока брат её вытаскивал, она вся перемазалась, промокла и замёрзла. Он отмывал её холодной водой, а она вся дрожала. После этих событий она простудилась и вскоре умерла, а он остался один. Мама говорила, что у прадеда, когда он рассказывал эту историю, руки дрожали и он плакал, жалея свою сестричку.

Вторая история чуть веселее и рассказала её маме моя прабабушка Нина.
Так получилось, что попала прабабушка в детский дом и повезли их на юг подальше от войны. Ехали долго на какой-то станции, вышли, потом оказались в поле со странными домиками, разбросанными то тут, то там. Детям хотелось в туалет и они решили, что это как раз то что надо. Нужду справили, а потом узнали, что это были "домики" из навоза. Так заготавливали кирпичи из навоза и складывали сушиться на солнце, а потом топили ими печи. Рассказывала она эту историю раза два или три, но так весело и задорно. Мама вспоминает, что они обе хохотали, вспоминая её.

 

Тема вторая.

Труженики тыла. "Все для фронта, все для победы!"

Победа на фронте невозможна без крепкого тыла. Трудились "для фронта и для победы" в основном женщины, подростки, люди преклонного возраста. Расскажите о тех, кто в вашей семье пережил войну, работая дни и ночи в тылу, справляясь с той тяжелой ношей, которая легла на их плечи. Расспросите о них у своих родных и близких. Какими они вспоминали военные годы. Как сложилась их дальнейшая жизнь в мирное время.

Тема третья.

Герои-земляки. "Мы помним, мы гордимся!"

В ваших населенных пунктах (городах, поселках, деревнях) наверняка есть памятные знаки, стелы обелиски, установленные в память о солдатах, которые не вернулись с войны. Расскажите, что вы знаете о героях-земляках, именами которых названы улицы, в честь которых установлены памятники в ваших поселках и городах. Возможно, в вашей школе есть музей, где можно получить необходимую информация о героях-земляках.

                                            КНИГА ВОСПОМИНАНИЙ

(СБОРНИК РАССКАЗОВ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «ЭХО ВОЙНЫ», ПОСВЯЩЕННОГО 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ)

Агафонова Елизавет, Петрозаводск, МОУ «Державинский лицей»

Передо мной старая пожелтевшая фотография, сделанная во время Великой Отечественной войны. Ее передала в музей заместитель директора Державинского лицея – Тютева Ольга Ивановна. Старая фотография хранилась в семье Ольги Ивановны более 70 лет.

Держу её в руках с внутренним волнением: от снимка исходит тихая энергия. Чем больше всматриваешься в фото, тем зримее и ярче, живее персонажи на ней, тем явственней их жизнь. Ещё минута – и фотография оживёт…

На снимке «отразилось» мгновение жизни - три молодых серьезных юноши открыто смотрят на тебя. Идёт война, молодых людей призывают в армию. К сожалению, я знаю только одного из них. Молодой человек стоит слева - это Евсеев Александр Иванович – «Шура», как ласково называла его мама, Мария Фёдоровна, или «Шурик» - так весело-задорно «обзывала» его Женька, младшая сестра. Воспоминания Евсеевой Евгении Ивановны и легли в основу моего рассказа.

Жил – не тужил себе Шура, рос в старинном селе Святозеро на берегу одноименного озера: с пацанами ходил на рыбалку, помогал отцу по хозяйству, в школе отлично учился и мечтал стать врачом. Но пришла война. Узнали о ней от соседки, которая неведомо откуда принесла эту жуткую весть в посёлок: «Родимые, войну объявили,» - через слёзы говорила она матери Шуры, а он, глядя на мать, в её тревожные глаза, понял - молодой, семнадцатилетний юноша - кожей почувствовал, сердцем, которое заколотилось в груди, что пришло тяжёлое время.

Сурово взглянула на него жизнь: отца забрали на фронт, семью - Шуру, маму и сестру отправляли в эвакуацию. Начались хлопоты, заговорили об отъезде. Школу юноша окончил в 1942 году уже в эвакуации, в селе Михайловка Татарской АССР. Учился и думал: скорее на фронт, нельзя быть здесь, когда там, на передовой, гибнут наши люди, жизнь отдают за мир, за Родину.

Александр был мобилизован Муслюмовским РВК 29.05.42. Поначалу он оказался в Ижевске, где проходил начальную военную подготовку курсанта.

 Фотография сделана именно тогда, когда он, вчерашний выпускник, отправлялся на воинскую службу, в учебную часть. Я гляжу в эти открытые молодые лица, серьёзные глаза и думаю: «Шурка, о чём думал ты, когда семья провожала тебя на фронт? Было ли тебе страшно?» А он смотрит на меня, современную восьмиклассницу, и я слышу его голос: «Было страшно, но страшнее ничего не делать для НАШИХ, там, в огне боев. Бойся, житель двадцать первого века, войны. А я вот, видишь, иду воевать…»

Я переворачиваю фотокарточку, и на обратной её стороне читаю: «Дорогой маме и сестре Жене на долгую память от сына и брата. Наб-Чалны. 27/V – 42 г.» Это фото сестра Женя хранила всю жизнь. И всю жизнь мечтала: вот откроется дверь, и в комнату войдёт Шурик – такой же молодой, сильный брат, каким остался он на этой пожелтевшей от времени фотографии.

Служил красноармеец в воинской части 1635 2 ОСГО. Полевая почта часть 25.

И он каждый день писал домой маме и сестре. Это были и большие письма, и совсем маленькие записочки, написанные, на чём придётся. В письмах он поддерживал маму и сестру словом и советом, обращался к Жене с просьбой помогать матери и слушаться ее во всем, просил писать ему «почаще», и очень беспокоился о своей девушке Тане. Каждый раз подписывал он эти письма очень тепло: «Пишите, как живете! До свидания. Привет всем. «Шура»

После окончания «учебки» был отправлен на Ленинградский фронт.

Надо остановиться: не может память так быстро пролистать человеческую жизнь, но тут же я слышу тихий голос Евгении Ивановны: «Он продолжал писать каждый день по дороге на фронт. Последнее письмо пришло с фронта в сентябре 1942 года. И больше от брата - ни весточки. Шура пропал без вести 10 сентября 1942 года в Синявинском районе Ленинградской области в одном из первых боев».

Евгения Ивановна плачет. Это слёзы всех тех, кто не дождался родных с фронта. Я чувствую её горе, я хочу закричать: «Война, что ты сделала!? Зачем выжгла в сердцах людей незаживающие раны!?» И к горлу подступают слёзы. И вновь тихий голос Евгении Ивановны: «Старшего брата мне не хватает всю жизнь. Он для меня был примером во всем. Как мы собирали с ним ягоды! Он все в корзинку, бидон, а я все в рот».

Я вновь переворачиваю фотографию и всматриваюсь в глаза «любимого Шурика»... Жизнь идёт своим чередом, и в ней есть место горьким радостям. Отец Саши, Иван Алексеевич, вернулся с фронта. Для него закончилась эта долгая война, а для сына война длиною в три дня – нет! Отец вернулся, а сын лежит в Ленинградской холодной земле…

Во время и после войны Иван Алексеевич никогда не оставлял надежды найти сына: писал во все официальные инстанции, обращался в военные архивы. На все его запросы приходил один сухой официальный ответ: «Пропал без вести 10.09.1942 г. в Синявинском районе Ленинградской области». Официальное: «пропал без вести» - сколько горя в этих строках! Горя тех, кто всю жизнь ждал и наделся увидеть родных. Иван Алексеевич и Мария Фёдоровна ждали, как ждали и надеялись десятки тысяч отцов и матерей, братьев и сестёр. Наверное, там, на небесах, они встретились с сыном.  

9 мая в День Победы Евгения Ивановна доставала письма брата, сообщение о пропаже без вести, читала и перечитывала вслух сначала дочерям, затем и внукам. Они никогда не видели своего дядю, деда, но знают и помнят о нем всегда! Многие письма знала наизусть: через них она говорила с ним. Старая бумага хранит его слова, тепло его души…

А я всё вглядываюсь в глаза Александра Ивановича, красноармейца 22 стрелковой бригады. В этом году Александру Ивановичу, любимому «Шуре» и «Шурику» исполнилось бы 96 лет. Возможно, нет! я уверена: он стал бы тем, кем мечтал – врачом; спасал бы жизни, но вот только свою спасти не смог! Возможно, у него была бы большая семья, дети, внуки. Возможно. Всё разрушила война! И погиб Шурка девятнадцатилетним юношей осенью сорок второго года, и пустует страница его жизни в семейном альбоме, но жива память о нём в сердцах тех, кто бережно хранит эту старую фотографию.

Я замолкаю, и слёзы застилают глаза. Я бережно кладу снимок на полку в школьном музее и смотрю в глаза ребят, которые слушают мой рассказ. И чувствую: Александр Иванович благодарно смотрит на нас. Он ЖИВ, пока МЫ помним.

Он был на войне всего три дня. И ему было всего девятнадцать!

Его нет среди живых, но он остался жить в письмах, часть которых хранится в нашем школьном музее!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.011 с.)