Татьяна николаевна черкасова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Татьяна николаевна черкасова



ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ЧЕРКАСОВА

«Структурно-семантические особенности

Современной региональной поэзии»

 

Магистерская диссертация

Выпускницы II курса

Татьяны Николаевны Черкасовой

 

Научный руководитель:

д. филол. н., профессор

Клинг Олег Алексеевич

 


 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Историческое и культурное наследие Удмуртской Республики, отражающееся в литературе региона. 7

1.1. Ключевые события истории Ижевска и Удмуртской Республики. 7

1.2. Роль удмуртского народа в становлении
удмуртской государственности. 10

Глава 2. Литературоведческие и культурологические предпосылки
изучения современной региональной поэзии. 14

2.1. Актуализация проблемы изучения современной
региональной поэзии. 14

2.2. Становление литературы Удмуртии. Развитие проблемы
национальной идентичности в первой половине XX века. 18

2.3. Развитие проблемы территориальной идентичности
в поэзии Удмуртии в 1970–2000 гг. 25

2.4. Проблематика современного литературного процесса в Удмуртии. 30

Глава 3. Общее и частное в современной региональной поэзии: анализ произведений первого тома Альманаха современной поэзии Удмуртии. 38

3.1 Трансформация образа города в современной поэзии Удмуртии. 38

3.2. Преобразование природно-пейзажного кода в лирике
поэтов XXI века. 50

3.3. Проблема национальной идентичности и функции
поэтического слова в произведениях удмуртскоязычных авторов. 54

3.4. Поиски национальной и территориальной идентичности
в поэзии русскоязычных авторов. 61

Заключение. 75

Список литературы.. 78

 


 

Введение

    Актуальность выбранного материала для исследования (поэзия Удмуртии) обусловлена интересом к региональной поэзии со стороны научного сообщества, что выражается в количестве исследований на схожие темы: «Актуальные тенденции в современной региональной поэзии (на материале творчества поэтов Челябинска)» (2019), «Евразийская поэтика казахстанского культурного текста (на материале современной поэзии)» (2019), «О молодежных литобъединениях Магнитогорска 1930-2010-х гг.» (2019) и др. Проблема осмысления особенностей региональной поэзии встала перед исследователями после распада СССР, также интерес начала представлять русскоязычная словесность в многонациональных регионах («Региональные особенности современной татарской поэзии Башкортостана» (2008), «Поэзия в региональной газете 1920-х гг.: по материалам пермских газет» (2018)). Также для анализируемого исследования оказывается важна именно современная региональная поэзия, что также актуально с точки зрения подбора материала: как можно заметить по научным публикациям, в последнее время обострился интерес к современной поэзии Удмуртии («Проблемы «Нерусской России» и их отражение в современной поэзии Удмуртии» (2016), «Кризис территориальной идентичности в отражении Т. Репиной» (2017), «Зачем тревожить внешнюю структуру. Мифологизация региона в современной русской поэзии Удмуртии» (2018)). Учитывая, что в основном исследователи интересуются отличительными чертами региональной современной поэзии в тех или иных аспектах, выбранная проблема также представляется нам актуальной.

Проблема осмысления особенностей современной региональной поэзии остро встала перед исследователями около 20-30 лет назад после распада СССР, в то время, когда на первый план вышла именно региональная, а не всероссийская литература. Особое внимание стало уделяться русскоязычной словесности в многонациональных регионах. Однако до сих пор в ряде республик и областей современная литература остается за границами научных интересов исследователей.

Научная новизна исследования обусловлена комплексным изучением современной поэзии региона, а также вниманием к отдельным деталям структурно-семантическим элементам в творчестве изучаемых авторов, их сопоставлением и выявлением общих тенденций, которые бы описывали современную региональную поэзию. Прочие исследования обычно фокусируются на значимости удмуртского языка для русскоязычной поэзии («Удмуртские лексемы в танкетках Александра Корамыслова», 2018), отражении региона в современной поэзии («Зачем тревожить внешнюю структуру…», 2018), творчестве отдельных современных авторов («Кризис территориальной идентичности в отражении Т. Репиной», 2017) или сопоставлении современных авторов с поэтами ХХ века с акцентом на последних («Проблема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии», 2016). В основу данного исследования ложатся произведения тех авторов, чье творчество еще не было отрефлексировано научным миром, причем анализируется как русскоязычный корпус текстов, так и произведения, написанные на удмуртском языке. Предметом исследования является современный региональный литературный процесс.

Целью работы является описание тем и приемов, характерных для большинства современных поэтов Удмуртии. Она реализуется в следующих задачах:

· найти и описать теоретические аспекты изучения региональной литературы ХХ века;

· выявить предпосылки, повлиявшие на формирование современной региональной поэзии;

· обозначить темы и приемы, ставшие ключевыми для литературы Удмуртии XX века;

· рассмотреть и проанализировать трансформацию данных проблем, тем и приемов в творчестве современных русскоязычных и удмуртскоязычных авторов;

· выявить часто повторяющиеся приемы и определить их роль для современной поэзии Удмуртии.

    Теоретическую основу работы составляют такие литературоведческие термины и понятия, как поэт и поэзия, стиль, образ, хронотоп, тема, конфликт. Методологически исследование опирается на культурно-исторический и сравнительный методы, а также отчасти на биографический.

    Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследователь предлагает трактовку содержания и формы современной региональной поэзии, которую ранее никто не анализировал в научной работе. Также исследователь выделяет особенности этой поэзии, выделяет круг тем, которые объединяют творчество современных писателей Удмуртии, обозначает проблему национальной и территориальной идентичности и ее репрезентацию и специфику в стихотворениях молодых авторов.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования при анализе произведений современных поэтов Удмуртии, чье творчество еще не было осмыслено в других научных работах, а также при сопоставлении особенностей современной поэзии Удмуртии с особенностями современной поэзии других регионов, в особенности тех, где также наблюдается проблема многоязычия (например, Татарстан, Марий Эл, Башкортостан и др.) Также исследование может пригодится при создании уроков о поэзии родного края для школьников и студентов в Удмуртии.

Результаты исследования:

· Найдены и описаны теоретические аспекты изучения региональной литературы ХХ века.

· Выявлены предпосылки, повлиявшие на формирование современной региональной поэзии.

· Обозначены темы и приемы, ставшие ключевыми для ключевыми для литературы Удмуртии XX века, в частности, эксперименты с формой и проблемы национальной и территориальной идентичности.

· Описана трансформация данных проблем в поэзии современных авторов, выявлены схожие черты, проявляющиеся вне зависимости от языковой принадлежности автора.

· Выявлены часто повторяющиеся темы и приемы современных авторов: образ города, тема национальной и территориальной идентичности, наследование экспериментов со структурой текста от авторов XX века и современных представителей сетевой литературы.


 

Заключение

    В данной работе была предпринята попытка анализа структурно-семантических особенностей современной поэзии Удмуртской Республики, выявления основных тем и проблем, которые формировались в литературе Удмуртской Республики на протяжении XX века под влиянием различных исторических и внутрилитературных факторов, описания трансформации этих проблем в творчестве современных русскоязычных и удмуртскоязычных авторов, выявления часто повторяющихся приемов в современной поэзии Удмуртии, соотносимых с литературным наследием региона и современное общероссийской традицией. Для исследования был подобран материал, содержащий ряд разноплановых авторов, интересных не только современному научному сообществу Удмуртской Республики, но и исследователям за ее пределами — а именно, Альманах современной поэзии Удмуртии, выпущенный Штабом современной поэзии «ПоэтUp» в 2018 году и составленный редколлегией в соавторстве с филологами, критиками и самим поэтами, представленными в книге.

В рассмотренном нами корпусе текстов были представлены стихотворения, написанные как на русском языке, так и на удмуртском языке. Для преодоления языкового барьера использованы подстрочники, переводы на русский язык, сделанные авторами удмуртских стихотворений, переводы третьих лиц и — где необходимо — переводы и пояснения автора исследования.

    Автором исследования были отобраны основные исторические события, оказавшие влияние на литературу Удмуртской Республики или отразившиеся в тех или иных поэтических текстах, а также кратко описаны особенности менталитета удмуртского и русского народов, дающие ключ к пониманию некоторых особенностей проблемы национальной идентичности; обозначается значимость многоязычия для региона и связанные с этим проблемы. На примере творчества В. Шихова было показано зарождение и укоренение темы города и постепенное вытеснение природно-пейзажного кода из лирики 1970–2000-х гг., а также описаны особенности проявления урбанистических мотивов. Тема города является одной из основных для современных поэтов Удмуртии, а потому ее генезис так важен для исследования и осмысления.

    В ходе анализа творчества авторов Альманаха с акцентированием внимания на общих темах, особенностях композиции и сопоставлении полученных результатов с особенностями поэтики авторов прошлого исследования мы выяснили, что в современной удмуртской региональной поэзии преобладают:

· проблема национальной идентичности отдельно для удмуртскоязычных и русскоязычных авторов;

· проблема территориальной идентичности и ее взаимосвязь с проблемой национальной идентичности;

· городское пространство в лирике, трансформация образа города и расширение «ижевского текста» различными мифопоэтическими элементами в продолжение традиции В. Шихова;

· изменение отношения к природно-пейзажному коду;

· насыщение текстов специфическими маркерами региона (топонимами, культурными явлениями, элементами удмуртского языка в русскоязычных стихотворениях);

· развитие общероссийских традиций в формальной организации текста.

    Также было обнаружено, что тексты, написанные авторами из Удмуртской Республики, имеют схожие черты, вне зависимости от языка написания или национальной принадлежности автора. Поэты, так или иначе, обращаются в своих текстах к описанию одних и тех же реалий (район, местоположение, архитектурные особенности), используют схожие приемы для передачи чувственных состояний, акцентирования тех или иных аспектов и смыслов, а также для смысловой организации тексты. Также схожи авторские впечатления от столицы Удмуртской Республики, Ижевска, как от города, удаленного от цивилизованного мира, в чем-то захолустного, но провоцирующем чувство ностальгии. Осознавая разнообразие выбранных авторов, разницу их эстетических установок, можно сделать вывод, что схожие темы и приемы находят свое отражение в творчестве всех современных авторов Удмуртской Республики, а не только тех, что представлены в Альманахе.

Это дает основание полагать, что поиск национальной и территориальной идентичности, и общая неприкаянность авторов приводят к мысли о драме всего молодого поколения и назреванию духовного кризиса в эпоху повсеместной глобализации. Как нам кажется, пережить его можно, но лишь осмыслив данность как ценность.


 

Список литературы

1. Альманах современной поэзии Удмуртии: выпуск 1. — Ижевск, 2018. — 176 с.

2. Альманах современной поэзии Удмуртии: выпуск 2. — Ижевск, 2018. —176 с.

3. Анфиногенов Б. В. Критика этнофутуризма в Удмуртии // Финно-угорский мир. 2015. №3. Режим доступа: http://csfu.mrsu.ru/arh/2015/3/74-77.pdf (дата обращения: 12.04.2020)

4. Арзамазов А. А. Между реальностью, мифом и вымыслом: образ Ижевска в удмуртской поэзии 1990-х годов // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. 2014. №3. С. 114–119. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-realnostyu-mifom-i-vymyslom-obraz-izhevska-v-udmurtskoy-poezii-1990-h-godov (дата обращения: 10.04.2020)

5. Арзамазов А.А. Удмуртская поэзия второй половины 1970 – начала 2010-х годов: человек, природа, город. / А.А. Арзамазов; науч. ред. Т. Г. Владыкина; УИИЯЛ УрО РАН. — Ижевск, 2015. — 336 с.

6. Арзамазов А. А. Феномен визуального в современной удмуртской поэзии (на анализе творчества П. М. Захарова). — Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, Удмуртский государственный университет, 2010. — 231 с.

7. Белых С. К. История народов Волго-Уральского региона. — Ижевск, 2006. — 129 с.

8. Брейнингер О. Шалость удалась // Дружба народов. 2019. №12. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/druzhba/2019/12/shalost-udalas.html (дата обращения: 27.04.2020)

9. Бусыгина Л. В. Современная иноязычная экспансия сквозь призму творчества Кузебая Герда // Ежегодник финно-угорских исследований. 2014. С. 47–58.

10.  Виленкин В. Я. В сто первом зеркале. — М.: Советский писатель, 1990. — 336 с.

11.  Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. — Ижевск: Удмуртия, 1994. — 384 с.

12.  Герд К. Лёгетъёс. — Ижевск: типогр. Государ. Обл. Из-ва «Удкнига», 1931. — 226 с.

13.  Гоголев А. П. Какая разница. Режим доступа: https://vk.com/@poetup-kakaya-raznica (дата обращения: 14.06.2019)

14.  Гоголев А. П. Дружеский пост в поддержку Альманаха современной удмуртской поэзии. Режим доступа: https://vk.com/wall-140278321_2519 (дата обращения: 14.06.2019)

15.  Гоголев А. П. Проверочные слова. — Сарапул: МУП г. Сарапула «Сарапульская типография», 2015. — 374 с.

16.  Домокош П. История удмуртской литературы. — Ижевск: Удмуртия, 1997. — 448 с.

17.  Душенкова Т.Р. Ксенофобия или толерантность удмуртов (на примере концепта «чидан») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. Т. 2, № 2. С. 79–83.

18.  Душенкова Т. Р. Неомифологизм в удмуртской поэзии середины 1990-х годов: Очерк поэтической интерпретации. — Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2013. — 168 с.

19.  Зимина М. Г. Эти вечные темы...: стихи / Маргарита Зимина. — Ижевск: Удмуртия, 2005. — 143 с.

20.  Зимина М. Г. «...а музыка осталась...»: стихи. – Ижевск: КнигоГрад, 2012. – 122 с.

21.  Иванов В. В. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. — М.: Языки славянских культур, 2007. С. 165–179.

22.  Удмуртский поэт Богдан Анфиногенов: «Людей нужно увлечь чужой культурой» // Финно-угорская газета. Режим доступа: http://fugazeta.ru/udmurtskij-poet-bogdan-anfinogenov-lyudej-nuzhno-uvlech-chuzhoj-kulturoj/ (дата обращения: 15.06.2019)

23.  История Удмуртии: конец XV — начало XX века / М. В. Гришкина и др.; под ред. К. И. Куликова. Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. — Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2004. — 549 с.

24.  Кадочникова И. С. «Дайте мне… что-нибудь повращать»: о поэтическом языке Андрея Гоголева в контексте автометаописательной поэтики // Восточно-европейский научный вестник. 2017. №3. С. 68–72.

25.  Кадочникова И. С. «Ижевск, молодость, современность». Режим доступа: https://vk.com/@poetup-izhevsk-molodost-sovremennost (дата обращения: 06.06.2019)

26.  Кадочникова И.С. Кризис территориальной идентичности в отражении Т. Репиной // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27, вып. 5. С. 742–754.

27.  Кадочникова И. С. Поэт в Удмуртии: литературная репутация и региональная идентичность // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2019. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poet-v-udmurtii-literaturnaya-reputatsiya-i-regionalnaya-identichnost (дата обращения: 23.04.2020)

28.  Кадочникова И.С. Проблемы территориальной идентичности в лирике М. Зиминой // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2013. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-territorialnoy-identichnosti-v-lirike-m-ziminoy (дата обращения: 03.05.2020)

29.  Камитова А. В. Образный мир Кузебая Герда: оригинал и переводческая интерпретация. — Ижевск, 2006. — 192 с.

30.  Камитова А.В. Рожденный на рубеже веков: о трагическом сознании в творчестве Кузебая Герда // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2015. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdennyy-na-rubezhe-vekov-o-tragicheskom-soznanii-v-tvorchestve-kuzebaya-gerda (дата обращения: 30.04.2020)

31.  Корамыслов А. Песни мудехара. – СПб. 2014. — 60 с.

32.  Кузнецов А. С позиции «прокурора» // Литературный журнал «Луч». Режим доступа: http://litluch.ru/obzor-literaturyi/s-pozitsii-prokurora/ (дата обращения: 12.06.2019)

33.  Кузнецов Н. С. Из мрака... — Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1994. — 496 с.

34.  Кузьмин Д. От составителя / Нестоличная литература: поэзия и проза регионов. Режим доступа: http://www.litkarta.ru/projects/nestolitsa/about/ (дата обращения: 29.04.2020)

35.  Национальный состав населения Удмуртской Республики. Режим доступа: http://worldgeo.ru/russia/lists/?id=33&code=18 (дата обращения: 14.04.2020)

36.  Никитина Э. В. Этноменталитет удмуртов. Режим доступа: http://national-mentalities.ru/diversity/nacionalnopsihologicheskie_osobennosti_etnosov_rossii/povolzhe/etnomentalitet_udmurtov_e_v_nikitina/ (дата обращения: 03.05.2020)

37.  Никуда этот мир не исчезнет… Поэзия Удмуртии. Избранное. — Ижевск: Шелест, 2015. — 254 с.

38.  Оки А. Чыртывесь: кылбурьёс = Ожерелье: стихи / сост., вступ. статья А. Ермолаева. Ижевск, 1998. — 150 с.

39.  Пантелеева В. Г. Национально-семантические особенности стиля Флора Васильева: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук (специальность ВАК РФ 10.01.02) — Москва, 1999. — 10 с.

40.  Пантелеева В. Г. Удмуртская поэзия и перевод. Анализы, интерпретации, комментарии. — Ижевск, 2016. — 247 с.

41.  Пантелеева В. Г. Удмуртская поэзия рубежа ХХ-ХХI вв.: жанрово-стилевые и образные модификации // Studia Litterarum. 2019. Т. 4, №1. С. 286–309.

42.  Петров А. Н. Удмуртский этнос: проблемы ментальности. — Ижевск: Удмуртия, 2002. — 144 с.

43.  Программа «Точка зрения»: Т. Репина // Радио России. Режим доступа: https://vk.com/audios-57918241 (дата обращения: 05.05.2020)

44.  Ратникова Е. За рамки журнала, за пределы Москвы // Октябрь, 2011, №9. Режим доступа: https://magazines.gorky.media/october/2011/9/za-ramki-zhurnala-za-predely-moskvy.html (дата обращения: 29.04.2020)

45.  Репина Т. Монография. Пишет один человек. — Ижевск, 2013. — 126 с.

46.  Сахарных Д. М. О периодизации истории удмуртской письменности // Седьмая научно-практическая конференция преподавателей и сотрудников УдГУ, посвящённая 245-летию г. Ижевска. — Ижевск, 2005. С. 63–65.

47.  Серова М. В. Мифопоэтическое и социально-историческое в художественном мышлении В. Шихова. // Академический час. Вып. 3. Ижевск, 2014. С. 139–153.

48.  Серова М. В., Кадочникова И. С. Проблема культурно-исторической идентичности в литературе Удмуртии. — Ижевск, 2014. — 181 с.

49.  Серова М. В., Кадочникова И. С. Проблема художественной индивидуальности в литературе Удмуртии. — Ижевск: Шелест, 2016. — 180 с.

50.  Сидорова М. Ю., Липгарт А. А. Грамматика современной русской поэзии: линеаризация и синтаксические техники // Мир русского слова. 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grammatika-sovremennoy-russkoy-poezii-linearizatsiya-i-sintaksicheskie-tehniki (дата обращения: 27.04.2020)

51.  Соловьев В.С. Три силы. Публичная лекция. Режим доступа: http://www.vehi.net/soloviev/trisily.html (дата обращения: 14.04.2020)

52.  Степанов Е. Современная поэзия: тенденции начала XXI века. // Дети Ра. 2008. №9. Режим доступа:  http://magazines.russ.ru/ra/2008/9/st20.html#3 (дата обращения: 12.06.2019)

53.  Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. — М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 520 с.

54.  Фатеева Н.А. Заметки о том, как научиться понимать современную поэзию // Мир русского слова. 2008. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zametki-o-tom-kak-nauchitsya-ponimat-sovremennuyu-poeziyu/ (дата обращения: 23.04.2020)

55.  Федорова Л. П. Первые страницы женского письма в удмуртской литературе // Ежегодник финно-угорских исследований. 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-stranitsy-zhenskogo-pisma-v-udmurtskoy-literature (дата обращения: 22.04.2020)

56.  Федотов М. Вöсь: кылбуръёс. — Ижевск: Удмуртия, 1991. — 143 с.

57.  Шадрихина И.А. Потерянная сакральность. Несколько слов о современной русской поэзии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poteryannaya-sakralnost-neskolko-slov-o-sovremennoy-russkoy-poezii (дата обращения: 15.04.2020)

58.  Шибанов В. Сквозь призму культурной травмы. Режим доступа: http://litrossia.ru/item/9851-viktor-shibanov-skvoz-prizmu-kulturnoj-travmy/ (дата обращения: 11.04.2020)

59.  Шихов В. Руны: вторая книга стихов. — Ижевск, 2005. — 122 с.

60.  Шкляев А. Г. Литература Удмуртии. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20160313132427/http://shklyaev.ru/public/udmliteratura_obzor.htm (дата обращения: 25.04.2020)

61.  Шумилов Е. Ф. Город на Иже, 1760-2000: историческая хроника с прологом и эпилогом в 2-х томах, повествующая о славных традициях и драматической истории столицы Удмуртии. // Ин-т истории и культуры народов Приуралья при Удмурт. гос. ун-те. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ижевск: Свиток, 1998. — 399 с.

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ЧЕРКАСОВА

«Структурно-семантические особенности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.063 с.)