Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дмитрия иоанновича кастальского
26-го ноября 1891 года скончался после продолжительной и изнурительной болезни, на 72 году своей жизни, настоятель Московского Казанского собора, протоиерей Димитрий Иоаннович Кастальский. Покойный принадлежал к числу лучших представителей священнослужителей Москвы, воспитавшихся под руководством приснопамятного иерарха Филарета. Посвятив Москве почти всю свою деятельность, Димитрий Иоаннович приобрел себе глубокое уважение и искреннюю любовь, как среди духовенства, так и среди светского общества. Позволим себе почтить память его сообщением здесь сведений о его разносторонних трудах и, насколько можно, изображением прекрасных свойств его личности. Родиной о. Димитрия Иоанновича был г. Дмитрова. Московской губ. Родитель его Иван Егорович Даниловский, был в начале своей службы причетником подмосковного села Кускова, а затем произведен в начале текущего столетия во диакона к Введенской, г. Дмитрова, церкви и здесь и скончался. Как можно судить по некоторым данным, он был человек не без некоторых выдающихся дарований. Так он был довольно искусный живописец и знаток древней живописи *) и между прочим за это был удостоен диаконства. После него остались также записки с рисунками, таблицами, относящиеся до пасхалии зрячей, ручной. Эти записки пожертвованы Д. И-чем в Епархиальную библиотеку при Петровском монастыре в 1871 году (см. Моск. Епарх. Вед. 181 г. № 37). Жизнь родителей Д. И-ча не могла быть вполне обеспеченной, особенно при многочисленности их семейства. У Ивана Егоровича Даниловского было пять сыновей, но ни один не удержал фамилии отца. Старший сын Петр Орловский не остался в духовном звании, - был на гражданской службе, чиновником дворцовой конторы; второй сын Иван Дмитревский священнодействовал в Москве, при церкви св. Димитрия Солунского; третий – Платон Афонский, умерший в 1874 году в сане протоиерея церкви запасного дворца (у Красных ворот). Ему между прочим принадлежит составление начального руководства по Закону Божию. Эта книга долгое время была незаменимым учебником в наших духовных и светских школах и выдержала не один десяток изданий. И теперь она еще не утратила своих достоинств, простоты изложения, сжатости, и совершенно справедливо предпочитается законоучителями школ, как прекрасный учебник. – Четвертым сыном о. диакона Даниловского был незабвенный протоиерей Димитрий Иоаннович и, наконец, пятым Михаил, учившийся одновременно с Д. И-чем и носивший, по желанию ректора Московской семинарии, одинаковую с ним фамилию Кастальский, был диаконом при Спасской, в Каретном ряду, церкви в Москве. Образование Д. И-ча по обычаю началось в духовном Дмитровском училище, откуда в 1834 году он перешел в Вифанскую семинарию. Здесь, как даровитый ученик он занял одно из первых мест в разрядном списке и сохранял его до самого окончания курса. Товарищами его были даровитые ученики, из которых многие заслужили весьма почетную известность. Таков С. И. Зернов (ум. 1886), бывший протоиереем Николо-Явленской церкви в Москве, член Консистории и многих учреждений, законоучитель нескольких учебных заведений, почетный член Московской духовной академии. Таков А. О. Ключарев, знаменитый проповедник, ныне архиепископ Харьковский Амвросий. Выдающиеся способности Кастальского не остались незамеченными в семинарии, и даже такой строгий ценитель ученических успехов, каким был митрополит Филарет отличил их от других и на публичных испытаниях с удовольствием выслушивал их ответы. Поэтому, когда начальству семинарии, пред окончанием ими в 1840 г. курса пришлось выбирать воспитанников для продолжения образования в Академии, эти три даровитые воспитанника без колебаний были признаны заслуживающими рекомендации, как отличные по успехам и поведению. Начальство семинарии не ошиблось в своем выборе, и трое товарищей: Зернов, Ключарев и Кастальский с выдающимся успехом выдерживают вступительный экзамен в академию и поступают в числа первых студентов в состав XIV курса (со времени открытия академии в 1814 г.); этот курс был одним из выдающихся по количеству даровитых и способных воспитанников. Между ними очень многие получили в последствии высокую и почетную известность на поприще служения церкви. … Но в ряду таких даровитых людей Д. И-ч занимал всегда одно из первых места. В списке студентов, окончивших курс в 1844 году Д. И-ч занял седьмое место, а через год по окончания курса в 1845 г. он был утвержден в степени магистра за сочинение «О домашнем употреблении Библии у древних христиан».
Как выдающийся по успехам и дарованиям студент, Д. И-ч предназначался к профессорской кафедре в академии и вместе с двумя своими товарищами Серафимом Протопоповым и Гр. Елисеевым получил место в Казанской Академии.
*) По свидетельству Д. И., его родителю принадлежит одна картина в Московском Успенском соборе. И сам Д. И. унаследовал от родителя своего его способность к живописи и сам любил рисовать.
(стр.39) где в 1844 году по случаю открытия высшего отделения, потребовались новые преподаватели, вызванные из других академий. На первом месте своей службы Д. И-чу пришлось взять на себя чтение патрологии, а через несколько месяцев по поступлении присоединить к этому предмету преподавание греческого языка. Д. И-с скоро успел овладеть своим предметом, о чем между прочим свидетельствует и его магистерская диссертация, обработанная им в первый год службы и показывающая широкое знакомство его с святоотеческими творениями. Академические работы его были руководственными для преемника его по академической кафедре. Вообще Д. И-ч, хотя и не долго, всего 4 года, пробыл бакалавром Казанской академии, но и за это краткое время он успел выдвинуться своими недюжинными способностями и за свою преподавательскую деятельность получить благословение Святейшего Синода. Награда эта, свидетельствует о внимании к нему начальства, кроме того, при редкости других наград для светских лиц духовно-учебных заведений, не могла не быть для молодого бакалавра почетною и высокою. Но Казань не привлекла к себе его. Как Москвич по рождению, воспитанию и родственным связям, Д. И-ч стремился перейти на службу в Московскую епархию. К этому же побуждала его и необеспеченность тогдашнего положения академических преподавателей, особенно начинающих, получавших в год около 250 р. с., от чего и происходило, что многие бакалавры после недолгой академической службы, предпочитали службу приходского священника профессорской карьере. Д. И-ч, не склонный к одиночеству и думавший о скромной жизни приходского священника-семьянина, решился предпочесть, Казанской академии Московскую семинарию, которая считалась перворазрядною, где он, как магистр тоже считался профессором и где материальное положение его могло быть обеспеченнее положения бакалавра академии. В Московской семинарии, куда перешел он в 1848 году, он занимает кафедру своего академического предмета – патрологии, а кроме того ему же поручается преподавание логики, психологии, латинского и немецкого языков. Преподавание пяти предметов, серьезно притом поставленных требовало от Д. И-ча большого напряжение и труда, тем более, что учебных руководств по патрологии, логике и психологии не было, так что на обязанности наставника этих предметов лежало и составление записок, восполнявших недостаток учебников. Не смотря на эти трудности, Д. И-ч уделял время и на литературные работы, печатая свои статьи в журнале «Москвитянин». На семинарской службе он заявил себя усердным и ревностным преподавателем. Ревизовавший семинарию в 1850 г. ректор Московской духовной академии, архимандрит Алексий нашел преподавание Д. И-ча настолько успешным, что засвидетельствовал об этом академическим правлением и последнее изъявило ему свою признательность. Кроме прямых своих обязанностей Д. И-ч исполняет неоднократно и поручения семинарского начальства, являясь депутатом от семинарии на испытаниях учеников в Перервинском духовном училище. На службе в семинарии Д. И-ч еще более стал думать об устройстве своей семейной жизни и как человек общительный, кроме своих ближайших родных, имел круг знакомых, среди которых проводил свободные часы. Любя трудовую жизнь и не искав шумных удовольствий и развлечений, он однако никогда не считал себя способным к одиночеству монашеской жизни и предпочитал ей жизнь семейную с ея мирными радостями, соединенными с патриархальною простотою. Между прочим он привязался всей душей к почтенной семье священника Казанской, в Сущеве, церкви Семена Васильевича Грузова 9ум. прот. 1875 г.). С этою семьею он соединился и родством, вступивши в 1850 г. в брак с дочерью о. Семена Васильевича, Ольгою Семеновною, воспитанницею Александровского института. Ставши семьянином, Д. И-ч не разочаровался в своих надеждах. К семье родителей своей супруги он всегда питал родную сыновью привязанность, жил вполне ея радостями и скорбями, а в своей подруге жизненного пути – нашел глубоко религиозного, доброго и вполне преданного ему человека, разделявшего до конца дней его все тяготы и радости трудовой жизни его.
Семейная жизнь Д. И-ча потекла ровно и мирно и была для него переходом к новой важной перемене в его жизни – принятию священства. С детства чувствуя склонность к священству, теперь с началом семейной жизни, он особенно часто помышлял о приходской службе; обязанности приходского пастыря всегда казались ему привлекательными. Чтобы легче достигнуть своей цели, Д. И-ч не оставляя профессорство решил просить священства и в 1852 г. м. Филаретом был рукоположен во священника к семинарской церкви, при которой полагалось быть двум священникам из профессоров семинарии. В таком положении безприходного священника Д. И-чу пришлось пробыть год. За это время он не раз просил места в приходе, но напрасно. Служа в семинарии, он не считал для себя унизительным помогать приходским священникам в совершении треб и церковных служб и часто был приглашаем в некоторые приходские церкви для служения ранних литургий. Так, кроме Казанской в Сущеве церкви, он служивал в Адриановской церкви и у Димитрия Селунского, где священствовал его родной брат. Эти служения, помимо удовлетворения его пастырских потребностей, давали ему и маленькое подспорье в его скудном профессорском содержании. Не надеясь, получить приходского места при профессорской службе, Д. И-ч решил оставить эти обязанности и в августе 1855 года был уволен Святейшим Синодом от профессорских обязанностей. Семинарское начальство, во главе которого стоял тогда ректор Леонид (Краснопевков ум. 1875 в сане архиеп. Яросл.) не осталось невнимательным к его служебной деятельности в семинарии и исходатайствовало ему денежную награду в размере годового оклада жалованья. Около того времени открылось священническое и законоучительское место в Ремесленном учебном заведении, откуда священник А. И. Воскресенский (ум. 1873) был переведен настоятелем Покровского собора. Владыка Филарет осведомился у ректора семинарии архим. Леонида, нет ли в числе семинарских профессоров способных и достойных занять это место, и ректор отрекомендовал Д. И-ча, как человека, который может вполне оправдать назначение владыки. Сам Д. И-ч и желал этого места и вместе раздумывал, так как оно все таки не совсем соответствовало его намерениям быть приходским пастырем. Не зная о рекомендации, сделанной о нем ректором семинарии, Д. И-ч решился сам просить владыку о месте в Ремесленном заведении, не надеясь впрочем на успешность своей просьбы. Но м. Филарет, имея уже о нем благоприятный отзыв, благосклонно принял от него прошение и тут же дал ему рекомендательное письмо к председателю опекунского Совета, князю Сергею Михайловичу Голицыну, в ведении которого состояло
(стр.40) ремесленное заведение. Письмо было следующего содержания: «По предварительному с вашим сиятельством совещанию и соглашению, учинено мною следующее: 1) Мариинской церкви, состоящей при Ремесленном, Императорского Воспитательного дома, заведения, священник и законоучитель Александр Воскресенский, в награду службы и сообразно с потребностями управления, переведен к Покровскому собору и произведен в протоиерея. 2) На место его назначен бывший профессор Московской семинарии, Николаевской, что при семинарии, церкви священник магистр Димитрий Кастальский. Уведомляя о сем Ваше сиятельство представляю сего священника Вашему благосклонному вниманию и покровительству» *) Это было 1-го ноября 1853 года. Со времени своего перехода в ремесленное учебное заведение и почти до самой своей кончины Д. И-ч беспрерывно занимается законоучительством в разных учебных заведениях и частным образом в дворянских и купеческих семьях. Так в течение 10 лет занимается он преподаванием Закона Божия в Московском сиротском доме, помещавшемся в доме, занимаемом ныне Басманною больницею, в продолжении 30 почти лет преподает закон Божий в старших классах Константиновского Межевого института и около 10 лет в реальном училище К. И. Воскресенского. Везде, где ни являлся Д. И-ч преподавателем Закона Божия он приобретал себе любовь и уважение и от сослуживцев и от учеников, влияя на последних прекрасными свойствами своего мягкого характера и добрыми отеческими беседами и наставлениями. Чуждый педантизма и сухости в изложении предмета, Д. И-ч стремился к тому, чтобы помимо знания важнейших пунктов христианского учения, вселить в них доброе религиозно-нравственное настроение и любовь к св. церкви. Его уроки походили более на отеческие беседы отца с детьми и оставляя всегда глубокий след в душе слушателей его от этого происходило, что ученики его и по выходе из школы поддерживали с ним добрые отношения. Успешность преподавания его свидетельствовалась не раз и бывавшими у него на экзаменах по Закону Божию преосвященными викариями московскими. Но нельзя сказать того, чтобы он совершенно расстался с мыслью о приходском месте. Положение приходских священников он считал во много выше своего и при всяком удобном случае просил у владыки Филарета прихода. Он искал простора для своей пастырской деятельности, которая в учебном заведении заключена была в строго определенные рамки. Что касается материальной обеспеченности, то она и для невзыскательного человека и при условиях дешевизны содержания, не могла считаться достаточной. Содержание, получаемое Д. И-чем от ремесленного учебного заведения едва доходило до 600 р. с. К лучшему изменению положение Д. И-ча с преобразованием в 1868 году ремесленного учебного заведения в Императорское техническое училище, так что с этого времени содержание его удваивается. Училище было преобразовано в высшее учебное заведение. Явилась новая постановка предметов, введены были новые, а сообразно с этим и способ преподавания изменился и сделался лекционным. Д. И-ч избирает для чтения своим слушателям христианское нравоучение, изложение которого всего удобнее было вести любимым им способом. Он трудился и над составлением записок по прочитанному им курсу для руководства слушателям, равно как много работал и над составлением курса русской церковной истории, которую он излагал в старших классах технического училища. Не мало трудился он и над составлением руководственных записок для воспитанников межевого института (старших классов), которым он преподавал основное богословие. В техническом училище оставались некоторое время приготовительные классы (три), в которых, Закон Божий преподавался по программе средних учебных заведений. Плодом его занятий здесь осталось учебное руководство, содержащее изъяснение Богослужения православной церкви. Это руководство издавалось им сначала в виде литографированных записок и только в 1874 г. было напечатано 1-м изд., а в 1880 г. 2-м, и написано при сжатости, в высшей степени простым и ясным языком. Такими же свойствами простоты, в соединении с глубокою сердечностию отличаются и его проповеди, произносимые им в разных случаях в своей церкви и по назначению начальства. Д. И-ч обладал выдающимся проповедническим талантом. Слово его шло от сердца и всегда производило глубокое впечатление на слушателей. Даже такой строгий цензор проповедей, каким был владыка Филарет, отзывался всегда с похвалою о проповедях Д. И-ча, а однажды высказал ему благодарность за слово при погребении директора ремесл. учеб. заведения А. Ершова, умершего в начале 1867 года. Д. И-ч просил разрешения владыки напечатать свое надгробное слово в Московских Ведомостях, как это желательно было и самому М. Н. Каткову, одному из друзей Ершова. Выслушав проповедь, Владыка сказал: «Хорошо! Спасибо! И разрешил печатать. Особенно часто говорил Д. И-ч при погребениях и родных, и знакомых, и сослуживцев. Потери близких всегда глубоко действовали на его впечатлительную душу и он отзывался на горе близких ему людей теплым, сердечным словом с церковной кафедры. Но и в других случаях Д. И-ч всегда являлся с глубоко прочувственным словом. Когда Московское Общество любителей дух. просвещения предприняло издание Воскресных бесед, участниками в составлении их были лучшие представители московского духовенства. Д. И-ч участвовал в этом деле в 1871 г. двумя беседами, из них одна была о вреде пьянства и другая о посте. Обе получили широкое распространение в народе, но особенное впечатление произвела первая – о пьянстве. Искусною рукою он рисует этот порок в его отвратительных чертах, заставляет проникнуться ужасом его последствий. Обе беседы были напечатаны в сокращенном виде в епархиальн. ведом. за 1871. Но в печати известна только сравнительно очень небольшая часть его проповеднических трудов и было бы крайне желательно издание их в отдельном сборнике с присоединением к той значительной части, которая осталась в рукописи. Из других его произведений, некоторые помещены в журнале Душеполезное Чтение. Так в 1862 г. он напечатал статью под заглавием: «Действие Веры Христовой на гражданския общества». Здесь Д. И-ч раскрывает ту мысль, что счастие народа, на сколько оно возможно на земле прежде всего и прочнее всего созидается Верою Христовою. При этом указывается на пересоздание языческих обществ под влиянием евангельского благовестия и на значение христианской Веры в жизни нашего отечества. В этом журнале за 1876 год мы встречаем и его курсовое сочинение, за которое он был удостоен степени магистра: «О домашнем употреблении слова Божия у древних христиан». Сочинение это представляет обилие свято-отеческих свидетельств относительно данного
*) Правосл. Обозр. 1883 г. № 5 стр. 93, прилож.
(стр.41) предмета и показывает обширное знакомство Д. И-ча с свято отеческою письменностию. К концу своей службы в техническом училище Д. И-ч принимает участие и в делах епархиальных. В 1871 году в среде московского духовенства возникла мысль об устройстве епархиального училища иконописания. Эта мысль сочувственно принята была и митрополитом московским Иннокентием, желавшим устроить ремесленное училище для детей духовенства, преимущественно тех, которым образование в училище и семинарии является почему либо непосильным. На желание духовенства и владыки откликнулся один из Московских благотворителей Д. И. Хлудов, пожертвовавший для будущего училища иконописания 10 стипендий, а через несколько времени благоустроенный каменный дом с землею и со всеми принадлежностями. Этот дом назначен был для помещения иконописной школы, а из членов Общества любителей дух. просвещения составлена была комиссия для выработки устава школы, способов содержания и управления им и проч. В состав членов этой комиссии вошел и Д. И-ч. Комиссия работала в течение года и в половине 1872 года окончила свои работы составлением устава. После утверждения устава, училище 30 сент. 1873 года было открыто, но в числе членов совета училища Д. И-ча не было. В это время он привлечен был к другому также немаловажному труду быть председателем комиссии по устройству епархиального женского училища. Только с принятием монашества прот. А. О. Ключаревым первым председателем совета училища иконописания и назначением на кафедру еп. Можайского, Д. И-ч снова участвует в управлении училищем и становится председателем совета училища. На нем лежало главное руководство в направлении как воспитательной так и учебной части училища. По воле Высокопреосвященнейшего Иоанникия училище было переведено в 1884 году в Сергиеву Лавру; вместе с этим окончилась и деятельность в нем Д. И-ча. (Продолжение следует). (МЦВ-2-1892, стр.38-41).
ПРИМЕЧАНИЕ: Статья дается в небольшом сокращении (ММ).
(стр.49)
ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.231 (0.027 с.) |