Методические указания к семинарским, практическим занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к семинарским, практическим занятиям



Критерии подготовленности обучающихся к семинарскому занятию:

­ знание темы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, точное и правильное конспектирование первоисточников в соответствии с планом семинара и предлагаемыми вопросами для обсуждения;

­ подготовка по каждому вопросу плана и выбор проблемы для развернутого индивидуального выступления или обобщения материалов, над которыми работала творческая группа;

­ психологическая готовность каждого участника семинара к выступлению и участию в общей дискуссии.

Подготовка к семинарским занятиям строится на самостоятельной работе обучающихся с учебником, учебными пособиями, материалами хрестоматий и первоисточниками. При этом, выделяются различные формы записей результатов анализа изучаемых статей, работ, трактатов, рукописей и других материалов, используемых для выполнения поставленных учебных задач:

Составление плана – эта форма работы предполагает выделение обучающимся структуры и общей логики работы (статьи, трактата, первоисточника и т.д.), что способствует более углубленному пониманию текста, систематизации и обработке изучаемого материала. План статьи или какой-либо работы представляет собой своеобразный перечень основных мыслей, идей, их оглавление. Для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых должна охватывать определенную проблему или вопрос, поднимаемый автором. Затем необходимо озаглавить каждый пункт плана и пронумеровать заголовки. Эта система работы с текстом представляет собой простой план. Если каждый пункт плана разбивается на частные вопросы и подзаголовки, то результатом является сложный план.

При составлении плана особенно важно выделять основные мысли или идеи автора, располагать их в логическом порядке и подбирать соответствующие заголовки к выделенным частям. Планы приобретают особую значимость при подготовке устных выступлений на основе анализа текстов и материалов.

Тезисы – представляют собой кратко сформулированные основные положения статьи, работы, книги, трактата. Если план перечисляет вопросы, не раскрывая их, то тезисы, кратко передавая содержание материала, расшифровывает основные идеи и мысли автора. Составление тезисы требует определенных умений, среди которых наиболее важным является способность к обобщению и систематизации идей и мыслей, сформулированных в работе.

При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения и логику их изложения, разбить материал на части и в краткой форме расшифровать каждый структурный раздел. Возможна нумерация тезисов.

Тезисы подразделяются на текстуальные (цитатные) и свободные. При составлении свободных тезисов особенно важно придерживаться стиля и терминологии автора для более точной передачи сути текста. При цитировании необходимо обязательно указать авторство цитаты, название работы, издательство, год издания и страницу, откуда взята цитата.

Характер тезисов зависит также от особенностей выполняемой работы:

­ тезисы как обобщение и вывод из изученного и проанализированного материала,

­ тезисы как основные положения и их обоснование, используемые при подготовке устного доклада или сообщения.

Выписки являются дополнением к тезисам. Поскольку тезисы не содержат ни объяснений, ни доказательств, то выписки позволяют дополнить тезисы фактами и аргументами. Выписки делают, как правило, на отдельных карточках, текст выписки берется в кавычки, полностью указываются источник, страница. При составлении выписок и ведении записей рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.

Конспект – один из основных видов работы с первоисточниками, представляет краткий очерк, обзор, изложение материала, куда включаются основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучение (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления обучающихся и позволяет научиться точному и краткому выражения мыслей. Конспект научного произведения должен отвечать ряду требований:

­ краткость, сам термин «конспект» означает краткое изложение какого-то выступления, произведения и т.д. (размер конспекта составляет 7 – 10 % от размера первоисточника).

­ при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования необходимо добиваться ясности. Для этого необходимо некоторые положения автора формулировать своими словами.

­ краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений произведения, которые воспроизводят авторскую логику изложения. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу, откуда была взята цитата.

При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанным в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний. Оформлять записи рекомендуем по такой форме. Лист тетради делится на две части: слева 1/3 листа, где записывается план конспектируемого произведения; справа 2/3 листа, где записываются тезисные ответы к этим пунктам плана. Такая форма записи дает возможность впоследствии делать дополнения, исправления, замечания, уточнения.

Различают два вида конспекта – простой и сложный. Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточниками, так как необходимо расчленить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить представленный материал.

Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам, подобный вид работы называется сводным (тематическим) конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется по одному вопросу проанализировать несколько источников. При составлении тематического конспекта следует первоначально ознакомиться с планом семинарского занятия, выделить логику и последовательность в изучении нескольких источников, составить план каждого из них и приступить непосредственно к конспектированию, следуя единому плану.

Семинарские занятия являются естественным продолжением освоения обучающимися курса на лекциях и предполагают углубленное изучение отдельных проблем на основе самостоятельной проработки материалов первоисточников. Предлагаемая программа семинарских занятий предполагает отбор преподавателем университета необходимых тем и проблем в соответствии со спецификой организации работы с обучающимися по данному курсу.

Для более эффективной организации учебного процесса применяются различные формы проведения семинаров:

­ семинары-диспуты и открытые дискуссии;

­ комментированное чтение первоисточников;

­ семинары-коллоквиумы;

­ совместное обсуждение материалов, собранных творческими группами обучающимися (по 2 – 3 человека).

Использование разнообразных форм семинарских занятий позволяют развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы обучающихся, их творческую инициативу и самостоятельность, повышает уровень профессиональной компетентности. В ходе изучения курса придается большое значение организации контроля за процессом усвоения учебного материала. Для фронтального опроса используются «закрытые» тесты, как наиболее эффективная форма контроля знаний обучающихся.

7.2 Глоссарий по дисциплине (определения основных понятий)

понятие определение
Аккомодация Приспособление к чему-либо. Термин используется как характеристика атмосферы взаимной терпимости различных этнических групп, сосуществующих в одном обществе.
Аккультурация 1) Процесс взаимовлияния культур, характерный для макро- и микроуровней их взаимодействия; 2) культурные заимствования как результат взаимовлияния культур, на макросоциальном уровне проявляются в становлении и изменении социальных институтов науки, образования, искусства, религии и т. д., на микросоциальном уровне — это установки, нормы, образцы поведения и другие культурные черты, воспринятые в результате непосредственных социальных взаимодействий представителей разных культур (этнических групп, проживающих в полиэтническом обществе; мигрантов и принимающего общества).
Ассимиляция (буквально уподобление, слияние) Процесс, в ходе которого этнические меньшинство, принимая ценности, язык, нормы поведения большинства, в конечном счете, изменяет свою идентичность и поглощается большинством.
Выборочная совокупность (выборка) Часть генеральной совокупности, отобранная по определенным правилам.
Генеральная совокупность Объект эмпирического исследования в целом.
Глобализация Все более усиливающееся влияние и воздействие общечеловеческих, мировых (глобальных) процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом.
Институционализация процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.
Коллектив В широком смысле – социальная организация, характеризующаяся совместной социально-значимой деятельностью. Коллектив – в узком смысле – группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под его влиянием. Отличительными признаками коллектива являются совместная деятельность, наличие общих целей, задач и интересов, единая организация и управление,относительная устойчивость и длительность функционирования. Различают трудовые, общественно-политические, спортивные, воинские и др.
Культура Исторически развивающаяся надбиологическая сфера человеческой жизнедеятельности людей (труд, поведение, общение), благодаря которой обеспечивается воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях.
Личность Системное качество человека, устойчивая совокупность социально-значимых свойств, обусловленных его включенностью в социальные отношения.
Неопросные методы методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, научный эксперимент.
Программа социологического исследования стратегический документ научного исследования, цель которого представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Состоит из двух частей: I. Теоретико-методологическая: 1) формулировка и обоснование проблемы, 2) определение цели и задач, 3) определение объекта и предмета исследования, 4) логический анализ основных понятий, 5) формулировка гипотез; II. Методическая: 1) определение обследуемой совокупности, 2) характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, 3) логическая структура инструментария, 4) логические схемы компьютерной обработки информации, 5) организационный план.  
Метод социологии Совокупность принципов, которыми руководствуется социология в получении знаний об обществе. Понятие употребляется в собирательном, обобщающем смысле.
Общество В широком смысле совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; способ организации социальной жизни. Основное понятие теоретической социологии.
Опросные методы Методы эмпирического исследования: интервью, фокус-группа, анкетный опрос.
Репрезентативность Свойство выборочной совокупности отражать значимые структурные характеристики генеральной совокупности.
Ресоциализация процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее или обновленных на новом этапе общественного развития.
Социализационная норма 1) результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие; 2) многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; 3) устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению
Социализация двусторонний процесс (1) постоянной передачи обществом и (2) освоения индивидом, социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий ему функционировать в данном обществе.
Социализация отклоняющаяся Несоответствие социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме.
Социализация преждевременная это раннее освоение индивидом социальных ролей и моделей социального поведения, которые не только не соответствуют его возрасту по действующим культурным традициям и общественным нормам, но и недопустимы в связи с психофизиологической незрелостью индивида для выполнения данных ролей и способов поведения или даже вредны для его физического и нравственного здоровья.
Социальная группа Совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Социальная мобильность Процессы и результаты перемещения индивидов с одних позиций, статусов на другие. Понятие «социальная мобильность» впервые введено в социологию П. Сорокиным для описания динамичности социальной стратификация общества.
Социальная норма Общепризнанное правило, образец поведения или действия.
Социальная общность Совокупность людей, поддерживающих солидарные социальные связи (помощь, поддержка, совместное противостояние чему-либо или кому-либо, усиление защищенности, повышение эффективности своих действий и т.д.).
Социальная организация Искусственно созданное объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил.
Социальная роль 1)Социально значимая модель поведения, ожидаемая от людей, занимающих разные позиции в обществе (или его подсистеме), и направленная на выполнение прав и обязанностей, обусловленных данными позициями; 2) Совокупность относительно стабильных требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные позиции и выполняющим соответствующие функции.
Социальная страта Слой общества, социальное образование, выделяемое по различным критериям.
Социальная стратификация Деление общества на слои.
Социальное взаимодействие Процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Эмпирически установлены такие виды взаимодействия как кооперация (содружество), конкуренция и конфликт.
Социальные санкции Вознаграждения и наказания, стимулирующие соблюдение предписаний, способствующие соблюдению социальных норм.
Социальные ценности Социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о добре, любви, справедливости, патриотизме и т. д.; предметы, т. е. ценности бывают духовные и материальные. Выделяют ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). К первой группе относятся – семья, любовь, дружба и т. д.; ко второй – образование, деньги, карьера и т. д.
Социальный институт Устойчивый комплекс формальных и неформальных норм и правил, принципов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в системы социальных статусов и ролей.
Социальный статус Положение, занимаемое индивидом (группой) в обществе или его отдельной подсистеме и определяемое по ряду специфических  для данного общества (подсистемы) признаков (экономических, национальных, возрастных и др.)
Социологическое исследование Система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования на практике. Классификация: разведывательное (пробное, пилотажное), описательное и аналитическое; точечное (монографическое) и повторное (лонгитюдное, когортное, трендовое, панельное); сплошное и выборочное; полевое и лабораторное; опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент. Социологическое исследование включает следующие этапы: 1) подготовка исследования; 2) сбор первичной социологической информации; 3) обработка полученных данных; 4) анализ и обобщение полученной информации; подготовка отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.  
Толерантность Терпимость, снисходительное отношение к кому-, чему-либо, в обществе – терпимое отношение индивида, группы в целом к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей или сообществ.
Ценности Свойство явлений и предметов реальной действительности, определяющее их значимость с.зр. удовлетворения определенных потребностей личности, социальных групп, общества
Ценностные ориентации Оценочное отношение личности (группы) к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы (или их свойства), цели и средства для удовлетворения потребностей личности (группы).

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (включая самостоятельную работу)

а) основная литература [126]:

1 МИС. Г-70 Горшков М.К. Прикладная социология: Учебн. пос. для вузов/ М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. РАН Ин-т. комплексных социальных исследований. — М., 2012. 404 с.;

1 МИС. К-56 Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии: учеб.пособие / А. И. Ковалева; Моск. гуманит. университет. Кафедра социологии. — М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2017. — 204 с.

1 МИС Ф-91. Фролов С. С. Общая социология: Учебник для вузов/С.С. Фролов. М.: Инфра-М, 2010. — 384 с.

б) дополнительная литература:

Дугин А.Г. Этносоциология [Электронный ресурс]/ Дугин А.Г.— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 848 c. (С.417-433; 534-548; 548-554) — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36754.— ЭБС «IPRbooks»;

Ковалева А.И. Отклоняющаяся социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи /http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/186-otklonyayuschayasya-socializaciya.html;

Ковалева А.И. Социализация молодежи [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/185-socializaciya-molodezhi.html;

Медушевский А.М. История русской социологии: Учебн. пос. для вузов. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 318 с.[Электронный ресурс] / http://www.knigafund.ru/books/182343/read#page1;

Мельников М.В. История социологии. Классический период: учеб. пос. [Электронный ресурс]Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. 312 с. / http://www.knigafund.ru/books/187056/read#page1;

Немирова Н.В. Рабочая тетрадь по прикладной социологии [Электронный ресурс]/ Немирова Н.В.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014.— 58 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51697.— ЭБС «IPRbooks»;

1 МИС П-69 Практикум по социологии: Учебно-методические разработки семинарских и практических занятий по курсу «Социология» /Отв. ред. С. Н. Щеглова. М., 2000. С. 30-31.

Рыжова С.В. Доверие и этническая толерантность в условиях социальных перемен // Социологический журнал. 2016. № 1. С. 72-94.

Селиверстова Н.А. Аккультурация [Электронный ресурс]: // Электронная энциклопедия Социология молодежи / http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/subcultures/9-akkulturaciya.html.

Селиверстова Н.А. Гендерные стереотипы как предмет дискуссии студенческой молодежи // Научные труды Московского гуманитарного университета.2016. № 5. С.26-33.

По отдельным темам дисциплины «Социология», в том числе в рамках самостоятельной работы) студентам рекомендуются статьи, 1) опубликованные в журнале Социс. Электронный архив журнала содержит статьи с 2000 года по настоящее время (http://www.isras.ru/socis.html);2) в «Социологическом журнале». Электронный архив журнала содержит статьи с1994 г. по настоящее время(http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html);http://www.isras.ru/Sociologicalmagazine.html 3) в электронной энциклопедии «Социология молодежи» // http://soc-mol.ru/encyclopaedia/ (под ред. проф. В.А. Лукова, грант РГНФ №15-03-12019/14. Проект осуществлен группой сотрудников Московского гуманитарного университета).

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения всех видов занятий как лекционных, так и практических, необходимо задействовать аудиторный фонд МосГУ, библиотечный фонд МосГУ, компьютерное оборудование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.02 с.)