Оп. 01. «анатомия и физиология человека» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оп. 01. «анатомия и физиология человека»



ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ «ПРИЗВАНИЕ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

ОП.01. «АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Сестринское дело

Преподаватель: Тхашугоева Алина Мухадиновна

Г. Нальчик

 

Пояснительная записка

 

Целью рабочей тетради является обеспечение самостоятельной индивидуальной работы студента в течение учебного года.

Работая с настоящим пособием, студент уточняет для себя формулировки основных анатомических и физиологических понятий. В вопроснике представлены базовые понятия, связанные с анатомией и физиологией.

После вопросника приводятся тесты на проверку знаний.

Студент может проверить на практике знание теоретического минимума.

Курс «Анатомия и физиология человека» предусматривает совершенствование навыков и умений, полученных на теоретических занятиях. Рабочая тетрадь облегчает работу студента на практических занятиях, позволяет сэкономить время и более глубоко изучить учебный материал, а так же оценить уровень собственных знаний и умений.

Заполнение предлагаемой рабочей тетради позволит студенту более качественно подготовиться к усвоению дисциплины.

 

Уважаемый студент!

Данное пособие является необходимым учебным материалом для подготовки к практическим занятиям по «Анатомии и физиологии человека».

Рабочая тетрадь составлена на основании федеральных государственных стандартов к уровню подготовки выпускников по специальности 34.02.01 Сестринское дело учебной программы по дисциплине/модулю «Анатомии и физиологии человека». По каждой теме, в соответствии с программой, разработаны и указаны задания для самостоятельной подготовки и способы их выполнения.

Приступая к выполнению заданий, необходимо ознакомиться с теоретическим материалом, изучив учебную литературу. Задания выполняются непосредственно в рабочей тетради, разборчиво, аккуратно, рисунки выполняются карандашом.

Критерии оценки:

«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок;

«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, но допущены некоторые неточности;

«Удовлетворительно» - задания выполнены своевременно, но имеются ошибки;

«Неудовлетворительно» - задания не выполнены в указанный срок, имеются грубые ошибки.

Список литературы

1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГОЭОТАР – Медиа, 2008. – 560с.

2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. анатомия человека, медицинский атлас. – ОАО «Первая образовательная типография печати» филиал ульяновск-дом, 2012. – 704 с.

3. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А. Анатомия и физиология: учебник для едиинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 576 с.

4. Смолянникова Н.В. Практикум по типографической анатомии для медсестер по массажу. – М.: АНМИ, 2004. – 200 с.

Дополнительная литература

  1. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: В 3 т. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2008. – 1424 с.
  2. Физиология человека: В 3 т. / под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 2004. – 865 с.
  3. Под ред. Покровского В.М., Коротько Г.Ф. Физиология человека: учебник. М.: Медицина, 2003
  4. Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела / под общей ред. А. И. Шпирна. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. – 720 с.

Раздел 1. Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии.

Тема 1.1. Анатомия и физиология как науки. Человек – предмет изучения анатомии и физиологии.

Задание 1. Заполните глоссарий с использованием анатомической номенклатуры.

Задание 2. Дайте определение следующим понятиям:

 

а) анатомия – это ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) физиология - это _________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

в) тип конституции – это _____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 3. Выберите один правильный ответ:

 

1. Наука, изучающая строение и форму живых организмов и их частей:

А) анатомия

Б) физиология

В) патология

Г) социология

 

2. Наука, изучающая жизненные функции организма и его частей:

А) физиология

Б) анатомия

В) гистология

Г) экология

 

3. Наука, изучающая микроскопическое строение тканей, называется:

А) анатомия

Б) физиология

В) гистология

Г) антропология

 

4. Тип конституции человека при преобладании в строении тела продольного размера называется:

А) астеническим (долихоморфным)

Б) гиперстеническим (брахиморфным)

В) нормостеническим (промежуточным)

Г) симпатикотоническим

 

5. Сагиттальная плоскость делит тело человека на:

А) правую и левую половины

Б) верхнюю и нижнюю части

В) переднюю и заднюю части

Г) грудь и живот

 

6. Латинский термин“superficialis” означает:

А) верхний

Б) нижний

В) поверхностный

Г) правый

 

7. Человека описывают в следующем положении тела:

А) лёжа на спине

Б) с левой стороны

В) в положении стоя, лицом к исследователю

Г) с правой стороны, стоя

8. Расположение структур тела человека дальше от срединной плоскости:

А) передний

Б) дистальный

В) проксимальный

Г) медиальный

 

9. Методы нормальной анатомии применяются для изучения строения организма человека на трупном материале:

А) метод рассечения; метод коррозии

Б) стоматоскопический метод; рентгенологический метод

В) антропометрический метод; эндоскопический метод

Г) метод аускультации

 

10. Расположение структур тела человека ближе к срединной полости:

А) медиально

Б) проксимально

В) дистально

Г) латерально

 

Критерии оценивания выполненных заданий:
3 задания –«5»
4 задания –«4»
2 задания –«3»

 

Оценка __________                        

Подпись преподавателя ______________

Раздел 2. Отдельные вопросы цитологии и гистологии.

Задание 1.

Обозначьте строение пищеварительной системы человека. 1 –

2 –

3 –

4 –

5 –

6 –

7 –

8 –

9 –

10 –

11 –

12 –

13 –

14 –

15 –

16 –

17 –

18 –

19 –

20 –

21 –

22 –

23 –

 

 

  Задание 2.

Какова общая длина пищеварительного тракта? Почему пищеварительная система называется сквозной?

_____________________________________________________________________________

 

Задание 3.

Из каких частей состоит пищеварительный тракт? Какой орган пищеварительной системы располагается и в грудной и в брюшной полости?

_____________________________________________________________________________

Задание 4.

На какие две части делиться полость рта? Какая часть рта называется «преддверием»? Из каких двух частей состоит верхняя стенка полости рта – нёбо? Чем образовано нёбо?

_____________________________________________________________________________

 

Задание 5.

Какие органы находятся в ротовой полости? Что такое губы?

_____________________________________________________________________________

 

Задание 6.

Под какими цифрами обозначены:
  коронка – шейка – корень зуба – десна – кость челюсти – периодонт – цемент – дентин – эмаль – полость зуба –

 

Задание 7.

Что такое периодонт, зубная альвеола, цемент, дентин, пульпа?

____________________________________________________________________________

Задание 8.

1. Назовите 2 типа зубов. Сколько зубов у человека должно быть в 2 года, в 30 лет?

____________________________________________________________________________

 

2. Что означает зубная формула молочных зубов?

 

2. 1. 0. 2
2. 1. 0. 2

 

3. Составьте зубную формулу постоянных зубов (в порядке их расположения в верхней и нижней челюстях, начиная с резцов). Зубную формулу запишите в виде дроби: в числителе – зубы половины верхней челюсти, в знаменателе – нижней челюсти.

 

       
       

 

4. Сколько корней имеют зубы?

Назовите виды зубов по их форме: а – б – в – г –
   

Задание 9.

Дайте характеристику органу Язык.

 

         
  1. Чем образован язык? 2. Какова форма языка? 3. Назовите части языка. 4. Что такое сосочки языка? 5. Назовите сосочки языка. 5. Какие 2 группы мышц языка известны?  

           

Задание 10.

Дайте характеристику слюнным железам.

 
  А. Обозначьте слюнные железы: 1 – 2 – 3 –   Б. Ответьте на вопросы: 1. Назовите 2 группы слюнных желез. 2. Почему слюнные железы называются железами внешней секреции? 3. Куда открываются протоки самой большой слюнной железы?  

Задание 11.

 
1. Укажите, какими цифрами обозначены: премоляры, язычок, миндалины, круговая мышца рта? 2. Назовите мышечный орган, участвующий в артикуляции речи. 3. Куда открываются протоки подъязычной и поднижнечелюстной слюнных желез? 4. Как расположены зубы?

 

Задание 12.

Что представляет собой и где располагается глотка? На какие три части разделяют глотку? Каково строение стенки глотки? Что такое глоточная миндалина?

_____________________________________________________________________________

Задание 13.

Назовите 3 части пищевода. Докажите, что пищевод – полый орган. Какой отдел в пищеводе самый длинный? Какова длина пищевода?

_____________________________________________________________________________

 

Задание 14.

1. Что такое брюшина?

2. Заполните схему «Расположение органов по отношению к брюшине».

Органы
Расположены внутрибрюшинно: ______________________  
Расположены внебрюшинно: ________________________

 


Задание 15.

Где расположена брюшная полость? Чем отличается полость брюшины женщин от полости брюшины мужчин?

__________________________________________________________________________

Задание 16.

Дайте определение следующим терминам:

  1. Пищеварительные железы –
  2. Зуб –
  3. Язык –
  4. Привратник –
  5. Полый орган –
  6. Паренхиматозный орган –
  7. Желчный пузырь –
  8. Диафрагма –
  9. Эпигаструм –
  10. Брюшина –
  11. Брыжейка –

 

Задание 17.

  
1. В какой отдел пищеварительного тракта открываются протоки: печени ____________________________________ поджелудочной железы ______________________ слюнных желез _____________________________   2. Какие органы обозначены цифрами:       1 –       2 –       3 –        4 – 3. Чем покрыта слизистая оболочка желудка? ___________________________________________

 

 

Задание 18.

    
1. Где располагается желудок? 2. Какие органы обозначены цифрами:       5 –       6 –       7 –       8 –       9 – 3. Может ли меняться объем желудка? 4. Как называются два отверстия желудка? 5. Где располагается дно желудка? 6. Из каких слоев состоит мышечная оболочка желудка?

 

 

Задание 19.

1. Проанализируйте таблицу «Органы пищеварительной системы».

 

Русское название органа Латинское название органа
Язык Lingua 
Глотка Pharynx
Носоглотка Pars nasalis
Миндалины Tonsillae
Желудок Gaster 
12-перстная кишка Duodenum

 

2. Составьте таблицу соответствия.

 

Болезненное состояние Больной орган
Тонзилит  
Гастрит  
Дуоденит  
Фарингит  

 

3. Какие органы лечит врач-гастроэнтеролог?

4. Какая наука называется лингвистика?

5. Какой орган лечат назальными каплями?

 

Задание 20.

1.Составьте схему.

 
 
Тонкий кишечник
 

 

 


2. Какой отдел пищеварительного тракта самый длинный?

3. Где находится двенадцатиперстная кишка?

 

 

Задание 21.

1. Проанализируйте таблицу «Органы пищеварительной системы».

 

Русское название органа Латинское название органа
Печень Hepar
Желчный проток Ductus choledochus
Поджелудочная железа Pancreas
Прямая кишка Rectum
Кишка Coli
Полость брюшины Cavum peritonei

 

2. Составьте таблицу соответствия.

 

Болезненное состояние Больной орган
Панкреатит  
Холецистит  
Колит  
Перитонит  
Гепатит  

 

3. Какой орган лечат ректальными свечами?

4. В каком органе синтезируется гепарин – вещество, не позволяющее крови свертываться?

 

Задание 22.

Какая железа в человеческом организме является самой большой? Какова масса и размер печени? Что разделяет печень на две половины? Что такое гепатоциты?

____________________________________________________________________________

  

Задание 23.

Что представляет собой поджелудочная железа? Из каких отделов состоит поджелудочная железа?
_____________________________________________________________________________

Задание 24.
Где залегают нижняя полая вена и брюшная аорта?
_____________________________________________________________________________

 

Задание 25.

Из каких отделов состоит толстая кишка? Какой цвет имеет толстая кишка? Как называется начальный отдел толстой кишки?

_____________________________________________________________________________


Задание 26.
Толстый кишечник

1. Заполните схему.


 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


2. Где располагается прямая кишка? Из чего состоит прямая кишка?

Задание 27.

Заполните таблицу.

 

Этажи брюшинной полости Место расположения Органы
     
     
     

 

Задание 28.

Какие органы называются паренхиматозными? Докажите, что печень – паренхиматозный орган.

_____________________________________________________________________________

 

Задание 29.

Какие органы называются полыми? Докажите, что желудок – полый орган.

_____________________________________________________________________________

 

Задание 30.

Что общего у печени и поджелудочной железы?

        

Критерии оценивания выполненных заданий:
30 заданий –«5»
25 задания –«4»
15 задания –«3»


Оценка __________                        

  Подпись преподавателя ______________

Раздел. Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата.

       Тема. Мышцы туловища.

1. Мышцы спины

Задание 1.Впишите названия указанных образований

Название мышц
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  

 

 

2. Мышцы груди

Задание 2. Впишите названия указанных образований

Название мышц
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  

3. Мышцы груди и живота

Задание 3.Впишите названия указанных образований. Мышцы живота выделить.

Название мышц
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  

Контрольные вопросы

1. Назовите мышцы груди.        

2. Опишите строение и   

функцию большой грудной мышцы.     

3. Опишите строение и функцию малой грудной мышцы.  

4. Опишите строение и функцию передней зубчатой мышцы.        

5. Опишите строение межреберных мышц.    

6. Назовите мышцы живота.                 

7. Опишите строение и функцию диафрагмы.

8. Назовите слабые места передней брюшной стенки.             

9. Назовите поверхностные мышцы спины.      

10. Опишите строение и функцию трапециевидной мышцы.       

11. Опишите строение и функцию широчайшей мышцы спины.       

12. Назовите мышцы живота и ее функции.

13. Назовите глубокие мышцы спины. Сколько тракта они образуют?        

14.Опишите строение и функцию мышцы, выпрямляющей позвоночн        

15. Опишите строение и функцию поперечно‐остистой мышцы.    

Критерии оценивания выполненных заданий:
30 заданий –«5»
25 задания –«4»
15 задания –«3»

Оценка __________                        

  Подпись преподавателя _____________

Кроссворды по разделу анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата

I.

  4   5

 

1            

 

 

 

 

 

   
   
   
2          
 

 

 

 

   
3        

 

 

По горизонтали:

1. Разновидность мышц, лежащих в основном на туловище и имеющих форму пластов разной толщины.

2. Непостоянная мимическая мышца, оттягивающая угол рта латерально и образующая ямочку на щеке.

3. Линия живота, представляющая собой плотную фиброзную пластинку по передней срединной линии от мечевидного отростка до лобкового симфиза.

По вертикали:

4. Мышцы лица, придающие ему определенное выражение и выполняющие роль сжимателей или расширителей естественных отверстий лица.

5. Ямка, хорошо видимая при отведенной руке между латеральной поверхностью груди и медиальной поверхностью проксимального отдела плеча.

 

 

 

 

3

 

 

 

 

  5
1         4        

 

 

 

 

 

 

 

 

     
2                      

 

 

 

 

 

   
   
   

 

 
 
 
                         

По горизонтали:

1. Мышцы, занимающая всю заднюю поверхность плеча.

2. Передняя поверхностная мышцы предплечья, ограничивающая локтевую ямку с латеральной стороны.

По вертикали:

3. Средний сегмент свободной верхней конечности.

4. Одна из головок четырехглавой мышцы бедра – широкой мышцы бедра.

5. Кругля мышца плечевого пояса, вращающая плечо кнаружи.

II.

 

5

1

 

4                    

 

 

 

 

 

   

2

                   

 

 

 

   

 

  3                        
 

 

 

 

 

 

 
 
                                   

 

По горизонтали:

1. Составная часть трехглавой мышцы голени.

2. Небольшие мышцы, расположенные выше или ниже сухожилия внутренней запирательной мышцы.

3. Крупные мышцы таза одноименного названия, прикрепляющиеся к вертельной ямке бедренной кости.

По вертикали:

4. Одна из головок четырехглавой мышцы бедра – широкой мышцы бедра.

5. Мышцы передней группы, лежащие под двуглавой мышцей плеча.

III.

 

1               4    
 

 

 

 

 

  2              
 

 

 

 

3                    

 

 

 

 

   
 

 

 

 

По горизонтали:

Мышцы бедра из медиальной группы.

1. Длинная поверхностная мышца на передней поверхности предплечья, прикрепляющаяся к ладонному апоневрозу и натягивающая его.

2. Составная часть подвздошно-поясничной мышцы.

По вертикали:

3. Сгибатель пальцев, сгибатель дистальной фаланги II-V пальцев и кисти.

4. Приводит бедро к средней линии и сгибает голень в коленном суставе.

IV.

 

4

 

 
1                    

 

 

 

 

 

   
   
 

 

2                    
 

 

 

 

 

 

3                      

 

 

 

По горизонтали:

1. Непостоянная мышца на задней поверхности голени, натягивающая капсулу коленного сустава.

2. Мышца бедра, относящаяся к наружной группе мышц таза.

3. Одна из функций мышц бедра.

По вертикали:

4. Мышца бедра, имеющая перистое строение, входящая в состав четырехглавой мышцы бедра.

5. Сильно развитая крупная мышца голени, приводящая характерную для человека округлость голени.

 

Критерии оценивания выполненных заданий:
5 заданий –«5»
3 задания –«4»
2 задания –«3»


Оценка __________                         

  Подпись преподавателя ______________

 

 

ГЛОССАРИЙ

Сагиттальная плоскость ____________________________________________

__________________________________________________________________

Фронтальная плоскость _____________________________________________

__________________________________________________________________

Горизонтальная плоскость ___________________________________________

__________________________________________________________________

Медиальный _______________________________________________________

Латеральный _______________________________________________________

Промежуточный ___________________________________________________

Внутренний _______________________________________________________

Наружный _________________________________________________________

Глубокий __________________________________________________________

Поверхностный ____________________________________________________

Вентральный ______________________________________________________

Дорсальный _______________________________________________________

Проксимальный ____________________________________________________

Дистальный _______________________________________________________

Долихоморфный ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Брахиморфный _____________________________________________________

________________________________________________________________

Мезоморфный _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Автономная (вегетативная) нервная система____________________________

__________________________________________________________________

Агглютинины ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Агглютиноге-ны_____________________________________________________

__________________________________________________________________

Андрогены________________________________________________________

__________________________________________________________________

Антагонисты ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Антиген __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Антитело _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Артерия ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Базальные ядра _____________________________________________________

__________________________________________________________________

Безусловные рефлексы _____________________________________________

__________________________________________________________________

Белое вещество ЦНС ________________________________________________

__________________________________________________________________

Бифуркация аорты __________________________________________________

__________________________________________________________________

Вена _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Волосковые клетки гребешков ________________________________________

__________________________________________________________________

Вторая сигнальная система __________________________________________

__________________________________________________________________

Высшая нервная деятельность ________________________________________

__________________________________________________________________

Гаметы ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ганглий __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гемералопия _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Гемолиз __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гемопоэз __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гемостаз __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гипергликемия ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Гиперметропия ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Гипергликемия ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Гипоталамус ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Гликоген _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гомеостаз ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Гонады ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Диастола _________________________________________________________

Дилататор ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Иммунитет ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Интрамуральные узлы ______________________________________________

__________________________________________________________________

Капилляры ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Клетки Меркеля ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Колбы Краузе ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Коллатеральные сосуды _____________________________________________

__________________________________________________________________

Конституция человека ______________________________________________

__________________________________________________________________

Кровяное давление _________________________________________________

__________________________________________________________________

Лейкоцит _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ликвор ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Лимфа ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Лимфатический проток _____________________________________________

_________________________________________________________________

Лимфатический ствол ______________________________________________

__________________________________________________________________

Лимфоцит ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Менструальный цикл _______________________________________________

__________________________________________________________________

Механорецепторы __________________________________________________

__________________________________________________________________

Миопия ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Нерв (нервный ствол) _______________________________________________

__________________________________________________________________

Нервный центр ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Нефрон ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Овогенез __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Овуляция _________________________________________________________

Орган ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

Органеллы ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Паренхима ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Первая сигнальная систе-ма__________________________________________

__________________________________________________________________

Периферическая нервная система _____________________________________

__________________________________________________________________

Полостное пищеварение ____________________________________________

__________________________________________________________________

Пристеночное пищеварение _________________________________________

__________________________________________________________________

Проприорецепторы _________________________________________________

__________________________________________________________________

Резус-фактор ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Рефлекс __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Рефлекторная дуга _________________________________________________

__________________________________________________________________

Рецепторы ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сердечный цикл ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Серое вещество ЦНС ________________________________________________

__________________________________________________________________

Синапсы__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Синергисты _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Система органов ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Систола ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Соматическая нервная система _______________________________________

__________________________________________________________________

Сперматозоиды ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Спиральный (Кортиев) орган ________________________________________

__________________________________________________________________

Сфинктер _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Таламус __________________________________________________________

Тельца Гольджи ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Тельца Мейсснера __________________________________________________

__________________________________________________________________

Тельца Фатер-Пачини _______________________________________________

__________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-14; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.368 с.)