Что делать, когда ребёнок плачет? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что делать, когда ребёнок плачет?



Рекомендации психолога: как познать ребенка

И не совершить ошибок

 

 

Составитель:

Воронич Е.А., к.п.н.,

методист ГБУ ДО ЦППС

Адмиралтейского района

 

 

Предисловие

В настоящее время проблеме поддержки семьи в России уделяется особое внимание. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом общения с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родители часто неосознанно проецируют на ребенка свои убеждения, ценности, которые впоследствии негативно влияют на его коммуникацию со сверстниками и взрослыми. Осознавая, в чем заключается правильное воспитание, в повседневной жизни родители испытывают трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит семье понимание того, что они делают «все не так», пытаются вести себя по‑новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят себя и переносят раздражение на детей. Предлагаемое Психологическое ассорти поможет родительскому сообществу задуматься и создать личную копилку адекватного воспитания детей.

Если ребенок слишком много смотрит телевизор

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не отбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребёнку осмыслить то, что он смотрит. Такие дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными и опасными.

Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из содержания, совершенно не соответствует действительности.

Как предотвратить проблему

· Посмотрите сами те передачи, которые смотрят ваши дети, чтобы понять, кто в них главные герои, и что их делает такими привлекательными для детей.

· Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач на время вашей совместной прогулки, игры с ребёнком, чтения.

· Побуждайте ребёнка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, где ему могут пригодиться эти знания.

Как хвалить ребенка?

Среда формирует – известное выражение, не так ли? Да, это так, ребенка формирует среда, то есть – все, что окружает его ежечасно. Новые впечатления развивают его самосознание и фантазию, родительский пример учит его общаться и понимать себя и других в контакте с собой. И еще одна из первостепенных вещей, формирующих ребенка – это родительское отношение к нему. Если вы считаете своего ребенка умным – он будет умен, если любуетесь им, он вырастет красивым, если вы любите его – он научится любить и сам будет любим. Сначала ребенок смотрится в нас, как в зеркало, а затем – сам, как зеркало, отражает всё, что он успел увидеть за свое длинное, и одновременно – очень короткое детство. И на так называемое воспитание у нас не так уж много времени.

Хвалить: как?

Похвала – одно из выражений вашей любви к малышу. Хвалите ребенка чаще, и он будет всегда помнить, что вы любите его. Ведь, это так просто!

Кроме того, похвала – очень удобный прием, который может быть использован вами для развития детского самосознания. В отличие от нас, взрослых, ребенок постоянно развивается, и делает он это не без нашей помощи. Выдавая еще только возможное и желаемое в поведении ребенка за действительное, вы формируете его таким, каким хотите видеть. Возвращая малышу положительную обратную связь на все его действия, вы знакомите его с самим собой, причем – с самой лучшей стороны. А ведь, именно у людей, которые себе искренне симпатичны, всегда получается задуманное. Это и есть секрет любого успеха.

Корректировать поведение чада при помощи похвалы легко и просто: достаточно обозначить вслух те достижения, которые вы хотели бы закрепить в ребенке. Говорите о желаемом, как о состоявшемся, и оно вскоре состоится. Игнорируя при этом незначительные неточности и огрехи детского поведения, вы лишаете их возможности развития. Многие вредные детские привычки отмирают просто потому, что о них никто пару недель не упоминал.

Например, если ваш ребенок усердно строит башню из конструктора, вы можете влиять на его старательность, предваряя похвалой будущие успехи. Пусть постройка кривовата, скажите ровно обратное: «Умница! Очень аккуратно строишь!». При этом можно поправить пару покосившихся кубиков, ненавязчиво показывая ребенку, к чему нужно стремиться. Такие «указания через похвалу» воспринимаются детьми легко: слушаться в такой ситуации приятно, а замечания не задевают достоинства. И самое главное чаду хочется соответствовать вашим ожиданиям!

Чего делать не надо?

Избегайте замечаний, фиксирующих малыша на возможной неудаче. Не говорите, например: «Посмотри, сейчас домик упадет! Это оттого, что ты неверное строил с самого начала». Подобная тирада может выбить из колеи не только ребенка, но - иного взрослого: вы как бы подписываете приговор для всей затеи, не оставляя шансов на удачу. В той же самой ситуации можно сказать: «Давай поправим вот здесь, тогда постройка будет стоять ровно». Что бы вы ни говорили, необходимо подчеркивать то, что вы верите, в возможности ребенка и желаете ему удачи.

Детские оплошности встречайте весело, как нелепую случайность, а удачи – четко обозначайте, давая всякий раз понять ребенку, что они закономерны.

Сколько?

Существует ошибочное мнение, что ребенка можно «захвалить», и он окажется избалованным. На самом деле, это не совсем так. «Захваливать» малыша по пустякам не столько вредно, сколько «непрактично»: погрузившись в облако обожания, чадо попросту перестанет быть чувствительно к нашему одобрению в дальнейшем. Таким образом, вы и малыш попадаете в парадоксальную ситуацию, вами же выстроенную: захваливая ребенка, вы, как бы, лишаете его похвалы на будущее. Хвалите малыша часто, но старайтесь делать это точно и вовремя, то есть – тогда, когда для этого есть достойный повод, и когда вы знаете, что ваши слова «лягут в нужное место». Искренне отмечайте все его успехи, ни в коем случае не скупитесь на ласковые слова, даже если вам кажется, что «сегодня это уже было». Хвалите, если есть за что: тогда чадо будет и дальше стараться.

Похвала = поддержка

Отдельно отмечайте своим вниманием моменты, когда малышу требуется ваша поддержка. В такой ситуации похвала может быть использована вами, как утешение и педагогический прием одновременно. Например, малыш только учится самостоятельно одеваться: конечно, ему не очень хочется продолжать, когда обе ноги попали в одну штанину, а рука просунулась в горловину свитера. Самое время бросить это занятие, но тут вы можете сказать: «Молодец! Отлично для первого раза!». Да, это не совсем правда, ну и что с того? «Бог с ней, с правдой, иногда нужно и соврать» - говорил во всем известном фильме бургомистр, друг барона Мюнхгаузена, вразумляя своего правдолюбивого друга.

Рецепты от гнева

Рецепт Содержание Пути выполнения
№1 Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно ü Слушайте своего ребёнка. ü Проводите вместе с ним как можно больше времени. ü Делитесь с ним своим опытом. ü Рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах. ü Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте своё «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
№ 2 Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия ü Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребёнком (если это, конечно, возможно). ü Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения.
№ 3 Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии ü Говорите детям прями о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или: «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
№ 4 В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить ü Примите тёплую ванну. ü Выпейте чаю. ü Позвоните друзьям. ü Сделайте «успокаивающую» маску для лица. ü Просто расслабьтесь, лёжа на диване. ü Послушайте любимую музыку.
№ 5 Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев ü Не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. ü Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумать о чём-то приятном) и ситуацией.
№ 6 К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям ü Изучайте силы и возможности вашего ребёнка. ü Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя. ü Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»: ЧеРо, Сфера; Москва; 2003

2. Мелентьева Е.В. Программа родительского клуба-лектория «Уроки психологии» / Е.В. Мелентьева // Сборник тезисов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Кн. 2. – М., 2010. – С. 519.

3. Мелентьева Е.В. Проблема взаимодействия современных родителей с ребенком дошкольного возраста / Е.В. Мелентьева // Психология и педагогика: новые вызовы и

решения: Сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых. – М., 2013. – С. 43–46.

4. Слепкова В.И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений: Учебно-методический комплекс / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. – Мн., 2003.

 

Рекомендации психолога: как познать ребенка

И не совершить ошибок

 

 

Составитель:

Воронич Е.А., к.п.н.,

методист ГБУ ДО ЦППС

Адмиралтейского района

 

 

Предисловие

В настоящее время проблеме поддержки семьи в России уделяется особое внимание. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом общения с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Родители часто неосознанно проецируют на ребенка свои убеждения, ценности, которые впоследствии негативно влияют на его коммуникацию со сверстниками и взрослыми. Осознавая, в чем заключается правильное воспитание, в повседневной жизни родители испытывают трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит семье понимание того, что они делают «все не так», пытаются вести себя по‑новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят себя и переносят раздражение на детей. Предлагаемое Психологическое ассорти поможет родительскому сообществу задуматься и создать личную копилку адекватного воспитания детей.

Что делать, когда ребёнок плачет?

 

Для родителей плач ребенка – всегда стресс. Конечно, со времени мы все вырабатываем свои способы успокоения малыша. А заодно и себя. Но в море детских слез есть свои «подводные камни», избежав которые, мы имеем больше шансов воспитать психически здорового и социально адаптированного человечка.

В первую очередь хотелось бы разобраться с вопросом о плаче как таковом. Для людей любого возраста плач – это разрядка, способ избавиться от накопившегося нервного напряжения, эмоционального возбуждения. Он представляет собой состояние физиологического возбуждения, вслед за которым наступает глубокая релаксация. Важнейшей функцией плача является снятие напряжения и восстановление нормального психического состояния. Особенно это касается моментов, когда мы испытываем стресс.

Чего не следует делать?

Порой первой реакцией на детские слёзы у нас становится раздражение. И в первую очередь, прежде чем предпринимать попытки помочь ребёнку справиться с его неприятностью, надо успокоиться самой. Это очевидное утверждение часто игнорируется родителями, но оно является чуть ли не основным условием адекватной реакции ребенка на вашу помощь.

В лучшем случае ребенок будет плакать еще громче, чувствуя, что вы не готовы принять его, помочь ему освоиться в этом неуютном мире. А в худшем – навсегда отучится выражать свои чувства, замкнется в себе, и уже во взрослом состоянии будет бояться не только своих слез, но и своих слов и эмоций.

Не говорите ребенку «перестань плакать» или «не плачь» и не пытайтесь другими способами остановить слезы. Часто эти фразы только усиливают рыдания, потому что воспринимаются детьми как критика. Прекращая плачь, уча детей сдерживать слезы, мы не даем им возможности снять стресс. Следствием такого подавления могут стать проблемы эмоционального и поведенческого характера, неспособность детей полностью раскрыть свой потенциал, а в будущем – обусловленные стрессами заболевания. Да и не обучим мы детей самостоятельности, вмешиваясь в процесс познания мира и себя.

Не стоит вообще разговаривать с ревущим ребенком. Слова введут его в еще большее состояние напряжения. Когда ребенок плачет, он охвачен чувством горя и обиды, раздражения и боли и не способен даже воспринять смысл обращения к нему. Поэтому не тормошите его раньше времени, не давите расспросами о причине плача (все равно часто дети и сами не знают причины), не выносите суждение о серьезности травмы (физической или эмоциональной).

Также не надо тут же мазать ребенка или дуть на рану, сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводите в ситуацию никакие новые сущности под истерику. Опять же, с этим стоит повременить, чтобы разгрузить мозг ребенка, дать ему обработать ситуацию.

Важно понять, что следовать этим советам полезно только в случаях, когда разговор идет о настоящем горе, о травме, об обиде – о ситуациях, когда ребенку требуется удовлетворение его нормальных потребностей. Но некоторые взрослые, жалея своих детей, уступают капризам, ошибочно принимая их за действительные потребности. В результате такого воспитания дети обычно становятся все более требовательными и трудными. Ребенку не удается достаточно выплакаться и избавиться от своего стресса, и он будет продолжать капризничать до тех пор, пока ему не предоставят возможность выплакаться полностью.

Чем быстрее мать приходит ребенку на помощь, тем меньше страдает его нервная система. Просто помощь должна быть правильной.

Дайте ребенку понять, что в этом мире он не один, что его принимают и любят, что он хороший и с ним ничего не случится, пока рядом мама и папа. Покажите свое понимание и соучастие, предоставив ребенку возможность выразить свои эмоции. Обнимите его, мягко, но крепко.

Отрегулируйте свое дыхание. Дышите плавно и глубоко, и со временем ребенок синхронизирует свое дыхание с маминым, тоже успокаиваясь. Можно чуть-чуть покачивать ребенка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке, «мурлыкать» спокойную мелодию. Все это следует делать плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребенок — обрабатывать переживание.

Когда малыш перестанет всхлипывать, посмотрите, где случилась беда, расскажите историю происшествия (как произошло так, что ребенку стало больно/страшно/обидно) – без суждений, только факты. Признайте эмоции ребенка, просто указав на то, что он, по вашему мнению, чувствует. Однако будьте осторожны! Если вы не уверены в истинной причине слез, лучше просто скажите: «Тебе очень грустно. Видимо, тебе нужно поплакать». В некоторых случаях лучшей вашей помощью станет молчаливое присутствие.

Только потом, когда ребенок окончательно успокоился, мягко переходите к обсуждению того, как нужно было поступить, чтобы избежать неприятности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.026 с.)