Ил. 1. Смотр служилых людей. Худ. С.В.Иванов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ил. 1. Смотр служилых людей. Худ. С.В.Иванов



Ил. 1. Смотр служилых людей. Худ. С.В.Иванов

              

 

П. 1. На государевой службе.

Цель обращения к репродукции: конкретизация представлений учащихся о социальном положении «служилых людей» в сословном обществе России ХVI века.

Беседа по картине, вопросы и задания:

· Краткая информация о художнике и времени создания картины (знаменитый русский художник, живописец ХIХ– начала ХХ века. В 14 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем проходил обучение в Петербургской Академии Художеств. Был членом товарищества передвижников. Реалист, живописец картин на исторические темы. Картина «Смотр служилых людей» - одна из них. Написана в начале ХХ века, не позднее 1907 г.)

  • Внимательно рассмотрите картину и опишите все, что вы на ней видите:

- Кого вы видите на первом плане? Что происходит? (смотр служилых людей)

- кто такие служилые люди? (это дворяне-помещики из уездных городов, которые находились на самой низшей ступени лестницы «служилых чинов». Дворяне одного уезда служили государю вместе. Они обязаны были, участвовать в военных походах и в установленное время являться на смотры)

- Где проходит изображенный на картине смотр служилых людей? (в уездном городе, куда съезжалось дворянство всех окрестных волостей)

- Кто проводит смотр? (Назначенное доверенное лицо удельного князя. Обычно таковым являлся полковой воевода, который зорко следил за исправностью воинов, их вооружения. Ему помогали подъячии.)

- Как вы думаете, что написано на длинных списках, лежащих на столе перед воеводой? (Это список прошлого смотра — десятня.  Новая десятня, которую пишет тут же подьячий, тщательно сверяется со старой: кто-то из дворян умер, кто-то получил новый оклад и должен привести с собой больше людей, кто-то верстается на службу впервые, кто-то “устарел” и просит отставки “по болезни старых многих ран”)

- Рассмотрите фигуры людей, пришедших на смотр. Как они одеты, чем вооружены? Чем можно объяснить заметную разницу в военном оснащении прибывших на смотр служилых людей?

- Как вы думаете, почему, даже те, кто плохо вооружен, явились на смотр? (З а неявку на смотр дворян могли наказать: могли отобрать поместье, а самого выпороть кнутом)

- Как вы думаете, насколько боеспособным было такое войско? В чем были его слабые стороны?

- Как вы считаете, изображенный на картине исторический сюжет – это вымысел художника или художественное изображение реальной жизни поместных дворян в России в Х VI веке? Если да, то на какие источники мог опираться живописец?

- Известны ли вам другие картины этого художника? («Баскаки», «Приезд воеводы», «На сторожевой московской границе» и др.)

П.2. Крестьянский мир.

Ил. «Избы русских крестьян»

Иллюстрация дополняет содержание пункта параграфа, создавая представление у учащихся о многообразии типов крестьянских жилищ и факторах влиявших на культурные различия жилищного строительства на Руси.

 

 

Возможные вопросы и задания:

· Рассмотрите изображения крестьянских изб в той последовательности, как предложено авторами учебника – слева направо и определите, к какому району страны относится каждый тип крестьянской избы. Найдите и покажите на исторической карте эти районы (можно заготовить аппликации-иллюстрации с изображениями типов изб и предложить учениками прикрепить их на карте)

· Опишите особенности той крестьянской избы, которая вам больше понравилась.

· Чем вам понравилась эта изба?

· Как думаете, почему в разных районах страны строили различные по конструкции избы?

· В какой избе, по вашему мнению, жилось наиболее удобно

· Как вы считаете, у всех ли крестьян были такие красивые и добротные избы, какие изображенные на рисунке? Поясните свой ответ.

· Как думаете, какой тип избы был распространен на территории нашего края в ХVI веке? Были ли особенности жилищного строительства на территории нашего края? (у поморов терского берега был распространен тип избы центральных районов России, а у саамов – лопарей – свой тип – вежа, кувакса)

· Кто может объяснить происхождение слова «изба», почему так называли жилище русских крестьян? (Главное место в жилище занимала печь и от слова «истьба» - истопа, теплое место пошло название жилища – изба).

· (задание на дом) Найдите дополнительную информацию и составьте описание внутреннего убранства крестьянской избы ХVI века, подготовьте презентацию.

 

 

 

Жилища саамов

 Кувакса

 

 

Вежа

 

Проверочное задание:

Определите, в каком районе Руси ХVI века могли быть построены эти жилища:

 (центральный район)

 (северная изба)

 

Рисунок ХVII века. Поимка и привод беглых крестьян. (С. 73)

 

 

Вопросы и задания:

  • Рассмотрите внимательно рисунок ХVII века на с. 73 и скажите, какое понятие: «заповедные лета» или «урочные лета» иллюстрирует этот рисунок?
  • Какими деталями этого рисунка вы можете подтвердить свой вывод?
  • Можно ли считать рисунок ХVII века документальным историческим источником? Почему?

 

 

Хоромы Строгановых в Сольвычегодске. Рисунок Х VII в. (С. 74)

 

 

Вопросы и задания:

  • Найдите на карте Сольвычегодск. В какой части нашей страны он располагался? (Это Русский Север: нынешняя Архангельская область, Котласский район, входит в перечень исторических поселений России)
  • Постарайтесь объяснить название населенного пункта (Сольвычегодск – расположен на берегу р. Вычегды, место славилось соленым озерком и речкой Усолкой, где и появились первые варницы соли. Эти варницы фактически и стали ядром будущего крупного промышленно-торгового центра - Соли Вычегодской, в который он превратился в результате деятельности предприимчивых купцов   Строгановых.
  • Опишите по иллюстрации хоромы Строгановых. Чем они отличались от обычных крестьянских построек на Севере Руси? ( Дом Строгановых был выдающийся. Историки сообщают, что это было "внушительное и монументальное здание в три этажа, состоящее из нескольких поставленных рядом срубов под одной двускатной кровлей. Оно резко выделялось своей высотой среди прочей рядовой застройки. К хоромам примыкала шестиэтажная башня высотой около 30 метров. Нижний, подклетный этаж хором не имел проемов, а верхние были, наоборот, хорошо освещены регулярно расположенными окнами. Двухмаршевое крыльцо с четырехскатной кровлей над нижним рундуком (площадкой) и с "бочкой" над вторым вело в сени, Живописность композиции здания усиливала поставленная над сенями еще одна декоративная башенка с четырехскатным шатровым покрытием и полицей". Все помещения хором были весьма пышно украшены. В горницах находились большие столы "с дубовыми столешницами", иконы в золотых и серебряных окладах, медная, серебряная и стеклянная посуда, часы "немецкое дело", ковры из шкур белых медведей. По стенам висели музыкальные инструменты, и даже имелась "клетка попугайская" Содержание такого дома, многоотраслевая деятельность и непрекращающееся строительство требовало огромного количества рабочих рук. Из деловых бумаг о разделе имущества после смерти Аники Строганова видно, что количество его дворовых людей в то время достигало 233 человек. Вся же дворня Строгановых в 1570-1571 годах насчитывала свыше 600 человек. Для них недалеко от своего дома Строгановы построили большой двор с многочисленными хозяйственными постройками. Весь комплекс двора с хоромами, впоследствии обнесенный стенами, превратился в самостоятельный укрепленный центр, своего рода город в городе.).

 

План.

1.Значение работы с картой в процессе обучения истории.

2. Основные умения учащихся, формируемые при работе с исторической картой.

3. Виды исторических карт, их краткая характеристика. Особенности работы с контурной картой.

4. Методические требования к организации работы с исторической картой. Правила показа исторических объектов по карте.

 

Практическое задание.

Продумать организацию работы учащихся с исторической картой, нацеленную на формирование умения извлекать из содержания карты сведения о социально-экономическом развитии страны, анализировать и применять их.  ( на основе карты «Экономическое развитие России в первой половине 19 века. – Учебник «История России. 19 век». Авт. П.Н Зырянов).

 

Литература.

1. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. – М., Просвещение, 1968, Гл.3, С. 217-234.

2. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: ДРОФА, 2000, С.103-117.

3. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М., ВЛАДОС, 2000, С.4-25.

4. Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилетней школе. Пособие для учителей. – Л., 1962.

5. Из зарубежного опыта. В.Фатке. Работа с картой. – преподавание истории в школе, 1992, №3-4, С. 48.

6. Ворожейкина Н.И. Формирование пространственных представлений учащихся в основной школе. – Преподавание истории и обществознания в школе, 2004, №9, С. 30-36.

Ил. 1. Смотр служилых людей. Худ. С.В.Иванов

              

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 753; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.012 с.)