Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1: паразитизм В типе простейшие. Подцарство одноклеточные – рго t о z оа. Тип саркомастигофоры – sarcomastigophoraСтр 1 из 8Следующая ⇒
Медицинская паразитология. Тема 1: Паразитизм в типе простейшие. Подцарство Одноклеточные – Рго t о z оа. Тип Саркомастигофоры – Sarcomastigophora
Класс Саркодовые - Sarcodina Отряд Амебы – А moebina Изучать простейших и червей необходимо по следующему плану: 1. Название типа, класса, вида (русское, латинское); 2. Характерные черты типа и класса; 3. Строение паразитической формы, стадии жизненного цикла; 4. Дефинитивный хозяин / промежуточный хозяин; 5. Переносчик механический / специфический; 6. Эндопаразит / эктопаразит, локализация; 7. Пути заражения; 8. Инвазионная стадия; 9. Паразитологическая диагностика; 10. Распрстранение: природно-очаговое заболевание / распространено повсеместно; 11. Компоненты природного очага; 12. Специфичность паразита (антропонозное / зоонозное заболевание); 13. Географическое распространение; 14. Название заболевания. Задания: 1.Выучить русские и латинские названия, медицинское значение и циклы развития представителей Отряда Амебы, заполнить таблицу:
2. Используя литературные источники и готовые микропрепараты, рассмотреть, изучить строение и зарисовать вегетативные формы и цисту дизентерийной амебы (Entamoeba histolytica) и кишечной амебы (Entamoeba coli), рис. 1,2.
Рис. 1. А – Forma minuta, В – Forma magna: 1 – ядро, 2 – фагоцитированные эритроциты.
А Б Рис. 2. А – 8-ядерная циста кишечной амебы (Entamoeba coli), Б – 4-х ядерная циста дизентерийной амебы (Entamoeba histolitica)
3. Зарисовать и изучить схему жизненного цикла дизентерийной амебы (Entamoeba histolytica), рис.3.
Рис. 3. Схема жизненного цикла Entamoeba histolitica (По Р. Х. Яфаеву, 2003): 1, 2 – циста, попавшая в пищеварительный тракт; 3 – метацистические формы, образующиеся при эксцистировании; 4 – Forma minuta, основное звено в жизненном цикле; 5 -10 – цисты, которые выделяются с фекалиями во внешнюю среду и вновь могут попасть в организм хозяина; 11 – вегетативная форма, встречается в кроваво-слизистых выделениях больного, во внешней среде гибнет; 12 – Forma magna, проникающая в слизистые ткани кишечника; 13-14 – Forma magna, выпадающая в просвет кишечника, во внешней среде гибнет.
1.2 Класс Жгутиконосцы – Zoomastigophora (Flagellata). Отряд Кинетопластиды - Kinetoplastida Семейство Trypanosomatidae Задания: 1.Выучить русские и латинские названия, медицинское значение и циклы развития представителей рода Trypanosoma, заполнить таблицу:
2. Выучить русские и латинские названия, медицинское значение и циклы развития представителей рода Leishmania:
3. Выучить русские и латинские названия и медицинское значение и циклы развития представителей семейства Trichomonadidae, отряда Trichomonadina, род Trichomonas, заполнить таблицу:
4. Выучить русские и латинские названия и медицинское значение и циклы развития представителей отряда Diplomonadina, заполнить таблицу:
5. Используя готовые микропрепараты и литературные источники, рассмотреть, изучить строение и зарисовать жизненные формы представителей класс Жгутиконосцы – Zoomastigophora (Flagellata): Рис. 4, 5, 6, 7).
Рис. 4.Жгутиковые формы Leishmania и переносчик: 1 – жгутиковые формы Leishmania.
Рис. 5. Строение и стадии развития Trypanosoma: 1 – типичная трипаносомная стадия (а – жгут, б – цитоплазма, в – ундулирующая мембрана, г – ядро, д – базальное тельце, е – кинетопласт), 2 – критидиальная стадия, 3 – лептомонадная стадия (БСЭ, 1969 – 1978).
Рис. 6. Lamblia intestinalis: а – вид с вентральной стороны; б – вид соку на поверхности эпителиальной клетки; в – циста; 1 присасывательный диск; 2 – аксостили; 3 –ядра; 4 –эпителиальная клетка (Из Р.Х. Яфаев, 2003)
Рис. 7. Различные виды трихомонад: а – Trichomonas vaginalis, б – Trichomonas elongata (tenax), в – Trichomonas hominis, 1 – ядро, 2 – блефаропласт, 3 – жгутики передние, 4 – ундулирующая мембрана, 5 – ризопласт, 6 – опорная (аксостильная) нить, 7 – парабазальная фибрилла, 8 – аксостиль, 9 – цитоплазматические гранулы, 10 – цитостом, 11 – пищеварительные вакуоли, 12 – концевой (задний) жгутик
6. Изучите и зарисуйте жизненные циклы Leishmania sp, рис. 8, 9.
Рис. 8. Жизненный цикл Leishmania tropica и L. Major.
Рис. 9. Жизненный цикл Leishmania donovani и L. Infantum.
7. Зарисуйте морфологические формы и жизненный цикл различных видов Trypanosoma, рис. 9, 10, 11, 12.
Рис.9. Морфологические формы и жизненный цикл Trypanosoma rhodesiense (По Хаусману): а – лейшманиальная форма, б – лептомонадная форма, в – критидиальная форма, г – трипаносомная форма, справа – цикл равития сонной болени. Трансмиссивным переносчиком которой является муха цеце (Glossina palpalis).
Рис.10. Жизненный цикл Trypanosoma brucei gambiense (А.Я. Лысенко)
Рис. 11. Жизненный цикл Trypanosoma brucei rhodesiense
Рис. 12.Жизненный цикл Tripanosoma crusi
8. Изучите, перепишите в рабочую тетрадь таблицу 2.
Таблица 2. Кинетопластиды – паразиты человека.
9. Работа со словарём.
Форма отчета: 1. Представление на проверку рабочей тетради. 2. Устная защита. 3. Выполнение теста на сайте «i - exam» в режимах обучения контроля. Аналогичная форма отчета требуется по всем темам. Отряд Trichostomatida.
Задание: 1.Рассмотреть и изучить строение инфузории – балантидия (Ва l а ntidium со li), используя микропрепарат и предлагаемые литературные пособия (рис. 13).
2.Выучить русские и латинские названия, медицинское значение и циклы развития представителей отряда Trichostomatida, заполнить таблицу:
Рис. 13. Balantidium coli: вегетативная форма и циста (по Р.Х. Яфаев, 2003). 2.2. Тип Апикомплексы – Ар i со m р l еха. Задание: 1.Выучить русские и латинские названия, медицинское значение и циклы развития представителей класса Sроrоzоа, заполнить таблицу:
2. Зарисовать и изучить циклы развития споровиков (рис. 14). 3. Зарисовать и изучить цикл развития Тохорlаsmа gondii – возбудителя токсоплазмоза. Установить стадии развития, (рис.15) 4. Рассмотреть на готовом микропрепарате мазка крови малярийного плазмодия – возбудителя малярии. Изучить цикл его развития, зарисовать (рис.16 и 17).
Рис. 14. Схемы жизненных циклов споровиков (по И.Х Шарова, 2002):
Рис. 15. Жизненный цикл Toxoplasma gondii (по Френкелю): 1– кошка, окончательный хозяин, в котором паразит проходит шизогонию и стадии полового цикла, 2 – 4 – стадии развития ооцисты с образованием двух спор в каждой с четырьмя спорозоитами, 5, 6 – промежуточный хозяин в котором происходит дополнительное бесполое размножение паразита (эндодиогения) и образование цисты с цистозоитами, 7 – внутриутробное заражение мышей. Рис. 16. Жизненный цикл малярийного плазмодия рода Plasmodium (по Хаусману): 1 – спорозоит, 2,3 – рост шизонта (агамонта), 4 – шизогония в клетках печени, 5 – мерозоиты, 6 – 8 – эритроцитарная шизогония, 9 – 12 – образование гамонтов (микро- и макрогамонтов), 13 – образование микрогамет и макрогамет, 14 – копуляция гамет, 15 – зигота (оокинета), 16 – 18 – спорогония и оразование спороцисты со спорозоитами, 19 – накопление спорозоитов в слюнных железах комара.
P.vivax P.falciparum P.malariae P.ovale Рис.17. Малярийные плазмодии (Plasmodium, sp.). Стадии развития в эритроцитах: I – кольца, II – амебовидного шизонта, III – фрагментации, IV – гаметоциты (из В.Н. Ярыгин, 2007).
6. Работа со словарем. Отряд Клещи Acari. Задания: 1. Рассмотреть в коллекциях, изучить и зарисовать представителей класса Паукооразные Arachnida, рис.1.
Рис.1. Паукооразные: А – сольпуга (фаланга) Calioides araneoides, Д – паук-каракурт Lacrodectus tredecimguttatus
Список рекомендуемой литературы для занятий 1. Атлас по зоопаразитологии: учеб, пособие для мед.вузов / Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К. и др.: Московская мед. Академия им. И.М. Сеченова, Российский ун-тДружбы народов.-3-е изд.,испр. М.,2004. 173 с. 2. 7. Биология, книга 2,/ под ред. В.Н. Ярыгина: М., «высшая школа», 2007. 3. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. - М.: Просвещение, 1981. 4. Медицинская паразитология: Учеб. Пособие для мед. Вузов. / Виноградова А.Б., Глумов С.Г., Афонина Т.Д. И др.: Пермская гос. мед.академия — Ростов-на-Дону-Пермь: Феникс, 2006. - 291с. 5. Медицинская паразитология: Учебное пособие/ Под ред. з.д.н.,проф. Р.Х.Яфаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2003.-128 с. 6. Натали В. Ф. Зоология беспозвоночных-М.: Просвещение, 1975. 7. Пехов А. П. Биология с основами экологии: Учеб. для вузов. – 6-е изд. испр. – СПб. Лань, 2006. – 687с. Победитель конкурса учебников РФ. 8. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. - М., 1999. 9. Сайт «i-exam» Медицинская паразитология. Тема 1: Паразитизм в типе простейшие. Подцарство Одноклеточные – Рго t о z оа. Тип Саркомастигофоры – Sarcomastigophora
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.071 с.) |