Тема: воспитание детей в процессе труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: воспитание детей в процессе труда



ЛЕКЦИЯ № 1.

Тема: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА

План:

1.Труд и всестороннее развитие личности.

2.Программные задачи трудового воспитания детей.

3.Постановка цели.

4.Планирование труда.

5.Результат труда.

6.Труд и игра.

7.Труд и занятие.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в дет. саду. М., 1987.

2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983.

3. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.- метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – С 139.

4. Буре Р.С. Дошкольник и труд: Теория и методика трудового воспитания. Издательство: Детство-Пресс, 2004 год. - С 141.

5. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984.

6. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М., 1985.

7. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2005.

8. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Практическое пособие для воспитателей и родителей по обучению детей изготовлению поделок из различных материалов: бумаги, картона, ткани, ниток, природного материала и т.д. М.: ВЛАДОС, 2004.

9. Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнешь характер. М., 1980.

10. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Воспитание в труде. Игра. – Соч., в 7-ми т., 1960. т.4.

11. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.

12. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., 1983.

13. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. М., 1984.

14. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Учебное пособие./ Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002.

15. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М., 1986.

16. Журналы «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Дефектология».

17. Программы дет. сада, начальных классов, нач.классов спец.школы, «Радуга», «Родничок» (для многонационального дет.сада) Махачкала, Дагучпедгиз 1992, «Дагестанский орнамент» (для 1-4 кл.) Махачкала 1992.

 

ВОПРОС 3. Постановка цели.

Цель перед ребенком ставится вначале педагогом. В воспитании детей мл. дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями. В отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет. От целенаправленных действий процессуальные отличаются тем, что могут многократно повторяться, не преследуя определенной задачи. Ребенок производит действие потому, что оно само доставляет ему удовольствие.

Целенаправленный характер действий, придающий им своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания. Подражание с самого начала носит осмысленный характер. Подражая сложным действиям взрослых, ребенок понимает их смысл. Действия ребенка 1,5-2 лет, пытающихся самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, есть, расчесывать волосы, что-то мыть, вытирать – примитивны, но значение их велико и заключается в том, что цель в большинстве случаев достигается выполнением этого единичного действия. Это уже не игра; действия протекают в реальном плане; а несколько позднее, в 3-4 года, - отдельные виды хозяйственно-бытового труда, самообслуживания, ручного труда.

От процессуальных действий ребенок переходит к игре с предметами, которая в ходе ее постепенно осознаются им, и к действиям, которые приводят к простой, но уже выделенной в сознании цели.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Сами дети 2-3 лет часто ставят перед собой цели, осуществить которые не могут.

Для развития целенаправленности большое значение имеет формирование совместной деятельности двух-трех детей. На третьем году жизни следует большее внимание уделять игре, в процессе которой дети могли бы совместно пользоваться игрушкой, содействовать тому, чтобы они приучались согласовывать свои действия: один одевает кукол на прогулку, а другой едет на автомашине за молоком; один убирает кроватки кукол, а другой приготавливает коляски для катания кукол; вместе строят домик, мостик, вместе укладывают строительный материал в ящик после игры.

Малыши могут быть привлечены и к коллективной уборке групповой комнаты. Особенно активно дети включаются в эту работу перед праздником.

Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно ставить цель и осуществлять ее. Опыт свидетельствует о том, что ребенок даже пятого года жизни ставит цель только в наиболее привычных условиях. В малопривычных ситуациях дети ждут, чтобы им указали, что и как надо делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы. Мотивы трудовой деятельности следует рассматривать в развитии, по мере накопления ребенком опыта трудовой деятельности, практических умений и навыков работы. Можно выделить несколько видов мотивов.

 (Мотивы трудовой деятельности дошкольника – самостоятельно по книге Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М., 1986.).

ВОПРОС 4. Планирование труда.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная деятельность, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5-7 лет. Умение планировать деятельность складывается постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности. На первых порах это ребенку трудно, но даже в работе с детьми младшего дошкольного возраста можно строить требования так, чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделять, что надо сделать сначала, что потом, почему надо сделать в этой, а не в иной последовательности.

В некоторых наиболее распространенных трудовых процессах, организованных в средней и старшей группах, непременно должна быть определена логическая последовательность действий, представляющая для ребенка простейший план деятельности. Если деятельность ребенка не направляется, он производит много ненужных действий, выполняет работу в такой последовательности, которая не обеспечивает достижения желаемого результата. При отсутствии навыков планирования, ребенок становится на путь проб и ошибок, что приводит к бесцельной трате энергии, вызывает чувство неудовлетворенности полученным результатом.

Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: Подумай, как ты будешь делать? С чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобиться?

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумывать процесс деятельности. Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе (дежурства, уход за обитателями уголка природы). Важно, чтобы в этом труде дети действовали не случайно, не хаотично, а продумывали последовательность операций.

ВОПРОС 5. Результат труда.

Трудовая деятельность всегда предполагает целесообразную направленность усилий на достижение результата. В этом особенность труда, этим он отличается от игры, которая может быть завершена на любой стадии ее развития и не доведена до конца. Но от этого игра не теряет в глазах ребенка своей привлекательности.

В труде результат – обязательный компонент деятельности. Но его достижение нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется в детском саду. Достижение результата имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, которая помогает воспитать у детей интерес к труду.

Результат выступает как мера затраты усилий, которая необходима для достижения цели. В процессе достижения результата проявляются индивидуальные качества личности ребенка: настойчивость, изобретательность, способность действовать последовательно (или, наоборот, беспомощность, неспособность преодолеть малейшее затруднение).

Большое педагогическое значение в воспитании у детей интереса к труду имеет сравнение результатов их деятельности. Дети замечают хорошее качество работы и плохое. Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Например: «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали» - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности. Воспитательное их значение тем эффективнее, чем справедливее оценка детского труда педагогом, чем большую заинтересованность и требовательность к ней он проявляет.

В развитии у детей стремления достичь результата труда особое значение приобретает мотив этой деятельности. Стремление детей достичь желаемого результата - само становиться мотивом деятельности. От мотива зависит успех деятельности, и не только индивидуальный, но главным образом успех целой группы, коллектива детей.

По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановки цели, планирования и достижения результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость. Важно, чтобы ребенок осознавал свои достижения. Достижения детей в труде справедливо оцениваются педагогом. Эта оценка всегда должна быть доброжелательной. Если ребенку не удается что-то сделать, важно поддержать в нем уверенность в том, что это не удается лишь временно, если он постарается, у него все получится. Наряду с этим следует использовать разные ситуации, чтобы поупражнять ребенка в том навыке, которым он плохо владеет.

ВОПРОС 6. Труд и игра.

Активные действия ребенка с предметами возникают в раннем детстве и носят характер игры. Многие практически необходимые движения также формируются в процессе игры с предметами (хватание, бросание, перекатывание). Однако, это не дает оснований отождествлять игру и труд. Положение А.С.Макаренко о том, что хорошая игра похожа на работу, что в хорошей игре всегда есть рабочее усилие – справедливо, но, тем не менее, игра – это не труд.

По своему характеру, содержанию, причинам возникновения или мотивам труд и игра различны. В процессе труда всегда ставится цель, для ее осуществления изыскиваются средства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигается результат. Игра не приносит никакого видимого результата, но вызывает у детей радость, удовлетворение. Игра может быть завершена на любой стадии ее развития, от этого она не теряет для ребенка своей привлекательности, а при возобновлении она чаще всего начинается сначала. Труд всегда имеет конечный результат, в нем его основа.

(Сравнительную характеристику труда и игры по возрастным группам – самостоятельно.)

ЛЕКЦИЯ № 2.

ВОПРОС 1. Самообслуживание.

а). Трудовое воспитание маленьких детей начинается с самообслуживания. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личностных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований извне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

В самообслуживании перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него. Результат, который он достигает в самообслуживании, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности: оделся – можно идти на прогулку.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.

б). Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательно. Например, «Посмотрите, как я буду умываться – чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так – говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями».

Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивает возможность действовать согласно каждому слову воспитателя.

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Но важно не только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатель не интересуется результатом их работы. В этом случае дети быстро теряют интерес к умыванию, раздеванию и пр. Оценивая то, как ребенок умылся, убрал игрушки, как повесил белье, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается.

В организации самообслуживания дошкольников необходимо единство требований со стороны педагогического коллектива.

(Методы самообслуживания по группам стр. 56-65 - самостоятельно по книге: Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., 1983.)

ЛЕКЦИЯ № 2. (продолжение)

ЛЕКЦИЯ № 4

ЛЕКЦИЯ № 1.

Тема: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА

План:

1.Труд и всестороннее развитие личности.

2.Программные задачи трудового воспитания детей.

3.Постановка цели.

4.Планирование труда.

5.Результат труда.

6.Труд и игра.

7.Труд и занятие.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание детей в дет. саду. М., 1987.

2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. М., 1983.

3. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.- метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – С 139.

4. Буре Р.С. Дошкольник и труд: Теория и методика трудового воспитания. Издательство: Детство-Пресс, 2004 год. - С 141.

5. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. М., 1984.

6. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М., 1985.

7. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ВЛАДОС, 2005.

8. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Практическое пособие для воспитателей и родителей по обучению детей изготовлению поделок из различных материалов: бумаги, картона, ткани, ниток, природного материала и т.д. М.: ВЛАДОС, 2004.

9. Каплан Л.И. Посеешь привычку - пожнешь характер. М., 1980.

10. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Воспитание в труде. Игра. – Соч., в 7-ми т., 1960. т.4.

11. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М., 1991.

12. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., 1983.

13. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. М., 1984.

14. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. Учебное пособие./ Под ред. С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002.

15. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М., 1986.

16. Журналы «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Дефектология».

17. Программы дет. сада, начальных классов, нач.классов спец.школы, «Радуга», «Родничок» (для многонационального дет.сада) Махачкала, Дагучпедгиз 1992, «Дагестанский орнамент» (для 1-4 кл.) Махачкала 1992.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.035 с.)