На тему: музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На тему: музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников



КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине «Исследовательская деятельность педагога в современном образовательном процессе»

На тему: Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников

Выполнена:

студентом группы 721911з

заочной формы обучения

                      факультета искусств социальных

                                           и гуманитарных наук, профиль «Музыка»

Максимова Лилия Владимировна

 

Научный руководитель:

Доцент, к.п.н.

Седунова Л.М.

 

 

Тула 2019

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………..7

1.1.Эстетическое воспитание старших дошкольников как педагогическая проблема…………………………………………………………………………7

1.2. Влияние музыкального искусства на эстетическое воспитание старших дошкольников……………………………………………………………………12

1.3. Методы эстетического воспитания в ДОО……………………………….16

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА…………………………………………..21

2.1. Диагностический инструментарий для изучения эстетической воспитанности старших дошкольников………………………………………21

2.2 Методические рекомендации по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях для педагогов………………….....27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………..…………………………………………30

 

Список литературы ……………………………………………………………..31

 

ВВЕДЕНИЕ

Музыка – является одним из источников эстетического и духовного развития. Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни, она может вызвать эмоциональный отклик, пробудить весь спектр чувств, может взволновать, успокоить, направить к действию и придать сил. Музыкальное искусство воздействует на человека уже с первых дней жизни. В 1988 году ученые впервые доказали, что новорожденные узнают музыку, которую слышали до появления на свет. Позже были дальнейшие исследования, подтверждающие этот факт. Таким образом, музыка имеет большое место в общем культурном развитии ребенка. [6]

В реализации художественно-эстетического направления, в рамках ФГОС ДО, создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей, которое способствуют эстетическому воспитанию: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:

· создания благоприятных условий развития детей в соответствии с

их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

· объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

· формирование общей культуры личности детей, в том числе

ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; [30]

Эстетическое воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое воспитание - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.[13]

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.[14]

В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом [17].

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус [24]

Однако, дети старшего дошкольного возраста не замечают красоту природы, творчески малоактивны, при отсутствии должной работы по эстетическому воспитаю, дети потеряют интерес ко всему сущему, вырастая в поколение, которое потеряет необходимость наслаждаться искусством, природой. Человек не сможет быт высококультурной, развитой личностью.

Исследованием эстетического воспитания занимались известные отечественные педагоги и психологи: Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Ткемаладзе. В своих трудах, специалисты изучили эстетическое воспитание, влияние музыкального искусства на эстетическое воспитание, но в трудах не отражается музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников.

Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования – методы эстетического воспитания средствами музыкального искусства.

Задачи исследования:

· определить особенности эстетического воспитания старших дошкольников в современных условиях,

· выявить влияние средств музыкального искусства на эстетическое воспитание детей,

· изучить методы эстетического воспитания в ДОО,

· осуществить отбор диагностического инструментария по изучению эстетической воспитанности старших дошкольников,

· разработать методические рекомендации по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях для педагогов.

Методы исследования:

· теоретические (анализ, синтез, сравнение, изучение литературы);

· эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент);

· статистические (количественный и качественный анализ данных исследования).

Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке для педагогов методических рекомендаций по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях.

Методологической основой исследования послужили научные труды педагогов, психологов и ученых.

База исследования: МКДОУ «Бородинский детский сад  «Светлячок»» Тульской области.

Теоретическая значимость: определены социально-педагогические условия эстетического воспитания, технологии, методы и приемы эстетического воспитания дошкольников средствами музыки.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы из 42 наименований.

        

 

Как педагогическая проблема

Дошкольный возраст – один из начальных этапов онтогенеза, в котором выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет). Дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребенка. Особую роль в дошкольном возрасте играет психомоторное развитие, формирование различных двигательных умений и навыков, особенно значимо овладение навыками самообслуживания, ручного труда и др. [27]

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая часть жизни каждого человека. Именно в этот период формируются личностные черты. Это происходит по средствам общения, социализации, знакомство с окружающим миром, предметами, знакомством с миром искусств. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем.

С каждым годом в детских садах становиться больше детей замкнутых, не общительных. Им сложно описывать окружающий мир или высказывать свое мнение, впечатление. Как только разговор между детьми заходит о компьютерных играх и мультфильмах про роботов и монстров, они сразу же оживляются. Это происходит по причине занятости, усталости родителей, им удобнее дать ребенку в руки телефон или усадить за компьютер, а самим заниматься своими делами. Вследствие чего, ребенок не получает необходимых навыков и знаний, отсутствует отзывчивость к прекрасному, да и вообще никакого прекрасного в их детстве нет. В связи с этим детские сады стали больше времени уделять художественно-эстетическому развитию. Даже во время проведения других занятий, уделяется время наблюдениям за окружающим, природой и прослушиванию музыки.

А ведь современное общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Нужно разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному в окружающем мире и к самим себе

Формирование у детей нравственного и эстетического отношения к окружающей действительности: семье, людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики.

В философских научных трудах Ю.Б. Борева, А.И. Бурова, А.К. Дремова и др.; в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др. эстетическому воспитанию уделяется большое значение.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность[25].

Изучив научные исследования учёных, видно, что эстетическое воспитание, наряду с физическим и умственным, является фундаментом, на котором основывается формирование всесторонне развитой личности.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие. [29]

В энциклопедическом словаре педагога эстетическое воспитание определяется какодно из направлений содержания воспитания подрастающего поколения. Оно заключается в развитии у учащихся эстетического восприятия окружающего мира и способностей создавать прекрасное. Оно основывается на эмоциях, чувствах и природном, естественном стремлении человека к красоте. Эстетическая сторона предмета познания облегчает усвоение его учащимися. Основная цель эстетического воспитания заключается в формировании у детей эстетического отношения к своей жизнедеятельности, к объектам действительности, к труду.  

Содержание эстетического воспитания включает: развитие эстетических чувств и эмоций, совершенствование эстетического восприятия, развитие воображения учащихся; эстетическое просвещение учащихся; формирование механизмов эстетического самовоспитания и самообразования; индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся. Содержание эстетического воспитания – это знания о признаках прекрасного, художественных жанрах и творениях; навыки и умения, например, по анализу эстетических объектов и творческие умения создавать эстетически ценные объекты. В ходе эстетического воспитания у учащихся формируются эстетические отношения, восприятие, чувство, вкусы, идеалы. [25]

С точки зрения философов эстетическое воспитание в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Искусство понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось воспитательное значение разных видов искусства: напр., музыки – в античности, литературы – в 19 в., в настоящее время стремятся выявить воспитанность возможности всех сфер искусства.

Влияние искусства на человека вызывало интерес уже с древних времен: учение пифагорейцев о воздействии музыки на душу, идеи Платона об искусстве, формирующем моральные установки и создающем внутри гармонию человека, концепция Аристотеля об очищающем воздействии искусства. [10]

Со стороны этики эстетическое воспитание это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. [39]

Воспитание в словаре профессионального образования рассматривается как в широком, так и в узкоспециальном определении.

1) в широком смысле — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие индивида в целях его подготовки к производственной, общественной и культурной деятельности, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов;

 2) педагогическая деятельность педагогических работников, направленная на формирование качеств, определяющих нравственно-этическую позицию человека, его социальное поведение (гражданственность, ответственность, чувство долга), формирование черт характера, таких как сила воли, целеустремленность, готовность к преодолению трудностей.  [29]

Эстетическое развитие в словаре профессионального образования С.М. Вишняковой описывается, как, процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни и эмоционально-психологического отношения к ней; необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающей рационально-логическое мышление. Предполагает изучение эстетической теории, систематическое общение с художественной культурой и постижение ее языка, участие в художественном творчестве. [29]

Выделяют такие структурные составляющие эстетического воспитания старших дошкольников:

1) эстетическое образование, которое закладывает ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности;

2) художественное воспитание в его художественно-практическом и образовательно-теоретическом выражении, которое формирует художественную культуру личности в единстве ценностных ориентаций, знаний, вкусов, навыков;

3) эстетическое самовоспитание и самообразование, которые ориентированы на самосовершенствование личности;

4) воспитание творческих способностей и потребностей [28; 59].

На основе работ Н.А. Ветлугиной и Т.С. Комаровой мы разработали свое определение эстетической воспитанности старших дошкольников, под которым мы понимаем интегрированное качество личности, включающее когнитивно-ценностный и эмоционально-оценочный компоненты. При этом когнитивно-ценностный компонент может включать представление о красоте поступков человека и понятие о прекрасном в природе,  эмоционально-оценочный компонент – суждение о художественном образе музыки и оценку эмоционального содержания произведений живописи.

Таким образом, проблема эстетического воспитания старших дошкольников  заключается в формировании творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное в жизни и в искусстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретически обосновав музыкальное искусство как средство эстетической воспитанности старших дошкольников, можно сделать  выводы о значимости музыкального искусства в жизни человека, которое влияет на многие аспекты человеческой жизни.

Эстетическое воспитание старших дошкольников было рассмотрено в качестве педагогической проблемы.

Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности: людям, природе, материальным и духовным ценностям является одной из важных проблем педагогики. Нами были изучены понятия «эстетического воспитания» и «эстетической воспитанности старших дошкольников», раскрытие которых помогло лучше понять необходимость и важность эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Одним из важнейших факторов эстетического воспитания является музыкальное искусство. Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из главных составляющих эстетического воспитания, которая играет ключевую роль во всестороннем развитии дошкольника.

Учеными выявлено, что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в музыкальном искусстве, можно заложить основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Главная задача музыкального руководителя, воспитателя  систематически подходить к музыкальному развитию детей. Нельзя забывать о комбинировании видов музыкального искусства. Основными методами для решения задач, направленных на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного, являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Для проверки эффективности методов эстетического воспитания необходимо 2 раза в год проводить диагностику, которая поможет определить, правильно ли выбрано направление, оценить качество своей работы и внести коррективы в дальнейшую работу по эстетическому воспитанию. 

Таким образом, можно сделать выводы о том что, музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников имеет практическую необходимость в условиях организации образовательного процесса ДОО.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г.Березина. – СПб.: Изд-во Буковского, 1994. – 60с.

2. Богуславская Э. Музыкальное воспитание в детском саду / Э. Богуславская. – М.: Просвещение, 2005. – 284 с.

3. Бычков В.В. Эстетика: учебник / Рецензенты: А.В Новиков, Н.Б. Маньковская. – М.: КноРус, 2012. – С. 123. – 528 с.

4.  Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1978. – 207 с.

5. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка // Н.А.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.

7. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. / М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с

8. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.

9. Воспитание: Философская Энциклопедия: В 5-ти т. / Под редакцией Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.

10. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников /  К.В. Гавриловец. – Минск, 2004.

11. Дубровина И.В. Психология: учебник / И.В. Дубровина. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2001. – 464 с.

12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. – М., 2005.

13. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. – М., 2006.

14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова – М.: Академия, 2009. –162 с.

15. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / C. А. Козлова // Дошкольное воспитание. 2001. - № 9. – 98-101 с.

16. Лихачев Б.Т. Общение, личность и психика ребенка / Б.Т. Лихачев, М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 2007.

17. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2005. –  592 с.

18. Маркс К. Об эстетике и эстетическом воспитании: Сборник / К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин; [Авт. предисл. К. М. Долгов и др.]. – М.: Политиздат, 1988. – 293 с.

19. Матвеева Р.А. Обзор программ общеэстетического и музыкального воспитания. // Музыкальный руководитель  - 2009. – №2 - 52 с.

20. Матюхина Т.С. Педагогика / Т.С. Матюхина, Н.Ф. Михальчик и др.; под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.

21. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина – М.: 2008. – 456 с.

22. Мухина В.С. Детская психология / под. ред. Л.А. Венгера. - М., 2008.

23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова, М.: 2006. – 265с.

24. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). –Екатеринбург / В.С. Безрукова. 2000.

25. Основы эстетического воспитания / под. ред. М.А. Кушаева. – М.: 2005. 384с.

26. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова  – М.: Просвещение, 2005. – 322 с.

27. Психомоторика: словарь - справочник / В.П. Дудьев – М.: ВЛАДОС .. 2008.

28.  Программа воспитания и обучения в детском саду / авт.-сост. А. В. Антонова/ под ред. М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 208 с.

29. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / C/М. Вишняков – М.: НМЦ СПО. С. М. Вишнякова. 1999.

30. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К. Чухман  – М.: Педагогика, 1985 – 346с.

31. Рубинштейн С.Л.. Человек и мир. – М.:  2010–224с.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

33. Сафонов Б.В. Эстетическое сознание и духовный мир личности / Б.В. Сафонов. М.: 1984

34. Сухомлинский С. Сердце отдаю детям. Киев, Радянська школа / С. Сухомлинский 1969 – 320с.

35. Сухомлинский С. Павлышская средняя школа. – М., «Просвещение», 1969.

36. Ткемаладзе, А. В. Вопросы эстетического воспитания / А. В. Ткемаладзе. – Тбилиси: Хеловнеба, 1982. – 179 с

37. Улашенко Н.Б. Музыка. Старшая группа. Нестандартные занятия / Н.Б. Улашенко – Волгоград. ИТД Корифей. 2008. – 128 с.

38. ФГОС ДО Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года

39. Эстетика: Словарь. – М.: Политиздат. / Под общ. ред. А. А. Беляева. 1989.

40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

41. Ямбург Е.А. интервью в журнале «здоровье школьника» №7 2006г [Электрон. ресурс] URLhttps://point.md/ru/novosti/nauka/plod-sposoben-zapominatj-zvuki-uzhe-za-shestj-nedelj-do-rozhdeniya

42. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А.Дубровской. – М.: Академия, 2002. –367с.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

по дисциплине «Исследовательская деятельность педагога в современном образовательном процессе»

на тему: Музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников

Выполнена:

студентом группы 721911з

заочной формы обучения

                      факультета искусств социальных

                                           и гуманитарных наук, профиль «Музыка»

Максимова Лилия Владимировна

 

Научный руководитель:

Доцент, к.п.н.

Седунова Л.М.

 

 

Тула 2019

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………..7

1.1.Эстетическое воспитание старших дошкольников как педагогическая проблема…………………………………………………………………………7

1.2. Влияние музыкального искусства на эстетическое воспитание старших дошкольников……………………………………………………………………12

1.3. Методы эстетического воспитания в ДОО……………………………….16

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА…………………………………………..21

2.1. Диагностический инструментарий для изучения эстетической воспитанности старших дошкольников………………………………………21

2.2 Методические рекомендации по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях для педагогов………………….....27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………..…………………………………………30

 

Список литературы ……………………………………………………………..31

 

ВВЕДЕНИЕ

Музыка – является одним из источников эстетического и духовного развития. Музыка сопровождает человека на протяжении всей жизни, она может вызвать эмоциональный отклик, пробудить весь спектр чувств, может взволновать, успокоить, направить к действию и придать сил. Музыкальное искусство воздействует на человека уже с первых дней жизни. В 1988 году ученые впервые доказали, что новорожденные узнают музыку, которую слышали до появления на свет. Позже были дальнейшие исследования, подтверждающие этот факт. Таким образом, музыка имеет большое место в общем культурном развитии ребенка. [6]

В реализации художественно-эстетического направления, в рамках ФГОС ДО, создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей, которое способствуют эстетическому воспитанию: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач:

· создания благоприятных условий развития детей в соответствии с

их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

· объединение обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

· формирование общей культуры личности детей, в том числе

ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; [30]

Эстетическое воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое воспитание - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.[13]

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.[14]

В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом [17].

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус [24]

Однако, дети старшего дошкольного возраста не замечают красоту природы, творчески малоактивны, при отсутствии должной работы по эстетическому воспитаю, дети потеряют интерес ко всему сущему, вырастая в поколение, которое потеряет необходимость наслаждаться искусством, природой. Человек не сможет быт высококультурной, развитой личностью.

Исследованием эстетического воспитания занимались известные отечественные педагоги и психологи: Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Ткемаладзе. В своих трудах, специалисты изучили эстетическое воспитание, влияние музыкального искусства на эстетическое воспитание, но в трудах не отражается музыкальное искусство как средство эстетического воспитания старших дошкольников.

Объект исследования – процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования – методы эстетического воспитания средствами музыкального искусства.

Задачи исследования:

· определить особенности эстетического воспитания старших дошкольников в современных условиях,

· выявить влияние средств музыкального искусства на эстетическое воспитание детей,

· изучить методы эстетического воспитания в ДОО,

· осуществить отбор диагностического инструментария по изучению эстетической воспитанности старших дошкольников,

· разработать методические рекомендации по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях для педагогов.

Методы исследования:

· теоретические (анализ, синтез, сравнение, изучение литературы);

· эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент);

· статистические (количественный и качественный анализ данных исследования).

Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке для педагогов методических рекомендаций по эстетическому воспитанию старших дошкольников на музыкальных занятиях.

Методологической основой исследования послужили научные труды педагогов, психологов и ученых.

База исследования: МКДОУ «Бородинский детский сад  «Светлячок»» Тульской области.

Теоретическая значимость: определены социально-педагогические условия эстетического воспитания, технологии, методы и приемы эстетического воспитания дошкольников средствами музыки.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы из 42 наименований.

        

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.116 с.)