Славянский этап этнической истории Беларуси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славянский этап этнической истории Беларуси.



Новый, славянский, этап этнической истории Беларуси начался в раннем средневековье – с V в. н.э. Славяне сформировались в Висло-Одерском ареале. После второго «великого переселения народов», хронологически связанного с распадом Римской империи (476 г.), под натиском племен готов и гуннов славяне начали свой миграционный путь на восток, заселив территорию Беларуси, Украины, России. Здесь сформировалась группа восточных славян. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных южнославянских народов – болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского,

чешского, словацкого народов. Массовое расселение славян в Беларуси произошло только в VI – VII вв. н.э., а в Поднепровье и Подвинье в VII в. н.э., в Понеманье – в X в. н.э. Большая часть балтского населения была ассимилирована, другая часть вытеснена на северо-запад. Славяне опережали местных жителей в развитии, принесли с собой культуру железного века, навязали свой язык, веру, традиции. В результате славяно-балтского синтеза в VIII – X вв. возникли новые этнические общности: кривичи (в «Повести временных лет» названы в 859 г.) – занимали верховья Днепра, Западной Двины, характерна культура длинных курганов, на территории их расселения возникло Полоцкое княжество, дреговичи (в «Повести временных лет» упоминаются в 1116 г.) – занимали территорию бассейна Припяти, долгое время на их землях существовало Турово-Пинское княжество, радимичи (последний раз упоминаются в летописи в 1169 г.) – проживали в бассейне р. Сож. Они представляли собой не племена, а протонародности («народцы») и одновременно начальные государственные образования или протогосударства. 

 

4. Основные концепции происхождения белорусской народности (этноса)

В XIX в. появились «польская» и «великорусская» концепции, которые отрицали существование самостоятельного белорусского этноса. Их сторонники считали белорусов частью поляков, а белорусский язык – диалектом польского, либо частью русских, и соответственно белорусский язык является диалектом русского языка. Согласно «финноязычной» концепции предками белорусов были славяне и финны. Концепция опирается на то, что наиболее древний пласт гидронимики Беларуси финского происхождения (Двина, Свирь, Мордва). В современный период широко распространена балтская теория этногенеза белорусов, согласно которой возникновение белорусов в отличие от русских и украинцев объясняется тем, что на территории современной Беларуси до славян жили балты (ливы, прусы, ятвяги, жмудь и др.). Аргументами этой концепции считаются значительное количество названий рек балтского происхождения (Лань, Цна, Ареса, Клева, Лосвица, Ошмянка, Реста, Эса, Сож и др.), ряд элементов духовной и материальной жизни белорусов (культ ужа, твердый звук «р» в белорусском языке, женский  головной убор намитка и др.). Авторы «кривичско-дреговичско-радимичской» концепции (Е. Карский, В. Пичета, М. Довнар-Запольский) основными предками белорусов считали племена кривичей, дреговичей и радимичей. От смешения данных племен и произошли белорусы. Но упоминание о дреговичах, радимичах и кривичах исчезают из летописей до середины XII в., а общебелорусский комплекс языка и культуры в это время еще не сформировался. В 1950–1970 гг. доминировала древнерусская концепция происхождения белорусов. Теоретически ее обосновал А. Токарев. Согласно этой теории появившееся государство – Киевская Русь привело к образованию древнерусской народности. Результатом распада в XIII в. этого государства стало формирование трех новых этносов: белорусского, русского, украинского. В начале 90-х гг. XX в. разработал новую концепцию возникновения белорусов М. Пилипенко. Он считает, что в результате расселения славян и смешивания их с восточными балтами образовались не белорусы, а этнические общности кривичей, дреговичей и радимичей. Это произошло в IX–X вв. Затем в конце X – начале XI вв. вместе с другими восточнославянскими общностями кривичи, дреговичи, радимичи образовали новую общеславянскую этническую общность. Для нее характерен  общий восточнославянский язык, общая материальная и духовная культура. За их землями закрепилось название «Русь». Территория современной Беларуси по локальным особенностям языка и культуры входила в две диалекто-этнографические зоны общевосточнославянской этнической общности – полесскую и подвинско-днепровскую. В результате взаимодействия и объединения двух названных групп восточнославянского населения и консолидации их с отдельными группами невосточнославянского (польского, балтского, тюрского) на широкой территории, расположенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе и Днепром на востоке, до середины XVI в. сформировалась белорусская народность, своеобразный комплекс культуры, этническая территория, которая с этого времени получила название «Белая Русь». Происхождение термина «Белая Русь» окончательно не выяснено. Название «Белая Русь» более древнее, чем его употребление на наших землях, оно возникло в XII в. и относилось первоначально к Владимиро-Суздальскому княжеству. С течением времени происхождение этого термина объяснялось по-разному. Его связывали с красотой земли (Макарий, XVI в.), множеством снегов (С. Герберенштейн, XVI в.), вольностью (В. Татищев, XVIII в.), независимостью от монголо-татар (М. Любавский, XIX в.) и т. д. Согласно В. Татищеву название «Белая Русь» постепенно охватило территорию от Западной Двины и верховьев Волги до верховья Немана. В XIV в. название закрепилось в письменных источниках за подвинско-днепровским регионом. «Ипатьевская» летопись относит земли Белой Руси на восток от этнической Литвы. В XVI в. термином «Белая Русь» стали называть земли и центрального региона Беларуси, вытеснившего название «Литва». Началом общебелорусского значения термина «Белая Русь» можно считать вторую половину XVI в. По мнению В. Мангака, новое значение термина «Белая Русь» отображено в решениях Люблинского сейма. Согласно постановлению сейма и изданного на его основе универсала польского короля  Жигимонта Августа Подляшье и Волынь были включены в состав Польского королевства. Одним из обоснований этого решения было утверждение, что эти земли являются польскими и не относятся к Белой Руси. Но термин «Белая Русь» никогда не употреблялся в официальных актах Великого княжества Литовского в отношении к территории современной Беларуси или всего княжества. В широкое употребление термин войдет не ранее XVIII в. Изменится и форма термина «Белая Русь». Он станет произноситься и писаться вместе – «Беларусь».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.004 с.)