Необходимо развивать умение распределять время. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимо развивать умение распределять время.



ü Неумение выпускника планировать время приводит к тому, что у него возникает страх не успеть, а это, в свою очередь способствует нерациональному распределению времени и отрицательно влияет на результат.

ü Умение концентрироваться на протяжении всего тестирования придаст выпускнику спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

ü Окажите помощь в распределении учебного материала по дням, в составлении плана подготовки.

ü Если ребенок не носит часов, обязательно приобретите часы.

ü Существует множество различных сборников тестовых заданий, задания в онлайн-режиме. Большое значение имеет тренировкаребенка в домашних условиях, пробные испытания.

ü Помощь дополнительных образовательных услуг ОУ, репетиторов, если в этом есть необходимость.

Создание в семье благоприятной психологической атмосферы:

ü Понимание и поддержка, любовь и вера.

ü Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.

ü Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем.

ü Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену.

ü Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.

ü Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах ииных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.

ü Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

ü Поощрение, поддержка: «Я уверен, что ты справишься», «Нет сомнения, что ты все сделаешь правильно», «Ты можешь это сделать»,

«Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Все у тебя получится».

Чтобы поддержать ребенка, необходимо:

ü опираться на сильные стороны ребенка;

ü избегать подчёркивания промахов ребёнка;

ü проявлять веру в ребенка, уверенность в его силах;

ü создавать дома обстановку дружелюбия и уважения.

 

Поддерживать можно посредством прикосновений, доброжелательного выражения лица, интонации голоса, а также посредством совместных усилий в подготовке.

ü Если ребенок обратился за помощью, найдите время, чтобы поговорить с ним, обсудить его проблемы.

ü Демонстрируйте контроль над собой в критической ситуации.

ü Красной нитью в разговорах с ребенком должен проходить тезис «Как бы ты не дал экзамен, ты все равно останешься моим любимым сыном (дочерью), ты все равно мой, родной и драгоценный».

Посоветуйте во время экзамена обратить внимание на следующее:

ü внимательно прочитать инструкцию по работе с тестовым материалом – не менее 3-х раз, чтобы правильно оформить ответы в бланках;

ü пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нём содержатся, это поможет настроиться на работу4

ü внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);

ü если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

ü внимательно проверить выполненные задания на черновике и только потом перенести ответы в бланки.

«Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены»

В жизни наших детей происходит очень важный момент, они готовятся к итоговой аттестации.Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Каждый из выпускников переживает ситуацию стресса, напряжения. Очень важно создать благоприятные психологические условия для подготовки и прохождению итоговой аттестации.

Большую роль отводят психологи родителям. Поговорим об этом подробнее.

Главная задача, которая стоит перед родителями – создать дома комфортные условия для подготовки к экзаменам.

Ваше спокойствие, ваши мудрые советы помогают детям успешно справиться с собственным волнением.

Поддерживать ребенка – значит верить в него.

Поддерживать можно словесно, например:

ü «Ты сможешь это сделать»,

ü «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо»,

ü «Ты знаешь это очень хорошо»,

ü «Все у тебя получится» и т.д.

Поддерживать можно посредством прикосновений, доброжелательного выражения лица, интонации голоса, а также посредством совместных усилий в подготовке.

Ошибки родителей: В ходе подготовки к экзаменам родители нередко используют тактику запугивания - «Мало занимаешься – не сдашь», «Не стараешься – будут плохие результаты», «Ты совсем не готов», «Это так сложно» и т.п.

Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые выпускник не может самостоятельно преодолеть.

Школьникам кажется, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить.

Вы можете оказать им помощь в распределении учебного материала по дням, в определении еженедельной нагрузки, в составлении плана подготовки.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Напоминайте, что полезно записывать определения, формулы, ключевые слова, это помогает запоминанию.

Распределение времени на экзамене.

На экзамене ребенок ограничен во времени, но времени достаточно для выполнения заданий. Операторы акцентируют внимание учащихся начала экзамена и окончания, имеется запись на доске, в аудиториях есть часы.

Во время пробных испытаний, самостоятельной работы ребенок учиться распределять время. Есть определенные правила – начинаем работу с простых заданий, если задание не получается вернуться к нему позже. Во время самостоятельной работы полезно засекать время на каждую часть, формируется навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаёт ребенку уверенность и снимает излишнюю тревожность.

Важно, чтобы школьник имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Но, например, компьютерные игры, просмотр телепередач только увеличивают усталость. Очень важно помочь найти такую форму досуга, которая бы школьника не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями, сон, прослушивание спокойной музыки т.д.

В течение дня также необходимо делать короткие перерывы на 10-15 минут каждые 60 минут. Ребёнок обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Это необходимо для сохранения хорошей работоспособности.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок хорошо высыпался. Ночной сон не менее 8 часов. Не разрешайте детям учить целыми днями или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости, беспокойству.

В состоянии утомления работоспособность снижается, а продуктивность такой учебы невелика.

Проследите за тем, чтобы накануне пробных испытаний, экзамена ваш ребенок обязательно выспался.

Во время интенсивного умственного труда необходимо калорийное и разнообразное питание. Такие продукты, как овощи, фрукты, мясо, рыба, орехи, курага, шоколад стимулируют работу головного мозга.

Очень важно чтобы перед пробными испытаниями, экзаменом ребенок позавтракал. Тогда у него будет достаточно физических и умственных сил, хорошая работоспособность

Успокоительные средства - вечером и утром накануне пробного испытания, экзамена не следует давать валериану, пустырник и что-то подобное, т.к. в момент интенсивной мыслительной деятельности клетки мозга должны быть в состоянии возбуждения, только тогда выпускник может думать, вспоминать, решать. Если клетки мозга будут в состоянии торможения от принятого препарата, то он не справиться даже с простым заданием.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Если вас что-то настораживает в состоянии ребенка, проконсультируйтесь у врачей, чтобы ваш ребенок получил необходимую помощь.

Перед родителями всегда встает вопрос, нужно ли во время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы?

Легкая физическая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

Эмоциональный настрой играет важную роль при подготовке и прохождении, поэтому очень важно сохранять положительные эмоции.

Выпускник должен тревожиться, но на оптимальном уровне, высокий уровень волнения мешает учебной деятельности, подготовке. В ОУ за психо-эмоциональным состоянием следят классные руководители, педагоги-предметники.

Обращаюсь к вам, уважаемые родители постарайтесь сохранять спокойствие, выдержку, чтобы не заражать лишним напряжением и тревогой детей. Вы обязаны справляться со своими эмоциями.

Наша встреча сегодня очень полезна для получения необходимой информации. Общайтесь с педагогами-предметниками, классными руководителями, администрацией школы, психологами, чтобы прояснить для себя ту или иную предэкзаменационную или экзаменационную ситуацию. Вы обязаны знать режим подготовки (расписание элективных курсов, консультаций, дополнительных занятий), результаты всех пробных испытаний, все проблемы и трудности и помочь ребенку справиться с ними/

 

Советы психолога.

Уважаемые родители!

Психологическая поддержка является одним из важнейших факторов,определяющих успешность Вашего ребенка в подготовке и прохождении Государственной Итоговой Аттестации (ГИА). Как же Вы можете поддержать своего ребенка в действительно непростой период его жизни?:

ü Верьте в своего ребенка и постоянно говорите ему об этом – так Вы повысите его уверенность в себе;

ü Замечайте сильные стороны ребенка и помогайте ему осознавать их в себе;

ü Не критикуйте ребенка за ошибки! Они случаются у всех людей и в любом возрасте (даже у Вас), просто научите Вашего ребенка замечать их, анализировать и исправлять;

ü Не превышайте значимость успешного прохождения ГИА для Вашего ребенка. Он может и не сдать ее, но при этом все равно останется Вашим ребенком, поэтому не допускайте, чтобы Ваши отношения испортились;

ü Но в тоже время – не переставайте время от времени контролировать подготовку Вашего ребенка к экзаменам: он должен понимать свою ответственность и всю серьезность ГИА;

ü Постарайтесь создать все условия Вашему ребенку, подходящие для планомерной и комфортной подготовки к экзаменам;

ü Скорее всего, на каком-то этапе ребенку может потребоваться именно Ваша помощь – окажите ее;

ü Соблюдайте сами и научите ребенка соблюдать режимы работы и отдыха. Понаблюдайте за ребенком и выработайте вместе с ним план дневной подготовки к экзаменам и план отдыха, как ночного, так и дневного;

ü Постарайтесь заинтересовать ребенка теми предметами, которые он будет сдавать. По разным причинам интерес даже к давно понравившимся предметам, не говоря о тех предметах, которые ребенок сдает по принуждению, начинает угасать, поэтому очень важно постоянно искать «точки вдохновения»;

ü Замотивируйте ребенка тем, что ему действительно хотелось бы, создайте ему цель;

ü Просто любите и всячески показывайте свою любовь Вашему ребенку, ведь ему очень важно знать, что, несмотря на результаты экзаменов, не только настоящих, но и будущих, он всегда будет дорогим и важным человеком для Вас;

ü Помните, что основная Ваша задача – снизить тревожность Вашего ребенка и обеспечить ему подходящие условия для подготовки к экзаменам.

 

«Д евятиклассники»

В девятом классе завершается обучение ребенка в средней общеобразовательной школе. Основная задача, которая стоит перед учащимися девятого класса, – принятие решения о характере дальнейшего образования. Школьник должен либо выбрать форму завершения среднего образования (продолжить обучение в своей школе, поступить в другую, в колледж и т.п.), либо вовсе отказаться от его продолжения. Именно вопрос самоопределения становится важнейшим для учащихся девятых классов и их родителей.

Повышается уровень требований педагогов к девятиклассникам – появляются новые предметы, происходит углубление в содержание уже знакомых дисциплин. Другими словами – учиться становится сложнее.

Кроме того, именно в конце девятого класса школьники сдают первые серьезные экзамены, от которых зависит их будущее: смогут ли они остаться в своей школе, в какой класс попадут в следующем году.

Из-за этого у многих школьников возрастают напряженность и тревожность, препятствующие успешному обучению. Ребенок может перестать справляться с нагрузкой и полностью потерять желание учиться. Важно вовремя это заметить.

Подростки уходят в свой внутренний мир или в общение со сверстниками, не реагируют на замечания, остаются равнодушными к плохим отметкам, не пытаются «подтянуться» и исправить положение. В таком случае надо помочь старшеклассникам понять, ради чего они учатся в девятом классе. Общие слова о пользе знаний на них не действуют, учиться ради оценки давно неинтересно.

Девятикласснику необходимо ответить на вопрос: «Зачем мне лично в дальнейшем могут понадобиться знания? Каким будущим жизненным целям отвечает получение образования?» Это может быть или намерение поступить в институт, или желание накопить минимальные сведения для освоения в будущем какой-нибудь специальности, или стремление к самосовершенствованию и самоуважению, или даже просто любовь к интеллектуальным играм.

Рассмотрим, какие формы завершения среднего образования выбирают девятиклассники и почему.

«Оставьте меня в покое»

Учащийся может принять решение уйти из школы после девятого класса. Сам по себе этот выбор не должен оцениваться взрослыми отрицательно. Для кого-то он единственно верный в жизни.

Но часто нежелание продолжать образование связано с определенными личностными проблемами. Так, это может быть низкая оценка своих способностей.

Часто старшеклассники мало заботятся о своих жизненных перспективах, не верят в собственные силы и не понимают, какое значение имеет их выбор для всей будущей жизни. Такие дети обычно плохо учатся, демонстрируют отсутствие интереса к внешкольным занятиям и всем своим поведением показывают, что им от взрослых нужно только одно – чтобы их наконец-то оставили в покое.

Обычно подобное отношение к себе формируется задолго до того, как ребенок поступает в девятый класс, поэтому исправить создавшееся положение весьма затруднительно. Такого школьника надо как можно чаще хвалить (конечно, только за реальные заслуги, пусть даже невеликие).

Можно предложить ему по собственному усмотрению выбрать внешкольное занятие и не только не критиковать его выбор, но дать ему полную самостоятельность, изредка проявляя интерес к его успехам и проблемам в этом деле.

Иногда девятиклассники мечтают прекратить обучение из-за того, что у них не складываются отношения в классе. Они не любят об этом говорить со взрослыми. Если ребенок никого не приглашает в гости, не занимает телефон по вечерам, не звонит сам и никто не звонит ему (особенно во время болезни), редко ходит гулять, не рассказывает о школе ничего хорошего, – можно предположить, что его не принимают в свой круг одноклассники.

В таком случае важно, чтобы в его распоряжении была как можно более полная информация о возможностях продолжения среднего образования – поступить в другую школу, в колледж для получения интересующей специальности, в вечернюю школу и т.п.

Родители могут собрать эту информацию (от знакомых, из справочников, найти в Интернете) и предложить ребенку выбрать любую интересную и доступную для него форму завершения среднего образования. В новом коллективе он, возможно, сможет найти друзей.

Самостоятельный выбор

Другие девятиклассники самостоятельно принимают твердое решение уйти из общеобразовательной школы и получить среднее специальное образование. Если школьник может высказать убедительные аргументы в пользу своего выбора, вмешиваться не стоит. Однако если в ответ на вопрос: «Почему именно эта специальность?» — родители получают невразумительные доводы или слышат раздраженные отговорки, нужно помочь ребенку сформулировать жизненные цели и обсудить, как двигаться к их достижению (см. «Вопросы для девятиклассников, выбирающих профессиональный путь»).

Некоторые девятиклассники принимают решение продолжать обучение в общеобразовательной школе и поступать впоследствии в высшее учебное заведение. Перед ними тоже встает вопрос о профессиональном самоопределении, ведь обучение в старших классах становится периодом не только завершения среднего образования, но и специальной подготовки для поступления в вуз.

Этим детям также необходимо помочь правильно оценить свои способности и наметить план для достижения поставленной профессиональной цели.

Родителям нужно понимать, что совмещать обучение в общеобразовательной школе с подготовкой к поступлению в вуз сложно. Это не означает, что ребенок не должен участвовать в семейных делах и освобождаться от выполнения своих обязанностей по дому, однако он должен чувствовать, что взрослые одобряют его решение и не изменят своего отношения к нему в случае провала.

Нередко подростки опираются не на свое мнение, а на выбор товарищей. Обычно они честно об этом говорят, не считая нужным скрывать мотивы своего решения, ведь в этом возрасте мнение сверстников преобладает над мнением всех взрослых, вместе взятых.

Если у родителей возникают сомнения по поводу целесообразности такого выбора, можно обсудить их с ребенком. Но аргументация не должна сводиться к словам «нечего обезьянничать» или «у тебя есть своя голова на плечах». Такие доводы вызывают только раздражение.

Подростку надо объяснить, что он рискует выбрать жизненный путь, который в скором времени может ему наскучить, ведь он не учитывает своих интересов и способностей. А общаться со школьными друзьями он сможет на протяжении всей жизни, независимо от того, где каждый из них будет учиться или работать.

Куда пойти учиться

Построение жизненных планов и перспектив – важнейшая задача развития на данном возрастном этапе. Именно сейчас школьнику необходимо «задумать» свое будущее (используя термины психологии – построить целостный замысел жизни), и важнейший шаг здесь – выбрать ту или иную форму завершения среднего образования.

Большинству юношей и девушек трудно сделать этот выбор. Тем не менее, какое бы решение ни принял школьник, главное, чтобы это было его собственное, самостоятельное решение. Не секрет, что специальность, полученная по настоянию родственников, может не принести человеку успеха и радости, а высказывания бабушек и дедушек о том, что надо быть швеей-мотористкой или стоматологом, потому что это всегда «кусок хлеба», вызывают у подростков в лучшем случае усмешку.

Роль родителей в период поиска ребенком своего призвания заключается в оказании ему психологической поддержки. Они должны быть внимательными и заинтересованными слушателями. Надо рассказать своему сыну или дочери о том, как в свое время сами выбирали профессию, и о своих одноклассниках (кто куда пошел и кто чего добился).

Даже если профессиональный выбор ребенка огорчает родителей, нельзя его отговаривать и запрещать идти по намеченному пути. Но в то же время необходимо убедиться в том, что школьник имеет адекватные представления о выбранной профессии.

Как правило, у выпускников девятых классов упрощенные или ложные знания о профессиях, носящие самый общий, стереотипный характер, который усиливается под воздействием средств массовой информации. Часто предпочтение отдается не содержанию работы, а ее предполагаемой оплате. Взрослые должны помочь ребенку сориентироваться в мире профессий.

С другой стороны, случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Тем не менее родители не должны давать конкретных советов, как завершить среднее образование или куда пойти учиться. Нужно помочь школьнику понять себя и правильно оценить собственные способности.

Вопросы для девятиклассников, выбирающих профессиональный путь

Ответы лучше всего зафиксировать, так их легче проанализировать и обсудить в дальнейшем с ребенком. Для того чтобы беседа не превратилась в пустую формальность, все заметки надо делать после нее. Очень хорошо, если по ходу беседы возникнут новые темы для обсуждения.

Предложенные вопросы помогут выяснить, есть ли у школьника профессиональный план – выбрана ли профессия, продуманы ли пути ее получения, являются ли знания о ней правильными и достаточными, есть ли уверенность в своем решении. Кроме того, появится возможность соотнести интересы и опыт ребенка с выбранным им видом профессиональной деятельности. Для этого при анализе ответов надо понять, нет ли явных противоречий между склонностями учащегося к тем или иным школьным и внешкольным занятиям и особенностями того дела, которому он хочет посвятить жизнь.

1. Какие школьные предметы больше всего нравятся?

2. Какие школьные предметы больше всего не нравятся?

3. Какие кружки, факультативы посещаются или посещались по собственному желанию?

4. Чем нравится заниматься в свободное время?

5. Какая область деятельности интересует больше всего – естественно-научная (химия, биология, медицина и т.д.), точные науки (математика, физика), гуманитарная (литература, журналистика, психология, педагогика и т.д.), общественно-научная (экономика, право), искусство, спорт, другие области — или выраженные интересы отсутствуют?

6. Какая профессия выбрана?

7. Какие пути ее получения намечены?

8. Что привлекает в избранной профессии:

— условия труда;

— сам труд;

— высокая материальная обеспеченность;

— контакты с людьми;

— возможность творить;

— частые командировки;

— полезность результатов;

— перспективность (возможность профессионального роста);

— возможность без особого труда получить эту профессию;

— другое.

«Одиннадцатиклассники»

Последний, одиннадцатый год обучения в общеобразовательной школе — один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное и предрешенное течение событий подходит к концу. Выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться над воплощением в жизнь своего решения.

Многие учащиеся собираются поступать в вуз

Направо пойдешь, налево пойдешь…

Большинство школьников еще до поступления в одиннадцатый класс задумываются о своем будущем. Желательно, чтобы представления об этом были и у их родителей. Что именно планирует ребенок — продолжить образование, поступить на работу или пойти в армию? Почему? Подобную информацию можно получить только в ходе откровенной беседы с ребенком, но ни в коем случае не на бегу и не нависая над ним с вопросом: «Ты решил, наконец, как именно собираешься распорядиться своей самостоятельной жизнью? Ты хоть понимаешь, что от этого зависит твоё будущее?» Если до сих пор ребенок не поделился своими идеями относительно профессионального самоопределения, лучше всего завести разговор об этом как бы «к слову», например после совместного просмотра фильма провоцирующего содержания или «зацепившись» за рассказ самого ребенка о его одноклассниках.

Родители имеют основания встревожиться, если одиннадцатиклассник не может четко сформулировать свои планы или слишком часто меняет их. Надо попытаться понять, с чем это связано. Можно спросить у самого ребенка, почему он до сих пор не принял однозначного решения. Если он огрызается или отмахивается от этих разговоров, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем. Это свидетельствует о некоторой инфантильности школьника, нежелании становиться взрослым. «Душеспасительные» беседы в таком случае вряд ли помогут. Важно создавать условия для проявления самостоятельности, консультация психолога, совместное изучение рынка труда, условия обучения на сайтах Вузов, возможно это и подтолкнет к принятию важных жизненных решений.

Причина молчания может быть и в другом — в недоверии к родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Такие взрослые знают за собой привычку говорить с ребенком «сверху вниз» или делать едкие замечания в его адрес. Им на этот раз следует проявить терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Полезно будет рассказать о том, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их собственные родители и были ли они в чем-то правы. Можно рассказать и об опыте своих близких, друзей.

Как бы ни огорчал взрослых профессиональный выбор ребенка, бесполезно его отговаривать, или категорично что-то запрещать. Важнее всего выяснить, насколько хорошо старшеклассник понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений (со слов друзей, из СМИ) о содержании той или иной профессии, о том, что все, кто трудится в определенной сфере, с первого дня работы получают «бешеные деньги» и т.п. В любом случае полезно почитать современную справочную литературу о профессиях.

Справиться с неудачей

Поздно отговаривать и переубеждать одиннадцатиклассника, принявшего определенное решение и сумевшего привести аргументы в пользу своего выбора. Сам по себе факт принятия самостоятельного решения должен радовать родителей, ведь именно самостоятельности они учат своих детей всю жизнь. Конечно, взрослые часто бывают, недовольны планами своих детей и предрекают им одни неприятности. В такой ситуации лучше всего оставить без развернутых комментариев идеи ребенка. Достаточно (вернее, это и есть самое главное) высказать пожелание, чтобы человеку удалось все задуманное, а впоследствии искренне и подробно поинтересоваться, понимает ли он, что именно должен делать сейчас для достижения намеченной цели. Если старшеклассник только мечтает, но ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути. Для этого надо заранее готовить «запасные варианты». Для того, кто хочет поступить в вуз и наметил конкретное учебное заведение, нужно подобрать еще один институт, где экзамены позже и куда в случае провала можно успеть подать документы. Поиски запасного вуза родители могут вести самостоятельно, зная, какую профессию выбрал их ребенок и какие именно дисциплины собирается сдавать. Задолго до начала вступительных экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.

На заслуженный отдых

Независимо от того, выбрал или не выбрал одиннадцатиклассник свой путь, родители должны учесть, что после окончания школы, напряженных выпускных, а у некоторых еще и вступительных экзаменов ему необходим полноценный отдых. Вынуждать выпускника идти работать сразу после окончания экзаменов или после провала на вступительных испытаниях — наносить огромный вред его психологическому и физическому здоровью.

Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения). Пусть школьник заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия.

Любой человек должен уметь концентрироваться на тех задачах, которые стоят сейчас, но еще никому не повредило ощущение, что «сейчас надо напрячь все силы, но потом я смогу отдохнуть и расслабиться» (крайне желательно, чтобы это «потом» имело конкретную дату). Вместе с тем вряд ли необходимо обещать за хорошие отметки на выпускных экзаменах какой-нибудь особенный отдых, это может отрицательно повлиять на течение и результаты работы.

Одна одиннадцатиклассница так описала свою подготовку к выпускным и вступительным экзаменам: «Мои друзья обижаются на меня и не верят мне. Они считают, что я их обманываю и не хочу с ними общаться. А на самом деле на выходных я сижу не отрываясь над учебниками, даже телевизор не смотрю и не ем. Недавно села утром за математику, думала, только пара часов прошла, а посмотрела на часы — оказывается, я уже пять часов сижу и даже не заметила».

Некоторые родители могут подумать: «Какая умница, вот бы наш балбес…» Конечно, здорово, что старшеклассница так серьезно занимается. Однако во всем хороша разумная мера, ведь так можно переутомиться и в дни экзаменов ощущать только усталость и подавленность.

Не лишать себя настоящего

Человек, полностью устремленный в будущее, лишает себя настоящего, перекрывая пути для полноценного развития своей личности. Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками.

Взрослым всегда кажется, что дети слишком много времени тратят на своих товарищей и собираются вместе только из желания развлечься. Однако юноши и девушки чувствуют острую необходимость в тесном общении с широким кругом людей, находя в этом глубокий смысл, чувствуя острую эмоциональную зависимость от качества и количества неформальных контактов со сверстниками.

Родителей должно настораживать обратное: если их ребенок не ищет возможности проводить время с одноклассниками и не занимает телефон. Обычно это свидетельствует не об ответственном отношении к учебе, а об отсутствии возможности удовлетворить потребность в общении. Между тем эта потребность и в одиннадцатом классе остается важнейшей для учащихся. Помочь родители смогут, если вместе с ребенком подумают, где найти сверстников-единомышленников с похожими интересами и способностями.

В одиннадцатом классе можно заниматься в секциях, кружках по интересам - главное, чтобы занятие занимало не все свободное время старшеклассника, но в то же время была психологическая разгрузка. Обучение в школе остается важным и неотменяемым делом.

 

Памятка для родителей

«Ваш ребёнок сдаёт ЕГЭ».

В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет помощь родителей. Поэтому родителям следует активнее вникать в жизнь своего ребёнка, психологически помогая в подготовке к ЕГЭ.

Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую можно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у ребёнка уверенности в себе нужно проводить беседы. В ваших возможностях научить ребёнка справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов.

Как это можно сделать?:

1. Если ребёнок постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите, как вы оцениваете его мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ребёнку готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.

2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем - напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если ребёнок поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения часто мешает на экзамене.

3. А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своим ребёнком. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей. Возможно, вам удастся создать для своего ребёнка своеобразную копилку приемов усвоения знаний.

4. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с ребёнком.

Ритмичное четырехфазное дыхание. Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4–6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.

Третья фаза (4–6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

Четвертая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания. Дышите, таким образом не более 2–3 минут.

Аутогенная тренировка (3–5 минут). Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5–6 раз: «Правая рука тяжелая». Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен». Затем снова 5–6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая». Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

Упражнения для глаз:

1. Обоими средними пальцами стимулируйте точки, расположенные с внутренней стороны глаз. При этом усилие направляйте к носу. Массаж выполняется в течение 5 минут.

2. Помассируйте легким надавливанием точки, расположенные под нижним веком. По 5 нажатий обоими средними пальцами.

3. Легко помассируйте глаза указательным и средним пальцами, чуть потягивая веки наружу. Средний палец не должен сильно давить на глаз. 5 массажных движений.

4. Откройте глаза и поверните глазные яблоки по кругу – 5 раз по часовой стрелке, 5 раз против нее.

5. Пальцы рук, сложенные вместе, перекрестите в центре лба. Ладони как раз накроют глазные впадины, полностью исключая доступ света, и при этом не будут сжимать глазные яблоки, оставляя возможность свободно двигать веками. Подобное искусственное затмение, «пальминг», являясь одним из лучших упражнений для глаз, ускоряет процесс расслабления глазных мышц и улучшает кровообращение. 2-х минутный «пальминг» восстанавливает функциональные свойства сетчатки глаза.

Упражнения для шеи.

1. Медленно поверните голову направо, потом влево. Повторите 4-6 раз.

2. Медленно поверните голову, а затем откиньте ее назад. Повторите упражнение по 4 раза в каждую сторону

3. Наклоните голову в сторону так, чтобы она коснулась плеча. Упражнение выполняется 4-6 раз в каждую сторону. Не поднимайте плечи вверх.

4. Наклоните голову сначала вправо, затем влево, каждый раз касаясь плеча ухом. Упражнения выполняются 4-6 раз в каждую сторону.

5. Выполните вращения головой по часовой стрелке, затем против нее 6-10 раз в каждом направлении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.089 с.)