Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».



Перечень ключевых слов


Альба

Апокриф

Баллада

Ваганты

Видение

Голиарды

Готика

Гуманизм

Жонглеры

Канцона

Кеннинг

Клерикальная литература

Комедия

Куртуазная литература

Менестрели

Миннезингеры

Миракль

Мистерия

Моралите

Народная книга

Новелла

Плутовской роман

Проторенессанс

Ренессанс

Рыцарский роман

Серенада

Сирвента

«Сладостный новый стиль»

Сонет

Соти

Схоластика

Тенсона

Терцины

Трагедия

Трагикомедия

Трубадуры

Фаблио

Фарс

Хроника историческая

Шванк

Шекспировский вопрос

Шпрух

Эпос героический


Практическое занятие № 1

 

Французский героический эпос средних веков. «Песнь о Роланде»

(анализ фольклорной природы памятника)

1. «Песнь о Роланде» как произведение фольклора (теории возникновения «Песни…», проблема авторского начала, основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала).

2. Художественные средства «Песни о Роланде» как памятника устного народного творчества (разнообразные повторы, параллелизм, постоянные эпитеты).

3. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность.

а) история и её осмысление в «Песни о Роланде» (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений);

б) эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания (пространство и время; природа и человек; проблема чуда и чудесного; гиперболизм; характер изображения борьбы; общие тенденции построения эпического мира);

в) проблема создания образа эпического героя (выделение главных героев, способы их обрисовки; образы Роланда, Оливье, Турпена, других славных французов; образ Ганелона; образ Карла; образы мавров).

4. Общие выводы. Значение «Песни о Роланде как художественного памятника».

 

Текст

 

Песнь о Роланде // М., Худож. лит., 1976, БВЛ, Т. 10.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Смирнов А. Кто был автором «Песни о Роланде?» // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965. С. 67 –76.

2. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. – БВЛ, Т.10, М., 1976. С. 5-24.

3. Самарин Р.М. «Песнь о Роланде» и проблемы литературного анализа. // Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1987. С. 17 – 34.

4. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. // М., 1974.

Практическое занятие № 2

 

Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».

Испанский героический эпос «Песнь о моём Сиде».

 

I. Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».

1. Мифологические и литературные источники «Песни о Нибелунгах».

2. История и её отражение в «Песни о Нибелунгах».

3. Образная система «Песни…»

а) образ Зигфрида как идеального эпического героя (сравнить с образом Гунтера);

  б) образ Кримхильды и его эволюция (ср. с образом Брюнхильды);

   в) образ Хагена (ср. с образами Роланда, Ганелона («Песнь о Роланде») и Зигфрида);

    г) образ Этцеля и его историческая основа.

4. Основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала.

 

II. Испанский героический эпос. «Песнь о моём Сиде».

1. История и её отражение в «Песни о Сиде».

2. Образ Сида как идеального эпического героя. Историческая основа образа.

3. Образы инфантов де Каррион и их идейное содержание.

4. Основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала.

 

Тексты

Песнь о Нибелунгах. – М.: Худож. лит., 1975, БВЛ, Т. 9.

Песнь о Сиде.– М.: Худож. лит., 1976, БВЛ, Т. 10.

 

Рекомендуемая литература

1. Пронин В. Преданья старины глубокой. // Песнь о Нибелунгах. М., ТЕРРА, 1997. С. 5 – 18.

2. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М.,1960.

3. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, БВЛ, Т. 9.

4. Плавскин З.И. Литература Испании IX – XV веков. М., 1986.

5. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Песнь о Сиде. М., 1976. С. 5 – 24.

 

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа № 1.

 

«Божественная комедия» Данте.

Контрольная работа № 2.

«Божественная комедия» Данте.

Текст

и

Рекомендуемая литература

Те же, что и к Контрольной работе № 1.

Контрольная работа № 3

Текст

и

Рекомендуемая литература

Те же, что и к Контрольной работе №1.

 

Контрольная работа № 4

Текст

и

Рекомендуемая литература

Те же, что и к Контрольной работе №1.

Контрольная работа № 5

Текст

 

Петрарка Ф. Книга песен / Сост., предисл. и примеч. Б. Пуришева. / М., 1963

или

Петрарка Ф. Лирика / Вступ ст. Н. Томашевского. / М.,1980

или

Петрарка Ф. Лирика.Автобиографическая проза / Сост. и предисл. Н.Томашевского. / М., 1989.

 

Рекомендуемая литература

1. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций / М., 1996. - С.16 – 33.

2. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизмевторойполовины XIV –первой половины XV в. / М., 1977.

3.   Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма / М., 1974.

4. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти / М., Наука, 1979. – С. 3 – 65.

 

Контрольная работа № 6

Текст

 

Боккаччо Дж. Декамерон. / Вступ.ст. Р.Хлодовского / М., 1970, БВЛ. Т.29

или

Боккаччо Дж. Декамерон. / Вступ. Ст. Б.И. Пуришева / М., 1989.

 

Рекомендуемая литература

1. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций / М., 1996. - С.33 –60.

2. Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения / М., 1976. - С. 38 – 52.

3. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половины XV в. / М., 1977.

4. Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль / М., 1982.

5. Шишмарёв В.Ф. Избранные статьи. История итальянской литературы и итальянского языка / Л., 1972.

6. Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти / М., Наука, 1979. – С. 7 – 65.

 

Контрольная работа № 7

Тексты

 

Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад. // Новая жизнь. Божественная комедия. // БВЛ. Т. № 28 / М., 1967.

Данте Алигьери, Петрарка Франческо. Лирика. / М., 1983.

 Франческо Петрарка. Лирика // Европейские поэты Возрождения. // БВЛ № 32 / М., 1974.

Пуришев Б.И. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. Хрестоматия / М., 1976.

Боккаччо Дж. Декамерон. / БВЛ № 29 / М., 1970.

Саккетти Ф. Из «Трёхсот новелл» // Европейская новелла Возрождения / БВЛ № 31 / М., 1974.

 

Рекомендуемая литература

Та же, что и к Контрольным работам № 1. 5, 6.

Контрольная работа №8

 

Текст

Шекспир У. Трагедии. Сонеты / Вступ. ст. А. Аникста / БВЛ. Т.№ 36 / М., 1968;

Шекспир У. Сонеты / Сост. А.Н. Горбунова. Послесл. А.Л.Зорина / М.,1984.

Шекспир У. Сонеты / Сост. Н.В.Алёхина / М., 1996.

 

Рекомендуемая литература

1. Английский сонет XVI-XIX веков / Вступ. Ст. А.Н. Горбунова / М., 1990.

2. Западноевропейский сонет XIII-XVII веков: Поэтическая антология / Вступ. ст. З.И. Плавскина / Л., 1988.

3. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы / М., 1998. – С. 35 – 44, 51 – 54.

4. Аникст А.А. Лирика Шекспира // Шекспир У. Сонеты. / М., 1984. – С. 19 – 35.

5. Аникст А.А. Эволюция стиля поэзии Шекспира // Шекспировские чтения / М., 1993.

6. Зорин А. Сонеты Шекспира в русских переводах // Шекспир У. Сонеты / М., 1984. – С.265 – 286.

7. Шайтанов И.О. Комментарии Сонеты. Критика о У. Шекспире // Шекспир У. Пьесы. Сонеты: Книга для ученика и учителя / М., 1997. – С. 606 – 513, 688 – 693.

8. История зарубежной литературы: Раннее средневековье и Возрождение / М.П.Алексеев и др. / М., 1959. – Раздел IX. – Гл. 43. – С. 484 – 492.

9. История всемирной литературы. – Т.3 / М., 1989.

 

Контрольная работа № 9

Трагедия Шекспира «Гамлет».

Примерный план работы:

 

1. История создания трагедии.

2. Образ Гамлета

а) Выпишите из текста трагедии характеристики, данные Гамлету другими действующими лицами;

б) Покажите, что Гамлет – сын своего времени, человек эпохи Возрождения;

в) В чём состоит трагический конфликт Гамлета? Как в нём отражён основной конфликт эпохи? Вспомните о столкновении принципов Виттенберга и Эльсинора. Согласны ли вы с мнением молодого В.Г. Белинского, который считал, что Гамлет переживает лишь трагедию взросления, которую суждено в своё время пережить каждому человеку?

г) Как решается вопрос о возрасте Гамлета?

д) Расскажите об известных вам интерпретациях образа Гамлета. Обратитесь к статьям В.Г. Белинского «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» и И.С. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», к книге Н.В. Минц «Старое и всегда современное: Парадоксы Шекспира» (М., 1990).

3. Образная система в трагедии. Какие оттенки в настроение трагедии вносят женские образы, созданные Шекспиром? Какую роль в образной системе пьесы играют Розенкранц и Гильденстерн? Фортинбрас?

4. Особенности композиции «Гамлета». Какие события пьесы произошли до начала её действия? Чем подобное построение способствует созданию многозначно звучащего текста?

5.  Метафора и аллегория в трагедии. Как у Шекспира развивается метафора «мир – театр»? Есть ли в пьесе хотя бы один персонаж, который бы не притворялся, был бы самим собой? Почему Гамлет тщательно стремится разыграть роль безумца? Как взаимодействуют в трагедии метафоры «мир – театр» и «мир – тюрьма»? Самостоятельно найдите в пьесе другие метафоры.

 

Текст

Шекспир У. Гамлет // Шекспир У. Трагедии. Сонеты // БВЛ. Т.36 / М., 1968.

 

Рекомендуемая литература

1. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы / М., 1998.

2. Аникст А.А. Шекспир: Ремесло драматурга / М., 1974.

3. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет» / М., 1986.

4. Пинский Л.Е. Трагическое у Шекспира // Л.Е. Пинский. Реализм эпохи Возрождения / М., 1961.

5. Пинский Л.Е. Эволюция сюжета. Трагедия-пролог // Шекспир: Основные начала драматургии / М., 1971. – С. 125 – 154.

6. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце датском // Л.С. Выготский. Психология искусства / М.,1968.

7. Белинский В.Г. «Гамлет». Драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // В. Г. Белинский. Собр.соч. в 9 т. Т. 2 / М., 1977.

8. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот // И.С. Тургенев. Полн. собр. соч. и писем в 30 т. - Т. 5 / М., 1980.

9. Минц Н.В. Старое и всегда современное: Парадоксы Шекспира / М., 1990.

10. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир: Его герой и его время / М., 1964.

11. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира / Л., 1989.

12. Киасашвили Н. Скрытая метафора «мир – сцена» как структурный элемент «Гамлета» // Шекспировские чтения. 1978 / М., 1981.

13. Элиот Т.С. Гамлет и его проблемы // Т.С. Элиот. Назначение поэзии / Киев; М., ЗАО «Совершенство», 1997.

 

Контрольная работа № 10

 

Тексты

Шекспир У. Собр. соч. в 8 т. / Сост. И вступ. ст. И. Шайтанова / М., 1992-1994; 1997.

Маккиавелли Н. Государь // Н.Маккиавелли. Избранные сочинения / М., 1982.

Мор Т. История Ричарда III / М., 1973.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Барг М.А. Шекспир и история / М., 1976.

2. Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии / М., 1971.

3. Шайтанов И.О. Уильям Шекспир // Зарубежные писатели: Библиографический словарь / М., 1996.

4. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Средние века. Учебник для учащихся 10 - 11 классов / М., 1996. Глава «Драма». – С. 267 – 275.

5. Шведов Ю.Ф. Вильям Шекспир; Главы: Поэт и мыслитель; Кулак нам на совесть. – С. 25 – 42, 52 – 65.

Шайтанов И.О. Введение - Истоки шекспировского жанра. Из опыта учителя. Источники сюжетов / У. Шекспир. Пьесы. Сонеты. Книга для ученика и учителя / М.,1998. – С. 5 – 24, 631 – 637, 731 – 741.

Перечень ключевых слов


Альба

Апокриф

Баллада

Ваганты

Видение

Голиарды

Готика

Гуманизм

Жонглеры

Канцона

Кеннинг

Клерикальная литература

Комедия

Куртуазная литература

Менестрели

Миннезингеры

Миракль

Мистерия

Моралите

Народная книга

Новелла

Плутовской роман

Проторенессанс

Ренессанс

Рыцарский роман

Серенада

Сирвента

«Сладостный новый стиль»

Сонет

Соти

Схоластика

Тенсона

Терцины

Трагедия

Трагикомедия

Трубадуры

Фаблио

Фарс

Хроника историческая

Шванк

Шекспировский вопрос

Шпрух

Эпос героический


Практическое занятие № 1

 

Французский героический эпос средних веков. «Песнь о Роланде»

(анализ фольклорной природы памятника)

1. «Песнь о Роланде» как произведение фольклора (теории возникновения «Песни…», проблема авторского начала, основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала).

2. Художественные средства «Песни о Роланде» как памятника устного народного творчества (разнообразные повторы, параллелизм, постоянные эпитеты).

3. Эпический мир «Песни о Роланде» и действительность.

а) история и её осмысление в «Песни о Роланде» (характер отражения исторических событий, феодальных отношений, быта и нравов, материальной культуры, религиозных представлений);

б) эпический мир «Песни о Роланде» и способы его создания (пространство и время; природа и человек; проблема чуда и чудесного; гиперболизм; характер изображения борьбы; общие тенденции построения эпического мира);

в) проблема создания образа эпического героя (выделение главных героев, способы их обрисовки; образы Роланда, Оливье, Турпена, других славных французов; образ Ганелона; образ Карла; образы мавров).

4. Общие выводы. Значение «Песни о Роланде как художественного памятника».

 

Текст

 

Песнь о Роланде // М., Худож. лит., 1976, БВЛ, Т. 10.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Смирнов А. Кто был автором «Песни о Роланде?» // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965. С. 67 –76.

2. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. – БВЛ, Т.10, М., 1976. С. 5-24.

3. Самарин Р.М. «Песнь о Роланде» и проблемы литературного анализа. // Самарин Р.М. Зарубежная литература. М., 1987. С. 17 – 34.

4. Пуришев Б.И. Зарубежная литература средних веков. // М., 1974.

Практическое занятие № 2

 

Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».

Испанский героический эпос «Песнь о моём Сиде».

 

I. Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах».

1. Мифологические и литературные источники «Песни о Нибелунгах».

2. История и её отражение в «Песни о Нибелунгах».

3. Образная система «Песни…»

а) образ Зигфрида как идеального эпического героя (сравнить с образом Гунтера);

  б) образ Кримхильды и его эволюция (ср. с образом Брюнхильды);

   в) образ Хагена (ср. с образами Роланда, Ганелона («Песнь о Роланде») и Зигфрида);

    г) образ Этцеля и его историческая основа.

4. Основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала.

 

II. Испанский героический эпос. «Песнь о моём Сиде».

1. История и её отражение в «Песни о Сиде».

2. Образ Сида как идеального эпического героя. Историческая основа образа.

3. Образы инфантов де Каррион и их идейное содержание.

4. Основная эпическая идея «Песни…» и отражение в ней общественного идеала.

 

Тексты

Песнь о Нибелунгах. – М.: Худож. лит., 1975, БВЛ, Т. 9.

Песнь о Сиде.– М.: Худож. лит., 1976, БВЛ, Т. 10.

 

Рекомендуемая литература

1. Пронин В. Преданья старины глубокой. // Песнь о Нибелунгах. М., ТЕРРА, 1997. С. 5 – 18.

2. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М.,1960.

3. Гуревич А. Средневековый героический эпос германских народов // Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975, БВЛ, Т. 9.

4. Плавскин З.И. Литература Испании IX – XV веков. М., 1986.

5. Томашевский Н. Героические сказания Франции и Испании // Песнь о Роланде. Песнь о Сиде. М., 1976. С. 5 – 24.

 

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа № 1.

 

«Божественная комедия» Данте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.0.157 (0.095 с.)