Департамент здравоохранения города Москвы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент здравоохранения города Москвы



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж № 3 Департамента здравоохранения города Москвы»

 

Учебное пособие

«АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»

РАЗДЕЛ 10

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА

ТЕМА 10.3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ

СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ

 Специальности 31.02.01 Лечебное дело

Сестринское дело

Москва 2015


Учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования и рабочим программам учебной дисциплины специальностей 31.02.01 Лечебное дело и 34.02.01 Сестринское дело.

 

Одобрена и утверждена На заседании ЦМК "Общепрофессиональных дисциплин" Протокол №__7_______ От «__6___»    марта  20_ 15 __года Председатель ЦМК А.И. Надеждин ___________________   УТВЕРЖДАЮ Руководитель структурного подразделения __________________А.А. Фетисов «___»_________________20___года

 

 

Составитель:

Надеждин Антон Игоревич - преподаватель Анатомии и физиологии человека первой квалификационной категории ГБОУ «МК № 3 ДЗМ».


 

Содержание

Глава 1. Органы чувств. Понятие об анализаторах

- 7 -

Глава 2. Зрительный анализатор

- 10 -

Глава 3. Слуховой анализатор

- 20 -

Глава 4. Вестибулярный анализатор

- 27 -

Глава 5. Обонятельный анализатор

- 28 -

Глава 6. Вкусовой анализатор

- 31 -

Глава 7. Кожа

- 34 -

Список литературы

- 38 -


Дорогой студент!

 

Я думаю, я буду прав, если скажу, что про такое заболевание как миопия или близорукость, слышал каждый, а конъюнктивит? отит? Эти заболевания, наряду с дерматитом, атаксией, аносмией и так далее, связны с поражениями анализаторов или органов чувств. Ими занимаются такие науки как оториноларингология, офтальмология, дерматология, неврология и так далее. Но, безусловно, что бы Вам с успехом освоить эти заболевания на более старших курсах, нужно изучить основу, т.е. анатомию и физиологию анализаторов. Так же освоение этого учебного пособия необходимо Вам для успешного оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов чувств, для понимания патологических процессов, например таких, как глаукома, их причинах, методах воздействия и лечения.  Без знания анатомии и физиологии Вам не будет ясна симптоматика многих заболеваний, даже тех, которые на первый взгляд не связаны напрямую с анализаторами, например, острое нарушение мозгового кровообращения.

Итак, изучив и освоив данное учебное пособие, перед Вами откроются двери для изучения уже не нормальных процессов, а патологических, а без знания нормы, безусловно, изучить патологические процессы и заболевания невозможно.

 

 


 

Перечень компетенций, который должен освоить студент по специальности 34.02.01 Сестринское дело:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий

медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

 

Перечень компетенций, который должен освоить студент по специальности 31.02.01 Лечебное дело:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

5.2.1. Диагностическая деятельность.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.

5.2.2. Лечебная деятельность.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

5.2.3. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

5.2.4. Профилактическая деятельность.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

5.2.5. Медико-социальная деятельность.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.


 


Классификация анализаторов

1.  Внешние анализаторы воспринимают и анализируют изменения внешней среды. К ним относятся зрительный, слуховой, обонятель­ный, вкусовой, тактильный и температурный анализаторы, возбуждение которых воспри­нимается субъективно в виде ощущений.

2. Внутренние (висцеральные) анализато­ры воспринимают и анализируют изменения внутренней среды организма. Колебания по­казателей внутренней среды в пределах фи­зиологической нормы у здорового человека обычно не воспринимаются субъективно, в виде ощущений. Так, мы не можем субъек­тивно определить величину артериального давления, особенно если оно нормальное, состояние сфинктеров и др. Однако инфор­мация, идущая из внутренней среды, играет важную роль в регуляции функций внутрен­них органов, обеспечивая приспособление организма в различных условиях его жизне­деятельности. Значение этих анализаторов изучается в течение всего курса физиологии (приспособительная регуляция деятельности внутренних органов). Изменение некоторых констант внутренней среды организма может восприниматься субъективно, в виде эмоцио­нально окрашенных ощущений (жажда, голод, половое влечение), формирующихся на основе биологических потребностей. Для удовлетворения этих потребностей организм осуществляет мобилизацию поведенческих реакций. Например, при возникновении чув­ства жажды вследствие возбуждения осмо- или волюморецепторов формируется поведе­ние, направленное на поиск и прием воды.

3.   Анализаторы положения тела воспри­нимают и анализируют изменения положе­ния тела в пространстве и частей тела друг относительно друга. К ним следует отнести вестибулярный и двигательный (кинестети­ческий) анализаторы. Поскольку мы оцени­ваем положение нашего тела или его частей друг относительно друга, эта импульсация доходит до нашего сознания. Об этом свиде­тельствует, в частности, опыт Д.Маклоски, который он поставил на самом себе: раздра­жал одну из мышц конечности пороговыми для первичных афферентов мышечных ре­цепторов электрическими стимулами. Увели­чение частоты импульсации этих нервных волокон вызывало у испытуемого субъектив­ные ощущения изменения положения соот­ветствующей конечности, хотя ее положение в действительности не изменялось.

4.   Болевой анализатор также следует выде­лить согласно его особой функциональной роли — информированию организма о по­вреждающих действиях. Болевые ощущения могут возникать при раздражении как экстеро-, так и интерорецепторов.

 

Отделы анализаторов

 

1. Периферический отдел анализатора — это специализированные нервные окончания (рецепторы). Рецеп­торы воспринимают физические, химические, механические внешние воздействия, изменения внутренней среды организ­ма. Рецепторы имеют большую возбудимость, они улавливают даже самые незначительные по силе раздражения. Каждый ре­цептор воспринимает только свои специфичные воздействия. Рецепторы (нервные окончания) различаются по строению, расположению и функциям. Часть рецепторов возбуждается при непосредственном контакте с раздражителем (контактные рецепторы). Такие рецепторы воспринимают температуру сре­ды (тепло, холод), боль, прикосновение и давление, вкусовые ощущения, запахи. Другие рецепторы реагируют на свет, зву­ки. Это дистантные рецепторы. Они улавливают внешние воз­действия, находящиеся на различных расстояниях от самих рецепторов. Восприятие раздражений рецепторами называется рецепцией.

 

2. Проводниковый отдел анализатора — это нервные волокна (нервы), которые передают нервные импуль­сы от рецепторов в центральную нервную систему. На своем пути к центральному отделу анализаторов нервные импульсы направляются через чувствительные ядра спинного мозга, че­рез ствол головного мозга, через таламус (подкорковый чувст­вительный центр).

 

3. Центральный (корковый) отдел анализато­ра — это чувствительные зоны в коре полушарий большого мозга. В этих отделах коры происходит высший анализ ин­формации, которая поступила от рецепторов органов чувств. Корковый отдел любого анализатора состоит из его ядра и так называемых диффузных нервных элементов. Ядро анализатора имеет строго определенное положение в коре полушарий большого мозга и представляет собой группу нейронов, в ко­торых происходит высший анализ информации. Диффузные нервные элементы также относятся к корковому отделу. Они располагаются рассредоточено, на разном расстоянии от яд­ра анализатора.

 

Задание: Изобразить графологическую структуру:

«Соотношение структур органов чувств и сенсорной системы».

 

Сенсорная система

 

 
Органы чувств

 

 
       

       

Задание: Изобразить графологическую структуру «Классификация анализаторов»

 

Анализаторы

             
             
             

 

Задание: Изобразить графологическую структуру «Отделы анализаторов»

 

Отделы анализаторов

 

       

 

       
   

 

 

 

 

   
   

Задание: Изобразить графологическую структуру «Орган зрения и зрительный анализатор»

Орган зрения

Зрительный анализатор

       
       
       

Орган зрения играет важнейшую роль в жизни человека, в его общении с внешней средой. Он обеспечивает человеку до 90 % получаемой информации. Орган зрения находится в по­лости глазницы, он объединяет глаз (глазное яблоко) и вспо­могательные органы глаза. Глазное яблоко имеет округлую форму. У глазного яблока различают три оболочки, которые окружают ядро глаза: хрусталик, стекловидное тело, водянистую влагу. Оболочками глазного яблока яв­ляются фиброзная оболочка (наружная), сосудистая оболочка (средняя) и сетчатка (внутренняя оболочка).

Фиброзная оболочка выполняет за­щитную функцию, предохраняет глазное яблоко от поврежде­ний. Ее передняя часть прозрачная. Ее называют роговицей. Роговица имеет вид часового стекла, выпуклого спере­ди и вогнутого сзади. Большая задняя часть фиброзной обо­лочки непрозрачная, имеет белый цвет и называется склерой. Склера образована плотной волокнистой соединитель­ной тканью. Границей между роговицей и склерой является неглубокая борозда, имеющая форму круга (циркулярная бо­розда склеры).

Сосудистая оболочка глазного ябло­ка богата кровеносными сосудами, она прилежит к внутрен­ней поверхности склеры. У сосудистой оболочки выделяют три части. Это собственно сосудистая оболочка, ресничное те­ло и радужка. Собственно сосудистая оболочка выстилает из­нутри большую заднюю часть склеры, с которой она соедине­на рыхло. Собственно сосудистая оболочка образована рых­лой волокнистой соединительной тканью с пигментными клетками и большим количеством кровеносных сосудов. В ней также имеются отдельные пучки гладкомышечных клеток.

Ресничное тело — это средний утолщенный отдел сосуди­стой оболочки, который в виде кругового валика находится в области перехода роговицы в склеру. Задняя часть ресничного тела – ресничный кружок, продолжается в собственно сосудистую оболочку. Передняя часть ресничного тела кпереди переходит в радужку. От утолщенной (до 4мм) средней части ресничного тела, по всей его окружности в радиальном направлении отходят до 70 коротких ресничных отростков, содержащих многочисленные кровеносные капилляры. Эти ресничные отростки участвуют в образовании жидкости («водянистой влаги»), поступающей в заднюю камеру глаза. От реснич­ного тела также в радиальном направлении отходят соедини­тельнотканные волокна, прикрепляющиеся к капсуле хруста­лика. Эти волокна получили название ресничного пояска (цинновой связки).

Утолщенная часть ресничного тела содержит ресничную мышцу (гладкомышечную ткань). Гладкомышечные пучки ресничной мышцы имеют разные направления. При сокраще­нии этой мышцы натягиваются соединительнотканные волок­на ресничного пояска, прикрепляющиеся к капсуле хрустали­ка. Хрусталик при этом изменяет свою кривизну, происходит так называемая аккомодация. Аккомодация — это приспособ­ление глаза к четкому видению предметов, которые распола­гаются на различном расстоянии.

 

۩ Чтобы дать ногам такую же нагрузку, какую испытывают глазные мышцы в течение дня, вам нужно пройти 80 километров

Радужка это самая передняя часть сосудистой оболочки глаза, она видна через прозрачную роговицу. Радужка имеет вид диска толщиной примерно 0,4 мм. В центре радужки на­ходится отверстие — зрачок. Диаметр зрачка непостоянный. Он уменьшается при сильном освещении, расширяется в тем­ноте. Клетки в глубоких слоях радужки содержат пигмент ме­ланин. От количества пигмента зависит цвет радужки, т. е. цвет глаз. Если пигмента много, то цвет глаза темный (корич­невый, карий). Если пигмента мало, то радужка будет иметь светло-серый или светло-голубой цвет. При отсутствии пиг­мента (альбиносы) радужка имеет красноватый цвет из-за просвечивающих сосудов, кровоснабжающих внутреннюю оболочку глаза — его сетчатку.

В толще радужки имеются две мышцы. Вокруг зрачка на­ходится мышца, суживающая зрачок. От зрачкового края ра­дужки на периферию (радиарно) идут тонкие пучки мышцы, расширяющей зрачок.

۩ Зрачок глаза расширяется, если вы смотрите на человека, которого любите. Но не опирайтесь на этот эффект, проверяя чувства вашего партнера.

Сетчатка (retina) — это внутренняя (светочувствитель­ная) оболочка глаза. Сетчатка плотно прилегает к внутренней поверхности сосудистой оболочки глаза на всем ее протяже­нии. Задняя (зрительная), большая по протяженности часть сетчатки содержит светочувствительные клетки, которые реа­гируют на свет. Они называются палочковидными зрительными клетками ("палочками") и колбочковидными зрительными клет­ками ("колбочками"). Передняя и меньшая по протяженности часть сетчатки, покрывающая сзади ресничное тело и радуж­ку, таких клеток не содержит. Это "слепая" часть сетчатки.

Общее число палочек около 130 млн. Палочки являются рецепторами сумеречного зрения, они воспринимают черно-белый свет. Число колбочек в сетчатке составляет примерно 6—7 млн, они крупнее палочек. Колбочки способны различать цвета, они являются рецепторами цветного зрения.

В заднем отделе сетчатки имеется участок круглой формы — пятно диаметром около 1,7 мм. Здесь выходит из сетчатки зрительный нерв. Эту зону называют диск зритель­ного нерва (или слепое пятно). В области слепого пятна све­точувствительные клетки отсутствуют. Латерально от слепого пятна в области центральной ямки лежит участок наилучшего видения (желтое пятно). Это место наилучшего видения, здесь имеются только колбочки, а палочки отсутствуют. Па­лочки и колбочки располагаются в глубоких слоях сетчатки, глубже находится только пигментный слой. Чтобы попасть к палочкам и колбочкам, свет проходит через многие слои сет­чатки, которых у нее десять, включая пигментные клетки.

Внутренняя часть (ядро) глазного яблока содержит прозрачные среды глаза: хрусталик, стекловидное тело и камеры глаза, содержащие водянистую влагу. Хру­сталик имеет вид двояковыпуклой линзы с высокой преломляющей способностью. Передняя поверхность хруста­лика обращена к радужке, а задняя — к стекловидному телу. Снаружи хрусталик покрыт очень тонкой также прозрачной соединительнотканной капсулой, к которой прикрепляются волокна ресничного пояска (цинновой связки), отходящие от ресничного тела. При расслаблении ресничной мышцы волокна ресничного пояска натягиваются, хрусталик как бы растягивается, становится более плоским, его преломляющая способность уменьшается. При сокращении ресничной мыш­цы тяга волокон ресничного пояска уменьшается, хрусталик из-за упругости образующих его хрусталиковых волокон рас­правляется, становится почти круглым, его преломляющая способность увеличивается.

Стекловидное тело находится позади хрусталика, сзади плотно прилежит к передней поверхности сетчатки. Стекловидное тело представляет собой желеобраз­ную массу. Преломляющая способность стекловидного тела почти такая же, как у водянистой влаги, и ниже, чем у хруста­лика.

Глазное яблоко имеет переднюю и заднюю камеры глаза. Передняя камера глаза спереди ограничена роговицей, сзади — передней поверхностью радужки. Задняя камера глаза, сооб­щающаяся с передней камерой через зрачок, находится между радужкой спереди и хрусталиком сзади. В камерах глаза нахо­дится внутриглазная жидкость — водянистая влага. Водяни­стая влага по составу близка к плазме крови. Выделившаяся из ресничных отростков жидкость (водянистая влага) поступа­ет в заднюю камеру глаза, затем в переднюю (через зрачок). Эта жидкость также является светопреломляющей средой гла­за. Из передней камеры она оттекает в венозный сосуд, кото­рый находится в наружной (фиброзной) оболочке глазного яблока по периферии от роговицы. Это венозный синус скле­ры (шлеммов канал). Между притоком и оттоком жидкости существует равновесие. Благодаря этому поддерживается по­стоянство внутриглазного давления (25—27 мм рт. ст.). Повы­шение внутриглазного давления (глаукома) или его снижение приводит к нарушению зрения.

Задание. Зарисовать схему строения органа зрения


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание. Зарисовать схему оттока внутриглазной жидкости


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание. Изобразить графологическую структуру и зарисовать схему строения слезного аппарата.

    1 - Слезная железа
    2 – Внутренний угол глаза
    3 – Слезное озеро
    4 – Слезные точки
    5 – Слезные канальца
    6 – Слезный мешок
    7 – Носослезный проток
    8 – Нижний носовой ход
    9 – Нижняя носовая раковина
    10 – Носовая полость

Механизм зрения.

Свет вначале проходит через роговицу, водянистую влагу, хрусталик, стекловидное тело. Эти свето­преломляющие среды глаза направляют пучок света в цен­тральную ямку сетчатки (место наилучшего видения). Благо­даря механизму аккомодации свет попадает именно на это ме­сто сетчатки. Свет проникает в глубокие слои сетчатки, вызы­вает там сложные фотохимические превращения зрительного пигмента в палочках и колбочках, рассмотренные выше, в результате чего в этих клетках возникает нервный импульс. Нервный импульс пере­дается другим нейронам сетчатки. Аксоны крупных нейронов (ганглиозных нейроцитов), формирующих один из слоев сет­чатки, образуют зрительный нерв. Каждый зритель­ный нерв выходит из полости глазницы через зрительный ка­нал и направляется к нижней поверхности головного мозг, где в области гипоталамуса проме­жуточного мозга, зрительные нервы образуют зрительный пе­рекрест. Нервные волокна, идущие от медиальной (носовой) половины сетчатки, переходят на другую сторону, а те волок­на, которые идут от латеральной ее половины (височной), на другую сторону не переходят. После зрительного перекреста нервные волокна образуют зрительный тракт. Далее нервные во­локна зрительного тракта следуют к подкорковым центрам зрения, к которым относятся латеральные коленчатые тела промежуточного мозга и верхние холмики крыши среднего мозга. С участием этих подкорковых центров осуществляются подсознательные реакции на свет: сужение зрачков при ярком освещении, поворот глаз на внезапный световой луч, падаю­щий сбоку, и др. Аксоны нервных клеток, образующих ядра в подкорковых центрах зрения, направляются в кору большого мозга, в затылочную долю, где находится корковый (цен­тральный) отдел зрительного анализатора. Здесь происходит высший анализ зрительных восприятий.

 

Почему я щурюсь? Легче всего ответить на этот вопрос следующим образом: мы щуримся, чтобы улучшить зрение. Поэтому вопрос нужно сформулировать иначе: почему прищур улучшает зрение? Чтобы не забираться глубоко в технические описания, скажем так: глаз улавливает лучи света и искажает их, проецируя полученный образ на небольшой участок сетчатки; Однако все может пойти по-другому. Если лучи начинают фокусироваться перед сетчаткой, у человека возникает близорукость (миопия) и далекие объекты он видит расплывчатыми. Если же лучи фокусируются за сетчаткой, человек видит размытыми ближайшие объекты (дальнозоркость). По словам доктора Стивена Миллера, директора Центра клинической помощи при Американской оптиметрической ассоциации в Сент-Луисе, «форма глазного яблока и мощность фокусировки хрусталика и роговицы помогают установить фокус, однако угол, под которым лучи проходят в глаз, также играет свою роль».  Он объясняет: «Свет поступает в глаз со всех направлений. Лучи, входящие под углом сверху или снизу, обычно фокусируются перед центром зрения или за ним», а «лучи, входящие перпендикулярно глазу, оказываются точно на хрусталике, создавая четкий образ того, на что человек смотрит».  Поэтому, по словам доктора Миллера, «основной смысл прищуривания — снизить число поверхностных или периферических лучей, поступающих в глаз, чтобы в него попадали только те лучи, что идут прямо и фокусируются на сетчатке».  В конечном итоге «прищуривание отрезает большинство лучей, оказывающихся не в фокусе, и избавляет человека от восприятия размытого изображения».  Доктор Миллер считает, что -человек не решит проблемы, возникающие с его зрением, постоянно прищуриваясь; эта техника поможет лишь тому, кто потерял свои очки и хочет разглядеть дорожный знак». Чрезмерное прищуривание способно вызвать головные боли и спровоцировать появление морщин на лице. Если вы начали прищуриваться чересчур часто, обратитесь к окулисту. Иногда на эту привычку вам могут указать другие люди. С точки зрения долговременной перспективы лучше исправить свое зрение, а не прищуриваться. Это гораздо более дальновидное решение. Правда ли, что телевизор вредит глазам? То, что телевизор разрушает зрение, — всеобщее заблуждение. Хотя контраст между ярким телевизионным экраном и темной комнатой может временно утомить глаз, телевизор не наносит зрению существенного ущерба. Более того, не существует риска повредить глаза из-за того, что на экране будет видно отражение неудачно расположенной лампы или другого источника света. Не следует бояться, если ребенок захочет сесть близко к экрану, потому что он не станет от этого близоруким и не испортит зрение. По словам доктора Теодора Лоувилла, представителя Американской академии офтальмологии, «некоторые люди с умеренной катарактой при приглушенном свете видят экран даже чуть лучше». Доктор Лоувилл, добавляет, что дети «любят сидеть близко к экрану, и если бы смогли, то забрались бы в телевизор с головой».  Дело в том, что малыши умеют точно фокусировать взгляд на объектах, расположенных в нескольких сантиметрах от их глаз. По мере взросления это расстояние увеличивается. Так что, по словам доктора Лоувилла, дети, конечно, «могут загораживать экран другим зрителям, но такое положение не вредит их здоровью». Доктор Уильям Бекнер, старший научный сотрудник Национального совета США по радиационной безопасности и измерениям в Вашингтоне, рассеивает миф о том, что телевизионное излучение вредит глазам. Доктор Бекнер говорит, что по сравнению с теми телевизионными приборами, что были построены 25 лет назад, когда его организация первая предупреждала о возможном риске радиации, современные приборы производятся иначе, используют более низкое напряжение и лучшее экранирование. Неважно, насколько близко вы сидите к экрану, поскольку рентгеновские лучи больше не создают проблем» Может ли туго затянутый галстук повлиять на мое зрение? Это вопрос Тодда Маккалла из Монтан Ривервью, Новый Южный Уэльс. Туго затянутый галстук действительно может сказаться на вашем зрении. В процессе исследования 94 офисных работников было выяснено, что у 67% из них ухудшение зрения связано с плотно затянутыми галстуками. Галстук ограничивает приток крови к глазам. Некоторые исследователи Даже утверждают, что тугие воротнички влияют на кровяное давление, а кровяное давление, безусловно, оказывает влияние на зрение.

Задание. Зарисовать схему зрительного анализатора

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Что такое анализатор? Какие части различают у анализатора?

2. Глазное яблоко, строение, функции структур.

3. Какой процесс называют аккомодацией? Какие структуры глазного яблока участвуют в аккомодации?

4. Вспомогательный аппарат глаза, структуры, функции.

5. Зрительный перекрест, особенности строения.

Орган слуха

 

Внутреннее (звуковоспринимающий аппа­рат), а также среднее (звукопередающий аппарат) и наружное ухо (звукоулавливающий аппарат) объединяются в понятие орган слуха.

 

Наружное ухо объединяет ушную раковину и наружный слуховой проход.

 

Ушная раковина улавли­вает звуковые волны и направляет их в наружный слуховой проход, в сторону барабанной перепонки. Основу ушной ра­ковины составляет тонкий эластический хрящ, отсутствую­щий лишь в нижней ее части, которую называют долькой или мочкой уха. Хрящевая ушная раковина покрыта тонкой ко­жей. Хрящ ушной раковины определяет ее форму, а также служит опорой для начальной части наружного слухового про­хода. От ушной раковины начинается наружный слуховой проход.

 

Наружный слуховой проход служит для проведения звука к барабанной перепонке, отделяющей наружное ухо от барабанной полости. Длина на­ружного слухового прохода у взрослого человека составляет около 3,5 см, а ширина просвета — 9 мм у своего начала и 6 мм — в самом узком месте. Поэтому посторонний предмет, попавший вглубь наружного слухового прохода, за пределы этого сужения, может извлечь только врач, пользующийся специальными инструментами. Наружный слуховой проход выстлан тонкой кожей, в которой находятся железы, выде­ляющие ушную серу. Наружный слуховой проход заканчива­ется барабанной перепонкой. Она располагается под углом 45° по отношению к продольной оси наружного слухового про­хода.

 

Барабанная перепонка пред­ставляет собой тонкую полупрозрачную пластинку, покрытую со стороны наружного слухового прохода тонкой кожей, а со стороны барабанной полости — слизистой оболочкой. Бара­банная перепонка, прикрепленная к стенкам конечной части наружного слухового прохода, туго натянута, напряжена. Центр барабанной перепонки образует углубление (пупок), соответствующий прикреплению со стороны барабанной по­лости одной из слуховых косточек — молоточка. Натянутость барабанной перепонки позволяет ей чутко улавливать самые незначительные звуковые колебания воздуха.

 

Среднее ухо, включающее барабанную полость (со всем ее содержимым) и слуховую трубу, выстланные из­нутри слизистой оболочкой, находится в пирамиде (камени­стой части) височной кости.

Барабанная полость объемом около 1 см3, имеет шесть стенок. Верхняя (по­крышечная) стенка — тонкая, отделяет барабанную полость от полости черепа. Нижняя (яремная) стенка соответствует нижней поверхности пирамиды височной кости, где находит­ся яремная ямка и выходит из полости черепа внутренняя яремная вена. Медиальная (лабиринтная) стенка отделяет ба­рабанную полость от внутреннего уха, от его перепончатого лабиринта. В этой стенке имеется два миниатюрных отвер­стия. Овальное отверстие (окно преддверия) закрыто основа­нием стремени, одной из слуховых косточек. Круглое отвер­стие (окно улитки) закрыто тонкой эластичной мембраной — вторичной барабанной перепонкой. Латеральная (перепонча­тая) стенка образована барабанной перепонкой и окружаю­щими ее костными стенками. Передняя (сонная) стенка гра­ничит с каналом внутренней сонной артерии. В задней (сос­цевидной) стенке имеется отверстие, ведущее в небольшую полость, находящуюся в толще сосцевидного отростка височ­ной кости.

В барабанной полости находятся три миниатюрные слухо­вые косточки. Это молоточек, наковальня и стремя. Эти косточки соединяются в цепочку при помощи сус­тавов. Рукоятка молоточка сращена с барабанной пере­понкой, основание стреме­ни подвижно укреплено в овальном окне медиальной (лабиринтной) стенки барабанной полости. Между молоточком и стременем расположена третья косточка — наковальня.

 

Напряжение барабанной перепонки и давление основания стремени на овальном окне регулируется двумя маленькими мышцами. Одна их них - мышца, напрягающая барабанную пе­ репонку -   прикрепляется к рукоятке молоточка, а другая - стре­менная мышца — к стремени. Мышца, напрягающая барабан­ную перепонку, расположена в одноименном канале, который находится в передней стенке барабанной полости. Стременная мышца начинается на задней стенке барабанной полости.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.87.152 (0.077 с.)