Психологические основы деятельности водителя тема №1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические основы деятельности водителя тема №1



Психологические основы деятельности водителя тема №1

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки:

Понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление).

Возникновение и развитие психики происходит в непрерывном взаимодействии ее с физическим окружающим миром. Человеческая психика выступает в качестве регулятора проявления активного поведения организма. Психические познавательные процессы представляют собой процессы, выделяющиеся в целостной структуре самой психики, условно разделяя ее на основные элементы.

 

Психические познавательные процессы разделяются на несколько видов:

познавательные — восприятие, ощущение, внимание, мышление, воображение, речь и память;

эмоциональные — чувства, эмоции, стресс и аффекты;

волевые — принятие решения, борьба мотивов и постановка цели.

 

Основные психические познавательные процессы и их понятия.

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.(слайд)

Восприятие — процесс, отражающий в сознании человека качества предметов и явлений, происходящих в окружающей среде, в совокупности, и действующий на органы чувств.(слайд)

Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.(слайд)

Мышление — познавательный процесс, осуществляющий высшую функцию, поскольку обладает многими взаимосвязанными признаками, характеризующими роль речи в человеческом развитии.(слайд)

 

Внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределении, переключение, объем).

 

Важной функцией, которая обеспечивает переработку и прием информации, является внимание. Для водителя трудно переоценить, какое значение имеет внимание. В каждый момент водителя окружают многие явления и предметы, он должен воспринимать только то, что может повлиять на безопасность движения.

 

Внимание – это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах с одновременным отвлечением от всего остального.

 

Физиологические основы внимания. Физиологическим механизмом внимания является взаимодействие нервных процессов (возбуждения и торможения), протекающих в коре головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, согласно которому всякий возникающий в коре головного мозга очаг возбуждения вызывает торможение окружающих участков. Эти очаги возбуждения могут быть разными по силе и величине.

 

Виды внимания. Принято выделять следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий.

Произвольное внимание – это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания.

Послепроизвольное внимание – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий. По психологическим характеристикам послепроизвольное внимание близко к непроизвольному: оно также возникает на основе интереса к предмету, но характер интереса в этом случае иной – он проявляется к результату деятельности. Это можно проиллюстрировать следующим образом: вначале работа не увлекает человека, он заставляет себя заняться ею, прилагает серьезные волевые усилия для поддержания сосредоточения, но постепенно увлекается, втягивается – ему становится интересно.

 

Основные свойства внимания.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. Важными качествами внимания, нужными водителю являются: концентрация и устойчивость внимания, распределение внимания и переключение внимания, развитие внимания у водителя, объем внимания.

Устойчивость.

Заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

 

Устойчивость зависит от понимания человеком важности, значимости выполняемой работы.

Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы (Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными), общим состоянием организма в данный момент времени (Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, так же, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием.); другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые -- с внешними обстоятельствами осуществления деятельности(При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым).

В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий. К числу их относятся: особенности материала, степень его трудности, знакомости, понятности, отношение к нему со стороны субъекта степени его интереса к данному материалу и, наконец, индивидуальные особенности личности. Среди последних существенна, прежде всего, способность посредством сознательного волевого усилия длительно поддерживать свое внимание на определенном уровне, даже если то содержание, на которое оно направлено, не представляет непосредственного интереса, и сохранение его в центре внимания сопряжено с определенными трудностями.

Концентрация внимания

Означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи.

Сосредоточенность (концентрация) – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Распределение внимания

Это возможность рассредоточить внимание на несколько объектов или одновременно успешно выполнять несколько действий. [8]

 

При распределении внимания речь, таким образом, идет о возможности концентрации его не в одном, а в двух или большем числе различных фокусов. Это дает возможность одновременно совершать несколько рядов действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Наполеон мог, как утверждают, одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Некоторые шахматисты могут вести одновременно с неослабным вниманием несколько партий. Распределенное внимание является профессионально важным признаком для некоторых профессий, как, например, для текстильщиков, которым приходится одновременно следить за несколькими станками. Распределение внимания очень важно и для педагога, которому нужно держать в поле своего зрения всех учеников в классе. [15]

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Данное свойство зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

 

Переключаемость внимания

Переключаемость внимания заключается в способности быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором -- сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

Способность к переключению означает гибкость внимания -- весьма важное и часто очень нужное качество.

Легкость переключения у разных людей различна: одни -- с легкой переключаемостью -- легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий.

Известную роль в быстроте переключения играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент.

 

Объём внимания

 

Вопрос об объеме внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание, -- особый вопрос.

 

Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

 

Объем внимания -- это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей -- 5--7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

 

Различные свойства внимания - его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость -- в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью

 

Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рассеянности. Рассеянностью обычно называют два разных явления. Во-первых, часто рассеянностью называют результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя -- ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий. Этот вид рассеянности принято называть мнимой рассеянностью, поскольку это явление возникает в результате большой сосредоточенности на какой-либо деятельности. Физиологической основой рассеянности является мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих его участках коры по закону отрицательной индукции.

 

Совсем другой вид рассеянности наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Этот вид рассеянности называется подлинной рассеянностью. Произвольное внимание человека, страдающего подлинной рассеянностью, отличается крайней неустойчивостью и отвлекаемостью. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием внешних сигналов, легко распространяется, но с трудом концентрируется. В результате в коре мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги возбуждения.

 

Причины подлинной рассеянности разнообразны. Ими могут быть общее расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное утомление, тяжелые эмоциональные переживания. Кроме того, одной из причин подлинной рассеянности может быть значительное количество полученных впечатлений, а также неупорядоченность увлечений и интересов.

 

Использование телефона

Вести машину, следить за дорогой и при этом разговаривать по телефону или писать сообщение? Многие считают, что легко с этим справятся. Однако ученые из доказали, что водители, разговаривающие по мобильному телефону (даже при помощи устройства hands free), реагируют на дорожную ситуацию с той же скоростью, что и подвыпившие автолюбители, вследствие чего попадают в аварии с серьезными последствиями в четыре раза чаще. А написание текстового сообщения отвлекает взгляд от дороги в среднем на 4,6 секунды, что равносильно езде на солидной скорости через футбольное поле с завязанными глазами.

 

Поведение пассажиров

Всем прекрасно знакомы ситуации, когда уважаемые пассажиры (друзья, знакомые, родственники) активно комментируют ваш стиль вождения, дают «ценные» указания, много говорят, вертятся, поют, едят... Можно продолжать до бесконечности. На самом деле, все это так же сильно влияет на концентрацию вашего внимания, как и разговоры по телефону. Нет необходимости увлекаться разговорами с пассажирами. Упомянутый фактор может явно стать тем обстоятельством, которое и станет основным отвлечением водителя от управления автомобилем. Об этом должны помнить и пассажиры, которые порой сами инициируют подобные беседы. В последнее время участились случаи, когда молодые люди, управляя транспортным средством, пытаются приобнять рукой прекрасную собеседницу, Не трудно предугадать, что подобные отвлечения заканчиваются с плачевным исходом. При этом, как показали исследования наиболее «опасными» попутчиками являются мужья и жены. 40% опрошенных мужчин и 34% женщин утверждают, что их супругам удается максимально снизить их сконцентрированность на дороге. В практике управления автомобилями бывают случаи, когда начинается выяснение семейных отношений между супругами в пути следования. Следом за половинками, отвлекающими категориями пассажиров респонденты назвали друзей, матерей и детей.

Бывает, что происходят нелегкие разговоры между, казалось бы, лучшими друзьями или партнерами по бизнесу. При этом все переговоры ведутся эмоционально, на повышенных тонах. Ссора становится неизбежной. В таких случаях может быть только одна рекомендация - во имя безопасности своей жизни вовремя замолчать.

 

Громкая музыка

Практически каждый автолюбитель предпочитает скрашивать свою поездку любимыми треками. Да, это существенно повышает настроение, но не безопасность на дороге. Чересчур громкая музыка не только рассеивает внимание и не дает полностью сконцентрироваться, но и препятствует адекватному поведению на дороге в силу того, что водитель просто не слышит звуковые сигналы, которые подают ему другие участники движения. Нередко это приводит к достаточно серьезным ДТП.

 

В некоторых странах (например, в Канаде) автомобильные ассоциации уже выступили с предложением о введении запрета на использование неопытными водителями любых портативных устройств в автомобиле во время движения. По их мнению, такая мера поможет значительно снизить количество аварий в целом.

 

Объем внимания водителя

Для водителя важно иметь большой объем внимания, который определяется числом объектов, которые человек может одновременно воспринять. Это одна из характеристик внимания, которая показывает, сколько может одновременно восприниматься вниманием. Чем шире объем внимания человека, тем больше объектов охватывает внимание. Если условия не очень сложные, то водитель может охватить одновременно 6 объектов. Большое значение имеет тренировка, в ходе которой человек учится воспринимать какие-то отдельные элементы, группируя их по существенным связям.

 

Монотония.

Признаки усталости за рулем

Когда усталость внезапно наваливается на водителя, ее первыми признаками являются слабость, вялость и сонливость. В руках и ногах появляется ощущение тяжести. Тело становится тяжелым, мышцы затекают, глаза начинают чесаться, как будто туда попал песок. Такие ощущения знакомы всем водителям. Плюс сюда добавляется потеря концентрации и внимания.

 

В движениях появляется леность – не хочется переключать передачи, включать поворотники. Такие признаки усталости приводят к тому, что ослабевает реакция, что опасно в условиях, когда водитель длительное время находится за рулем, ведь тогда он может не заметить дорожных разметок или знаков, может вовремя не объехать ямы.

 

 

Проблема борьбы с усталостью актуальна для многих водителей, поскольку длительное пребывание за рулем, однообразный вид за окном, повышенное напряжение глаз, ночное время суток и другие факторы часто приводят к снижению внимания и скорости реакции на изменяющуюся дорожную обстановку. Немало бед приносит и такое крайне нежелательное явление, как микросон – кратковременный неосознанный сон, который возникает у человека после длительного лишения полноценного сна и длится от долей секунды до тридцати секунд. Это очень опасное состояние, поскольку если микросон произойдет во время управления автомобилем, то это может привести к автокатастрофе. По статистике, чаще всего аварии случаются между тремя и пятью часами ночи - именно в этот период времени повышена вероятность возникновения микросна у уставшего человека.

Ниже приведены рекомендации по борьбе с усталостью и ее профилактике. Помните, что потеря контроля над управлением автомобилем может привести к непоправимым последствиям!

 

Виды информации

Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомлённость») — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

Слово «информация» происходит от лат. informatio, что в переводе обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Понятие информации рассматривалось ещё античными философами.

Информацию можно разделить на виды по различным критериям:

по способу восприятия:

Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

 

по форме представления:

Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.

Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи.

 

по назначению:

Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

 

по значению:

Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.

Достоверная — информация, полученная без искажений.

Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.

Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.

Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

 

по истинности:

истинная

ложная

 

Понятие темперамента

 

 

Люди отличаются друг от друга не только по направленности, интересам, способностям, но и по темпераменту.: одни подвижны, энергичны, эмоциональны, другие медлительны, спокойны, невозмутимы, некоторые замкнуты, печальны, скрытны. В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой». Таким образом, темперамент имеет два компонента – активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или, наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.). С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность – силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ учил, что темперамент зависит от соотношения четырех. Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов. Сам термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».

Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением четырех основных жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь, слизь, красно-желтая желчь, черная, - зависит темперамент человека. Опираясь на учение Гиппократа, другой знаменитый врач античности Клавдий Гален (ок. 130-ок. 200 гг.) разработал типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentum». Им были выделены 13 типов темперамента, но затем они были сведены до четырех. Эти четыре названия типов темперамента всем хорошо известны: сангвиник (от лат. sanguis - кровь), флегматик (от греч. phlegma – слизь, мокрота), холерик (от греч. chole - желчь) и меланхолик (от греч. melas chole – черная желчь). Эта концепция имеет огромное влияние на ученых на протяжении уже многих столетий. подтверждение этого является тот факт, что до настоящего времени предложенные Галеном названия типов темперамента являются самыми распространенными

 

 

Психологические основы деятельности водителя тема №1

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.081 с.)