Организация летнего отдыха в дол 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация летнего отдыха в дол



ЛЕКЦИЯ 1.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В ДОЛ

1.ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения.

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ.

3. Система организации смены:

Детский оздоровительный лагерь (далее -ДОЛ)

Оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха.

Цель деятельности педагогического коллектива лагеря − создание условий для отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе − лагере. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для проведения воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками, посредством направления педагогической деятельности на создание системы, ориентированной на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, приобщение последних к здоровому образу жизни.

Основные задачи воспитательной работы в оздоровительном лагере:

- создание условий для усвоения общечеловеческих ценностей, формирования умения жить в поликультурном мире;

- формирование базовых ценностей культуры личности, развитие эстетических качеств ребенка, воспитание культуры трудовой деятельности детей, гендерное воспитание, направленное на пропаганду и распространение гендерных знаний;

- формирование информационной культуры детей, совершенствование работы по правовому просвещению;

- раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности посредством организации социально значимой личностно-ориентированной деятельности воспитанников;

- создание позитивного психоэмоционального фона в детских коллективах с учетом возрастных особенностей детей, психофизического развития, специфики их деятельности (юные спортсмены, творческий коллектив и т. п.), в оздоровительном лагере необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса;

- обогащение опыта ненасильственного существования в природе и социуме у детей и подростков, развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты, развитие межличностных отношений и взаимодействия;

- формирование ценностного отношения к здоровью, создание условий для укрепления здоровья детей, усвоение и применение ими навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни.

 

ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Дайте педагогические советы по организации воспитательной работы в отрядах детей дошкольного возраста для начинающих вожатых (развернутые предложения, 5-7).

 

Задание 2.

Разработайте проект кружка, который Вы можете организовать в своем отряде. Разработайте примерный календарный план и содержание занятий (таблица 1, 2).

Название кружка:

Цель кружка:

Таблица 1.

Примерный тематический план (16 часов)

Наименование темы, вид занятия Всего час. Теория Практика
1.        

 

Таблица 2.

Примерное содержание занятий

Номер занятия Цель занятия Краткое содержание Практический материал Планируемый результат
Занятие 1        

 

Литература:

1. Коротаева Е.В. Летняя оздоровительная кампания в Свердловской области: от традиций к современной системе Екатеринбург: ООО «Новый стандарт», Екатеринбург, 2016. 104 с.

2. Анисимович, О.В. Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом / О.В. Анисимович. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. - 160 с. -

3. Социология досуга: учебный терминологический словарь / сост. Л.Ю.Логунова. - Кемерово: КемГУКИ, 2012. - 48 с.

4. Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев. – М.: Новая школа, 1994. - 222, [2] с.: ил.

5. Алиева, Л. В. Летний детский лагерь - уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка / Л. В. Алиева. - (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 44-45.

6. Баляскин, Ю. М. Летний калейдоскоп дел / Ю. М. Баляскин, авт. Т. В. Новикова. - (Техническое творчество) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 15-17.

7. Виноградова, Л. И. Мозаика лета / Л. И. Виноградова. - (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. - 2011. - N 3 (67). - С. 46-48.

8. Гормакова, Л. Д. Социализация школьника в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря образовательного учреждения большого города / Л. Д. Гормакова. - (Организатору летнего отдыха) // Воспитание школьников. - 2011. - N 4. - С. 52-62.

9. Городецкая, В. М. Ищем Нептуна: развлекательная программа на пляже / В. М. Городецкая. - (Для взрослых и не только) // Чем развлечь гостей. - 2011. - N 4. - С. 51-53.

10. Гриднева, Т. Программа летнего отдыха / Т. Гриднева. - (Методика и практика) // Беспризорник. - 2011. - N 4. - С. 45-53. - Библиогр.: с. 53 (7 назв).

11. Денисова, Г. П. Нептун торжествует: купальный сезон в разгаре / Г. П. Денисова. - (Приходите к нам на праздник!) // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2011. - N 6. - С. 19-20.

12. Зворыкина, М. Л. Игра "Наши любимые "Хвостолапые" / М. Л. Зворыкина // Педсовет: журнал. - 2011. - N 5. - С. 18-19

13. Зеленкова, С. М. Детско-подростковая экспедиция: коррекция и профилактика девиантного поведения / С. М. Зеленкова // Социальная педагогика. - 2011. - N 3. - С. 75-81.

14. Иванова, Т. О. Информационно-познавательный проект "Хочу все знать о летних видах спорта" / Т. О. Иванова, авт. Т. А. Гусева. - (Методический кабинет). - (Физическая культура) // Дошкольная педагогика. - 2011. - N 6. - С. 32-37.

15. Коваль, С. А. Профессиональная компетентность специалистов учреждений отдыха и оздоровления детей / С. А. Коваль. - (Ура! Каникулы) // Внешкольник. - 2011. - N 3. - С. 26-28.

16. Крайнова, Л. В. Планирование работы ДОУ в летний период / Л. В. Крайнова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 3. - С. 88-100.

17. Лаврентьев В. В. Играй вместе с нами! / В. В. Лаврентьев // Педсовет: журнал. - 2011. - N 5. - С. 6-13

18. Лакатош, А. Н. Как морского царя заколдовали: представление накануне Ивана Купалы / А. Н. Лакатош. - (Театр миниатюр) // Чем развлечь гостей. - 2011. - N 4. - С. 18-24.

19. Левин, Я. Н. Семнадцать уроков школьного воспитания / Я. Н. Левин. Урок 17. Физкультура в школе и летний отдых. - (Педагогическое наследие) // Воспитание школьников. - 2011. - N 10. - С. 56-64.

20. Матиенко, Н. И. Об опыте работы летнего школьного лингвистического лагеря / Н. И. Матиенко. - (Региональный опыт) // Одаренный ребенок. - 2011. - N 3 (май-июнь). - С. 95-98.

21. Обидина, Е. Добро пожаловать! / Е. Обидина, авт. Е. Кучерова. - (Опыт работы: проблемы и решения) // Вопросы социального обеспечения. - 2011. - N 13. - С. 10.

22.  Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2003.

23. Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента: Учеб. пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений / Пер. с англ. СПб., 1994.

24. Волохов А.В., Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М., 2005.

25. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: Учебник. М., 1998.

26. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова. М., 2003.

27. Газман О.С., Иванов О.В. Содержание деятельности и опыт работы в загородном лагере. М., 1992.

28.  Газман О., Матвеев В. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всесоюзного лагеря «Орленок». М., 1982.

29. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС. Учебное пособие по организации досуга детей в лагере и школе. М., 2000.

30. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха. Книга современного руководителя. Ростов н/Д, 2006.

31. Иванов И.П. Энциклопедия коллективно-творческих дел. М., 1989.

32. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере: Метод. рекомендации. Екатеринбург, 1996.

33. Коллективное планирование и анализ работы детского объединения. Методические рекомендации / Сост. Е.Н.Мачулина, О.В.Черных. Нижневартовск, 2001.

34. Коллективная творческая деятельность в школе (методические рекомендации) // Воспитание школьников. 2003. № 2, 3.

35. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж, 1996.

36. Кругликова Г.Г., Криворотов Д.А. Программа летнего отдыха детей и подростков «Научно-исследовательский институт “Пятый проект”». Нижневартовск, 2008.

37. Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. Фабрика звезд // Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал. 2005. № 3. С. 188—192.

38. Коллективные творческие дела от «А» до «Я»: Методические рекомендации / Сост. Г.Г.Кругликова. Нижневартовск, 2007.

39.  Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. Учебно-методическое пособие. М., 2001.

40. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком. М., 2002.

41. Лобачева С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого. М., 2007.

42. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных / Под ред. Е.А.Левановой. М., 2003.

43. Методическое пособие по организации летнего отдыха детей / Под ред. Е.Г.Мазуровой. Ханты-Мансийск, 2002.

 


 

Методика коллективной творческой деятельности (КТД)

Методика была разработана ленинградским ученым-педагогом И.П.Ивановым и успешно воплощена в практике коммунарской воспитательной системы. Данная методика по-прежнему востребована как «современная организация содружества детей и взрослых, как технология творческого самоопределения в коллективной деятельности» (Н.Ф.Голованова).

Основной организационной формой в методике коллективной творческой деятельности является дело, которое организуется вместе с детьми для воспитания и формирования ценностного отношения к миру.

В практике работы лагеря дело представляет собой самостоятельно (совместно с вожатыми, воспитателями, органами самоуправления) организованное событие, результатом которого станет положительное социальное преобразование и самостроительство личности каждого воспитанника. Коллективные дела могут выстраиваться в различных содержательных сторонах воспитания, носить гражданскую, общественно-политическую, познавательную, эстетическую, спортивную и иную направленность. Одной из важнейших характеристик коллективного дела выступает проявление гражданской творческой заботы, приносить пользу и радость окружающим.

Специфична и организация деятельности участников дела. Вся работа выстраивается через функционирование микрогрупп. Микрогруппы включены в коллективную деятельность как живые клеточки большого организма. Именно в рамках микрогрупп планируется, разрабатывается, организуется, анализируется вся работа. Каждая микрогруппа действует самостоятельно, но не изолированно. Даже в условиях соревнования не исключены возможности кооперации и сотрудничества, что позволяет слиться действиям всех микрогрупп в единое общее дело.

Деятельностью микрогрупп руководит Совет дела. Это временный орган самоуправления, имеющий подвижный состав и обеспечивающий организацию деятельности участников дела. Методика коллективного творческого дела предполагает также использование чередующихся творческих поручений. Такие поручения даются как отдельным участникам дела, так и микрогруппам. Стимулирующее действие оказывает использование зафиксированных знаков отличия. Такие знаки отражают содержательный смысл поручения и фиксируют определенный опыт, традиции этого поручения, которые передаются вместе со знаками отличия.

Рефлексирующую функцию выполняют «огоньки», «вечера в кругу друзей», «вечерние свечки», которые позволяют создавать коллективные переживания и коллективный опыт посредством обсуждения результатов КТД.

Главным правилом подготовки и проведения КТД является создание атмосферы выдумки, импровизации и творчества. По утверждению Г.Ф.Головановой, «ситуация коллективного дела должна восприниматься его участниками как часть реальной жизни, как жизненная проблема, которую следует принять как собственную, значимую и интересную лично тебе и твоим товарищам» (Г.Ф. Голованова).

Алгоритм коллективного творческого дела представлен последовательными стадиями, каждая из которых имеет собственные цели, представлена специфической деятельностью вожатого и воспитанников.

Первая стадия – «Предварительная работа»

Предполагает коллективный поиск различных вариантов организации дела. Предварительной работой вожатого будет продумывание общей воспитательной цели данного дела. Какие отношения буду развиваться у воспитанников в результате участия в КТД, какие изменения будут происходить в духовном мире личности каждого участника КТД. Если опыт организации коллективных дел у воспитанников еще недостаточный, то вожатый заранее может продумать возможные варианты их проведения. Эти варианты будут ненавязчиво предложены воспитанникам на стадии планирования и коллективного обсуждения.

Вторая стадия – «Коллективное планирование дела»

В соответствии с методикой КТД планирование проводится в микрогруппах, поэтому следует рассадить воспитанников лицом друг к другу по несколько человек. Если воспитанники не имеют достаточного опыта планирования, то вожатый начинает со стартовой беседы, побуждая детей к активному размышлению по поводу предстоящего дела. Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии. После завершения обсуждения, представители микрогрупп демонстрируют результаты обсуждения, задают друг другу вопросы, спорят.

После принятия коллективного решения и выбором Совета дела, на сборе Совета дела составляется план проведения дела, назначаются ответственные, распределяются примерные поручения для микрогрупп и отдельных воспитанников.

Активизация деятельности детей во время планирования возможна при помощи приемов подсказки, выбора, совета, усиления мотива (дополнительное разъяснение значимости дела), авансирования, обращения с просьбой о помощи. Можно прибегнуть к таким формам планирования, как «Дерево идей», «Ящик предложений», «Аукцион идей», «Анкета желаний», «Конкурс на лучшее предложение», «Разброс мнений».

Третья стадия – «Коллективная подготовка дела»

Алгоритм деятельности вожатого и воспитанников можно обозначить следующим образом:

– уточняется общий проект дела, сроки его подготовки и проведения;

– определяем содержание дела, объем работы, роли и поручения по принципы «Как можно мельче и как можно больше, так, чтобы у каждого была своя роль в общем деле» (Н.Е. Щуркова);

– организуем работу микрогрупп под руководством Совета дела, при этом каждая микрогруппа готовит свой «сюрприз» как часть общего дела;

– создаем положительную мотивацию, поддерживаем проявления инициативы и творчества, взаимопомощи. Вожатому важно предотвратить излишние соревновательность и нездоровое соперничество;

– организовываем по мере необходимости отдельные репетиции для микрогрупп;

– пишем план-сценарий, подготавливаем необходимые средства (музыка, тексты-связки, плакаты, театральный реквизит, пригласительные билеты и т. п.).

Данная стадия очень значима в воспитательном плане, поскольку здесь приобретается бесценный опыт совместной деятельности, закладываются ценностные основы отношений. Широкий арсенал педагогических приемов стимулирования воспитанников предложен Н.Е. Щурковой (прием возложения полномочий, снятия страха, персональной исключительности, прямой и скрытой помощи).

ЛЕКЦИЯ 1.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В ДОЛ

1.ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения.

2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ.

3. Система организации смены:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.126 (0.037 с.)