Лекция. Автоматизированные информационные системы в бухгалтерском учете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция. Автоматизированные информационные системы в бухгалтерском учете



Лекция. Автоматизированные информационные системы в бухгалтерском учете

В современных условиях бухгалтер – это центральная фигура управленческого персонала, он главный консультант директора фирмы, аналитик, финансист. Для выполнения функций и, прежде всего, создания учета как средства управления и регулирования использование компьютера, а также современных средств связи и коммуникаций жизненно необходимо.

В то же время организация и разработка систем автоматизированного учета, ориентированного на новые информационные технологии, сопряжена с рядом проблем методологического, организационного и технологического характера. Предприятие, решившее автоматизировать бухгалтерский учет, может пойти по одному из следующих путей: выполнить эту работу собственными силами; пригласить специалистов для изготовления программ из сторонней организации или купить готовый программный продукт.

Предпосылками автоматизации бухгалтерского учета являются:

· Наличие большого объема трудоемких и рутинных работ.

· Бухгалтерский учет заключается в сплошном и непрерывном отражении хозяйственных операций, что необходимо и остальным управленческим структурам предприятия.

· Задачи бухгалтерского учета решаются по относительно несложным алгоритмам с преобладанием логических и арифметических операций.

· Бухгалтерский учет со времен Луки Пачоли существует как наука со строго определенными элементами метода (двойная запись, документация, оценка и инвентаризация и т.д.), что создает единую унифицированную базу для любого предприятия.

· В стране налажено обучение бухгалтеров на разных уровнях (техникумы, ВУЗы, институт профессиональных бухгалтеров и проч.), что создает необходимый кадровый потенциал для компьютеризации бухгалтерского учета.

· Наличие домашнего интернета у большинства пользователей позволяет проводить бухгалтерские операции, используя онлайн бухгалтерию, не выходя из дома

БЭСТ

Автоматизация малых и средних предприятий

Автоматизация обеспечивается в рамках комплексной системы «БЭСТ-5 — Информационная система управления предприятием», разработанной компании «БЭСТ». Система предоставляет развитые и гибкие средства регистрации фактов хозяйственной деятельности в оперативном режиме — с одновременным их отражением в бухгалтерском, налоговом и управленческом учете. Автоматизировано большинство бизнес-процессов предприятия и обеспечено их адекватное представление в виде набора взаимосвязанных документов. Имеются возможности для прямой регистрации данных в каждом отдельно взятом виде учета. Помимо стандартных планов счетов, входящих в поставку системы, можно создавать и настраивать свои собственные планы счетов.[2]

Автоматизация небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей

Компания «БЭСТ» предлагает решение для автоматизации небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере торговли и предоставления услуг «БЭСТ-5. Мои бизнес». Система обеспечивает ведение бухгалтерского и налогового учета по упрощенной или общей системе налогообложения, включая ЕНВД, от формирования и печати первичных документов до подготовки отчетности предприятия. В программе автоматизирован процесс разноски данных оперативного учета по счетам бухгалтерского и налогового учета (документ – проводки) с записью в книгу хозяйственных операций. Туда же поступают сведения о движении имущества, начислении и выдачи заработной платы, других финансовых операциях.

Парус

Система «ПАРУС-Предприятие 7» компании «Парус» предназначена для малых и средних хозрасчетных предприятий различной отраслевой принадлежности. Система позволяет автоматизировать бухгалтерский учет, основные торговые процессы и складской учет, расчет заработной платы и кадровый учет. Может эксплуатироваться как на одном, так и на нескольких (в пределах 15-20) объединенных в локальную сеть компьютерах. Система построена по модульному принципу и в частности включает модуль «Бухгалтерия»[3]. Пользователями системы являются Генеральная прокуратура РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство образования и науки РФ, «НТВ – Плюс»,»Первый Канал», «Эхо Москвы», АльфаСтрахование и т.д.

Инфо-Бухгалтер

Инфо-Бухгалтер 10 «Бухгалтерcкий и налоговый учет» компании «Инфо-Бухгалтер». Программа написана с применением последних разработок в области бухгалтерских программ. Программа предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, при этом программа автоматически формирует все отчетные документы, разработанные в строгом соответствии с требованиями ФНС. Стоимость программы 8800 руб. за одно рабочее место. Сетевая версия на 50 рабочих мест стоит 110000 руб. (88000 руб. по льготной цене) [4]

Возможности системы:

· Учет основных средств и нематериальных активов;

· Упрощенная система налогообложения;

· Учет расчетов с контрагентами;

· Учет косвенных расходов;

· Учет НДС;

· Учет заработной платы, кадров и персонифицированный учет;

· Налоговый учет по налогу на прибыль;

· Учет деятельности, облагаемой ЕНВД;

· Учет доходов и расходов индивидуальных предпринимателей – плательщиков НДФЛ;

· Заключительные операции месяца;

· Учет банковских и кассовых операций (блок “денежные средства”);

· Загрузка классификаторов и курса валют;

· Контроль и исключение ошибочных ситуаций;

· Администрирование (управление доступом к учетным данным);

· Работа с распределенными информационными базами;

· Использование торгового оборудования.

 

 

Галактика

Автоматизация бухгалтерского учета обеспечивается в рамках системы «Галактика ERP». Автоматизацию бухгалтерии выполняет модуль бухгалтерского учета.[5]

Система «Галактика ERP» обеспечивает:

·возможность настройки аналитического учета «под себя», по элементам таблиц данных (организаций, подразделений, материальных ценностей, основных средств и т.д.),

·параллельный бухгалтерский учет по нескольким планам счетов, что позволяет разделять бухгалтерский учет в национальных и международных стандартах, а также отделить налоговый учет от бухгалтерского;

·электронный формат бухгалтерской отчетности — данный формат полностью соответствует подзаконным актам и нормам ведения бухгалтерского учета, а все изменения в законодательстве, касающиеся бухучета, оперативно вносятся в обновления системы;

·автоматизация учета основных фондов, в который входят: учет сложных объектов, расчет амортизации, прогноз сумм амортизационных отчислений и т.д.;

·возможность проведения электронных платежей через систему.

Турбо9 Бухгалтерия

Программа «Турбо9 Бухгалтерия» компании ДИЦ (Долгопрудненский исследовательский центр) обеспечивает возможность ведение автоматизированного бухгалтерского учета для малого, среднего и крупного бизнеса.

Программа работает в 4 редакциях[6]:

·Компакт — однопользовательская редакция Турбо9, в которой можно полноценно вести небольшую бухгалтерию.

·Стандарт — многопользовательская версия, рассчитанная на работу до 10 — 15 рабочих мест.

·Редакция Макс ориентирована на большие предприятия, и количество проводок в ней — до 10 млн.

·Макс64 — 64-разрядная версия редакции Макс не имеет ограничений по количеству мест и по количеству проводок.

Автоматизация участков бухгалтерского учета в программе «Турбо9 Бухгалтерия» обеспечивает:

·учет движение денежных средств;

·начисление и выдача зарплаты, расчет НДФЛ и страховых взносов и персонифицированный учет;

·учет основных средств и нематериальных активов;

·учет товарно-материальных ценностей и услуг;

·учет НДС;

·учет расчетов с контрагентами и подотчетными лицами;

·бухгалтерская отчетность с возможностью сдачи ее в электронном виде.

Стоимость 1 рабочего места редакции Компакт составляет 5700 руб., Стандарт – 12000 руб., Макс – 23000 руб, Макс 64 – 38000 руб.

Все современные бухгалтерские программы основаны на электронном документообороте и обеспечивают:

·Автоматизацию всех участков бухгалтерского учета.

·Ведение синтетического и аналитического учета применительно к потребностям предприятия.

·Настраиваемость: возможность изменять и дополнять план счетов, систему проводок, форм отчетности.

·Возможность автоматической печати первичных (выходных) документов.

·Использование справочников («Валюты, «Сотрудников», «Договоров» и пр.), предназначенных для ведения аналитического учета на счетах. А также ввода различной информации при выписке первичных документов на компьютере.

·Автоматический и ручной ввод бухгалтерских операций.

·Многоуровневый аналитический учет, по любому счету можно вести аналитический учет в необходимых разрезах.

·Использование журналов операций, проводок и документов для удобства просмотра отдельных позиций, зафиксированных в этом журнале.

·Возможность анализа счетов, субсчетов, позиций аналитического учета (субконто).

·Визуальные представления данных в виде графиков и гистограмм.

·Возможности ведения учета в различных денежных натуральных измерителях. В качестве денежных измерителей выступают национальная валюта и произвольный набор иностранных валют.

·Надежная защита учетной информации от несанкционированного доступа.

·Использование встроенного «языка программирования» для составления отчетов произвольной формы.

·Ведение учета для нескольких предприятий.

Отметим, что небольшим компаниям стоит обратить внимание на бесплатные версии бухгалтерских программ. В качестве примера можно привести программу Инфо-Бухгалтер 10.2, включающую блоки: Бухгалтерский учёт и отчётность, Зарплата и кадры, Склад, работы и услуги. Ограничением бесплатной версии программы Инфо-Бухгалтер 10.2 является возможность одновременной обработки до 1000 хозяйственных операций. Каждая операция может иметь практически неограниченное количество проводок. Этого хватит для небольшой бухгалтерии.[7]

ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНЫХ СПС

Идея использовать преимущества компьютерных технологий для работы с законодательной информацией возникла на Западе еще во второй половине 1960-х гг. Вместе с развитием технологий и средств телекоммуникации в мире впервые стали появ-ляться компьютерные правовые системы. Их развитие было обусловлено тем, что обычным библиотекам было уже не под силу собирать, хранить и систематизировать огромное количество материалов.

Первоначально справочные правовые системы создавались в основном в виде электронных картотек, своего рода грандиозных «электронных каталогов». Они давали возможность найти все сведения о реквизитах документов, интересовавших пользователя, — названии, номере, дате издания, принявшем органе и т.д. С помощью полученных библиографических реквизитов уже в то время можно было быстро отыскать печатное издание, в котором был опубликован необходимый материал.

Компьютерная СПС — это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

Информационный банк системы содержал данные о документах внутреннего и международного права, парламентских материалах, однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с информационной базой для получения интересующих его данных. Ему необходимо было обращаться в специальное информационное бюро, и уже оттуда приходил ответ с адресной информацией о законодательных документах, причем ответ приходилось ожидать от двух до восьми дней.

В процессе развития некоторые юридические электронные картотеки, благодаря сети терминалов в библиотеках, начали работать в диалоговом режиме и стали широко доступны для всех желающих. Примером такой системы может служить FINLEX, со-зданная в 1982 г. министерством юстиции Финляндии. Она предназначена для предоставления информации о судебных решениях и судебной практике.

Электронные картотеки при всех их достоинствах не позволяют знакомиться с полным текстом документов. Поэтому более удобны полнотекстовые системы, которые дают возможность не только моментально находить в громадных информационных массивах необходимый документ, но и работать с его текстом.

Разработка одной из самых известных полнотекстовых справочных правовых систем США LEXIS началась в 1967 г. с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. С 1980 г. система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 г. — Австралии. Ежедневно она отвечает на более чем 20 тыс. запросов, в ее информационной базе собраны нормативные документы штатов и акты федерального значения, в том числе полный текст Конституции США, а также все судебные прецеденты США. Со временем в LEXIS было включено британское законодательство, а с 1981 г. — английские судебные прецеденты. Теперь эта система носит имя LEXIS-NEXIS и доступна в том числе через сеть Интернет.

В настоящее время все экономически развитые страны имеют СПС, и по некоторым оценкам сейчас в мире насчитывается более сотни подобных систем. В США это WRU, LEXIS, WESTLAW, JURIS, ELITE; в Великобритании - PRESTEL, POLIS, LEXIS;

в Италии — ITALGUIRE; в Бельгии — CREDOC; в Германии — Система Бундестага, LEXINFORM; в Финляндии — FINLEX; во Франции - IRETIV, CEDIJ, JURISDATA, SINDONI и т. д. Надо отметить, что в большинстве случаев эти системы носят негосу-дарственный характер, т. е. принадлежат частным фирмам.

В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась с некоторым запозданием. В июле 1975 г. руководство Советского Союза приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Ми-нистерстве юстиции был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). Основной задачей Центра стала разработка справочных систем и государственный учет нормативных актов. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь от-дельные министерства, ведомства и государственные научные организации, широкий же доступ к информации был исключен. Так продолжалось до начала реформ.

Быстрое развитие и распространение СПС в России началось лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Именно тогда появились первые СПС: в 1989 г. — «ЮСИС», в 1991 г. — «Гарант», в 1992 г. — «Консультант Плюс».

Огромная потребность в правовой информации, с одной стороны, и наращивание уровня и возможностей компьютерных технологий — с другой, привели к росту популярности компьютерных СПС среди специалистов. Количество пользователей таких систем становится все больше с каждым годом: если в 1991 — 1992 гг. всеми фирмами было продано не более 34 тыс. экземпляров СПС, то в 1995—1996 гг. — уже более 100 тыс. экземпляров, а к концу 2000 г. число пользователей различных СПС по оценкам специалистов уже превысило 300 тыс. организаций и частных лиц.

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ СПС

В последние годы мы стали свидетелями удивительного явления: на фоне общего экономического кризиса разработка и обслуживание справочных правовых систем выросли в России в новую современную отрасль информационного бизнеса. Общее число установленных компьютерных правовых систем всех типов к настоящему времени превысило 400 тыс. Реальных же пользователей систем гораздо больше, нежели самих систем, так как многие из них установлены на локальных компьютерных сетях, и даже с несетевой версией обычно работают несколько специалистов. Сегодня с уверенностью можно сказать, что СПС играют в процессе распространения правовой информации не меньшую роль, чем традиционная пресса.

Причина популярности компьютерных правовых систем среди специалистов кроется, прежде всего, в том, что такие системы представляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы с правовой информацией. Они не просто позволяют специалисту экономить время, но и сделали возможной принципиальную перестройку структуры потоков этой информации в российском обществе. Тем объемом правовых документов, который без компьютерных систем ранее был доступен лишь сотням экспертов (да и то потенциально), сегодня реально пользуются сотни тысяч специалистов, которые, в свою очередь, получили, благодаря этому, возможность эффективно консультировать уже миллионы работников предприятий и частных лиц.

Кроме того, значительная часть газет и журналов, особенно региональных, уделяющих внимание правовой тематике, активно использует компьютерные правовые системы в качестве источника полной и оперативной информации. Именно благодаря специ-ализированным компьютерным системам, позволяющим хранить и распространять, по существу, неограниченные объемы данных, в России за последние несколько лет был достигнут качественно новый уровень в решении проблемы открытости и доступности правовой информации. Не вызывает сомнений, что СПС — один из важнейших элементов информационного обеспечения жизни современного демократического общества.

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ СПС

Уникальность программных технологий и схем сервисного обслуживания российских СПС состоит в том, что в них почти не используются готовые технологические решения и не повторяет - ся чей-либо зарубежный опыт. Это связано с такими особенностями нашей страны, как огромная территория и относительно слабое развитие телекоммуникаций наряду с необходимостью оперативного предоставления пользователю доступа к большому числу новых документов, поскольку современное российское законодательство быстро развивается и пока еще далеко от стабильности.

Отметим, что жесткая конкуренция отечественных компаний и активное развитие СПС на протяжении почти десяти лет обеспечили эффективность информационного сервиса и вывели его на мировой уровень услуг в этой области.

Можно выделить следующие основные причины интенсивного развития в России компьютерных технологий, направленных на правовую информатизацию.

1. Стремительное совершенствование и удешевление персональных компьютеров в последнее десятилетие. На смену ЭВМ, которые десять лет назад были доступны лишь экспертам крупных научных центров, пришли компьютеры, ставшие по-настоящему персональными не только для сотен тысяч специалистов, но и для миллионов обычных людей.

2. Реформы политической и экономической жизни в стране породили буквально вал нормативных и иных правовых документов. Только за 1992 — 2000 гг. федеральными и региональными органами власти и управления было принято около 2 млн (!) актов, при этом число актов, принимаемых ежегодно, не имеет тенденции к уменьшению. Работать с таким массивом документов без современных компьютерных технологий просто невозможно.

3. Сегодня существует множество практических задач, направлений, связанных с обращением к правовой информации, эффективно решать которые можно лишь при использовании компьютерных СПС (например, работа юристов, экономистов или бухгалтеров).

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ РЫНОК СПС

В настоящее время на рынке справочных правовых систем работают довольно много компаний-создателей СПС и очень большое число сервисных фирм, осуществляющих поставку и текущее обслуживание компьютерных правовых систем. Наиболее известны в России следующие системы и разработавшие их компании:

• «Консультант Плюс» (компания «Консультант Плюс»);

• «Гарант» (Научно-производственное предприятие «Гарант- Сервис»);

• «Кодекс» («Центр компьютерных разработок»);

• «Референт» (фирма «Референт-Сервис»),

В числе систем, созданных государственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовой информации государственных ведомств, следует прежде всего назвать:

• «Эталон» при Министерстве юстиции РФ;

• «Система» при ФАПСИ.

Кроме того, на российском рынке представлены такие системы, как:

• «ЮСИС» (фирма «Интралекс»);

• «Юридический Мир» (издательство «Дело и право»);

• «Ваше право» и «Юрисконсульт» (фирма «Информационные системы и технологии»);

• системы «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон» (фирма «1С»);

• система «Законодательство России» (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.

Степень распространенности программных продуктов той или иной компании на российском рынке весьма различна и в настоящее время точно оценить ее не представляется возможным, а данные, иногда публикуемые самими компаниями, могут быть довольно субъективными. Тем не менее, среди частных компьютерных фирм, создающих и распространяющих правовые системы, можно выделить несколько наиболее распространенных и популярных компаний: АО «Консультант Плюс» (Москва), Научно-производственное предприятие «Гарант-Сервис» (Москва), «Центр компьютерных разработок» (Санкт-Петербург), ЗАО «Референт-Сервис» (Москва).

ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА СПС

Итак, вы решили подобрать себе в качестве помощника без вредных привычек компьютерную справочную правовую систему. Каждая система имеет массу положительных качеств, и сделать окончательный выбор будет нелегко. Ведь многочисленные рекламные материалы содержат самые разнообразные лозунги и ак-центируют внимание потребителя на различных аспектах и свойствах СПС. В результате порой оказывается довольно трудно определить, где речь идет о внешне эффектных мелочах в интерфейсе системы, а где имеются в виду принципиально важные параметры компьютерных правовых систем.

Как при принятии решения о приобретении той или иной СПС, так и при использовании ее в работе встает вопрос, на какие же ключевые свойства систем нужно обратить внимание в первую очередь. Назовем их.

Качество информационного наполнения СПС характеризуют:

• надежность источников и достоверность информации, ее аутентичность;

• полнота информации;

• оперативность поступления новой информации;

• качество юридической обработки информации в системах.

Целесообразно не только отличать главные свойства СПС, но и учитывать основные характеристики работы самой компании - производителя СПС. Здесь стоит обратить внимание на общий уровень сервиса и наличие дополнительных услуг, предоставляемых пользователю конкретной СПС, а именно:

• возможность заказа и поиска редких, узкоспециальных документов;

• возможность обучения работе с СПС.

В заключение отметим, что жесткая конкуренция ведущих фирм- производителей отечественных правовых систем привела к довольно высокому уровню качества как самих систем, так и сервисного обслуживания. В результате каждый разработчик стремится насколько возможно улучшить свою систему, технологию и разнообразить набор предоставляемых компанией услуг, сражаясь за каждого российского бухгалтера, каждого юриста, каждого пользователя, предлагая им свою продукцию.

 

Контрольные вопросы СПС:

Что такое компьютерная СПС?

2. В России разработка компьютерных справочных правовых баз началась в …

3. Быстрое развитие и распространение СПС в России началось лишь в конце …

Рекомендации по поиску документов.

_________________________________________________________________

Лекция. Автоматизированные информационные системы в бухгалтерском учете

В современных условиях бухгалтер – это центральная фигура управленческого персонала, он главный консультант директора фирмы, аналитик, финансист. Для выполнения функций и, прежде всего, создания учета как средства управления и регулирования использование компьютера, а также современных средств связи и коммуникаций жизненно необходимо.

В то же время организация и разработка систем автоматизированного учета, ориентированного на новые информационные технологии, сопряжена с рядом проблем методологического, организационного и технологического характера. Предприятие, решившее автоматизировать бухгалтерский учет, может пойти по одному из следующих путей: выполнить эту работу собственными силами; пригласить специалистов для изготовления программ из сторонней организации или купить готовый программный продукт.

Предпосылками автоматизации бухгалтерского учета являются:

· Наличие большого объема трудоемких и рутинных работ.

· Бухгалтерский учет заключается в сплошном и непрерывном отражении хозяйственных операций, что необходимо и остальным управленческим структурам предприятия.

· Задачи бухгалтерского учета решаются по относительно несложным алгоритмам с преобладанием логических и арифметических операций.

· Бухгалтерский учет со времен Луки Пачоли существует как наука со строго определенными элементами метода (двойная запись, документация, оценка и инвентаризация и т.д.), что создает единую унифицированную базу для любого предприятия.

· В стране налажено обучение бухгалтеров на разных уровнях (техникумы, ВУЗы, институт профессиональных бухгалтеров и проч.), что создает необходимый кадровый потенциал для компьютеризации бухгалтерского учета.

· Наличие домашнего интернета у большинства пользователей позволяет проводить бухгалтерские операции, используя онлайн бухгалтерию, не выходя из дома



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.073 с.)