Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок В концертном зале. Симфония. Симфоническая музыка
Урок В концертном зале. Симфония. Симфоническая музыка
Учитель музыки Зубач Г.Г.
Самым большим коллективом музыкантов является симфонический оркестр, а самым крупным инструментальным жанром – симфония. Когда и как сложилась практика симфонических концертов, и кто был её родоначальником? На этом уроке Вы узнаете: · Какие музыкальные жанры сформировались в эпоху классицизма. · Какие симфонии венских классиков имеют дополнительное образное название. · Основные принципы строения сонатно-симфонического цикла. · Чем главная партия отличается от побочной. Вы научитесь: · Отличать друг от друга части симфонии на основе темпов и характерных образов. · Видеть в музыкальных произведениях обобщённое отражение исторических событий и неповторимый почерк каждого композитора. Вы повторите: · Значения понятий «классика», «классицизм» · Музыкальные термины «экспозиция», «разработка» Ключевые слова Симфония, симфонический оркестр, классицизм, сонатно-симфонический цикл, экспозиция, менуэт, финал.
Вы уже знакомы с понятием классика. В переводе с латинского оно означает образцовый, совершенный. Стремление к совершенству стало главным эстетическим идеалом в эпоху классицизма. Как определённое направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. В основе эстетики классицизма лежало убеждение, что всё в мире разумно, а на земле царит установленный свыше порядок и в природе, и в жизни. При этом классицизм в музыке несколько отличался от других видов искусства. Ведь содержание музыкальных сочинений во многом связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Художественное наследие музыкального классицизма – это множество сонат, симфоний, квартетов. В них глубина и разнообразие образов сочетаются с ясностью формы и простотой выразительных средств. Именно это привлекает наших современников в творчестве композиторов Венской классической школы: Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена.
Но центральное место в их творчестве занимает жанр симфонии. В переводе с греческого это слово означает созвучие. Классическая симфония – это музыкальное сочинение для симфонического оркестра, обычно состоящее из 3-4 частей. Подлинного совершенства этот жанр достиг в XVIII веке, благодаря «отцу» симфонии Йозефу Гайдну и его последователям – Вольфгангу Амадею Моцарту и Людвигу ван Бетховену. В творчестве этих композиторов симфония поднимается до высот философского размышления об эпохе, о человеке, о путях его жизни на земле. Большая часть симфоний, созданных венскими классиками, имеют одинаковое строение: четыре части, отображающие разные стороны жизни человека. 1 часть – быстрая, драматическая, как правило, написана в сонатной форме. 2 часть – более спокойная, лирическая. Это время для размышлений, созерцания. Но в некоторых произведениях в этой части могут звучать трагические и даже скорбные интонации. 3 часть – танцевального характера. Это игра, веселье, зарисовки картин народной жизни. 4 часть – жизнеутверждающий финал, который, как правило, тоже исполняется в быстром темпе и рисует торжество, праздник, победу. В каждой симфонии отразились и общие черты стиля венских классиков, черты эпохи, и характер каждого композитора, его неповторимый творческий почерк.
Йозеф Гайдн был очень весёлым человеком. Такой же весёлой и жизнерадостной была его музыка. Он сочинил 104 симфонии! И почти в каждой из них есть что-то неожиданное, интересное, смешное. Композитор называл свои «С тремоло литавр» – так была названа симфония № 103 из-за необычного мрачного вступления, напоминающего раскаты грома, тревожное ожидание приближающейся грозы.
Внезапно их сменяет стремительный вихрь безудержного веселья I части. Яркие, энергичные интонации главной партии спорят в ней с танцевальной мелодией побочной партии.
Вольфганг Амадей Моцарт написал свою симфонию № 40 для скромного по нынешним меркам состава оркестра. В ней, ставшие традиционными, четыре части. Однако медленное вступление, как, например, в симфонии Гайдна «С тремоло литавр» - отсутствует.
Первая часть у Моцарта начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой мелодией скрипок. Послушайте её внимательно, и вы почувствуете внутреннее состояние героя симфонии. Охваченный глубоким чувством, в тревоге и смятении, он словно пытается нам что-то сказать. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия через некоторое время сменяется другими интонациями. В побочной партии кажется, что герой достиг своей цели и погрузился в мир душевного покоя, но это - лишь ненадолго.
Симфония № 3 «Героическая» стала своеобразным смысловым центром всего творчества Людвига ван Бетховена. Она не была похожа на его предыдущие сочинения. В «Героической» с особой яркостью и динамикой воплотил Бетховен образы борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти.
В 1804 году Европа восхищалась военными подвигами Наполеона Бонапарта, все верили в его революционные идеи, преклонялись перед его волей и мужеством. Бетховен хотел посвятить великому полководцу свою третью симфонию. Но вскоре Наполеон объявил себя императором, и возмущённый композитор разорвал титульный лист партитуры! Несмотря на такое эмоциональное разочарование, композитор не стал менять саму музыку. Он подписал всего лишь одно слово – «Героическая». Первое издание симфонии было опубликовано с посвящением князю Францу Йозефу Максимилиану фон Лобковицу, генерал-майору австрийской армии. Князь был покровителем искусств, меценатом, страстным любителем музыки и театра. Лобковиц создал в своем дворце концертный зал, где композитор и представил слушателям своё новое сочинение. Название же симфонии по-прежнему напоминает о революционном героизме, вдохновившем Бетховена на создание бессмертного шедевра. П ервая часть, возможно, рисует портрет такого героя – гения революции. Огненное сонатное аллегро открывают два мощных оркестровых аккорда во главе с тремя валторнами. Главную тему ведут виолончели, которые плавно очерчивают мажорное трезвучие… и внезапно останавливаются. Силу человеческого духа, творческую мощь, всепобеждающее торжество жизни соединил Бетховен в своей «Героической» симфонии. Никогда больше не создавал он ничего подобного. Глубочайшее разочарование итогами французской революции стало творческим импульсом для поиска нового пути. И Бетховен стал настоящим революционером в музыке. Начиная с этой симфонии его интонации стали особенно ёмкими, рельефными; композиторский почерк приобрел яркую индивидуальность. Симфоническое творчество Бетховена отныне отражает глубину и богатство внутреннего мира человека во всех его противоречиях…. И это была уже новая эпоха и в жизни общества, и в истории искусства. Последний венский классик открыл в ней новую страницу – музыкальный романтизм. Вот так исторические события повлияли не только на развитие жанра симфонии, но и вызвали к жизни новый музыкальный стиль. Совсем другие жизненные идеалы стали волновать художников XIX века. И начался новый поиск выразительных средств. Теперь уже для романтической симфонии. Ведь, по сути, симфония – это и есть сама жизнь!
Что такое симфония? - Произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла. - Произведение в любой форме, написанное для симфонического оркестра. - Произведение для оркестра, написанное в форме сонатного цикла.
Урок В концертном зале. Симфония. Симфоническая музыка
Учитель музыки Зубач Г.Г.
Самым большим коллективом музыкантов является симфонический оркестр, а самым крупным инструментальным жанром – симфония. Когда и как сложилась практика симфонических концертов, и кто был её родоначальником? На этом уроке Вы узнаете: · Какие музыкальные жанры сформировались в эпоху классицизма. · Какие симфонии венских классиков имеют дополнительное образное название. · Основные принципы строения сонатно-симфонического цикла. · Чем главная партия отличается от побочной. Вы научитесь: · Отличать друг от друга части симфонии на основе темпов и характерных образов. · Видеть в музыкальных произведениях обобщённое отражение исторических событий и неповторимый почерк каждого композитора. Вы повторите: · Значения понятий «классика», «классицизм» · Музыкальные термины «экспозиция», «разработка» Ключевые слова Симфония, симфонический оркестр, классицизм, сонатно-симфонический цикл, экспозиция, менуэт, финал.
Вы уже знакомы с понятием классика. В переводе с латинского оно означает образцовый, совершенный. Стремление к совершенству стало главным эстетическим идеалом в эпоху классицизма. Как определённое направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. В основе эстетики классицизма лежало убеждение, что всё в мире разумно, а на земле царит установленный свыше порядок и в природе, и в жизни. При этом классицизм в музыке несколько отличался от других видов искусства. Ведь содержание музыкальных сочинений во многом связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Художественное наследие музыкального классицизма – это множество сонат, симфоний, квартетов. В них глубина и разнообразие образов сочетаются с ясностью формы и простотой выразительных средств. Именно это привлекает наших современников в творчестве композиторов Венской классической школы: Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена.
Но центральное место в их творчестве занимает жанр симфонии. В переводе с греческого это слово означает созвучие. Классическая симфония – это музыкальное сочинение для симфонического оркестра, обычно состоящее из 3-4 частей. Подлинного совершенства этот жанр достиг в XVIII веке, благодаря «отцу» симфонии Йозефу Гайдну и его последователям – Вольфгангу Амадею Моцарту и Людвигу ван Бетховену. В творчестве этих композиторов симфония поднимается до высот философского размышления об эпохе, о человеке, о путях его жизни на земле. Большая часть симфоний, созданных венскими классиками, имеют одинаковое строение: четыре части, отображающие разные стороны жизни человека. 1 часть – быстрая, драматическая, как правило, написана в сонатной форме. 2 часть – более спокойная, лирическая. Это время для размышлений, созерцания. Но в некоторых произведениях в этой части могут звучать трагические и даже скорбные интонации. 3 часть – танцевального характера. Это игра, веселье, зарисовки картин народной жизни. 4 часть – жизнеутверждающий финал, который, как правило, тоже исполняется в быстром темпе и рисует торжество, праздник, победу. В каждой симфонии отразились и общие черты стиля венских классиков, черты эпохи, и характер каждого композитора, его неповторимый творческий почерк.
Йозеф Гайдн был очень весёлым человеком. Такой же весёлой и жизнерадостной была его музыка. Он сочинил 104 симфонии! И почти в каждой из них есть что-то неожиданное, интересное, смешное. Композитор называл свои «С тремоло литавр» – так была названа симфония № 103 из-за необычного мрачного вступления, напоминающего раскаты грома, тревожное ожидание приближающейся грозы.
Внезапно их сменяет стремительный вихрь безудержного веселья I части. Яркие, энергичные интонации главной партии спорят в ней с танцевальной мелодией побочной партии.
Вольфганг Амадей Моцарт написал свою симфонию № 40 для скромного по нынешним меркам состава оркестра. В ней, ставшие традиционными, четыре части. Однако медленное вступление, как, например, в симфонии Гайдна «С тремоло литавр» - отсутствует. Первая часть у Моцарта начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой мелодией скрипок. Послушайте её внимательно, и вы почувствуете внутреннее состояние героя симфонии. Охваченный глубоким чувством, в тревоге и смятении, он словно пытается нам что-то сказать. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия через некоторое время сменяется другими интонациями. В побочной партии кажется, что герой достиг своей цели и погрузился в мир душевного покоя, но это - лишь ненадолго.
Симфония № 3 «Героическая» стала своеобразным смысловым центром всего творчества Людвига ван Бетховена. Она не была похожа на его предыдущие сочинения. В «Героической» с особой яркостью и динамикой воплотил Бетховен образы борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти.
В 1804 году Европа восхищалась военными подвигами Наполеона Бонапарта, все верили в его революционные идеи, преклонялись перед его волей и мужеством. Бетховен хотел посвятить великому полководцу свою третью симфонию. Но вскоре Наполеон объявил себя императором, и возмущённый композитор разорвал титульный лист партитуры! Несмотря на такое эмоциональное разочарование, композитор не стал менять саму музыку. Он подписал всего лишь одно слово – «Героическая». Первое издание симфонии было опубликовано с посвящением князю Францу Йозефу Максимилиану фон Лобковицу, генерал-майору австрийской армии. Князь был покровителем искусств, меценатом, страстным любителем музыки и театра. Лобковиц создал в своем дворце концертный зал, где композитор и представил слушателям своё новое сочинение. Название же симфонии по-прежнему напоминает о революционном героизме, вдохновившем Бетховена на создание бессмертного шедевра. П ервая часть, возможно, рисует портрет такого героя – гения революции. Огненное сонатное аллегро открывают два мощных оркестровых аккорда во главе с тремя валторнами. Главную тему ведут виолончели, которые плавно очерчивают мажорное трезвучие… и внезапно останавливаются. Силу человеческого духа, творческую мощь, всепобеждающее торжество жизни соединил Бетховен в своей «Героической» симфонии. Никогда больше не создавал он ничего подобного. Глубочайшее разочарование итогами французской революции стало творческим импульсом для поиска нового пути. И Бетховен стал настоящим революционером в музыке. Начиная с этой симфонии его интонации стали особенно ёмкими, рельефными; композиторский почерк приобрел яркую индивидуальность. Симфоническое творчество Бетховена отныне отражает глубину и богатство внутреннего мира человека во всех его противоречиях…. И это была уже новая эпоха и в жизни общества, и в истории искусства. Последний венский классик открыл в ней новую страницу – музыкальный романтизм. Вот так исторические события повлияли не только на развитие жанра симфонии, но и вызвали к жизни новый музыкальный стиль. Совсем другие жизненные идеалы стали волновать художников XIX века. И начался новый поиск выразительных средств. Теперь уже для романтической симфонии. Ведь, по сути, симфония – это и есть сама жизнь!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.60.26 (0.036 с.) |