Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закон необходимости тождества и различия (7)
Необходимость этого закона очевидна из сказанного в предыдущем параграфе. Этот закон выражает только то, что для тождества необходимо различие и наоборот — для различия необходимо тождество. Ничего иного в этом законе не подразумевается. Это не закон единства тождества и различия; следует различать отрицательную и положительную диалектику (об этом будет речь ниже). Как известно, отрицательная диалектика признает необходимость противоречия, а положительна» диалектика — единство противоречия. Также следует различать необходимость друг для друга тождества и различия и их единство, которое содержит тождество и различие, как моменты, тогда как и различие, существующее вне тождества, может быть для чего необходимым. Необходимость «иного» для тождества впервые показал Платон в произведении «Парменид», с целью преодоления «бытия» Парменида. Там же он доказал необходимость для иного тождественного единого. Начало этой мысли имеется в «неопределенной двице» Пифагора. Эту мысль Платона использовала позднейшая диалектика, например, диалектика Гегеля. Так, что у исследуемого нами закона не краткая история. Для тождества необходимо различие, поскольку: 1) чистое тождество есть ничто; постольку оно — чистое различие. В первую очередь, это так именно с точки зрения доказательства, логического (как уже было отмечено выше); 2) одно нечто, тождественное себе, с необходимостью подразумевает другое такое же второе, в противном случае не было бы и тождества нечто с самим собой, было бы одно и то же тождество с собой и с другим, что, ясно, было бы полной неопределенностью; 3) тождественным называется различенное от другого, поэтому оно с необходимостью подразумевает его; тождественно то, что различено от другого. Признак другого подразумевается в понятии тождественного. Для различия необходимо тождество, поскольку понятие различия с необходимостью подразумевает тождество (так же как и наоборот). Различие есть именно различие, а не что-либо иное; различие тождественно себе; и различенные тождественны с собой. Различие, подобно тождеству, есть одно; а различенных — два. Невозможно осмысление тождества без различия. Поэтому тождество, связанное с различием, есть конкретное тождество. То же можно сказать и о различии. Только тождеством имеет смысл различие. Тождество и различие определяют друг друга. Они необходимы друг для друга.
Взаимная необходимость тождества и различия видна из того, что признание тождества и отрицание различия (мегарцы) невозможно, поскольку отрицание само производит (и есть) различие. Невозможно также признание различия и отрицания тождества (циники), поскольку, в таком случае, не было бы различия, как именно различия. Каждое отрицание подразумевает различие, хотя и оно (отрицание) тождественно себе. Без этого обстоятельства — без учета взаимной необходимости тождества и различия — невозможно понимание того, что такое суждение, понятие, умозаключение и логическая связь вообще. Всякое движение, процесс и становление будут непонятными, если тождество и различие мы отдалим так, что дойдем до отрицания их необходимости друг для друга. Для всякого движения необходима взаимосвязь тождества и различия. Чистое абстрактное тождество является результатом, отрицания различия, так же как и наоборот, поэтому они существуют на основании друг друга и с необходимостью подразумевают друг друга. Постольку, тождество и различие являются соотносительными категориями. Вместе с тем, категории тождества и различия, как это было выяснено выше, рефлексивны, они категории логического (а не только логические). Вместе с тем тождество энтимемно — оно подразумевает различие так же как и наоборот. Тождество, как тавтология, есть повторение; а повторение с необходимостью подразумевает два. Тавтология-повторение представляет собой количественную синтетичность (и количество имеет свое качество). Различие неопределенно без тождества, оно есть, так сказать, «аористос дуас» пифагорейцев. Неопределенно также и тождество без различия. Так что только их необходимая связь может быть определенной. Каждое из них необходимо для определенности, но совершенно недостаточно. Так обстоит дело и в случае логической определенности. Тождество и различие отдельно друг от друга не имеют независимости, они необходимы друг для друга; в этом смысле они переходят друг в друга. Напр., частное частно только во взаимосвязи с общим, и наоборот; основание является основанием только во взаимосвязи со следствием, и наоборот. Но это уже необходимость противоположности, которая будет рассмотрена ниже.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.87.35 (0.005 с.) |