Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризисные явления Русской культуры конца хх– нач. Ххi вв.
1986 год стал поворотным в развитии российской культуры. В марте 1985 года Генеральным секретарём ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, который объявил новый курс советского партийного руководства, включавший совокупность политических и экономических перемен, так называемую «перестройку». Одним из основных ее лозунгов стала свобода слова, что перевернуло советскую культуру, долгое время разделявшуюся на «официоз» и «андеграунд». Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. Тиражи газет и журналов стремительно шли вверх, печаталось огромное количество материалов на остросоциальные темы. Значительно изменился стиль работы телевидения, особо популярным стал “прямой эфир”. Никогда ранее не был столь значительным интерес к истории. Упрощение доступа к архивным фондам привело к появлению в печати массы сенсационных документов, которые становились достоянием самой широкой публики. Восстановлению исторической памяти способствовала публикация работ русских философов и писателей, чьи имена были под запретом. Среди них — Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, И. А. Ильин. Огромными тиражами выходили репринтные издания, в том числе и художественной литературы, начала века. Возрождалась прерванная в 1917 г. традиция христианства. Восстанавливались ранее разрушенные храмы всех концессий, открывались духовные школы, семинарии. Бурные перемены происходили в кинематографе. С “полок” были возвращены более 100 ранее “отложенных” фильмов. Публика смогла познакомиться с работами А. А. Тарковского, А. Ю. Германа, А. С. Михалкова-Кончаловского, других режиссеров. Увлечение публицистической документалистикой в 1985-1991 гг. также отразилось в кино. Классикой тех лет стали полудокументальные фильмы С. Говорухина и Ю. Подниекса. Во второй половине 1980-х годов новый образ обретал и театр. Характерным стало широкое развитие студийного движения. Интерес публики привлекли театральные эксперименты С. Е. Кургиняна, М. Г. Розовского, В. Беляковича, М. А. Захарова. В первые перестроечные годы из подполья вышла музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рок-групп собирали целые стадионы зрителей.
Однако далеко не все происходившие в духовной сфере процессы были однозначно позитивными. “Освобожденные” от прямого партийного диктата средства массовой информации очень быстро оказались втянутыми в острые политические баталии, порой доходя до разнузданного и малоприглядного шельмования оппонентов, что негативно влияло на общественную атмосферу. Отказ от конфронтации и сближение с Западом часто выливались в некритическое к нему отношение. Это особенно пагубно сказалось в сфере культуры, искусства и общественных наук. Кинематограф в числе первых среди других видов искусства столкнулся с таким новым явлением, как коммерциализация, значительно влиявшем на содержание художественного творчества. С экранов кинотеатров, телевидения, с театральных подмостков хлынул поток невысокого художественного качества лент и постановок. В конце XX-начале XXI в. особую роль в культурном развитии страны отводится образованию. Перед системой высшей школы была поставлена задача интеграции в зарубежное образовательное пространство. С этой целью Россия присоединилась к Болонскому соглашению (1999). Во многих вузах начался переход к двухуровневой системе высшего образовании: бакалавриат (4 года обучения) и магистратура (2 года обучения). По ряду специальностей сохраняется традиционное для России обучение – специалитет (5 лет). Резко выросло количество платных (свыше двух тысяч) вузов. Образование, полученное в их сфере, оставляет желать лучшего. Новый этап в развитии образования и культуры связан с компьютерной техникой. В 2008 году стало массовым явлением сдача выпускниками средних школ единого государственного экзамена (ЕГЭ) и отмена вступительных экзаменов в узы. Опасность заключается в понижении уровня знаний абитуриентов и соответственно – выпускников вузов. Стране нужны высококвалифицированные специалисты для решения задач модернизации экономики. Не менее важен нравственный уровень новых специалистов. Воспитательная роль художественной культуры и особенно литературы не потеряла своего значения.
В художественной жизни современной России преобладает массовая культура, развлекательная и незамысловатая. Постмодернизм борется за влияние на читателей и зрителей. Время показывает необходимость сочетания лучших традиций отечественной культуры и естественного развития новаторства. Таким образом конец ХХ – начало XXI века – это время динамического развития исторических и культурных процессов. В конце ХХ столетия Россия делает новый выбор. В сложных условиях кардинальных реформ и приспособления к рыночной экономике отечественная культура остается оплотом сохранения и развития общечеловеческих ценностей. В этом процессе важную роль призвана вместе с государством сыграть православная религия и церковь. Наряду с освоением лучших достижений российской культуры церковь ставит задачей воспитание духовности, повышения уровня нравственности в жизнь каждого человека и общества в целом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.005 с.) |