Строение песни. Тексты песен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строение песни. Тексты песен.



СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

 

 

Составитель: Ращепкина Л.Р., преподаватель МБОУДО г.Кургана «ДМШ №1»

 

Музыка

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка?  Расскажите мне скорей!

Птичьи трели – это музыка, и капели – это музыка,

Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.

Видишь лист кленовый кружится,

 тихо кружится под музыку,

Видишь тучка в небе хмурится –

будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка, и у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка - тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку….

Я хочу услышать музыку…

Ира Исакова

 

 

Урок 1

Музыка в нашей жизни.

Легенды и мифы о музыке.

 

Музыка – это искусство звуков.

Звуки музыкальные и немузыкальные.

Символ музыки – лира.

Композитор –

Исполнитель –

Слушатель –

 

Задание: соедини стрелочкой каждую картинку с нужным названием:

                             

                                

                 

шумовые звуки
музыкальные звуки
звоны


Урок 2

Музыка и настроение.

 

Слушаем:

 П.И.Чайковский

«Болезнь куклы»

 «Новая кукла»

 

 

 

Р.К.Щедрин

 «Озорные частушки»

 

Задание:

Определи характер услышанной музыки, подчеркни определения.

J                 L

Радостная, солнечная, печальная, темная, грустная, восторженная, медленная, быстрая …

Урок 3

Музыкальные жанры. Марш.

    Жанр (франц.) – тип, род, манера. Этим словом мы называем вид произведения, который имеет свои отличительные черты, свое содержание, форму и название.

Основные жанры в музыке:

   ПЕСНЯ          ТАНЕЦ        МАРШ

 

    Марш – это музыкальный жанр. Музыка марша создает бодрое настроение, под нее хочется двигаться.

Задание: сравни 2 марша Чайковского:

«Марш деревянных солдатиков» «Похороны куклы»

Бодрый

Сказочный

Печальный

Игрушечный

Таинственный

Скорбный

Медленный

Энергичный

Направь стрелочки к соответствующему маршу.

Урок 4

Жанровые признаки марша.

Марш – музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей.

                                                                             

                                 

Вопросы:

1.Для кого пишут марши?

2.Где звучат спортивные марши?

3.Какой инструмент любит все марши?

4.Что общее во всех маршах?

Урок 5

Разновидности маршей

· строевой, походный,   военный

· встречный (исполняется при встрече гостей)

· спортивный

· концертный

· торжественный

· игрушечный

 

Вопросы:

1.Как называется марш, которым встречают гостей?

2.Зачем военным нужен марш?

3.Где может звучать марш?

 

Урок 6

Музыкальные жанры. Песня.

Песня – жанр вокальной музыки (народной и

профессиональной). Песни могут быть лирическими,

патриотическими,

сатирическими и т.п.

По исполнительскому составу песни бывают сольные, ансамблевые и хоровые с инструментальным сопровождением и без него.

Песенность – когда музыка пронизана певучестью, песенной мелодичностью, но не обязательно предназначена для пения.

Задание:

1.Прочитай сказку о петушке Пете, используя названия нот

2.Назови любимые песни из мультфильмов

3.Героев каких мультфильмов ты видишь на рисунках?

 

 

Урок 7

Урок 8

Мелодия и аккомпанемент.

Мелодия – не только душа музыки, но и главная мысль любого произведения. Аккомпанемент сопровождает мелодию, делает ее более выразительной, красивой.

 

         

 

Задание: запомни слова «мелодия», «аккомпанемент»; нарисуй рисунок к любимой песне.

Урок 9

Контрольный урок.

Какие бывают звуки? Назовите их.

 

 

Как зовут трех китов в музыке? Подпиши их.

 

 

Какие слова зашифрованы в картинках?

 

Реши кроссворд:

 

1        

 

2          
3        

 

 

 

 

  4            

5          

 

 

1.Один из трех китов в музыке.

2.«Часть» песни

3.Знак молчания

4.Большой коллектив музыкантов, которым руководит дирижер

5.Один из трех китов в музыке.

 

Если отгадаешь кроссворд правильно, то в выделенных клетках прочитаешь ключевое слово.

 

Урок 10

Музыкальные жанры. Танец.

Танец – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из самых древних. Танец непосредственно связан с музыкой.

Задание:

Из чего состоит танец?

Подпиши, какие танцы изображены на рисунках.

                     

Урок 11

Урок 12

Урок 13

Танцы народов Европы

Халлинг, гангар, спрингар – норвежские танцы.

Тарантелла – итальянский танец.          

                      

Краковяк, мазурка – польские танцы.

 

Хота, болеро – испанские

танцы.                  

 

Полька –чешский танец.

 

 

Чардаш –венгерский танец.

 

 

Задание: отгадай загадки:

1.С тобой мы движемся по кругу,
И держишь ты меня за руку.
Но не устали мы нисколько,
Веселую танцуя…

2.Быстрый и веселый танец
Вас захватит только так!
Очень любят наши пары
Польский танец…

3.Танец дома, в коридоре,

Репетировала я.

Все движения из танца

Выучила вся семья.

Знает даже кошка Мурка,

Как танцуется...

4. Ах, в танце быстроты-то сколько!

Зовется танец просто —...

Урок 14

Старинные танцы: гавот, менуэт, бурре, ригодон, экосез, контрданс.

Менуэт (франц.) – король танцев и танец королей. Движения танцующих пар сопровождались поклонами, приветствиями и реверансами.  

  Бурре (от франц. – набивать, колотить) – старинный французский народный танец.

Ригодон – старинный парный танец    провансальских крестьян.

Гавот – старинный французский танец.

Экосез – старинный шотландский народный танец. Первоначально исполнялся на волынке. В XIX веке экосез распространился в Германии и Франции.

Контрданс – старинный английский деревенский танец, который берет свое начало от хороводов и шествий в честь праздника весны.

Задание: реши кроссворд

1 6        
2       Т  
А  
3   Н      
4       Е  
Ц  
 
5            
 

1.Старинный шотландский танец

2.Французский танец в умеренном темпе

3. Французский танец с реверансами

4. Французский быстрый танец

5.Старинный танец провансальских крестьян

6.Английский деревенский танец

Урок 15

ПОЛОНЕЗ                                         ВАЛЬС

польский

кружение

размер ¾

торжественный

австрийский

шествие

кружение

акцент на первую долю

Урок 16

Контрольный урок.

Задание: реши кроссворд.

По горизонтали:
4. Польский торжественный танец-шествие.
6. Украинский народный танец.
7. Венгерский народный танец, быстрый и энергичный.
8. Чешский народный танец.

По вертикали:
1. Норвежский народный танец в умеренном темпе.
2. Русский народный танец, весёлый и задорный.
3. Бальный танец 19 века польского происхождения, быстрый и энергичный.
5. Танец в трёхдольном размере австрийско-немецкого происхождения.

 

Определи национальность танца, поставь соответствующие цифры в таблицу

 

1) вальс 2) гопак 3) полька 4) чардаш 5) лезгинка 6) мазурка 7) сарабанда 8) лявониха 9) молдовеняска 10) хоровод 1) русский 2) польский 3) чешский 4) украинский 5) австрийский 6) кавказский 7) молдавский 8) венгерский 9) испанский 10) белорусский  
вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ                    

Урок 17

Урок 18 - 19

П.И.Чайковский «Детский альбом»

«Детский альбом» был написан для племянника – Володи Давыдова. Состоит из 24 пьес.

1.Утренняя молитва

2.Зимнее утро

3.Игра в лошадки

4.Мама

5.Марш деревянных солдатиков

6.Болезнь куклы

7.Похороны куклы

8.Вальс

9.Новая кукла

10.Мазурка

11.Русская песня

12.Мужик на гармонике играет

13.Камаринская

14.Полька

15.Итальянская песенка

16.Старинная французская песенка

17.Немецкая песенка

18.Неаполитанская песенка

19.Нянина сказка

20. Баба Яга

21.Сладкая греза

22.Песня жаворонка

23.Шарманщик поет

24.В церкви

Вопросы:

1.Расскажи об истории создания «Детского альбома».

2.В каких странах мы можем побывать, благодаря «Детскому альбому»?

3.Какие танцы звучат в «Детском альбоме»

4.Упоминание о каких игрушках есть в «Детском альбоме»?

5.Подпиши, к каким пьесам относятся картинки художницы В.Павловой?

 

                                                     

 

Урок 20

Урок 21

Урок 22-23

Урок 24 - 25

М.П.Мусоргский «Детская»

«Детская» - вокальный цикл, посвященный детям. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка. Композитор раскрыл мир детских чувств, радостей и огорчений. Здесь М.П.Мусоргский не только автор музыки, но и слов.

1.С няней

2.В углу

3.Жук

4.С куклой

5.На сон грядущий

6.Кот Матрос

7.Поехал на палочке

 

Задание: нарисуй картинку к понравившейся пьесе:

Урок 26

Контрольный урок

Ответь на вопросы теста:

П.И. Чайковскому?

а) «Щелкунчик»

б) «Детский альбом»

в) «Карнавал животных»

г) «Времена года»

Урок 27

Сказочные образы:

Урок 28

Урок 29

Урок 30

Урок 31

Музыкальный образ. Пьесы – настроения. Пьесы – игровые сценки.

П.И.Чайковский.

«Игра в лошадки»

 

 

Р.Шуман.                             Р.Шуман

«Игра в жмурки»                «Верхом на палочке»

            

 

И.С. Бах. «Шутка»               М.Глинка «Разлука»

Задание:

1. Соедини смайлик с соответствующим настроением

 

     

 

                     

 

Сердито, весело, удивленно,

Задумчиво, грустно

2.Соедини стрелками противоположный характер музыки

 

светлый грустный
веселый тоскливый
бодрый темный
радостный тревожный
шутливый спокойный

 

Урок 32

Контрольный урок.

1.Соедини цифры «слова» и его «значения»

слово значение
Повтор мелодии с разными словами марш
Польский народный танец припев
Человек, который сочиняет музыку танец
Чешский народный танец дирижер
Музыка для шествия песня
Музыка для пластических движений мазурка
Руководитель хора, оркестра полька
Повтор мелодии и слов композитор
Один из трех «китов» в музыке запев

2.Какой инструмент изображен на рисунке?

 

3.Реши кроссворд

 

1        

 

 

2      

 

  3                    
4              

 

5      

 

 

6  
  7          

 

1.Музыкальный жанр, в котором соединены музыка и поэзия

2.Знак, которым записывается мелодия

3.Песня для убаюкивания ребенка

4.Песня, которую создает народ

5.Особая хвалебная песня

6.Нота, которая находится после ноты «до»

7.Вид искусства

Если ты правильно отгадаешь все слова, то в выделенном столбце прочтешь название торжественного танца.

МОЛОДЕЦ! ДО НОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВСТРЕЧ!

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Чем больше слушаешь музыку, тем лучше становятся умственные способности и память.

Музыка делает тебя отзывчивее и добрее. Люди, которые регулярно слушают свои любимые мелодии, гораздо больше оказывают помощь и совершают добрые поступки.

Музыка не только улучшает настроение, но и помогает добиться поставленных задач и поверить в себя.

Музыка способна уменьшить болевые ощущения.

Очень громкая музыка действует на нервную систему.

Слово «МУЗЫКА» нам подарили древние греки. Музы в древнегреческой мифологии – дочери Зевса, богини, покровительствующие наукам и искусствам. Их девять. Правда, среди них не нашлось ни одной, которая специально занималась бы искусством звуков.

 

 


 

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

 

 

Составитель: Ращепкина Л.Р., преподаватель МБОУДО г.Кургана «ДМШ №1»

 

Музыка

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка?  Расскажите мне скорей!

Птичьи трели – это музыка, и капели – это музыка,

Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвей.

Видишь лист кленовый кружится,

 тихо кружится под музыку,

Видишь тучка в небе хмурится –

будет музыка дождя.

И у ветра, и у солнышка, и у тучки, и у дождика,

И у маленького зернышка - тоже музыка своя.

Я хочу увидеть музыку….

Я хочу услышать музыку…

Ира Исакова

 

 

Урок 1

Музыка в нашей жизни.

Легенды и мифы о музыке.

 

Музыка – это искусство звуков.

Звуки музыкальные и немузыкальные.

Символ музыки – лира.

Композитор –

Исполнитель –

Слушатель –

 

Задание: соедини стрелочкой каждую картинку с нужным названием:

                             

                                

                 

шумовые звуки
музыкальные звуки
звоны


Урок 2

Музыка и настроение.

 

Слушаем:

 П.И.Чайковский

«Болезнь куклы»

 «Новая кукла»

 

 

 

Р.К.Щедрин

 «Озорные частушки»

 

Задание:

Определи характер услышанной музыки, подчеркни определения.

J                 L

Радостная, солнечная, печальная, темная, грустная, восторженная, медленная, быстрая …

Урок 3

Музыкальные жанры. Марш.

    Жанр (франц.) – тип, род, манера. Этим словом мы называем вид произведения, который имеет свои отличительные черты, свое содержание, форму и название.

Основные жанры в музыке:

   ПЕСНЯ          ТАНЕЦ        МАРШ

 

    Марш – это музыкальный жанр. Музыка марша создает бодрое настроение, под нее хочется двигаться.

Задание: сравни 2 марша Чайковского:

«Марш деревянных солдатиков» «Похороны куклы»

Бодрый

Сказочный

Печальный

Игрушечный

Таинственный

Скорбный

Медленный

Энергичный

Направь стрелочки к соответствующему маршу.

Урок 4

Жанровые признаки марша.

Марш – музыкальный жанр, отличающийся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Обеспечивает синхронное движение большого числа людей.

                                                                             

                                 

Вопросы:

1.Для кого пишут марши?

2.Где звучат спортивные марши?

3.Какой инструмент любит все марши?

4.Что общее во всех маршах?

Урок 5

Разновидности маршей

· строевой, походный,   военный

· встречный (исполняется при встрече гостей)

· спортивный

· концертный

· торжественный

· игрушечный

 

Вопросы:

1.Как называется марш, которым встречают гостей?

2.Зачем военным нужен марш?

3.Где может звучать марш?

 

Урок 6

Музыкальные жанры. Песня.

Песня – жанр вокальной музыки (народной и

профессиональной). Песни могут быть лирическими,

патриотическими,

сатирическими и т.п.

По исполнительскому составу песни бывают сольные, ансамблевые и хоровые с инструментальным сопровождением и без него.

Песенность – когда музыка пронизана певучестью, песенной мелодичностью, но не обязательно предназначена для пения.

Задание:

1.Прочитай сказку о петушке Пете, используя названия нот

2.Назови любимые песни из мультфильмов

3.Героев каких мультфильмов ты видишь на рисунках?

 

 

Урок 7

Строение песни. Тексты песен.

Песня – жанр вокальной музыки, объединяющая текст с мелодией. Песня состоит из нескольких куплетов.

Каждый куплет делится на 2 части: запев и припев.

Задание: отметьте в тексте запев и припев.

1.От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,                     
Ну а дружба начинается с улыбки.
2.От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик,
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

Урок 8

Мелодия и аккомпанемент.

Мелодия – не только душа музыки, но и главная мысль любого произведения. Аккомпанемент сопровождает мелодию, делает ее более выразительной, красивой.

 

         

 

Задание: запомни слова «мелодия», «аккомпанемент»; нарисуй рисунок к любимой песне.

Урок 9

Контрольный урок.

Какие бывают звуки? Назовите их.

 

 

Как зовут трех китов в музыке? Подпиши их.

 

 

Какие слова зашифрованы в картинках?

 

Реши кроссворд:

 

1        

 

2          
3        

 

 

 

 

  4            

5          

 

 

1.Один из трех китов в музыке.

2.«Часть» песни

3.Знак молчания

4.Большой коллектив музыкантов, которым руководит дирижер

5.Один из трех китов в музыке.

 

Если отгадаешь кроссворд правильно, то в выделенных клетках прочитаешь ключевое слово.

 

Урок 10

Музыкальные жанры. Танец.

Танец – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из самых древних. Танец непосредственно связан с музыкой.

Задание:

Из чего состоит танец?

Подпиши, какие танцы изображены на рисунках.

                     

Урок 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.221 (0.258 с.)