Основы социального проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы социального проектирования



ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Рабочая тетрадь

Новокузнецк

2020


Рабочая тетрадь «Основы социального проектирования» является дополнением к образовательной программе «Школа социального проектирования, лидерства и добровольчества» и служит для закрепления знаний, полученных в ходе обучения в рамках программы.

 

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПОДУМАЙ И ЗАПИШИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Проектировщик!

Ты держишь в руках тетрадь по социальному проектированию. Она появилась благодаря волонтерам, которые проходили обучение в Детско-юношеском центре «Орион»: часть заданий рождалась прямо в процессе занятий! Самое интересное, что те, кто учился без тетради, все равно придумали и реализовали массу полезных и интересных дел и продолжают заниматься проектированием: Анастасия – в Ростове-на-Дону, Евгений – в одном из новокузнецких вузов, Никита и Юлия и Вова - у себя в гимназии. Эти волонтеры и многие другие продолжают приходить в «Орион», чтобы помочь придумать и реализовать социальные инициативы. Это важно, потому что они делают свою жизнь и жизни других интереснее, ярче и важнее.

Два года общения команды педагогов с командой волонтеров помогли родиться этой тетради. Она поможет тебе обстоятельнее и веселее изучать социальное проектирование. Задания, представленные в ней, разнообразны по форме и содержанию. Попробуй использовать тетрадь в качестве своеобразного «дневника» своего проекта. Многие записи, сделанные в процессе создания и реализации проекта, помогут тебе в дальнейшем планировать новые дела.

 

 

Если что-то и стоит делать, так только то, что принято считать невозможным (О. Уайльд)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. Основные понятия социального проектирования…………………... 5
ЧАСТЬ 2. Структура социального проекта……………………………………….. 13
ЧАСТЬ 3. Управление проектом……………………………………………………. 25
ЧАСТЬ 4. Социальный проект через призму экспертизы……………………… 36
ЧАСТЬ 5. Словарь терминов социально значимой деятельности…………… 43

 

 

ЧАСТЬ 1. Основные понятия социального проектирования

 

1. Найдите соответствие между терминами и их определениями.

 

1) Меценат А) физическое лицо или организация, которая делает пожертвования или дает гранты. Наиболее часто в этой роли выступают благотворительные фонды, банки, крупные компании.
2) Донор Б) физическое лицо, материально, финансово или иным другим способом поддерживающее сферу культуры и искусства.
3) Спонсор В) физическое лицо или организация, которая делает пожертвования или дает гранты. Наиболее часто в этой роли выступают благотворительные фонды, банки, крупные компании.
4) Грантодатель Г) лицо, осуществляющее благотворительные пожертвования в различных формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями и т.п.
5) Благотворитель Д) частное лицо или организация, финансирующая какое-либо мероприятие, как с целью его поддержки, так и для рекламы собственной деятельности.

Ответ запишите в таблицу.

1 2 3 4 5
         
Социальное проектирование - это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели, локализованной по месту, времени и ресурсам.

ГРАНТОВЫЙ КОНКУРС

 

                   
 
 
 
 
 
________________________________________

 

 



При разработке собственного социального проекта используйте схему организации грантового конкурса для того, чтобы отмечать ключевые даты «жизни» своего проекта, это поможет не забыть о важных встречах и лучше проанализировать эффективность управления проектом.

Прочитайте определение понятия «проект», приведенное в словаре терминов социально значимой деятельности (часть 5 рабочей тетради). Используя фломастеры или цветные карандаши, изобразите понятие «проект».

 
Проект есть ГИПОТЕЗА. Задумывая и планируя проект, в особенности, социальный, мы не можем быть абсолютно уверены в том, что все запланированные мероприятия будут выполнены и все результаты, которых мы ожидаем, будут достигнуты. Это может быть связано с тем, что проект недостаточно хорошо продуман, но также может быть вызвано изменившимися условиями.

Типы частных доноров

Независимые фонды - организуются частным лицом, семьей или несколькими лицами, а затем существуют на дивиденды с вложенного капитала. Такие фонды обычно имеют четко определенный список приоритетных направлений и набор стандартных критериев отбора финансируемых проектов.

Например: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ассоциированные фонды - финансируются из средств компании или группы компаний, с которой они ассоциированы. Обычно такие фонды предоставляют гранты в области, совпадающей со сферой интересов компании. Решения о выдаче грантов принимаются советом, включающим руководство компании.

Например: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Фонды прямого действия - используют свои ресурсы для поддержки собственных программ или предоставления непосредственных услуг. Эти фонды создаются специально для реализации каких-либо проектов.

Например: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Местные фонды - создаются жителями конкретного района, города, села для удовлетворения местных потребностей. Эти фонды ориентированы исключительно на оказание поддержки местным организациям и услуг местному населению.

Например: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Внимательно изучайте опыт крупных некоммерческих организаций в создании и реализации социальных проектов:  http://project.godmol.ru/directions/volonter/projects-сайт, посвященный Году молодежи. Раздел «Технология добра», страничка с профилями проектов. www.cip.nsk.su - сайт МОФ «Сибирский центр поддержки и развития общественных инициатив». www.parkproektov.ru - сайт «Парк проектов», посвященный проектам, поддержанным Объединенной компанией РУСАЛ. www.tak-prosto.org - информационный проект «Так просто!», продвигающий идеи благотворительности и добровольчества. www.init-kc.ru - сайт КРОО «Кузбасский центр «Инициатива». www.fund.potanin.ru - сайт Благотворительного фонда В. Потанина, который учрежден для реализации социально значимых долгосрочных проектов в области отечественного образования и культуры.

ПРОЕКТЫ

________________________________________:

Ø краткосрочные;

Ø среднесрочны­е;

Ø долгосрочные.

 

________________________________________:

 

Ø межгосударственные;

Ø национальные;

Ø межрегиональные;

Ø региональные;

Ø местные;

Ø школьные (проект образовательного учреждения);

Ø классные;

Ø групповые;

Ø индивидуальные.

_________________________________________:

Ø оборонные;

Ø социальные;

Ø научно-технические;

Ø экономические;

Ø технологические;

Ø космические;

Ø экологические;

Ø образовательные;

Ø строительные.

 

  1. Запишите, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий проектировщик.
  2. В получившемся перечне качеств отметьте «V» те, которыми обладаете Вы.
  3. Поменяйтесь тетрадями с соседом, допишите в перечень качества, которых не достает в получившемся списке, отметьте «!» те, которыми, на ваш взгляд, обладает хозяин тетради.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

ЧАСТЬ 2. Структура социального проекта

 

 

Проект – самостоятельная исследовательская деятельность проектировщика по решению определенной проблемы. В основе каждого социального проекта лежит значимая для его участника проблема. Нет проблемы – нет деятельности.

 

 

1. Соотнесите предложенные предметы с основными элементами проектной деятельности (команда, цель, проблема и пр.). Обоснуйте выбор. Вам поможет ассоциативное мышление.

набор фломастеров   календарь   необычные предметы
Ассоциация с проектом:   Команда проекта   Ассоциация с проектом: Ассоциация с проектом:
Обоснование: Все разные, но находятся в одной коробке-команде. Количество и качество могут изменяться, члены команды могут устать, у каждого члена команды свой характер, который необходимо учитывать. Обоснование: Обоснование:
прищепки   дартс   лампочка
Ассоциация с проектом:     Ассоциация с проектом: Ассоциация с проектом:
Обоснование: Обоснование: Обоснование:
монеты мятая бумага   торт
Ассоциация с проектом:       Ассоциация с проектом: Ассоциация с проектом:
Обоснование: Обоснование: Обоснование:

Зафиксируйте «мозговой штурм» социальных проблем школы/района/города/области (на выбор), которые можно решить силами команды проекта.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Задачи:

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________

Цель - распространение идей толерантности и осознанного отношения к волонтерскому движению среди молодежи города посредством просветительской работы людей, имеющих инвалидность.

 

Задачи:

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________

Не следует путать задачи и методы!
Плохая задача Хорошая задача
Проведение стажировки для руководителей детских и молодежных организаций Это метод! Повышение уровня профессионализма руководителей детских и молодежных организаций… Дальше можно продумывать методы, с помощью которых возможно решить данную задачу, например: стажировка, семинар, круглый стол и т.д.

 

8. Заполните примерами пустые ячейки в таблице для анализа ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Виды ресурсов Примеры ресурсов
Материально-технические Помещение (S кв.м.), офисное оборудование…
Человеческие  
Имидж организации  
Финансовые  
Технологические  
Информационные  
«Идея – редкая дичь в лесу слов». В. Гюго, писатель. Идеальная проектная идея · Решает проблемы, высказываемые заинтересованными лицами. · Расценивается ими как необходимость. · В первую очередь, направлена на помощь нуждающимся людям. · Может быть запросто «продана» на улице как популярная идея. · Расценивается большим количеством местных жителей как идея, заслуживающая поддержки. · Создает возможности для формирования новых лидеров в организации. · Приносит удовлетворение и новый опыт членам/сотрудникам/руководству организации. · Приносит ощутимые, измеримые достижения для организации. · Приводит в организацию новых людей. · Возвращает в организацию отошедших от нее сторонников, членов, добровольцев. · Способна обеспечить распространение известности организации на другие территории. · Развивает связи с влиятельными лицами/партнерами. · Результаты могут быть измерены и оценены в долгосрочном плане. · Не требует привлечения чрезмерного большого объема дополнительных ресурсов. · Использует опыт и умения, полученные в процессе предыдущей работы. · Способна улучшить умения команды проекта. · Создает условия для развития других проектов организации.

Перед Вами в таблице возможные роли в команде проекта. Определите функциональные обязанности каждого (зачем этот человек в команде, каковы зоны его ответственности, можно ли без него обойтись). Свои размышления отразите в правой колонке. Подумайте и запишите, какие еще роли могут быть в команде проекта.

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА       _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________  
ПСИХОЛОГ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________  
ФОТОГРАФ-ВОЛОНТЁР     _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________  
БУХГАЛТЕР _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________  
СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________  
МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________  
ВОЛОНТЁР ПРОЕКТА _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________  
    ………………………………..   _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________  
    ………………………………….. _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________  

Членам группы необходимо разделиться на 4 подгруппы по своей предрасположенности к сторонам света. Если Вы не можете определиться, то выберете ту сторону света, к которой относите себя в настоящий момент.

 

Этапы:

  • каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих лучших качеств (7-10 минут на подготовку);
  • каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты (7-10 минут на подготовку);
  • каждая группа отвечает, почему она не могла бы обойтись без других сторон света (7-10 минут на подготовку);
  • группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач.

 

Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы.

 

3) Подведите итоги упражнения. Какая сторона света доминирует в проектной команде?________________________________________________________________

О чем это свидетельствует?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомните и запишите названия игр или упражнений, которые помогли бы команде проекта познакомиться / сплотиться / снять усталость.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. Поразмышляйте над тем, кто может быть ПАРТНЕРАМИ вашей команды в реализации проекта, запишите возможные варианты.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Сформулируйте и запишите определения понятий «спонсор» и «партнер», подумайте, в чем их сходство и отличие.

ПАРТНЕР СПОНСОР
   
Для уточнения понимания термина «команда» и выяснения мотивов ее создания можно провести интервью с членами команды проекта. Примерные вопросы интервью: 1. Расскажите о состоянии дел в организации на сегодняшний момент, с вашей точки зрения. 2. Как вам кажется, зачем нужен тренинг командообразования для вашей инициативной группы? 3. Что подразумевается под словом «команда»? 4. Что бы вы считали хорошим результатом при реализации проекта? 5. Что лично вы хотите получить по окончании проекта? 6. Как вы думаете, что будет для вас трудным в ходе реализации проекта? 7. Комфортно ли вам будет работать в команде в заявленном составе? 8. Есть ли правила, по которым живет команда? 9. Какие идеи вы бы предложили для улучшения работы команды проекта? 10. Как вы будете вдохновлять свою команду?

РОЛЬ СМИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Средства массовой информации – телевидение, радио, печатные издания, интернет-сайты – все это решающим образом влияет на то, как мы думаем и действуем. Ни одно изменение в обществе не возможно без участия СМИ. Если современное общество это организм, то информация – это его кровь, то без чего оно не может существовать. Выходит СМИ – это кровеносная система общества.

МОНИТОРИНГ СМИ

Мониторинг СМИ – действия по отслеживанию всей информации, попадающей в СМИ по тому или иному поводу. Мониторинг необходим для оценки результатов любого публичного проекта.

 

 

МЕДИА-КАРТА СМИ

№ п/п Название СМИ Вид СМИ (печатное; ТВ; радио; он-лайн) Способ и область распространения Периодичность, целевая аудитория, тематика Контактная информация новостного отдела + контактное лицо Примечания
             
             
             
             
             
             
             
Наиболее успешные детские и молодежные проекты – те, в которых команда проекта не только принимала участие в разработке и оформлении заявки на грант, но и впоследствии между ее членами были разделены все обязанности по управлению и реализации проекта.
ЧАСТЬ 4. Социальный проект через призму экспертизы

Экспертный лист

№ п/п Критерии экспертизы проекта Балл эксперта
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
 

Итого:

«ОДОБРИТЬ» «ОДОБРИТЬ С ДОРАБОТКОЙ» «ОТКЛОНИТЬ»

 

Комментарий эксперта: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чаще всего «роковые» ошибки обнаруживаются на самом раннем этапе написания заявки – когда соискатель гранта приходит для того, чтобы проконсультироваться по каким-либо вопросам. Менеджеру конкурса довольно легко на этом этапе понять, что идея проекта не может быть поддержана. В этом случае координатор конкурса обращает внимание на те части проекта, которые можно исправить (например, сроки реализации проекта), либо предлагает сместить некоторые акценты. Невнимательное чтение конкурсных документов приводит к появлению заведомо проигрышных заявок.

 

ЧАСТЬ 5. Словарь терминов социально значимой деятельности

Акция – единичное мероприятие, в отличие от проекта, который является комплексом мероприятий. Благотворительная акция - мероприятие, проводимое с благотворительными целями.

Ассоциация - добровольное объединение (союз) организаций или лиц для достижения общей хозяйственной, научной или какой-либо другой цели или координации работ и концентрации сил и средств.

Благополучатели - лица или часть общества, получающие помощь добровольцев и (или) благотворительные пожертвования от благотворителей. Синонимы – бенефициары, целевая аудитория.

Благотворительность - добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в предоставление приобретателям материальной, финансовой, организационной и иной благотворительной помощи.Синоним – филантропия.

Благотворительная программа - комплекс мероприятий, направленных на решение конкретных задач, соответствующих благотворительным задачам организации

Весенняя Неделя Добра (ВНД) - ежегодная добровольческая акция, с 1998 года проводящаяся в России по инициативе “снизу”, усилиями добровольцев и некоммерческих организаций в партнерстве с бизнес-сообществом и властью. В ней участвуют десятки городов, поселков, сел, сотни общественных объединений, тысячи учреждений образования, молодежной политики, социальной защиты, культуры и медицины. Акция объединяет усилия детей и взрослых, не безразличных к судьбе России.

Задачи ВНД и ВДМС: вовлечь больше граждан, особенно детей и молодежи в общественно-полезную деятельность, показать и активизировать роль и возможности молодежи, молодежных организаций; посредством привлечения внимания СМИ на конкретных примерах добровольного служения, показать, что молодежь не только может и должна, но и уже является активным участником общественной жизни страны, решая, таким образом, и свои собственные проблемы; вовлечение большего количества граждан и частных, некоммерческих, государственных организаций и СМИ в поддержку молодежного служения.

Всемирный День Молодежного Служения (ВДМС) - глобальное событие, которое инициировано ведущими международными организациями (Молодежная Служба Америки, Программа Добровольцев ООН, Международная Ассоциация Добровольческих Усилий, Мировой Банк и др.), и с 2000 года ежегодно проводится с целью признания вклада молодежи в решение проблем общества посредством молодежного добровольного служения.

 

Гражданские инициативы – форма коллективной самоорганизации граждан для взаимопомощи или защиты своих интересов в политической, экономической и социальной областях. Основаны на личных контактах, полной добровольности и свободе участия при отсутствии формального членства, иерархической организации, дифференциации по социальному, партийному и другим признакам.

Грант - целевые средства, предоставляемые безвозмездно благотворительной организации физическими и юридическими лицами на реализацию благотворительных программ, на проведение научных или других исследований, обучение, лечение, на другие общественно полезные цели с последующим отчетом об их использовании.

 

Грантовое соглашение – это документ, который имеет форму договора между донором (благотворителем) и реципиентом (грантополучателем), в котором отражены порядок и условия финансирования проекта.

 

Доброволец - лицо, осуществляющее благотворительную или иную общественно полезную деятельность в форме предоставления своего безвозмездного труда по оказанию услуг, проведению работ и т. п. Синоним – волонтер.

 

Добровольчество (англ. volunteering ) - деятельность на основе доброй воли. Синоним – волонтерство.

Донор - частное лицо или организация, которая делает пожертвования или дает гранты. Наиболее часто в роли доноров выступают благотворительные фонды, банки, крупные компании. Синонимы – благотворитель, жертвователь, грантодатель, грантмейкер.

 

Заявка – письменный запрос на предоставление гранта или оказание иного содействия.

 

Инициативная группа - группа единомышленников, начинающих какое-либо дело.

 

Коалиция - (от лат. coalitio — объединение) - союз, объединение, создаваемые на добровольных началах для достижения общих целей, решения совместных задач.

 

Миссия - совокупность главных целей организации, разъясняющих, для чего она существует, область ее деятельности.

 

Мониторинг - непрерывный контроль за реализацией проекта, программы и т. д.

 

Проект – комплекс логически связанных действий, направленных на достижение конкретных результатов в рамках конкретных сроков и конкретного бюджета.

Ресурсы – совокупность материальных, финансовых, человеческих (добровольческих), организационных и других средств организации, которые могут быть использованы для реализации проекта/мероприятия.

Социальная реклама – реклама, представляющая общественные и государственные интересы и направленная на достижение благотворительных целей.

 

Социальное партнерство - конструктивное взаимовыгодное сотрудничество между тремя секторами общества – государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями с целью решения проблем социальной сферы в интересах всего населения или его отдельных групп, проживающих на данной территории.

Технологии добровольческой деятельности – формы организации работы с добровольцами, неоднократно отработанные на практике и зарекомендовавшие себя как эффективные, например, ярмарки добровольческих вакансий, конкурс «Доброволец года», фестиваль добровольцев, трудовая книжка добровольца, неделя добра, клуб добровольцев.

 

Фандрайзинг – организованный поиск и сбор финансовых и других средств и пожертвований на деятельность некоммерческих организаций.

 

Эксперт - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.

 

источник: www.donorsforum.ru

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Рабочая тетрадь

Новокузнецк

2020


Рабочая тетрадь «Основы социального проектирования» является дополнением к образовательной программе «Школа социального проектирования, лидерства и добровольчества» и служит для закрепления знаний, полученных в ходе обучения в рамках программы.

 

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ПОДУМАЙ И ЗАПИШИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Проектировщик!

Ты держишь в руках тетрадь по социальному проектированию. Она появилась благодаря волонтерам, которые проходили обучение в Детско-юношеском центре «Орион»: часть заданий рождалась прямо в процессе занятий! Самое интересное, что те, кто учился без тетради, все равно придумали и реализовали массу полезных и интересных дел и продолжают заниматься проектированием: Анастасия – в Ростове-на-Дону, Евгений – в одном из новокузнецких вузов, Никита и Юлия и Вова - у себя в гимназии. Эти волонтеры и многие другие продолжают приходить в «Орион», чтобы помочь придумать и реализовать социальные инициативы. Это важно, потому что они делают свою жизнь и жизни других интереснее, ярче и важнее.

Два года общения команды педагогов с командой волонтеров помогли родиться этой тетради. Она поможет тебе обстоятельнее и веселее изучать социальное проектирование. Задания, представленные в ней, разнообразны по форме и содержанию. Попробуй использовать тетрадь в качестве своеобразного «дневника» своего проекта. Многие записи, сделанные в процессе создания и реализации проекта, помогут тебе в дальнейшем планировать новые дела.

 

 

Если что-то и стоит делать, так только то, что принято считать невозможным (О. Уайльд)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. Основные понятия социального проектирования…………………... 5
ЧАСТЬ 2. Структура социального проекта……………………………………….. 13
ЧАСТЬ 3. Управление проектом……………………………………………………. 25
ЧАСТЬ 4. Социальный проект через призму экспертизы……………………… 36
ЧАСТЬ 5. Словарь терминов социально значимой деятельности…………… 43

 

 

ЧАСТЬ 1. Основные понятия социального проектирования

 

1. Найдите соответствие между терминами и их определениями.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.111 с.)