Развитие общих исследовательских умений и навыков у детей 8-11 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие общих исследовательских умений и навыков у детей 8-11 лет



Рабочая тетрадь

 

для формирования и развития исследовательских навыков

 в области фольклора и этнографии

для детей в возрасте от 8 до 11 лет.

 

Авторы – составители: Розова Л. Е., педагог

дополнительного образования,

                                             Крупышева Т.С., педагог дополнительного

образования

 

 

Содержание

1. Введение:

-Обращение к родителям и детям

- Правила работы с данной тетрадью

2. Подготовительный этап:

Развитие общих исследовательских умений и навыков у детей 8-12 лет

(тренинговые задания)

3. Основной этап:

Практические задания по фольклору и этнографии

4. Список литературы и информационных источников

(+сайт Дворца)

5. Приложения:

1. Рекомендации для родителей по написанию и оформлению исследовательской работы и подготовке ее к защите

2. Образец исследовательской работы

3. Примерный перечень тем по фольклору и этнографии

4. Словарь основных понятий и терминов по исследовательской деятельности

5. Словарь основных понятий по фольклору и этнографии

6. Правильные ответы на некоторые вопросы

 

 

 

Введение

   Обращение к родителям:

                 Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Наверняка ваши дети, внуки – любознательные и непоседливые мальчишки и девчонки, постоянно донимающие вас вопросами – «а зачем?», «а почему?», «а кто…?» «а как…?», «а где….?»

                 Такую любознательность и любопытство при желании можно превратить, преобразовать в исследовательские навыки, которые пригодятся вашим детям и во время учёбы в школе, и в студенчестве, и во взрослой жизни.

                  Как это сделать? Предлагаемая рабочая тетрадь – один из ответов на этот вопрос. Занимаясь вместе с ребёнком по данной тетради, предоставляя ему возможность самостоятельной работы – вы в интересной, увлекательной форме можете способствовать пробуждению и развитию в нём исследовательских качеств и навыков.

 

Правила работы с тетрадью:

                 Данная тетрадь поможет вам развивать и формировать у ребёнка как общие исследовательские навыки и качества, так и исследовательские навыки и качества, необходимые для проведения изысканий в области фольклора и этнографии (традиционной народной культуры).

                 Для отработки этих навыков  вам предлагаются специальные тренинговые задания. Они разделены на два этапа – подготовительный и основной. На каждом этапе задания объединены в блоки. Каждый блок заданий содержит комментарии для родителей – с какой целью они выполняются, какой навык помогают отработать.

                 На подготовительном этапе, выполняя эти задания, ребёнок сможет получить основные понятия о том, как проводится исследование, сформировать необходимые для этого навыки,  приобрести определённые качества.

                 На втором – основном этапе работы ему предоставляется возможность развивать полученные навыки далее, но уже на конкретных заданиях по фольклору и этнографии.

                 Все задания размещены в таблице. Для каждого задания есть свой раздел – «Оцени себя». В нём ребёнок графически, через определённый цвет выражает степень своей самостоятельности при выполнении задания. Полученные результаты в итоге можно обобщить, и вместе с ребёнком сделать выводы.

                 Кроме тренинговых заданий, предлагаемая рабочая тетрадь содержит большой блок приложений, в котором даны вспомогательные материалы – к ним Вы можете обращаться как непосредственно во время выполнения заданий (словари, список рекомендованных информационных источников), так и для самопроверки – в разделе «Правильные ответы на некоторые вопросы». Также в приложении для родителей даны рекомендации по выбору темы исследования, по работе над самим исследованием, а также  представлен образец написания детской исследовательской работы.

                 Кроме того, мы предлагаем Вам вести свой дневник наблюдения за успехами ребёнка. В этом дневнике Вы можете фиксировать график работы с тетрадью, записывать Ваши личные наблюдения - как ребёнок выполняет задания, насколько он заинтересован и самостоятелен, что вызывает наибольшие трудности, а что получается легко, а также записывать его «сочинения» (при выполнении творческих заданий).

В этом же дневнике Вы можете фиксировать возникающие у Вас вопросы, и при необходимости – задать их специалистам, консультантам КРП (консультационного родительского пункта).

Подготовительный этап:

Задания для умения видеть проблемы

Проблема - это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Проблемная ситуация - такая ситуация, которая заставляет остановиться и задуматься.

 

                    Таблица 1.

Тренинговые задания Оцени себя
Задание 1. «Посмотри на мир чужими глазами» Прочитайте неоконченный рассказ: «Ранним летним утром в деревне под названием Простоквашино небо вдруг покрылось черными тучами, стемнело, и пошел сильный ливневый дождь». Продолжите рассказ (устно), представив, что вы: 1. деревенский житель; 2. собачка, гуляющая в это время по деревне; 3. дерево, растущее посреди деревни;  4. бабушка, которая выпускает домашний скот в поле; 5. мужчина, который поехал на лошади за сеном.   Таким образом, вы посмотрели на одно и то же явление и событие с разных точек зрения. ! просим родителей записывать рассказы Ваших детей    
Задание 2. «Рассказать историю от имени другого персонажа»  Представьте, что вы превратились в какого-либо зверя (зверька), который живет в лесах Вологодчины (зайца, волка, лисицу, медведь, кабан, полевую мышь и т.д.). Опишите (устно) один день вашей воображаемой жизни.    
Задание 3. «Придумай сказку, используя данную концовку»   (можно сочинить одну, две или три сказки)   «…Недаром говорят: печь без дров, что гора каменная» «… Вот так дедушка-Домовой хозяевам помогал» «…Собрали они хороший урожай, да поехали на ярмарку торговать»        
Задание 4. «Понаблюдай и зарисуй» Наблюдение – это также способ выявления проблем. Ведь увидеть проблему можно путём простого наблюдения и элементарного анализа действительности. А создание изображений научит ребёнка наблюдать за живыми и неживыми объектами.   Рассмотрите внимательно осенние листья (или снежинки) Дайте им краткую характеристику: форма____________________________________________ цвет _______________________________________________ размер ____________________________________________ зарисуйте Рассмотрите любые предметы этнографии (старинные предметы - утварь, элементы народного костюма, половики, старинные ткани и т.д.) Понаблюдайте за этими предметами, дайте им краткую характеристику и зарисуйте   Название предмета ___________________________________ краткое описание ____________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________   рисунок предмета     Название предмета ___________________________________ краткое описание ____________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________   рисунок предмета      
Задание 5. «Тема одна - сюжетов много». Это задание развивает способность по-разному смотреть на одно и то же явление или событие. Придумайте и нарисуйте в альбоме как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. · «Во дворе у бабушки» · «Деревенская улица». (Можно нарисовать деревенские дома, домашних животных, жителей деревни, природу – деревья, цветы, траву и т.д.)  

 

       

 

Задания для развития умений выдвигать гипотезы

Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений, предвидение событий. Для детских исследований важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Гипотезы обычно начинаются со слов «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если».

Таблица 2

Тренинговые задания Оцени себя
Задание 1. «Давайте вместе подумаем» Ответьте на вопросы. При ответе необходимо использовать слова «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если». Запишите свои ответы.
  • Зачем раньше в деревнях держали много домашнего скота?
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
  • Почему люди в старину выращивали хлеб сами?
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________    
  • Трудно ли было человеку вырастить урожай?
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________  
  • Зачем примечали погоду и наблюдали погодные явления?
______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________    
 
Задание 2. «Найди возможную причину события». Назовите причины следующим событиям, использую слова «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если»:   - Светит солнце - Идет дождь - Дует ветер - Звонят колокола - Мужчина колет дрова - Женщина ткет половик - Девочка учится прясть - Бабушка рассказывает сказку   Придумайте несколько сказочных, неправдоподобных объяснений этим событиям.    
Задание 3. «Что бы произошло?» Придумайте несколько гипотез  по следующим поводам. Запишите свои гипотезы.   · «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________   · «Домашние животные научились говорить как люди» _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________      

Задания для развития умений задавать вопросы.

Познание начинается с вопроса. Вопрос – форма выражения проблемы. Он направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании.

 

Таблица 3

                                                      Тренинговые задания Оцени себя
Задание 1. «Вопросы домашних животных». Представьте, что  домашние животные умели бы говорить. Как вы думаете, какие вопросы они захотели бы задать вам? Запишите 3-4 таких вопроса. ___1.___________________________________________________________________ ___2.________________________________________________________________ ___3._________________________________________________________________ ___4.__________________________________________________________________    
Задание 2. «Говорящий конь» Говорящему вороному коню стало скучно,  и он решил задать несколько вопросов своему хозяину. Но конь говорил плохо, знал только первые слова, с которых вопросы начинаются: «кто?, что?, когда?, где?, как?, почему?». А вот как дальше? Помоги коню задать вопросы хозяину. Запиши их. ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________    
Задание 3. «Найди загаданное слово» Это задание интереснее выполнять в группе.  Один из детей загадывает слово (желательно название этнографического предмета) и сообщает всем первый звук (или букву). Участники по очереди задают вопросы, например: «Это предмет?», «Это одушевленный предмет?», «Это находится в доме?» и т.д. Ребенок, загадавший слово, говорит только «да» или «нет». Ограничение одно – нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание.  
Задание 4. «Вопросы сказочному герою»  Задайте три необычных вопроса - один из прошлого, другой из настоящего, а третий из будущего, - сказочным героям: Кощею бессмертному, Домовёнку Кузе, Бабе Яге, Василисе Премудрой. Запиши на примере одного из героев:   Вопрос из прошлого: _______________________________________________ _______________________________________________________________   Вопрос из настоящего: _______________________________________________________ __________________________________________________________________   Вопрос из будущего: _______________________________________________ _________________________________________________________________  

 

Задания для развития умений давать определения понятиям.

Понятие - одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках.

 

Таблица 4.

Тренинговые задания Оцени себя
  Задание 1. «Опиши объект» Рассмотрите на фотографиях  предметы этнографии и опишите их, ответив на вопросы: Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты? Что это такое?                
Задание 2. «Дай характеристику». Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, сказочного героя,  явления, предмета.   Попробуйте дать характеристики героям русских народных сказок.  Запишите. Колобок - __________________________________________________________  Лиса - ______________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Баба Яга - ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________  Медведь - ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________  Машенька- _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________    
Задание 3. «Сочини загадку» Вам предлагается самим сочинить загадки на определенную тему, например: - Явления природы (солнце, ветер, дождь и т.д.) - Старинные предметы - Традиционный русский костюм - Герои русских сказок - Домашние животные - Традиционные ремесла и промыслы   Запишите самые удачные на ваш взгляд загадки, которые вы сочинили: _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________  

 

Задания на развитие умений классифицировать.


Классификация - это операция деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Её главный признак - указание на принцип деления. Каждая классификация относительна, приблизительна. Одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям.

Таблица 5.

Тренинговые задания Оцени себя
  Задание 1. «Третий лишний».
    • Определите, какое слово  лишнее, и подчеркните синим цветом.
Прялка,        веретено             мутовка Стол            Лавка                 Самовар                Чугун           Ухват                   Горшок Ложка             Самовар                Лавка                
 
Задание 2.  «Традиционные ремесла» Рассмотрите на рисунках виды традиционных ремесел людей. Вам нужно определить, какое изображение лишнее (из трех в каждом ряду). Отметьте «галочкой» внизу картинки. Объясните, почему               ____________               _________________            ____________      ______________                 _________________           _________________     _____________                       ______________                 _______________     ___________                 ______________               __________________  
Задание 3. «Соедини пары»
    • Соедините линиями нужные пары и объясните свой выбор.
 
Веретено   Сено
Ухват   Пояс
Трепало   Прялка
Коса   Корова
Подойник   Печь
Кринка   Лен
Сарафан   Каша
   
Вам предлагается рассмотреть предмет этнографии для совершения определенного вида работы или действия (ряд слева). Соедините линиями нужные картинки и объясните свой выбор.                                                 
Задание 4. «Продолжи узор»   Рассмотрите доброжелательные древние символы – знаки солнца, воды, земли, плодородия.
    • Продолжите данную последовательность чередующихся символов, зарисуйте в альбоме.
    • Придумайте свою последовательность, используя несколько видов символов, зарисуйте в альбоме.
   
 
Задание 5. «Определи жанр» Прочитайте внимательно отрывки фольклорных текстов. Определите жанр текста, проведите линии.
Дождик, лей, Дождик, лей На меня и на людей! колыбельная
А баеньки, баеньки, Куплю сыну валенки закличка
Шадра-бадра, подай ведра, Коров доить – тебе водить! Хороводная игра
Кто над нами Вверх ногами? считалка
Во садике царевна, царевна, царевна, Царевну звать Наталья, Наталья, Наталья, По садику ходила, ходила, ходила, Златым кольцом сияла, сияла, сияла загадка
 

 

Задания для развития умений наблюдать.

Наблюдение - это самый популярный и доступный метод исследования. Это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Она выражается в познавательной задаче.

 

Таблица 6.

Тренинговые задания Оцени себя
Задание 1. «Парные картинки, содержащие различия» Сравните предложенные картинки, найдите отличия, отметьте карандашом              
Задание 2. Перед Вами несколько расписных предметов. Эта роспись называется «Шекснинская золочёнка» и является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Определите, что общего можно найти между данными предметами.  
Задание 2. «Какие предметы вы увидели»? Перед вами предметы быта русской избы. Внимательно рассмотрите рисунок. Назовите те предметы, название которых вам известно. Запишите. Отметьте предметы, название которых вам не известны. Попытайтесь выяснить их названия с помощью словаря. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________       _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________     _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________  
Задание 3. «Найди в рисунке геометрические фигуры» Рассмотрите внимательно иллюстрации: 1. прялка, 2. дом, 3. ярмарка. Какие геометрические фигуры вы нашли на этих иллюстрациях, запишите или нарисуйте. 1. ____________________________________ ____________________________________________________________________     2. __________________________________ ________________________________________________________________     3. _______________________________ ____________________________________________________________________    
Задание 4. «Что изображено?» Внимательно рассмотрите иллюстрации. На них изображены праздники народного календаря. Определите эти праздники и напишите им названия. _______________________________   _______________________ ___________________________   ______________________________   ________________________ _____________________________________   Расставьте эти праздники в том порядке, как они проходят в календарном году, начиная с Рождества:   Рождество, ___________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________  

Задания для развития умений и навыков экспериментирования.
Эксперимент – важный метод исследования. Это метод познания, при помощи которого в строго контролируемых и управляемых условиях исследуется явление природы. Самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

   

Таблица 7.

Тренинговые задания Оцени себя
  Задания 1. «Эксперименты со свойствами природных материалов» · «Ты вода, водица» В каком состоянии можно наблюдать воду? Запиши: __________________________________________________________________   Попробуйте превратить обычную воду в лед. Опишите, как вы это делали.     · Глина и ее свойства. Возьмите небольшой кусочек глины, разомните ее в руках. Какие свойства этого природного вещества вы наблюдаете? Как можно изменить эти свойства?  Запишите:     · Мука и вода Возьмите 1 стакан муки и 1/3 стакана воды. Перемешайте. Что у вас получилось? Опишите свойства полученного вещества:                                                                                                                         
Задание 2. «Эксперименты по смешиванию красок» Рассмотрите цветовую гамму, которая присутствует в традиционных народных росписях Вологодского края (рисунок в приложении). Попробуйте с помощью гуаши или акварельных красок получить нужные цвета. «Шекснинская золочёнка» (Шекснинский р-н, Вологодская область) Великоустюгский р-н, Вологодская область Междуреченский р-н, Вологодская обл.  

 

Задания для развития умений высказывать суждения и делать умозаключения

                    Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Это одна из основных форм логического мышления.

                    Умозаключением называется форма суждения, посредством которой на основе имеющихся у людей знаний и опыта выводится новое знание.

                    Выделено три вида умозаключений: индуктивное (переход от частных суждений –  к общим), дедуктивное (переход от общих суждений к частным) и умозаключение поаналогии.

 

                    Таблица 8.

Тренинговые задания Оцени себя
Задание 1. «Скажи на что похож …»        - бабушкин клубочек ниток         - глиняный горшок         - тканый половик (Это задание для формирования навыков и тренировки делать простые аналогии) Свои ответы можно записать: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________    
Задание 2. «Подумай и назови» Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными. Запишите: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________   Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются мягкими и белыми. Запишите: _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________  
Задание 3. «Проверьте правильность утверждений» Определите, правильны ли данные утверждения и выскажите свое мнение.   1. Все деревья имеют ствол и ветви.  Ель имеет ствол и ветви.  Следовательно, ель – дерево?   2. Все волки имеют серый окрас шерсти.  Наш пес Шарик – тоже серый. Следовательно, Шарик – волк?   3. Все котята умеют мяукать. Девочка Лена тоже умеет мяукать. Следовательно, Лена – котенок?   (Это упражнение на развитие способности к суждению. Мыслить- значит высказывать суждения).  

 

Основной этап:

Практические задания по фольклору и этнографии

Таблица 9.

Задания Оцени себя
Задание «Паспортизация» Опрос – также является одним из методов исследования. Когда вы опрашиваете человека, задаете вопросы по определенной тематике, необходимо правильно составить его «паспорт»:
  1. Фамилия, имя, отчество
  2. Место рождения
  3. Год рождения
  4. Место жительства
  5. Дата записи
  Попробуйте по данному плану составить «паспорт» своих родителей, бабушек и дедушек  
 

Таблица 10.

Задания Оцени себя
Задание  «Паспорт» предмета. На каждый предмет этнографии, музейный предмет, составляется «паспорт». Выберите дома любой предмет, связанный с историей Вашей семьи. Составьте «паспорт» предмета по плану: 1. Название 2. Описание (цвет, форма, особенности) 3. Размеры 4. Откуда появился этот предмет в вашей семье    

Таблица 11.

Задания Оцени себя
Проведение самостоятельных исследований. Задание 1. «Моё первое исследование» Используя общий алгоритм, попробуйте провести небольшое исследование по предложенным темам. Общий алгоритм 1. Вырабатываем гипотезу 2. Составляем план исследования (способы получения информации – подумай сам, спроси у другого человека, посмотри в книгах, понаблюдай, проведи эксперимент) 3. Собираем материал (фиксируем с помощью рисунков, символов, знаков, небольших записей и т.д.) 4. Обобщаем материал (что нового и интересного узнали, дать определение основным понятиям, выделить главные идеи, отметить второстепенные) 5. Презентация итогов исследования   Тема 1. Комнатные растения. Задание: Сравнить два растения. Получить как можно больше сведений о растениях, используя возможности всех доступных источников и подготовить небольшое сообщение.   Тема 2. Предмет этнографии (Старинный предмет) Задание: Отгадайте загадку: «С локоть мохнато, с локоть голо, с локоть под себя ушло» Получить как можно больше сведений об отгаданном этнографическом предмете, используя возможности всех доступных источников и подготовить небольшое сообщение.   Тема 3.  Музыкальный инструмент Отгадайте загадку: Деревяшка – три струны Натянутых тонка. Вы узнать ее должны – Поет очень звонко! Задание: Получить как можно больше сведений о предложенном музыкальном инструменте, используя возможности всех доступных источников и подготовить небольшое сообщение.                                                                                      Тема 4. Герой русской народной сказки – Колобок Задание: Получить как можно больше сведений о том, кто такой – Колобок, используя возможности всех доступных источников и подготовить небольшое сообщение. Тема 5. Сравнение этнографических предметов. Задание: Сравнить два предмета этнографии, которые изображены на картинках. Получить как можно больше сведений об этих предметах, используя возможности всех доступных источников, определить отличия, подготовить небольшое сообщение. ·         
Задание 2. «Как рубашка в поле выросла». Перед вами картинки, показывающие этапы действий человека при обработке льна. Расставьте картинки в нужной последовательности и подпишите рядом номер каждого этапа. Пользуясь общим алгоритмом, подготовьте сообщение по данной теме.                                                                                                                                    

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Приложение 1

Рекомендации для родителей по написанию и оформлению исследовательской работы и подготовке ее к защите

Правила выбора темы:

ü Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

ü Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.

ü Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

ü Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

 

Требования к содержанию работ.

ü В работе должен быть изложен фактический материал, результаты самостоятельной исследовательской работы.

ü Работа должна носить исследовательский характер, отличаться новизной, актуальностью, значимостью, грамотным и логическим изложением, включать библиографию, постановку проблемы и сопровождаться выводами.

ü Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.

 

Правила оформления исследовательской работы

ü Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

ü Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

ü Заключение (выводы и результаты).

ü Список литературы.

 

Приложение 2

Игрушки моей бабушки

(«фыркалка», «телефон», «трактор»)

 

Автор работы:

Крупышев Григорий Вячеславович,

Дата рождения: 18.04.06.

МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества

имени А.А. Алексеевой»

3 класс

Секция «Река времен»

 

 2015 год

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы
  5. Приложения

 

Введение.

Летом 2014 года я жил в деревне Павловское Сиземского сельсовета Шекснинского района вместе с бабушкой и дедушкой. В нашу деревню почти каждый день приезжает автолавка с продуктами, и бабушка мне часто покупает угощения. Однажды она купила кукурузные палочки с сюрпризом. Сюрпризом оказалась непонятная для меня игрушка – колесо и веревочка. Я не знал, что с ней делать и обратился к бабушке. Бабушка сказала: - Да это «фыркалка»! Она быстро продела веревку в дырочки колёсика, замотала ее, а потом стала растягивать в разные стороны. Колесико стало крутиться на веревке и издавать своеобразный звук (фыркать). Я был удивлён – откуда бабушка знает об этой игрушке? И она рассказала, что в детстве сама делала такую игрушку. Мне стало интересно, и я решил расспросить бабушку об игрушках из её детства.

Цель работы:

Выяснить, какие игрушки могла сделать моя бабушка в своем детстве. Задачи:

1. Узнать названия игрушек

2. Узнать, как играли в эти игрушки

3. Попробовать сделать самому такие игрушки

    Гипотеза: я предполагаю, что раньше (во времена детства моей бабушки) многие игрушки изготавливались самими детьми.

Методы исследования:

Основным методом исследования был опрос бабушки – Крупышевой Тамары Алексеевны, 1949 года рождения, уроженки деревни Еремино Сиземского сельсовета Шекснинского района. Проводилась видеозапись, аудиозапись, фотографирование. Я зарисовывал схемы изготовления игрушек. Так же обращался к литературным источникам по теме «Традиционные игрушки».

 

Основная часть.

В ходе работы мне удалось подробнее всего узнать об игрушках «фыркалка», «телефон» и «трактор».

«Фыркалка».

Для изготовления этой игрушки нужна нитка или веревочка длинной 70-80 сантиметров. Обычно брали льняные нити - «суровые», т.е. грубые, толстые. «Если нитка тонкая, то в несколько рядов скручивали»[2]. Брали большую пуговицу. Если пуговицы не было, то могли взять деревянную палочку и проделать в ней две дырки. Дырки прокалывали с помощью шила. «Пуговицы-то не всем еще давали, не было их». Продевали один конец нитки в одну дырку, второй конец – во вторую дырку. Концы нитки связывали. Продетая пуговица должна оказаться на середине нитки. Нитку держали двумя руками и начинали крутить так, чтобы пуговица вращалась в одну и ту же сторону. Когда нитка закручивалась очень сильно, ее начинали раздергивать руками в противоположные стороны. (Движения рук напоминают игру на гармони). Нитка должна сильно скручиваться то в одном, то в другом направлениях. При этом слышен фыркающий звук. «Нитку раскручивали, а потом дёргаем. Снова крутим и дёргаем. Вот и расфыркаем».

Играть такой «фыркалкой» могли и девочки, и мальчики в возрасте 6-9 лет. Делали каждый свою «фыркалку». Соревновались – кто больше раз растянет «фыркалку», у кого звонче зафырчит. Смотрели – у кого красивее пуговица.

«Телефон».

Не менее интересной «бабушкиной» игрушкой оказался «телефон» из спичечного коробка. Я узнал, что раньше спички продавались в деревянных коробках, и коробки были обклеены бумагой. Для изготовления «телефона» нужны были: суровая нитка примерно 1-2 метра, деревянная катушка от ниток, коробка от спичек, небольшая палочка или спичка. Спичечный коробок разбирался. В середине наружной части коробка с одной стороны прокалывается шилом дырка и в нее вставляется нитка. К этой нитке привязывается палочка. Затем коробок снова собирается так, что палочка (или спичка) оказывается внутри коробка. С другого конца нитки нужно привязать деревянную катушку от ниток. Один человек держит в руках спичечный коробок, прикладывает его к уху. Второй человек натягивает веревку и крутит катушку. Катушка «скрипит», издает своеобразный звук от трения нитки. «Катушка шуршит, вот по нитке и передается. Так и получается, будто по проводу передается звук, как по телефону». «Вот и занимались так, играли. Сначала я потрещу катушкой, потом подружка, а я слушаю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.102 с.)