Выбор литературного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор литературного материала



КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ

методическая разработка

по предмету «Сценарное мастерство и основы драматургии»

для студентов специальностей

«Народное художественное творчество»

«Социально-культурная деятельность»

 

 

        

 

                                  Автор:

                                 преподаватель Волкова Д.В.

 

 

Ульяновск, 2018

 

Утверждено на заседании Предметно-цикловой комиссии «Социально-культурная деятельность» ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» Протокол №______________ от___ _______________2018 г. Председатель ПЦК «Социально-культурная деятельность» Фадеева А.С.________ Утверждено на заседании Методического Совета ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» Протокол №______________ от___ _______________2018 г.

 

АННОТАЦИЯ.

 

Немаловажным для каждого организатора массовых мероприятий и праздников является владение технологией написания сценариев. Почему возникает такая необходимость? Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной местности. Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: отчетов и др. аналитических материалов. Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил.

Данное пособие раскрывает этапы написания сценария мероприятия.

Данные методические рекомендации рекомендованы для студентов и преподавателей специальностей «Народное художественное творчество», «Социально-культурная деятельность».

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия.

Для сценария любого мероприятия необходимо главное условие интерес, оригинальность, разнообразие. 

На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. И если у организатора массовых мероприятий работает фантазия и развито образное мышление, то может показаться, что ничего сложного в этом нет. Некоторые думают, что достаточно "насобирать" выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их - и сценарий готов. Однако при чтении такого сценария (уже не говоря о его воплощении) невооруженным взглядом становится видно, что эпизоды при монтаже в таком сценарии притягиваются друг к другу "за уши", не выдерживается характер и стилистика речи действующих героев и так далее, и тому подобное. Что же делать, чтобы не допускать такие ошибки? Для начала - познакомиться с методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею. Хотя общеизвестно, что нельзя дать рецепты, гарантирующие высокий результат, так как это зависит не только от степени мастерства педагога, его творческой натуры, но и от авторской смелости, остроумия, творческого озорства. Знание хотя бы основ сценарного мастерства и стремление к созданию "технологически" грамотного сценария необходимо организатору мероприятий и праздников в его работе.

 

ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРИЙ?

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena -- сцена). Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенное для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованные представления, праздники, массовые зрелища, игровые программы и т. д. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

ДЛЯ СЦЕНАРИЯ.

 

Одной из задач сценариста (организатора мероприятий) является создание оригинального художественно-просветительского произведения путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее. Художественность будущего мероприятия определяется сценарием. Форма мероприятия - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Особенные черты: каждое мероприятие становится своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальное явление. Драматургии культурно-досуговых программ присуща оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом. Сценарий должен рассматриваться как программа педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?»

Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.

Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, педагогу-организатору (сценаристу) следует еще постепенно подвести участников и зрителей мероприятия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому при выборе сюжета акцент нужно сделать на основном событии. Следующим шагом является продумывание композиции сценария (организации действия и соответствующее расположение материала), то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ.

Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Завязка - начало конфликта.

Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.

Развязка - разрешение конфликта.

Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.

Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим.

Классическую структуру любой программы должны составлять  следующие элементы:

Пролог - композиционный прием, показ или демонстрация идей автора сценария, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.

Завязка - начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки - драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

Основное развитие действия - здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы. Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его "несущих" конструкций.

В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – это режиссерская запись сценарного развития любого мероприятия во времени, фиксирующий порядок действий основных исполнителей, приглашенных гостей мероприятия, работы различных площадок и служб.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН включает в себя: 

Название мероприятия;

Место проведения;

· Организатор праздника;

· Дата проведения;

· Оформление;

· Начало мероприятия;

· Время проведения;

· Описание действия;

· Ответственный за мероприятие.

*В зависимости от уровня мероприятия, сценарный план должен быть утверждён: руководителем учреждения; заместителем директора; режиссёром. (Смотреть приложение).

Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, с технических оснащением, перечнем реквизита.

Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических средств, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.

Композиция (соединение, расположение, составление) - построение художественного произведения.

Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды,  необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.

Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть проблематику, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.

Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Автор сценария создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей. Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. Предусмотрев в сценарии зрительские активизации.

К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, игровые моменты, коллективное исполнение песен, вопросы из аудитории, обмен мнениями и т.д.

Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

СЦЕНАРИЙ И РЕЖИССУРА

СЦЕНАРИЙ И РЕЖИССУРА

ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

Драматургическая основа культурно-досуговой программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Барнаул, 2005 г.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники.- М.,1975г.

3. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба.- М., 1988 г.

4. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. - Барнаул, 2002 г

5. Шароев И.Г. Методика создания сценария для культурно-досуговой программы. - М.: Просвещение.- 2001 г.

6. http://revolution.allbest.ru/sociology/00186454_0.html.

Приложение 1.

Сценарий открытия

Дата проведения: 17 апреля

Время проведения: 14.00-15.00

Место проведения: концертный зал ОГБОУ ДОД ОДТДМ

Ведущие: Владислав Витковский, Пиканова Елена

 

Время  Действие
14.00-14.04 Пролог «Взгляни на эту землю с высоты» хореографические коллективы ОГБОУ ДОД ОДТДМ
14.04-14.08 Фанфары на выход ведущих. Led -экран заставка открытый чемпионат региональных учительских команд «ЧЕРУК-2017». Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Ульяновская земля в очередной раз гостеприимно и радушно встречает участников Чемпионата региональных учительских команд «ЧЕРУК-2017». Мы рады приветствовать лучших из лучших педагогов со всей России! Ведущий 2. Уважаемые учителя, вы — представители самой благородной профессии, главный ориентир и пример для подражания! Ведущий 1. В ваших руках наше настоящее и на ваших плечах наше будущее! Чемпионат региональных учительских команд призван поддерживать и развивать качественную педагогическую систему и успешно работающих в ней педагогов. Ведущий 2. Традиция развивать и поддерживать образовательные проекты в регионе имеет свои глубокие исторические корни. Ведь на Ульяновской земле жил и трудился великий просветитель, реформатор русского языка Николай Михайлович Карамзин; здесь родился создатель нового чувашского алфавита и организатор народных школ Иван Яковлевич Яковлев; на Симбирской земле задумал свои великие произведения Иван Александрович Гончаров. Эти и многие другие имена навеки впишут Ульяновскую землю в историю России. Чемпионат региональных учительских команд призван поддерживать и развивать качественную педагогическую систему и успешно работающих в ней педагогов. Ведущий 1. Чемпионат региональных учительских команд проводится в Ульяновске с 2009 года. За эти годы площадки Фестиваля посетили более 10 тысяч педагогов со всей России и из 14 стран мира. Видеоролик о конкурсе
14.08-14.20 Фоновая музыка. Led -экран видеоролик «Учительское сердце» Ведущий 1. Учительское сердце — самое мудрое, самое понимающее, самое чуткое сердце на свете. Ведущий 2. Учительское сердце пылает огнём знаний, и этот свет озаряет умы и души его воспитанников. Ведущий 1. Миллионы детских сердец совершают свои первые открытия под стук учительского сердца. Ведущий 2. Учительское сердце — самое большое, ведь в нём всегда найдётся место для новых учеников. Ведущий 1. Каждый день вы зажигаете любовь к знаниям в детских сердцах, получая взамен самый бесценный дар — их искреннюю любовь! И сегодня в этом зале в вашу честь звучат самые громкие и самые щедрые аплодисменты! Ведущий 1. Дорогие друзья встречаем участников Чемпионата региональных учительских команд «ЧЕРУК-2017»! Сегодня всем им нужна ваша поддержка! 1. Ассоциация учителей городского округа город Кумертау, республика Башкортастан 2.  Команда «Педагогический навигатор», республика Татарстан 3. Сообщество творческих педагогов МАОУ "СОШ №25" "Уральская ласточка", Свердловская область 4. Курганский региональный педагогический клуб «Диалог», Курганская область 5. Объединение педагогов новой формации «Остров Крым», Республика Крым 6. «Союз педагогов Санкт-Петербурга», г. Санкт-Петербург 7. Ульяновский областной клуб «Учитель года», Ульяновская область 8. Архангельский областной клуб «Учитель года», Архангельская область 9. Команда «Педагог года Подмосковья», Московская область 10. МО ИКТ-компетенций, республика Саха (Якутия) 11. Рязанский региональный клуб «Учитель года», Рязанская область 12. Команда «Учительский клуб», Мурманская область 13. Команда «Серебристый пеликан», Волгоградская область 14. Ярославская область — команда «Профессионал» 15. Клуб «Учитель года Тульской области», Тульская область 16. Клуб «Учитель года столицы Башкортостана», республика Башкортастан 17. Тамбовская ассоциация творческих учителей (ТАТУ), Тамбовская область 18. Команда Самарской области Фоновая композиция на выход участников конкурса. Участники выходят в сопровождении детей, в руках у которых звёзды. Ведущие представляет конкурсантов. В это время на экранах демонстрируется название и герб региона.
14.20-14.24 Ведущий 1. Примите подарок от образцового детского коллектива ансамбля танца «Симбирцит» «Казачий пляс»
14.24-14.26 Ведущий 1. На сцену приглашается Губернатор Ульяновской области Сергей Иванович Морозов.   Выступление С. И. Морозова. Фонограмма на выход.
14.26-14.30 Ведущий 1. Для вас поёт шоу – группа «Крылья», встречайте! Шоу – группа «Крылья»- «Здравствуй, солнце!»
14.30 -14.35 Ведущий 1. Учредителями Чемпионата региональных учительских команд «ЧЕРУК» являются Министерство образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета», Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, Министерство образования и науки Ульяновской области. Ведущий 2. Вас приветствует  Исполняющий обязанности Министра образования и науки Ульяновской области Наталья Владимировна Семенова. Фонограмма на выход. Выступление
14.35 -14.38 Ведущий 1. Для всех тех педагогов, которые уже успели соскучиться по своим ученикам, творческий подарок от образцового детского коллектива ансамбля танца «Симбирцит» - хореографическая композиция «Поиграем в школу». «Поиграем в школу» образцовый детский коллектив ансамбль танца «Симбирцит»
14.38-14.45 Ведущий 1. Для кого-то конкурс — это развлекательное мероприятие, для кого-то — сложное испытание, а для кого-то огромная ответственность. Миссия членов жюри любого конкурса ничуть не легче, чем у конкурсантов, ведь им нужно быть мудрыми, объективными и проницательными. Встречайте многоуважаемое жюри Чемпионата региональных учительских команд «Учитель-XXI века»! — Филиппова Екатерина Алексеевна – учитель французского языка МБОУ СОШ № 34 г. Рязань, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 1996», Заслуженный учитель РФ, Народный учитель России. Председатель жюри. — Головин Пётр Петрович – учитель физики МОУ Ишеевского многопрофильного лицея имени Н.К. Джорджадзе, Народный учитель СССР, кандидат педагогических наук. — Данилов Сергей Вячеславович – директор центра образовательных перспектив и инноваций ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», кандидат психологических наук. —  Родионова Оксана Александровна – ведущий специалист отдела по связям с общественностью аппарата Профессионального союза работников народного образования и науки РФ. — Карачевцев Игорь Альбертович – директор ГБОУ гимназия № 166 Центрального района г. Санкт-Петербурга Заслуженный учитель России. Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2003». — Овчинников Алексей Васильевич – учитель биологии МБОУ СОШ с. Баловнево Данковского района Липецкой области. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011». — Пастухова Ирина Павловна – заместитель руководителя Центра дошкольного, общего и коррекционного образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», кандидат педагогических наук. — Пахомова Елена Михайловна – доцент кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», кандидат педагогических наук. —  Романенков Евгений Николаевич – заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. — Семенова Наталья Владимировна – заместитель Министра образования и науки Ульяновской области, кандидат педагогических наук. — Тихонова Наталья Сергеевна – педагог дополнительного образования станции юных техников №3 г. Воронежа. — Нянковский Михаил Александрович – заместитель Директора ООО «Академия 76» г. Ярославля, Лауреат премии Президента Российской Федерации 1995 года, Заслуженный учитель РФ. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-1994». — Ковалев Евгений Геннадьевич – учитель химии МОУ «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина» г. Волгограда. Победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2016".  — Скворцов Андрей Александрович – декан факультета экономики и управления ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н.Ульянова», кандидат философских наук, председатель Педагогической палаты Ульяновской области.   Счётная комиссия  Чемпионата региональных учительских команд «Учитель- XXI века» 1. Рыбалко Ирина Владимировна – учитель математики МБОУ "Многопрофильный лицей № 11им. В.Г. Мендельсона" г. Ульяновска, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2005», председатель счётной комиссии. 2. Истакова Лилиана Александровна – заместитель директора МОУ Октябрьский сельский лицей «МО Чердаклинский район». Фонограмма на выход всех членов жюри. Вручение подарочных кашне.
14.45-14.48 Ведущий 2. Слово для приветствия предоставляется Председателю жюри Екатерине Алексеевне Филипповой. Фонограмма на выход. Выступление Филипповой Е.А.
14.48-14.53 Ведущий 1. Счастлив тот, у кого есть лучший друг. И об этом, нас сейчас споют ребята из шоу – группы «Крылья», встречайте! Шоу – группа «Крылья»- «Лучшие друзья!»
14.53-15.00 Без объявления «Нас миллионы» финальная музыкально-хореографическая композиция Ведущий 1. Желаем всем конкурсантам проявить себя на все 100% и провести время с максимальной пользой. Пусть удача будет с вами! Буквально через несколько минут мы начнем первое конкурсное испытание. Презентация команды.

 

 

Сценарий на  День Победы.

«Великая Победа».

Действующие лица:
Ведущая
Дети
Почтальон
Зам.политрука
Константин Заслонов, партизан
Таня Савичева, блокадница
Рядовой.

Необходимое оборудование:
Техника для прослушивания записей, колонки. Запись голоса Левитана (есть пластинка, возможно, уже есть диск). Записи песен, использованных в сценарии. Записи писем и тексты, обращенные к советским гражданам, предварительно начитанные на плёнку мужским голосом. Запись воздушной тревоги. Костюмы для Ведущей и Почтальона. Бумага для треугольников. Чёрный хлеб (чёрствый, по ломтику ребёнку).

Окна зашторены, на столе свеча (вариант — металлическая настольная лампа со стеклом образца 40-х годов), за столом женщина лет сорока (Ведущая), одета соответственно военному времени, усталое лицо. Дети сидят вокруг стола. (Не рядами — это важно!). Звучит магнитофонная запись: «Сегодня, в четыре часа - утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города...Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить разбойничье нападение... Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение, пришёл к своему краху. То же будет и с зазнавшимся Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, зачесть, за свободу... Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
Ведущая.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Весь наш народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками: в военкоматы выстраивались очереди, на фронт уходили порой прямо со школьной скамьи. Поток добровольцев не иссякал всю войну.

Звучит фрагмент песни «Священная война».

Ведущая.
В тылу остались только женщины, дети, старики. Они работали на заводах, рыли окопы, строили оборонительные сооружения, гасили на крышах зажигательные бомбы, чтобы спасти от пожара свои дома. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!» В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.

Звучит песня «Бьётся в тесной печурке огонь». Звонок. В зале появляется Почтальон — женщина, похожая на Ведущую (кажется, в военное время они все были похожие — словно припорошенные серой пылью) с сумкой через плечо.

Почтальон.
Ох, устала, три похоронки сегодня разнесла... Ни от чего так не устаёшь, как от похоронок. Как конверт вижу, сердце обрывается. А вам треугольники, аж три штуки, долго, видать, шли, раз все вместе доставили.

На сцене появляется Зам. политрука, он читает своё письмо близким.

Зам. политрука.
«Здравствуйте, дорогие мои. Пишет вам Зам. политрука лыжного отряда Папирник. Поздравляю вас с Новым, 1942 годом. Желаю вам, чтобы 1942 год был годом счастливых встреч на освобожденной от фашистских псов земле, чтобы мы снова собрались в нашей замечательной Москве. В газетах вы читаете, что мы гоним «гадину» все дальше и дальше от нашей дорогой Москвы, освобождая новые и новые города и сёла. Я видел много десятков людей: молодых и старых, детей и стариков, встречавших нас со слезами радости. Места, по которым мы проходили за последние дни, мне знакомы. Я вспоминаю дни строительства в городах Истра, Ново - Иерусалим, помню их постройки, музеи и потому с негодованием, злобой и ненавистью к этим извергам осматриваю все разрушения, все грабежи, которые сотворили эти насильники. Дорого им придётся расплачиваться за варварство на нашей территории. Расплата будет за все народы, угнетённые и порабощенные ими.
Приятно, что в такие суровые дни я нахожусь в рядах защитников Родины, приятно, что я неплохо подготовился к дням службы в рядах РККА. Всё, чем я занимался в мирное время: лыжи, верховая езда, меткая стрельба, — мне очень пригодилось, и я с гордостью вспоминаю те дни, когда, несмотря на перегрузку на работе, отправлялся на полеты в планёрную школу, а в выходные пропадал на Воробьёвых горах, хотя мама не любила, когда я катался на лыжах. Будьте здоровы, до скорой встречи в Москве».

Зам. политрука заканчивает чтение. Складывает треугольник письма.

Зам. политрука.
До скорой встречи в Москве. Когда она ещё будет, эта встреча? А завтра— опять бой.

Звучит песня «Десятый наш десантный батальон».

Ведущая.
Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались «треугольниками»: они посылались без конвертов — бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» от родных и близких в каждом доме, каждой семье!

Раздать детям бумагу, показать, как делаются треугольники.

Ведущая.
Часто в жизнь города врывалась сирена воздушной тревоги — это означало, что город подвергся нападению с воздуха. Жители прятались в бомбоубежища: в метро, в подвалы, хотя бывало, что бомбы попадали и туда.

Свет гаснет, включается запись воздушной тревоги. Замечание организаторам: необходимо строго следить за состоянием детей во избежание нервных срывов. Лучше, если сирена будет звучать не очень громко.

Ведущая.
Несмотря на героическое сопротивление, враг неудержимо приближался к Москве. Начались срочные меры по обороне столицы: рылись окопы, возводились проволочные заграждения, устанавливались «ежи» — противотанковые сооружения. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, на Кремлёвской стене были нарисованы дома и деревья. Не блестели золотом купола Кремля: их покрыли чёрной краской, а стены замазали зелёными и чёрными полосами. Путь вражеским самолётам преграждали и наши истребители: именно над Москвой лётчик Виктор Талалихин совершил первый в истории авиации ночной таран. Ожесточённые бои шли и на земле. На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь наших солдат с политруком Василием Клочковым во главе остановили фашистскую танковую колонну. Василий Клочков перед началом жестокого боя произнёс фразу, ставшую исторической: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». Почти все герои-панфиловцы, защищавшие разъезд  Дубосеково, погибли, но не пропустили танки врага к Москве.
Утром 6 декабря прозвучал приказ о контрнаступлении. Тихо двигались вперёд бойцы в белых маскировочных халатах. Но вот долгожданная команда к атаке. К рассвету красноармейцы прорвали оборону противника. Застигнутый врасплох враг под ударами красноармейцев начал откатываться назад. Красная Армия освободила тысячи деревень, посёлков, такие города, как Клин, Калинин (Тверь), Калуга, Истра. Страна выстояла в самые страшные месяцы войны. Но остановить врага удалось ценой огромных человеческих потерь.

Звучит песня «Ты, моя Москва».

Ведущая.
По мере продвижения гитлеровской армии на восток на занятых немцами территориях стали возникать партизанские отряды. Партизаны взрывали фашистские поезда, организовывали засады и внезапные налёты. Партизанская война наводила ужас на немецких солдат, падал дух германской армии.

На сцене появляется Константин Заслонов, в телогрейке, с автоматом. Он вслух перечитывает адресованное сыну письмо.

Константин Заслонов.
Я — командир оршанской партизанской бригады Константин Заслонов. В перерывах между боями написал письмо сыну. «Здравствуй, сын! Из глубоких трущоб, болот и лесов партизанский привет! Дела у нас большие — «бомбим», «бомбим» и «бомбим». Каждый день что-нибудь новое, иногда рубаем — спасу нет немцам, иногда, когда невыгодно, уклоняемся от вызываемого боя, очень много летит под откос поездов вместе с фашистами. Иногда жирно едим, тепло спим, иногда по пять дней голодаем, иногда такая дрожь пробирает, что зуб на зуб не попадает, есть провокаторы, есть шпионы, есть предатели, иногда уходят от кары, но больше всего испытывают они силу партизанского огня. Мои люди — партизаны настолько насолили немцам, что делали облаву и вызывали на бой меня против 3дивизий, но, набив им морду, ушли. Сейчас моя голова оценена в 50 тысяч марок, железный крест, и, кроме того, кто меня, живого или мёртвого, доставит немецким властям, тому будет обеспечена прекрасная жизнь в Германии со всеми его ближайшими родственниками. Живы будем — увидимся. Погибну — значит, за Родину».

Константин Заслонов складывает треугольник, уходит. Звучит песня «Ой, туманы мои...».

Ведущая.
В августе 1941 года город Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с1924 по 1991 год) оказался в блокаде, то есть, в кольце фашистских войск. Связь города со страной по суше прервалась. После того как немецкие бомбардировщики уничтожили продовольственные склады, на ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и арт - обстрелов, от холода и голода.

На сцене закутанная в платок девочка, она сидит за столом и при свете огарка свечи пишет.

Таня Савичева.
Я — ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него: «Женя умерла 28декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя — это моя сестра. Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год. Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год. Лека — это мой брат. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Леша — 10 мая в 4дня. 1942 год. Мама — 13 мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущая.
Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Дорога Жизни шла по воде, а с наступлением холодов — по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Много трудностей и опасностей подстерегало шофёров. Днём и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Часто лёд трескался и машины тонули, бывало, что моторы застывали в пути, приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли, ведь эта дорога сохраняла людям жизнь. По ней же вывозили из осаждённого города обессиленных, измученных людей. Правда, не всех удавалось спасти даже на Большой земле. 900 дней и ночей был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8—11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.
Суточная норма хлеба в декабре 1941-го года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину. Положите его на ладонь, попробуйте представить, что в течение полудня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так — более полугода.
Раздать некоторым зрителям ломтики черного хлеба, соответствующие пайковой норме, постараться съесть этот хлеб в тишине.
Ведущая.
Тем временем на фронте началось мощное наступление противника на южном направлении. На пути немецких войск стоял город Сталинград. Бои за город шли больше месяца, основную тяжесть принял



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.052 с.)