Речевые такты и логические паузы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевые такты и логические паузы



ИНТОНАЦИЯ И ЛОГИКА РЕЧИ.

Без интонационного разнообразия, речь становится скучна и невыразительна. Основных интонации четыре: повествовательная, перечислительная, вопросительная и восклицательная. Но невозможно технически определить характер интонации и пользоваться этим в совершенстве. В процесс подключаются чувства и эмоции. Интонация вариативна, когда она касается живого процесса. Существует модель интонации. Есть три интонационных хода: ход развития, который кончается ходом вопроса; ход продолжения, который можно назвать монотонным; ход завершения, который можно назвать точкой. А внутри них можно делать что угодно. Такое понятие как «монотонность», я использую не как однообразное монотонное чтение, а умение нанизывать слова на смысловые, объединять, несколько предложений в один смысловой блок. Если овладеешь монотоном, овладеешь текстовым потоком. Есть пласт главного, развиваю- щегося, и пласт второстепенного. Все, что не связано с основной линией, идет в нырке, как бы, между прочим, проговаривается. Там возникает тот же монотон, но он идет в общем потоке. Важна незавершенность, тот крючок, на котором мы держим слушателя. Незавершенность — это основа речи, это главное, что удерживает внимание, это нужно для того, чтобы тебя слушали. Логика сценической речи связана с работой центров коры головного мозга, и это явление очень сложно воспитывается. Равноударность в логике создает для слушателей точную информацию, и слушатель перестает ее воспринимать. Каждое слово несет информацию, а все вместе — несут бессмысленность. Все слова имеют ударение, но они имеют градацию.

  Существует целый комплекс ударений: сильные, средние и слабые. «Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи есть целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы» (Кнебель, 1970). Работа над логикой — это работа над мыслью. Логике учит система Станиславского. Нарушение логики — это отсутствие смысла. Работа над текстом начинается с того, что мы делим каждое предложение на речевые такты, то есть на группы слов, объединенных по смыслу. В каждом речевом такте необходимо найти главное слово (или несколько слов), на которое падает логическое ударение. Если это слово убрать, то потеряется смысл фразы. Для нахождения логического центра мысли, недостаточно одного разделения фразы на речевые так ты — смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяется только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой. «Ударные слова — это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь главного слова во фразе» (Горчаков, 1952). Например: Над кроной дерева, напоминающей раскинутые руки великана, парила гордая птица. В предложении три речевых такта: 1 — над кроной дерева 2 — напоминающей раскинутые руки великана; 3 — парила гордая птица. В каждом такте один логический центр: над кроной дерева, напоминающей раскинутые руки великана, парила гордая птица. Разбив текст на речевые такты, и обозначив главные слова, вы получите главную конструкцию предложения. Вам будет удобно продвигаться по тексту, опираясь на те рычажки, которые вы для себя наметили. Я перечислю основные правила, которыми мы пользуемся в работе над текстом: 1. Когда предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, выделяются оба слова. Например: Море ревело. 2. Если подлежащее стоит после сказуемого, выделяется только подлежащее. Например: Плакал ребенок. 3. Если при глаголе стоит слово (или несколько слов), отвечающее на вопросы: где, когда, как, куда, — то ударным будет слово, отвечающее на один из этих вопросов. Например: Карета подъехала к крыльцу. 4. Противопоставления, сравнения, сопоставления всегда находятся под ударением. Например: Девушка, словно грациозная лань, двигалась по горам. 5. Прилагательные при существительном не выделяется, если только они не являются противопоставлением. Например: У него голубые глаза. Например: У него глаза не голубые, а карие. 6. Если перечисляются прилагательные с одинаковыми признаками, то выделяется только последнее прилагательное, стоящее перед главным словом. Если перечисляются разнородные понятия, то выделяется каждое. Например: В вазе стояли розовые, белые, алые и бордовые гвоздики. Например: По скверу гуляли молодые, веселые, яркие девушки. 7. Если при существительном стоят слова в родительном падеже, то на них и падает ударение. Например: Рев автомобиля.. Шум дождя. 8. Первое предложение в любой информации — это «афиша». Его надо выделять. Новое понятие так же обязательно выделяется. Например: Дача Лыковых стоит на опушке леса. Ворота дачи видны издалека. Слева от ворот возвышается ель. 9. Местоимения не выделяются, если не вмешивается противопоставление. Например: Я подошел к ней. Например: Ты говорил, а теперь я буду говорить. Ошибка, которая присутствует практически у всех: перед чтобы, что, какой, который паузу делать не рекомендуется, так как она нарушает логику предложения. Нужно уметь пронести главную мысль, главную информацию через все перипетии текста. Это главное условие овладения перспективой текста: диктор должен уметь видеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее. Для этого, анализируя отдельные предложения, нужно установить внутреннюю связь между ними. «Между всеми этими выделяемыми и не выделяемыми словами, надо найти соотношение, градацию силы, качество ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и смысл фразе» (Станиславский, 1955). Работа над тексом требует времени и затрат. Не всегда есть возможность посидеть над текстом с карандашом в руке. Но если на занятиях вы набьете руку и глаз, научитесь справляться с большим объемом текста быстро и легко, то потом вам достаточно будет пробежать текст глазами. Слова — это не содержание, содержание в вас самих. Это именно ваше, личностное понятие ситуации. Надо уметь донести главную мысль до слушателя. Что я хочу сказать зрителю и что до него донести

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха - «воздушные», от немецкого Luft - воздух) и, наконец, паузы психологические.

Обозначение на письме различных по длительности логических пауз:

- люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

// - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

/// еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку…Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене…Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз».

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания, бывают в предложении:

между группой подлежащего и сказуемого (если только подлежащее не выражено местоимением);

например: Дочка / слушала с любопытством.

Люфтпауза (соединительная пауза) - очень короткая, ее лучше использовать за дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить; как добор воздуха.

Знаки препинания

При логическом анализе текста знаки препинания рассматриваются как графическое обозначение разного вида логических пауз. Бывает, что знаки препинания не совпадают с интонационным строем предложения. Тогда они остаются лишь в письменной речи, а в звучащей речи не передаются. Запятая «не читается» - это значит, что в устной речи не должно быть в данном случае паузы, совпадающей с этой запятой.

например: Все стали расходиться, / понимая (,) что при таком ветре / лететь опасно.

Станиславский говорил о завершающей точке так: «Вообразите, что мы вскарабкались на самую высокую скалу над бездонным обрывом, взяли тяжелый камень и шваркнули его вниз, на самое дно. Вот так и надо учиться ставить точки при завершении мысли». На месте точки в звучащей речи должна обязательно возникать разъединительная пауза.

например: Вслед за словами дверь захлопнулась, и только слышно было, как с визгом задвинулся железный засов. ///

Однако бывают не только «настоящие» точки. Может быть так, что точка, стоящая в конце предполагает развитие мысли в следующем предложении. В этом случае голос обязательно понижается, но не падает так резко вниз, как при «настоящей» точке.

например: Желтые облака над Феодосией. / Они кажутся древними, средневековыми. // Жара. // Прибой гремит жестянками. // Далеко над морем поднимается прозрачная струя дыма - идет из Одессы теплоход.///

Точка с запятой

Она разделяет и в то же время соединяет в одно целое части одной картины, одного описания. Голос перед ней несколько понижается, но не так сильно, как при точке. В звучащей речи точка с запятой обозначает соединительную паузу. Обычно пауза эта более короткая, чем та, которая обозначается точкой.

например: Алые облака, округлые, как бы туго надутые, плыли по небу с торжественностью и медленностью лебедей; // алые облака плыли по реке, окрашивая цветом своим не только воду, не только легкий парок над водой, но и широкие глянцевые листья кувшинок.

Вопросительный знак

Интонация вопросительного знака передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Виды вопросительных предложений:

1) без вопросительного слова;

с вопросительным словом («когда?», «где?», «кому?», «почему?» и др.).

В вопросительном предложении без вопросительного слова голос на ударном слоге ударного слова, несущего вопрос, резко повышается.

например: ^ Правы вы перед самим собой?

Несколько меньше повышение голоса на слове, несущем вопрос, бывает в том случае, когда мы имеем дело с вопросительным предложением, имеющем вопросительное слово.

например: Ну зачем вы притворяетесь?

Важно запомнить, что в русском вопросительном предложении после слова, несущего вопрос, уже не может быть повышения голоса, все остальные слова звучат ниже ударного слова. Станиславский говорил, что вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.

Восклицательный знак

Интонация восклицательного знака требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения (реже -- понижения) голоса. По мысли Станиславского, интонация восклицательного знака «должна вызывать реакцию сочувствия, интереса или протеста».

Восклицательное предложение может выражать какое-либо намерение говорящего или его словесное действие: просьбу, мольбу, угрозу, требование, приказ, обвинение, похвалу - вообще сильное чувство.

например: Время незабвенное ^! Время славы ^ и восторга ^! Как сильно билось русское сердце при слове отечество ^! Как сладки были слезы свидания ^!

Многоточие

Многоточие обозначает обычно что-либо недоговоренное, подразумеваемое. Оно может стоять в конце сюжетного куска или в конце произведения. В этом случае голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается почти как на точке.

Станиславский говорит, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе».

например: Я вернулся домой; но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы, и васильки ее, давно увядшие, до сих пор хранятся у меня…

Многоточие в середине предложений подразумевает паузу прерванной речи - паузу умолчания. Голос в этом случае обычно повышается настолько, насколько это нужно, чтобы мысленно произнести слова, скрытые под многоточием.

например: Смотритель спал под тулупом, мой приезд разбудил его; он привстал… / это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!

Скобки Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания, целые предложения. Существует особая интонация вводности, которая обязательна при чтении скобок.Обычно перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок несколько понижается, а после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была бы после паузы, если бы скобок тут не было. Скобки всегда окружены паузами.

Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон -- безударность. Однако внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса. Если голос на ударном слове внутри скобок совсем не повысить, то внутри предложения прозвучит интонация точки и предложение закончится раньше времени, потеряет смысл. В то же время повышение голоса на ударном слове внутри скобок будет значительно меньшим, чем перед скобками.

например: Величественность реки, / да и близость моря / (мало ли что может зайти сюда из Финского залива!) / разожгли любопытство.

Кавычки ставятся для того, чтобы выделить слово, речевой такт или целое предложение. Слова, стоящие в кавычках, надо интонационно подчеркнуть с помощью пауз, окружающих кавычки (если это прямая речь или цитата), ударения на слове, поставленном в кавычки, изменения высоты голоса и т.д.

Кавычками выделяются цитаты; слова, употребленные иронически или слова, необычные для данного текста. В этом случае надо обязательно выделить, особенно активно подчеркнуть стоящее в кавычках слово. Это выполняется с помощью пауз перед и после слова, заключенного в кавычки, и с помощью логического ударения на этом слове.

например: Выпрямляясь, Александров с удовольствием почувствовал, что у него / «вытанцевалось».

Кавычками выделяются названия книг, газет, журналов и т.п. В этом случае, перед или после названия, стоящего в кавычках, надо сделать небольшую паузу и несколько выделить ударением название.

например: Роман Шолохова / «Тихий Дон».

Кавычки, заключающие в себе прямую речь или мысли героя, его внутренний монолог, произносятся так, как считает нужным исполнитель.

 

ИНТОНАЦИЯ И ЛОГИКА РЕЧИ.

Без интонационного разнообразия, речь становится скучна и невыразительна. Основных интонации четыре: повествовательная, перечислительная, вопросительная и восклицательная. Но невозможно технически определить характер интонации и пользоваться этим в совершенстве. В процесс подключаются чувства и эмоции. Интонация вариативна, когда она касается живого процесса. Существует модель интонации. Есть три интонационных хода: ход развития, который кончается ходом вопроса; ход продолжения, который можно назвать монотонным; ход завершения, который можно назвать точкой. А внутри них можно делать что угодно. Такое понятие как «монотонность», я использую не как однообразное монотонное чтение, а умение нанизывать слова на смысловые, объединять, несколько предложений в один смысловой блок. Если овладеешь монотоном, овладеешь текстовым потоком. Есть пласт главного, развиваю- щегося, и пласт второстепенного. Все, что не связано с основной линией, идет в нырке, как бы, между прочим, проговаривается. Там возникает тот же монотон, но он идет в общем потоке. Важна незавершенность, тот крючок, на котором мы держим слушателя. Незавершенность — это основа речи, это главное, что удерживает внимание, это нужно для того, чтобы тебя слушали. Логика сценической речи связана с работой центров коры головного мозга, и это явление очень сложно воспитывается. Равноударность в логике создает для слушателей точную информацию, и слушатель перестает ее воспринимать. Каждое слово несет информацию, а все вместе — несут бессмысленность. Все слова имеют ударение, но они имеют градацию.

  Существует целый комплекс ударений: сильные, средние и слабые. «Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи есть целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы» (Кнебель, 1970). Работа над логикой — это работа над мыслью. Логике учит система Станиславского. Нарушение логики — это отсутствие смысла. Работа над текстом начинается с того, что мы делим каждое предложение на речевые такты, то есть на группы слов, объединенных по смыслу. В каждом речевом такте необходимо найти главное слово (или несколько слов), на которое падает логическое ударение. Если это слово убрать, то потеряется смысл фразы. Для нахождения логического центра мысли, недостаточно одного разделения фразы на речевые так ты — смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяется только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой. «Ударные слова — это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь главного слова во фразе» (Горчаков, 1952). Например: Над кроной дерева, напоминающей раскинутые руки великана, парила гордая птица. В предложении три речевых такта: 1 — над кроной дерева 2 — напоминающей раскинутые руки великана; 3 — парила гордая птица. В каждом такте один логический центр: над кроной дерева, напоминающей раскинутые руки великана, парила гордая птица. Разбив текст на речевые такты, и обозначив главные слова, вы получите главную конструкцию предложения. Вам будет удобно продвигаться по тексту, опираясь на те рычажки, которые вы для себя наметили. Я перечислю основные правила, которыми мы пользуемся в работе над текстом: 1. Когда предложение состоит только из подлежащего и сказуемого, выделяются оба слова. Например: Море ревело. 2. Если подлежащее стоит после сказуемого, выделяется только подлежащее. Например: Плакал ребенок. 3. Если при глаголе стоит слово (или несколько слов), отвечающее на вопросы: где, когда, как, куда, — то ударным будет слово, отвечающее на один из этих вопросов. Например: Карета подъехала к крыльцу. 4. Противопоставления, сравнения, сопоставления всегда находятся под ударением. Например: Девушка, словно грациозная лань, двигалась по горам. 5. Прилагательные при существительном не выделяется, если только они не являются противопоставлением. Например: У него голубые глаза. Например: У него глаза не голубые, а карие. 6. Если перечисляются прилагательные с одинаковыми признаками, то выделяется только последнее прилагательное, стоящее перед главным словом. Если перечисляются разнородные понятия, то выделяется каждое. Например: В вазе стояли розовые, белые, алые и бордовые гвоздики. Например: По скверу гуляли молодые, веселые, яркие девушки. 7. Если при существительном стоят слова в родительном падеже, то на них и падает ударение. Например: Рев автомобиля.. Шум дождя. 8. Первое предложение в любой информации — это «афиша». Его надо выделять. Новое понятие так же обязательно выделяется. Например: Дача Лыковых стоит на опушке леса. Ворота дачи видны издалека. Слева от ворот возвышается ель. 9. Местоимения не выделяются, если не вмешивается противопоставление. Например: Я подошел к ней. Например: Ты говорил, а теперь я буду говорить. Ошибка, которая присутствует практически у всех: перед чтобы, что, какой, который паузу делать не рекомендуется, так как она нарушает логику предложения. Нужно уметь пронести главную мысль, главную информацию через все перипетии текста. Это главное условие овладения перспективой текста: диктор должен уметь видеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее. Для этого, анализируя отдельные предложения, нужно установить внутреннюю связь между ними. «Между всеми этими выделяемыми и не выделяемыми словами, надо найти соотношение, градацию силы, качество ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и смысл фразе» (Станиславский, 1955). Работа над тексом требует времени и затрат. Не всегда есть возможность посидеть над текстом с карандашом в руке. Но если на занятиях вы набьете руку и глаз, научитесь справляться с большим объемом текста быстро и легко, то потом вам достаточно будет пробежать текст глазами. Слова — это не содержание, содержание в вас самих. Это именно ваше, личностное понятие ситуации. Надо уметь донести главную мысль до слушателя. Что я хочу сказать зрителю и что до него донести

Речевые такты и логические паузы

Каждое отдельное предложение нашей звучащей речи делится по смыслу на группы, состоящие из одного или нескольких слов. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами. Речевой такт представляет собой синтаксическое единство, то есть речевой такт может составлять группа подлежащего, группа сказуемого, группа обстоятельственных слов и т.д. В каждом речевом такте есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением. Отдельный речевой такт редко содержит в себе законченную мысль. Ударения каждого речевого такта должны быть подчинены главному ударению целого предложения. В звучащей речи каждый речевой такт отделен от другого остановками различной длительности. Эти остановки называются логическими паузами. Кроме пауз-остановок, речевые такты отделяются один от другого изменением высоты голоса. Эти изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому придают интонационное разнообразие нашей речи. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все слова, составляющие речевой такт, произносятся слитно, почти как одно слово. На письме тот или иной знак препинания указывает обычно на логическую паузу. Но логических пауз в предложении может быть значительно больше, чем знаков препинания.

Логические паузы могут быть различной длительности и наполненности; они бывают соединительными и разъединительными. Кроме них, встречаются люфтпаузы (паузы для добора воздуха - «воздушные», от немецкого Luft - воздух) и, наконец, паузы психологические.

Обозначение на письме различных по длительности логических пауз:

- люфтпауза, служащая для добора дыхания или выделения важного слова, стоящего после нее;

/ - пауза между речевыми тактами или тесно связанными между собой по смыслу предложениями (соединительная);

// - более длительная соединительная пауза между речевыми тактами или между предложениями;

/// еще более длительная соединительно-разъединительная (или разделительная) пауза (между предложениями, смысловыми и сюжетными кусками).

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» писал: «Берите почаще книгу, карандаш, читайте и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку…Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставит вас постоянно думать о сущности того, что вы говорите на сцене…Работу по речи и слову надо начинать всегда с деления на речевые такты или, иначе говоря, с расстановки пауз».

Паузы соединительные, не отмеченные знаками препинания, бывают в предложении:

между группой подлежащего и сказуемого (если только подлежащее не выражено местоимением);

например: Дочка / слушала с любопытством.

Люфтпауза (соединительная пауза) - очень короткая, ее лучше использовать за дополнительную паузу перед словом, которое мы хотим почему-либо выделить; как добор воздуха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.042 с.)