Внешние условия и признаки системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние условия и признаки системы



 

При исследовании системы в окружающую среду включаются лишь следующие элементы [2, 7]:

а) изменение свойств (параметров) которых влияет на систему;

б) свойства (параметры) которых изменяются вследствие изменения состояния системы.

В большинстве случаев в качестве элементов внешней среды, активно воздействующих на систему, рассматриваются:

- внешние ресурсы (финансовые, материальные, трудовые);

- ограничения (законодательные акты, нормативно-правовые документы и т.д.), задаваемые, как правило, в виде некоторых информационных ресурсов;

- потребители конечного продукта.

Иногда, после определения множества необходимых ресурсов, становится очевидной нереальность заданных целевых результатов и требуется корректировка исходных целей либо изменение множества функций по реализации целей.

В случае, если внешних ресурсов достаточно, то можно говорить о ликвидации анализируемой проблемной ситуации. В противном случае речь должна пойти о переосмыслении проблемы и формулировании новой системы целей.

Пример. В качестве ресурсов внешней среды при реализации функции “подготовка специалистов соответствующих требованиям конкретного предприятия” можно рассматривать следующие [2]:

- финансовые ресурсы, поступающие от предприятия в виде денежной компенсации за дополнительную подготовку;

- материальные ресурсы, представленные в виде оригинального оборудования, приборов и устройств, которыми студент должен научиться пользоваться;

- постановления министерства общего и профессионального образования Донецкой Народной Республики, регламентирующие права и обязанности вуза, предприятия и студента.

Основные признаки систем следующие:

- целостность, связанность или относительная независимость от среды и систем. С исчезновением связанности исчезает и система, хотя элементы системы и даже некоторые отношения между ними могут быть сохранены;

- наличие подсистем и связей между ними или наличие структуры системы. С исчезновением подсистем или связей между ними может исчезнуть и сама система;

- возможность обособления или абстрагирования от окружающей среды, т.е. относительная обособленность от тех факторов среды, которые в достаточной мере не влияют на достижение цели;

- связи с окружающей средой по обмену ресурсами;

- подчиненность всей организации системы некоторой цели;

- эмерджентность или несводимость свойств системы к свойствам элементов;

- увеличение разнообразия типов частей системы, выполняемых ими функций, что обусловливает различия в их абсолютной стоимости;

- усложнение функционирования;

- сложность поведения, нелинейность характеристик;

- повышение уровня автоматизации, означающее, в частности, увеличение степени относительной самостоятельности системы в ее поведении;

- нерегулярное, статистически распределенное во времени поступление внешний воздействий;

- наличие в ряде случаев состязательного момента, т.е. такого функционирования системы, при котором необходимо учитывать конкуренцию отдельных частей;

- многоаспектность (техническая, экономическая, социальная, психологическая);

- контринтуитивность (причина и следствие жестко однозначно не связаны ни во времени, ни в пространстве);

- нелинейность (синергетика).

 

 

Вопросы для самоконтроля

· Что такое цель, структура, система, подсистема, задача, решение задачи, проблема?

· Каковы основные признаки и топологии систем? Каковы их основные типы описаний?

· Каковы этапы системного анализа? Каковы основные задачи этих этапов?

Задачи и упражнения

1. Каковы подсистемы системы "ВУЗ"? Какие связи между ними существуют? Описать их внешнюю и внутреннюю среду, структуру. Классифицировать (с пояснениями) подсистемы. Описать вход, выход, цель, связи указанной системы и ее подсистем. Нарисовать топологию системы.

2. Привести пример некоторой системы, указать ее связи с окружающей средой, входные и выходные параметры, возможные состояния системы, подсистемы. Пояснить на этом примере (т.е. на примере одной из задач), возникающих в данной системе конкретный смысл понятий "решить задачу" и "решение задачи". Поставить одну проблему для этой системы.

3. Привести морфологическое, информационное и функциональное описания одной-двух систем. Являются ли эти системы плохо структурируемыми, плохо формализуемыми системами? Как можно улучшить их структурированность и формализуемость?

 

Рассмотрим фрагмент модели взаимодействия учебного заведения с элементами внешней среды [2].

В качестве конечных продуктов учебного заведения можно рассматривать следующие множества:

- инженерные и научные кадры:

y1 - инженерные кадры, подготовленные по типовым учебным планам;

y2 - инженерные кадры, подготовленные по заказам органов власти и управления;

y3 - инженерные кадры, подготовленные по заказам финансовых институтов;

y4 - инженерные кадры, подготовленные по заказам конкретного предприятия и т.д.;

y5 - кадры высшей квалификации;

- информационная продукция вуза:

y6 - учебно-методическая литература;

y7 - научно-техническая литература;

y8 - отчетная информация о деятельности вуза;

y9 - научно-технические разработки вуза.

В качестве входных ресурсов учебного заведения выделим:

- финансовые ресурсы:

x1 - средства федерального бюджета для организации учебного процесса;

x2 - средства местного бюджета для организации учебного процесса;

x3 - средства внебюджетных фондов для организации учебного процесса;

x4 - средства благотворительных фондов для организации учебного процесса;

x5 - кредиты банков для организации учебного процесса;

x6 - финансовые ресурсы для организации научно-исследовательской деятельности;

x7 - финансовые ресурсы для организации административно-хозяй-ственной деятельности;

- абитуриенты, поступающие в вуз:

x8 - на основе госбюджетного финансирования;

x9 - по заказам органов власти и управления;

x10 - по заказам финансовых институтов;

x11 - по заказам конкретных промышленных предприятий;

x12 - на личные сбережения родителей.

В качестве ограничений, определяющих деятельность вуза, можно рассматривать следующие:

- ограничения по учебной деятельности:

z1 - требования ГОС на подготовку специалистов по конкретной специальности;

z2 - требования органов власти и управления к качеству подготовки специалистов;

z3 - требования финансовых структур к качеству подготовки специалистов;

- ограничения по научно-исследовательской деятельности:

z4 - требования федеральных органов к качеству выполнения госбюджетных тем;

z5 - требования заказчиков к качеству выполнения хоздоговорных тем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.008 с.)