Социальные отношения и общественная организация: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные отношения и общественная организация:



а) брак и семья

Брак – это социальный институт, основанный, с одной стороны, на разделении труда, а с другой – на установлении социального статуса человека и его места в обществен­ной ячейке. Так что, если использовать современную терминологию, брак – это явление, санкционирующее общест­вом социальные и экономические взаимоотношения между полами. Форма брака зависела в основном от хозяйственно-культурного типа, уровня социального развития и, как явление историческое, изме­нялась вместе с развитием общества.

Понятие о браке складывалось по мере ограничения свободы половых связей, что привело в конце концов к возникновению парного брака, в котором мужчина достаточно долго жил с одной женщиной. Парная семья, состоявшая из мужчины, женщины и детей была первой и, возможно, наиболее распространённой формой семьи. Наличие такой формы семьи можно ги­потетически предположить у охотников на крупного зверя в Евразии в позднепалеолитическое время.

Парный брак имеет свои специфические особенности. Прежде всего, он никогда не был истинно парным. Часто мужчина имел нескольких жён, а женщины – нескольких мужей. Были распространены браки с несколькими сестрами одновременно (поздним пережитком его был брак мужчины с сестрой умершей жены), сожительство с женой старшего или младшего брата (позже этот вид брака породил обычай брать в жены вдову брата). Парная семья не противостояла роду, а растворялась в нём, так как она не владела никаким общим имуществом и главными считались не семейные, а родовые отношения.

Считается, что признаком парной семьи является её неустойчивость (вследствие отсутствия основы в виде собственности на средства произ­водства и преобладания или господства разделения труда вне парной семьи), однако неустойчивость эта скорее теоретическая: судя по этнографическим данным, на деле парная семья может быть весьма устойчивой, что объясняется трудностью нахожде­ния брачных партнёров в условиях бродячей жизни небольших чело­веческих коллективов.

В иных условиях разделения труда могла сложиться другая форма семьи – в виде многоженства (гаремная семья), что, однако, не следует смешивать с полигамией у кочевников (номадов) и некоторых других народов. Возникновение этой формы семьи могло быть связано с большим значением женского труда (например, собиратель­ства) в добывании средств существования.

Вполне вероятно, что в зависимости от хозяйственно-культурных условий и других явлений могли возникать и иные, промежуточные формы семьи.

Неженатая молодежь в первобытном обществе скорее всего не имела общественного статуса и важнейших социальных прав. И только вступление в брак, чему порой предшествуют длительные и мучительные инициа­ции, делало юношу полноправным членом общины. Определённые права получала и девушка, вышедшая замуж. Однако полноправным членом общества она стано­вилась только с рождением у неё детей.

Как уже отмечалось, одна из главных функций семьи состояла в осуществлении разделения труда между её членами. Семья выполняла и другие задачи. Прежде всего, биологическую – по воспроизводству потомства. В условиях первобытности отношения между незамужними и неженатыми членами общин далеко не всегда были строго регламентированы, и дети могли свободно появляться и вне семьи и брака, однако рождение детей в семье имело не только биологический, но и социальный смысл.

Следующую функцию семьи можно определить как экономиче­скую: совместное добывание пищи и её потребление. Но и в этом от­ношении в первобытном обществе происходили существенные исто­рические изменения. На раннем этапе первобытности добывание средств существования и их потребление в значительной мере осуще­ствлялось всеми членами общины совместно, соответственно установ­ленным ими правилам и нормам. Постепенно в них происходили изменения, вплоть до индивидуализации семьи, как самостоятельной экономической ячейки общины.

Наконец, еще одну функцию семьи можно условно назвать «собст­венно социальной». Условно потому, что и остальные из названных выше функций семьи тоже имеют преимущественно социальный характер.

Социальная функция заключается прежде всего в том, что в семье ребенок учится языку, осознает свою принадлежность к определённой социальной общности, т.е. приобретает социальную идентифика­цию. В семье он получает первые навыки социальной жизни, узнаёт значение родства. И, в той или иной мере, в течение всей жизни со­храняет социальные связи с семьёй и родственниками.

Ни в условиях первобытности, ни позднее парные семьи, какую бы форму они ни имели, не могли существовать изолированно. В условиях подвижного, или «бродячего» хозяйства и образа жизни возникала локальная общественная организация. Объеди­нение в группы было условием выживания, успешного приспособле­ния к окружающей среде и залогом безопасности. В зависимости от «урожайности» года на дичь и растительную пищу в локальные группы могло объединяться значительное число семей. Объединённые в группы парные семьи составляли общины. В плохие для охоты и собирательства годы численность локальных групп сокращалась, так как при недостатке пищевых ресурсов многочисленной общине приходилось бы непрерывно переходить с места на место. Т. о., численность и состав локальных групп постоянно менялись.

б) первобытное равенство и отношения распределения

В условиях господства присваивающего хозяйства труд был простой кооперацией, то есть сотрудничеством людей без развитых форм общественного разделения труда. Хотя разделение труда по половозрастному признаку было: мужчины охотились, женщины занимались собирательством злаков и кореньев, готовили пищу, старики изготавливали орудия труда.

Территория, на которой жила локальная группа, находилась в коллективной собственности. В коллективной собственности также были жилища, огонь, добыча, орудия труда. Бытовая утварь, украшения находились в нестрогой личной собственности.

Фундаментальный принцип существования локальной группы – её эгалитарность. Система добычи, распределения и потребления пищи здесь основана на строгой уравнительности, но с учётом ролевых функций. Между мужчинами и женщинами, старшими и младшими, взрослыми, стариками и детьми всегда существовало определённое и строго фиксированное неравенство в потреблении, генетически восходящее к аналогичному неравенству и в рамках стаи животных. Социальные права и обязанности членов группы, с учётом ролевых функций, равны. Все имеют голос. Каждый волен принять самостоятельное решение вплоть до разрыва с группой. Но вряд ли кто такой свободой поведения пользовался. Гораздо вероятнее, что члены группы должны были проявлять конформизм и под угрозой изгнания полностью соответствовать сложившимся общественным ожиданиям в отношении себя. В экономическом аспекте суть эгалитаризма сводится к тому, что каждый член группы, вне зависимости от его личного вклада, имел право на долю коллективного продукта уже в силу своего членства в ней.   

Таким образом, потребление в группе было коллективное – без этого локальная группа не смогла бы выжить и обеспечить нормальное воспроизводство, не говоря уже о расширенном. Но добыча пищи чаще всего была индивидуальной (если не говорить о коллективной охоте на крупную дичь). Добыть пищу старались все – в отношении отлынивающих применялись общественные стимулы (издевательства, насмешки и т.п.). Но, всё же, добывать у разных людей получалось по-разному. Всё зависело от способностей. Те, кто приносил больше, приобретали общественное признание – престиж и авторитет. Именно из их числа выбирали лидеров.        

К какой-то степени эгалитаризм нарушался с появлением института брака. Вступая в брак мужчина предъявлял таким образом особые права на избранную им женщину, что шло вразрез с духом равенства и коллективизма. Своеобразной компенсацией другим мужчинам рода служил обычай «искупительного гетеризма», по которому девушка перед вступлением в брак отдавалась всем своим потенциальным мужьям. Был распространен так же «гостеприимный гетеризм» – право гостя на жену или дочь хозяина. Вследствие подобных обычаев царила велика терпимость к добрачным и внебрачным связям.

в) институты управления и власти

С началом верхнего палеолита в основном связываются два больших социальных сдвига в человеческом стаде: возникновение матриархата и утверждение экзогамии (запрещение брачного общения в кругу близких родственников и предписание этого общения за его пределами), следствием которых стало складывание родовой общины. Причины для матриархата были, по-видимому, две:

1)  при неупорядоченных половых связях счёт родства в условиях складывающихся родственных связей мог вестись только по женской линии;

2) в условиях аморфности человеческого стада, его ядром, центром были женщины, игравшие исключительную роль в поддержании огня, в заботе о детях, в ведении домашнего хозяйства.

Вопрос о причинах экзогамии чрезвычайно сложен и учёные далеко ещё не пришли в отношении него к единой точке зрения. Вот лишь некоторые из возможных объяснений:

1) в праобщинах с малым количеством особей должны были сказываться отрицательные последствия браков между родственниками, и это могло привести к их запрещению;

2) тесно соседствующие между собой группы могли прийти к экзогамии для упрочения контактов;

3) экзогамия могла возникнуть в группах с недостаточной системой доминирования для пресечения кровавых столкновений на почве половых связей;

4) вполне вероятно, что большую роль здесь мог играть сознательный стимул – табуирование крови родственника (этот обычай широко распространен среди первобытнообщинного населения).

Утверждение экзогамии привело к революционным изменениям в структуре человеческого общества. На смену аморфному стаду пришла дуальная организация – племя, состоящее из двух (или более) экзогамных общин близких родственников, находившихся в постоянном взаимобрачном объединении. Впрочем, в эпоху верхнего палеолита род, несомненно, доминировал над племенем. Племенного самоуправления не существовало вовсе, а племенное единство выражалось только в культурной, языковой и религиозной общности.

Род представляет собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку – основателю рода или родоначальнику – по одной, в нашем случае – материнской линии. Родоначальником не обязательно должен был являться человек, это мог быть мифический герой, божество и даже животное. В последнем случае родоначальник являлся тотемом рода. Можно полагать, что, в зависимости от хозяйственно-культурных условий существовали разные виды общественной организации, условно называемые родом. Единственным универсальным для рода институтом была экзогамиякатегорический запрет брачных или внебрачных отношений между полами в одном роде. Нарушение этого запрета, как свидетельствуют этнографические данные, влекло за собой самое суровое наказание, вплоть до лишения жизни или изгнания из рода, что было равносильно смерти.

Управление родовой общиной строилось на основе принципов первобытной демократии. Высшим органом было собрание всех взрослых сородичей, избиравшее временных главарей для хозяйственных или военных нужд. Власть главаря основывалась исключительно на его авторитете и поддерживалась собранием. Он являлся также блюстителем нерасчлененных пока морально-правовых норм, освещённых обычаем.

Характерной особенностью ранней родовой общины был дух коллективизма, пронизывающий буквально все стороны её жизни. Коллективная трудовая деятельность не знала чёткой специализации (кроме половой – мужчины преимущественно занимались охотой, женщины – собирательством). Однако существовало чёткое деление рода на взрослых и детей.

Дальнейшей эволюцией общественной организации первобытного общества стало возникновение племён. Когда и почему возникла племенная общественная организация, точно сказать трудно. Во вся­ком случае, у большинства первобытных народов, независимо от того, жили ли они родами или локальными группами, существовали объединения в более крупные, племенные структуры. Очевидно, племенные структуры воз­никали по мере численного роста населения, для преодоления сопер­ничества за пользование территориями, решения проблемы рас­ширения брачных связей в условиях существования экзогамии и др.

К основным признакам племенной организации относится пользование или владение определенной территорией, более или (чаще) менее стройная структура, возглавляемая советом старейшин и вождём племени. Пока общество сохраняло племенную структуру, оно было первобытным.

Духовная культура

Эпоха верхнего палеолита и мезолита ознаменовалась быстрым расцветом духовной культуры. Прежде всего, значительно обогатился язык первобытного человека. Развитие языка позволило накапливать, фиксировать и передавать последующим поколениям полезную информацию. Индивидуальный опыт стал дополняться обучением, что позволило проникать в суть сложных и неоднозначных явлений окружающего мира. Так первобытный человек смог изучить звездное небо и научился по нему ориентироваться. Он овладел также простейшими рациональными медицинскими знаниями (пользовался целебными свойствами трав, лечил переломы и вывихи). Счёт находился пока в зачаточном состоянии – обозначение чисел не шло дальше десятка, но люди научились их складывать и вычитать.

Древнейшие после неадертальских предметы искусства носят следы доработки человеком изображений зверей, начатых самой природой. Дальше идёт эпоха линейных и одноцветных рисунков. Только накопив большой опыт, человек смог создать шедевры первобытного искусства, где выдержаны полутона, показано движение, даны зачатки композиции и перспективы. Всё искусство верхнего палеолита удивительно конкретно. Чаще всего изображались звери. Прекрасное знание повадок животных позволило первобытным художникам запечатлевать их в характерных позах.

В эпоху мезолита главным героем живописных композиций становится сам человек. В росписях преобладают массовые сцены, связанные с единым сюжетом и идеей. Древние художники умели мастерски передавать движение, вплоть до стилизации фигур ради его подчеркивания.

В верхнем палеолите появляются первые музыкальные инструменты – сначала ударные, потом щипковые и духовые. Танцы были тесно связаны с бытом людей и уже в очень раннюю пору несли в себе зачатки драматических представлений.

В основе первобытных религиозных верований лежало почитание сил природы и грубый культ зверя (тотемизм). В связи с этим возникла охотничья магия (например, поражение изображения зверя перед охотой). Кроме того первобытной религии были свойственны анимизм (вера в духов) и фетишизм (приписывание сверхъестественных свойств орудиям труда и амулетам). Человек в то время ещё не ощущал себя вычлененным из природы: природе приписывались человеческие свойства, а людям – свойства природы. Культ был очень прост и не требовал для своего отправления специальных жрецов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.014 с.)