Тема: объекты сатиры и сатирические приемы в творчестве М. Е. Салтыкова-щедрина «история одного города» (глава «органчик») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: объекты сатиры и сатирические приемы в творчестве М. Е. Салтыкова-щедрина «история одного города» (глава «органчик»)

Занятие № 15.

Тема: Объекты сатиры и сатирические приемы в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» (глава «Органчик»)

Мотивация изучения темы: Глубокое знание и понимание  произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» может обеспечить основу формирования грамотного, чуткого читателя. Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций. Каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам, необходимо пополнять свои знания в области литературы.

Актуальность занятия:

Сатира – это литературная критика определенных явлений общества, образа жизни людей и образа их мыслей. По словарю Даля – «сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока». Несмотря на то, что свои произведения автор писал в девятнадцатом веке, многое из того, что он описывает в дореволюционной России актуально до сих пор и будет актуально еще долго, поскольку в них затрагиваются “вечные проблемы”, которые всегда будут на злобе дня из-за людских недостатков и слабостей.

Цели занятия:

1. Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.

2. Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);

3. Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

Ход урока

I. Беседа

Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».)

 

II. Запись в тетради: сатирические приемы:

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.) Ирония (от греч. eironeia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке. Сарказм — один из видов сатирического обличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном обнажении подразумеваемого.

III. Работа с сюжетом главы

Читаем текст главы «Органчик» http://literatura5.narod.ru/s-shedrin_history_o1.html или смотрим мультфильм по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=9Z4DN_Nq2vM

Что мы знаем об этом градоначальнике? Какую характеристику дает ему Салтыков-Щедрин?
— “Молчалив и угрюм”, “сверкнул глазами”, “фыркнул — и затылок показал”. “Имел в голове некоторое особливое устройство”. “На плечах вместо головы была пустая посудина”. “Градоначальниково тело, облечённое в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова”.

Какой сатирический прием лежит в основе образа?

В основе образа — гротеск и реализация метафоры “пустая голова”. Значение приёма иронически комментируется автором: в истории бывали примеры, когда власть имущие имели “на плечах хотя и не порожний, но всё равно как бы порожний сосуд”.

Как преимущественно автор называет своего героя?

Салтыков-Щедрин преимущественно называет своего героя по прозвищу, но дополнительно к прозвищу даёт и полное имя своего персонажа — Брудастый Дементий Варламович.

На что указывает прозвище героя? А фамилия?

Прозвище указывает на механистичность мышления и действий персонажа, фамилия — на крайнюю его жестокость (брудастые — порода русских гончих собак, отличающихся большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой преследуемой жертвы). В своей совокупности два наименования героя создают ужасающий воображение тип.

Хорошо, мы узнали как будет выглядеть герой, а как он будет говорить?
Что из себя представляет речь героя?
— “Не потерплю!” и “Разорю!” — вся речь героя представляет собой эти две “пьесы”, которые мог исполнять небольшой органчик, вставленный в порожнюю голову градоначальника.
Автор обнажает нечеловеческую жестокость героя, обличает неспособность его вникать в суть происходящего, запрограммированность действовать и управлять угрозами, насилием, принуждением.

Что сделал этот градоначальник для глуповцев?

— “Едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересёк уйму ямщиков”. “...Не ел, не пил и всё что-то скрёб пером... Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали...” Сатирик подчёркивает, что при Органчике особенно активизировалась полицейская машина как основное и единственное средство управления, в городе воцарился полицейский произвол: Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник всё сидит и выскребает всё новые и новые понуждения...” Действия героя полностью вытекают из содержания двух “пьес”, лишний раз подтверждая его жестокую механистичность.

Когда возникает особенная острота и напряженность?

Особенная острота и напряжённость возникают в тот момент, когда Органчик приказывает наказать глуповцев, выступивших в его защиту. Понятно, что такой Органчик ни перед чем не остановится в своём градоначальническом рвении.

А как сами глуповцы относились к органичику?

— Глуповцы сначала ликовали по одной только причине, “что он новый”, потом “ужаснулись”. “Улицы запустели, на площадях показались хищные звери. Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение показавши испуганные и изнурённые лица, тотчас же хоронились”; “Чувствовали только страх, зловещий и безотчётный страх”.

Опять же, какой прием использует автор?

Снова автор использует гиперболу, перерастающую в гротеск. Чувство жалости к глуповцам сочетается с негодованием, вызванным их тупой покорностью и “начальстволюбием”. При всём происходящем в городе они пытались объяснить необходимость жестокого произвола Брудастого: “А что, если это так именно и надо? что, ежели признано необходимым, чтобы в Глупове, грех его ради, был именно такой, а не иной градоначальник?” Оставшись без градоначальника, “из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами”. ““Куда ты девал нашего батюшку?” — завопило разозлённое до неистовства сонмище, когда помощник градоначальника предстал перед ним”. Рабское сознание глуповцев вызывает горечь у читателей, как того, вероятно, и хотел автор.

IV. Домашнее задание:

Прочитать по учебнику Ю.В.Лебедева Литература 10 класс (2 часть), базовый уровень. М., Просвещение, 2016 статью, посвященную «Истории одного города».

Выполнить тест.

Занятие № 15.

Тема: Объекты сатиры и сатирические приемы в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» (глава «Органчик»)

Мотивация изучения темы: Глубокое знание и понимание  произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города» может обеспечить основу формирования грамотного, чуткого читателя. Литература как вид искусства является мощным средством познания общечеловеческой культуры. Создавая художественные образы, литература открывает возможности диалогического проникновения в сознание автора, его героя и системы ценностей всех эпох и цивилизаций. Каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам, необходимо пополнять свои знания в области литературы.

Актуальность занятия:

Сатира – это литературная критика определенных явлений общества, образа жизни людей и образа их мыслей. По словарю Даля – «сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока». Несмотря на то, что свои произведения автор писал в девятнадцатом веке, многое из того, что он описывает в дореволюционной России актуально до сих пор и будет актуально еще долго, поскольку в них затрагиваются “вечные проблемы”, которые всегда будут на злобе дня из-за людских недостатков и слабостей.

Цели занятия:

1. Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти.

2. Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);

3. Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.

Ход урока

I. Беседа

Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».)

 

II. Запись в тетради: сатирические приемы:

Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.) Ирония (от греч. eironeia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке. Сарказм — один из видов сатирического обличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном обнажении подразумеваемого.

III. Работа с сюжетом главы

Читаем текст главы «Органчик» http://literatura5.narod.ru/s-shedrin_history_o1.html или смотрим мультфильм по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=9Z4DN_Nq2vM

Что мы знаем об этом градоначальнике? Какую характеристику дает ему Салтыков-Щедрин?
— “Молчалив и угрюм”, “сверкнул глазами”, “фыркнул — и затылок показал”. “Имел в голове некоторое особливое устройство”. “На плечах вместо головы была пустая посудина”. “Градоначальниково тело, облечённое в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова”.

Какой сатирический прием лежит в основе образа?

В основе образа — гротеск и реализация метафоры “пустая голова”. Значение приёма иронически комментируется автором: в истории бывали примеры, когда власть имущие имели “на плечах хотя и не порожний, но всё равно как бы порожний сосуд”.

Как преимущественно автор называет своего героя?

Салтыков-Щедрин преимущественно называет своего героя по прозвищу, но дополнительно к прозвищу даёт и полное имя своего персонажа — Брудастый Дементий Варламович.

На что указывает прозвище героя? А фамилия?

Прозвище указывает на механистичность мышления и действий персонажа, фамилия — на крайнюю его жестокость (брудастые — порода русских гончих собак, отличающихся большим ростом, злобным нравом и мёртвой хваткой преследуемой жертвы). В своей совокупности два наименования героя создают ужасающий воображение тип.

Хорошо, мы узнали как будет выглядеть герой, а как он будет говорить?
Что из себя представляет речь героя?
— “Не потерплю!” и “Разорю!” — вся речь героя представляет собой эти две “пьесы”, которые мог исполнять небольшой органчик, вставленный в порожнюю голову градоначальника.
Автор обнажает нечеловеческую жестокость героя, обличает неспособность его вникать в суть происходящего, запрограммированность действовать и управлять угрозами, насилием, принуждением.

Что сделал этот градоначальник для глуповцев?

— “Едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересёк уйму ямщиков”. “...Не ел, не пил и всё что-то скрёб пером... Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города: частные пристава поскакали; квартальные поскакали; заседатели поскакали...” Сатирик подчёркивает, что при Органчике особенно активизировалась полицейская машина как основное и единственное средство управления, в городе воцарился полицейский произвол: Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают... А градоначальник всё сидит и выскребает всё новые и новые понуждения...” Действия героя полностью вытекают из содержания двух “пьес”, лишний раз подтверждая его жестокую механистичность.

Когда возникает особенная острота и напряженность?

Особенная острота и напряжённость возникают в тот момент, когда Органчик приказывает наказать глуповцев, выступивших в его защиту. Понятно, что такой Органчик ни перед чем не остановится в своём градоначальническом рвении.

А как сами глуповцы относились к органичику?

— Глуповцы сначала ликовали по одной только причине, “что он новый”, потом “ужаснулись”. “Улицы запустели, на площадях показались хищные звери. Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение показавши испуганные и изнурённые лица, тотчас же хоронились”; “Чувствовали только страх, зловещий и безотчётный страх”.

Опять же, какой прием использует автор?

Снова автор использует гиперболу, перерастающую в гротеск. Чувство жалости к глуповцам сочетается с негодованием, вызванным их тупой покорностью и “начальстволюбием”. При всём происходящем в городе они пытались объяснить необходимость жестокого произвола Брудастого: “А что, если это так именно и надо? что, ежели признано необходимым, чтобы в Глупове, грех его ради, был именно такой, а не иной градоначальник?” Оставшись без градоначальника, “из обывателей многие плакали, потому что почувствовали себя сиротами”. ““Куда ты девал нашего батюшку?” — завопило разозлённое до неистовства сонмище, когда помощник градоначальника предстал перед ним”. Рабское сознание глуповцев вызывает горечь у читателей, как того, вероятно, и хотел автор.

IV. Домашнее задание:

Прочитать по учебнику Ю.В.Лебедева Литература 10 класс (2 часть), базовый уровень. М., Просвещение, 2016 статью, посвященную «Истории одного города».

Выполнить тест.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 2154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.78.146 (0.009 с.)