Попытка теократической организации является очень ран- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Попытка теократической организации является очень ран-



Нею и обнаруживается как в действиях римского престола, так

И вообще в действиях духовенства; она естественно происте-

Кала из политического и нравственного превосходства церк-

Ви; но с первых же шагов, она встретила препятствия, кото-

Рых не могла преодолеть даже во времена развития своей наи-

Большей силы.

Первое препятствие заключалось в самой сущности хри-

Стианской веры. Резко отличаясь в этом отношении от боль-

Шинства религиозных верований, христианство установилось

Путем убеждения чисто нравственного; оно не было при са-

Мом возникновении своем вооружено силою; в первые века

Своего существования оно покоряло исключительно словом

И обращалось только к душе человека. Вот почему церковь,

Даже после торжества своего, при всех своих богатствах, при

Всем значении, не была облечена непосредственною прави-

Тельственною властью. В деятельности ее отражалось ее чис-

То нравственное происхождение. Обширно было ее влияние,

но не власть. Она проникла в муниципальные учреждения; мо-

Гущественно действовала на императоров, на всех император-

Ских агентов; но положительное заведывание общественными

Делами, т. е. правительство в собственном смысле слова не на-

Ходилось в руках церкви. Но косвенным путем, путем просто-

Го влияния не может установиться ни одна правительствен-

Ная система, ни теократическая, ни какая-либо другая; прави-

Тельство должно судить, распоряжаться, повелевать, собирать

Подати, располагать доходами, одним словом, управлять, фак-

Тически господствовать над обществом. Действуя убеждени-

Ем на народы и правительства, можно сделать многое, можно

Приобрести сильное влияние, но нельзя управлять, нельзя ос-

Новать систему, нельзя овладеть будущим. Таково было поло-

Жение христианской церкви в силу самого ее происхождения.

228

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Она всегда стояла рядом со светским правительством, но ни-

Когда не могла устранить или заменить его. Вот серьезное пре-

Пятствие, которого не могла преодолеть попытка теократиче-

Ской организации.

С раннего времени она встречается также с другим пре-

Пятствием. После падения Римской империи, после основа-

Ния варварских государств христианская церковь находилась

В ряду побежденных. Прежде всего она должна была выйти

Из этого положения, она должна была начать обращением по-

Бедителей в христианскую веру и таким образом возвысить-

Ся на один уровень с ними. Достигнув этой цели и помышляя

О преобладании, церковь столкнулась с надменностью фео-

Дального дворянства. Светский феодализм оказал при этом

Европе огромную услугу; в xi веке народы были почти совер-

Шенно покорены церковью; государи едва могли защищаться

Против нее: одно феодальное дворянство никогда не подчиня-

Лось игу духовенства, никогда не унижалось пред ним. Изучая

Общий характер Средних веков, нельзя не заметить странную

Смесь надменности и повиновения, слепого верованья и сво-

Боды духа, господствовавшую в отношениях светских фео-

Дальных владык к духовенству. Припомним замечания наши

О происхождении феодализма, о первоначальных составных

частях его, о способе образования элементарного феодально-

Го общества вокруг феодального владельца. Я выяснил, до ка-

Кой степени священник в этом обществе стоял ниже владель-

Ца. Среди феодального дворянства навсегда сохранилось вос-

Поминание такого положения; оно постоянно считало себя

не только независимым от церкви, но и высшим, нежели она;

Оно признавало лишь за собою право обладать, управлять

Страною; оно желало жить в добром согласии с духовенством,

Но с тем, чтобы назначать ему его долю влияния, а не прини-

Мать от него свою собственную. В течение многих веков не-

Зависимость общества от церкви была поддерживаемая свет-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.009 с.)