Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Всех благородных стремлений человеческой природы. Этим
Она в особенности обязана своим могуществом, гораздо бо- Лее, чем своим богатством и незаконным средствам, к кото- Рым она, к сожалению, слишком часто прибегала. Что касается до второго условия нормального правительст- Ва — уважения к свободе — то с этой стороны церковь оставля- Ла желать весьма многое. В ней выработалось два дурных начала: одно признанное, Воплощенное, так сказать, в учении церкви; другое — введен- Ное в ее среду человеческою слабостью, но отнюдь не как ес- Тественное последствие христианского учения. Первое начало — отрицание прав личного разума, притя- Зание на передачу верований сверху вниз, во все религиоз- Ное общество, без предоставления кому бы то ни было пра- ва самостоятельной оценки их. Возвести такое притязание В принцип легче, чем доставить ему действительное преоб- Ладание. Убеждение не входит в разум человека, если сам Разум не пролагает ему к себе дорогу; нужно, чтобы убеж- Дение сумело заставить принять себя. В каком бы виде оно Не представлялось, какое бы имя ни носило, разум всматри- Вается в него, и если оно проникает в разум, то, следователь- Но, оно принято им. Человеческий разум постоянно дейст- Вует под различными формами на идеи, которым старают- Ся подчинить его. Несомненно, впрочем, что разум может Сбиваться с истинного пути; он может, до известной степе- Ни, отречься от своего назначения, ограничить сферу своей Деятельности; он может быть приведен к злоупотреблению 124 X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K Своими силами или к неполному пользованию ими. Таково Было весьма часто последствие вредного начала, принятого Церковью; но что касается до полного и совершенного дей- Ствия этого принципа, то оно никогда не имело и не могло Иметь места. Второе дурное начало — это право принуждения, присво- Енное себе церковью, право, противоречащее самому свой- Ству религиозного общества, происхождению церкви, ее пер- Воначальным правилам: право, оспаривавшееся многими Из знаменитейших отцов церкви, св. Амвросием, св. Гилари-
Ем, св. Мартином, но тем не менее приобретавшее перевес И стремившееся к преобладанию. Притязание вынуждать ве- Рование — если только эти два слова могут быть поставлены Друг подле друга — или материально наказывать за верованье, Преследование ереси, т. е. пренебрежение законной свобо- Ды человеческой мысли — вот заблуждение, которое проник- Ло в церковь еще гораздо ранее v столетия и весьма дорого Обошлось ей. Итак, рассматривая церковь в отношении к свободе ее сы- Нов, нельзя не признать, что начала ее по этому предмету были Менее законны, менее благотворны, нежели по предмету об- Разования церковной власти. Не должно, однако, думать, что Одно дурное начало влечет за собою радикальную порчу учре- Ждения и что оно действительно причиняет все то зло, кото- Рое носит в самом себе. Ничто так не извращает истории, как Логика: ум человеческий, остановившись на одной идее, из- Влекает из нее все возможные последствия, заставляет ее про- Извести все зависящие от нее действие и в этом виде вносит ее В историю. На самом деле бывает совсем не то: события не так Скоры в своих выводах, как ум человеческий. Во всем и везде Существует такая глубокая, неизбежная смесь добра и зла, что Куда бы мы ни проникли, во всех самых сокровенных элемен- Тах общества или души человеческой мы найдем одновремен- Ное существование, одновременное развитие этих двух фак- 125 UKMzOS |STYS Тов, борющихся между собою, но не исключающих друг друга. Человеческая природа никогда не доходит до последних пре- Делов добра или зла; она беспрерывно переходит от одного К другому, восставая в ту минуту, когда, по-видимому, она всегда Ближе была к падению, ослабевая, когда, по-видимому, шла са- Мыми твердыми стопами. И здесь мы встречаем тот характер Нестройности, разнообразия, борьбы, который я уже признал
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.009 с.) |