Модуль 3. Составление психологической характеристики учащегося. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 3. Составление психологической характеристики учащегося.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

(предвыпускной курс)

  

 

Методические рекомендации

 

Витебск

ВГУ имени П.М. Машерова

2015


 

УДК

ББК 

 

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова». Протокол №

     

 

Составители:    заведующая кафедрой психологии ВГУ имени П.М. Машерова кандидат психологических наук, доцент, Т.Е. Косаревская; доцент кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова, кандидат психологических наук РФ М.Е. Шмуракова; заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №45 г. Витебска» Курякова М.Р.; старший преподаватель кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова Р.Р. Кутькина; старший преподаватель кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова Е.П. Милашевич; старший преподаватель кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова А.А. Ганкович; преподаватель кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова Т.Н. Пухальская

Под редакцией Т.Е. Косаревской

 

Рецензент: заведующий кафедрой прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова,кандидат психологических наук

С.Л. Богомаз              

Педагогическая практика: задания по психологии (предвыпускной курс ): методические рекомендации / Т.Е. Косаревская [и др.]; по ред. Т.Е. Косаревской.– Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2015. - с.

 

Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по организации и методическое обеспечение психологического блока педагогической практики для студентов дневной и заочной формы обучения, факультета обучения иностранных граждан. Рекомендовано для студентов специальностей  профилей: A «Педагогика», D «Гуманитарные науки», G «Естественные науки».

 

                           

                        ©Издательство ВГУ имени П.М. Машерова


СОДЕРЖАНИЕ

I. II. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… III. IV. I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ V. …………………………………… 1.1 Основные элементы организации практики . 1.2 Обязанности участников практики   1.3 Взаимодействие студента-практиканта и школьного психолога   1.4 Перечень отчетной документации      
VI. II.-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ЗАДАНИЯМ ПО ПСИХОЛОГИИ НА ПЕРИОД ПРАКТИКИ VII.    VIII. 2.1     Содержание практики…… IX. X. 2.2 Методики, предлагаемые к использованию при составлении психологической характеристики учащегося: XI. ВАРИАНТ А – Методики для работы с учащимися начальной школы   ВАРИАНТ Б – Методики для работы с учащимися 5-9 классов   ВАРИАНТ В – Методики для работы  с учащимися старших классов XII. XIII. XIV. XV.
   
ЛИТЕРАТУРА. ……………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

Важным элементом современного высшего образования является методическая подготовка будущих специалистов, которая позволит им эффективно применять свои знания на практике, осваивать все новое, что появляется в области профессиональной деятельности.

Чтобы обеспечить подготовку будущих педагогов к выполнению многообразных функций учителя, их деятельность должна носить многофункциональный характер.

Это аналитическая работа (изучение и анализ опыта школы, учителей, воспитателей),

  диагностическая (изучение учащихся, диагностика уровня их физического, умственного, нравственного развития),

  проектировочная (разработка планов, проектов педагогической деятельности),

  конструктивная (организация и проведение разнообразных форм и видов учебно-воспитательной деятельности),

  контрольно-оценочная (анализ и оценка результатов тестирования по предмету специализации, контрольных и различных видов самостоятельных творческих работ учащихся),

  рефлексивная (анализ своей деятельности и поведения, достижений и трудностей, личностных качеств в период практики),

учебно-исследовательская и научно-исследовательская (организация опытно-экспериментальной работы, сбор эмпирического материала для курсовых и дипломных работ).

При определении качества подготовки специалистов учитываются как профессионально-деятельностные критерии (содержательные, технологические, практически-результативные), так и личностные характеристики (степень направленности личности на профессию, уровень профессионального самоосознания и креативности личности и др.).

Составляющими профессиональной компетентности учителя являются:

  • психолого-педагогическая компетентность в сфере организации процесса обучения и взаимодействия с учащимися;
  • дифференциально-психологическая компетентность, реализуемая при формировании у учащихся разного возраста мотивов познавательной деятельности, способностей и направленности личности;
  • рефлексия собственной педагогической деятельности.

Педагогическая практика студентов на 4 курсе проводится с отрывом от учебных занятий. На этом этапе освоение профессиональных навыков осуществляется посредством выполнения всех функций учителя, что предполагает «погружение» в жизнь и проблемы современной школы. Студентам предстоит самостоятельно провести несколько уроков, различных коллективных и массовых воспитательных дел вместе с учениками. Практика включает также изучение личности и коллектива школьников, что является основным содержанием заданий по психологии, предложенных для студентов. В то же время практика это и способ углубления и расширения знаний, проверки профессиональной пригодности будущих специалистов.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

1.1ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Психолого-педагогическая практика студентов IV курса проводится с отрывом от учебных занятий и носит характер производственной.

Организация практики предполагает:

1. Проведение установочной конференции по практике в ВУЗе.

2. Планирование и организацию психолого-педагогической деятельности студента в школе.

3. Подготовка и проведение итоговой конференции в ВУЗе.

На установочной конференции студент получает необходимые методические указания по выполнению заданий по психологии, знакомятся с обязанностями и правами студента-практиканта. 

 Основным документом, свидетельствующим о выполнении заданий по психологии является дневник.

Оформление титульного листа дневника

ДНЕВНИК

Студента ___курса, группы № ___ факультета_____отделения __ 

ФИО____________________________________________________________

проходящего производственную практику в______классе СШ№_________ г.      __________с _____ (число, месяц, год) по ___ (число, месяц, год)

Руководитель- методист по психологии _____________________

В дневнике на первой странице даются сведения: фамилия, имя, отчество директора, завуча школы, школьного психолога, классного руководителя и руководителя–методиста по психологии. На второй странице, руководствуясь задачами и содержанием программы практики по психологии, студент составляет индивидуальный план работы на весь период практики.

Схема составления индивидуального плана работы

Дата Виды выполненных работ Отметка о выполнении Замечания. рефлексия
       

 

В графе «Дата» студент указывает число выполнения задания. В графе «Виды выполненных работ» отмечает выполнение того или иного задания программы, конкретно, указывая вид работы (диагностика, обработка результатов, анализ и интерпретация полученных результатов, составление рекомендаций и т.д.). Колонка «Отметка о выполнении» даёт возможность руководителю отметить качество выполнения заданий оценкой или отметкой. В графу «Замечания, рефлексия» студентом и руководителем вносятся замечания и размышления по содержанию заданий и особенностям их проведения.

На следующую страницу студент вносит список учеников класса, в котором он проходит практику. На последующих страницах студент фиксирует результаты выполнения каждого задания программы: указывает номер задания, название используемой методики, описывает особенности выполнения учащимся задания, анализирует и интерпретирует результаты диагностики и развивающего задания,  делает выводы после каждого задания и дает необходимые рекомендации для учителей и родителей.

 

 

1.2 ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРАКТИКИ

Руководитель – методист по психологии:

- подбирает диагностические материалы для определения уровня развития школьника, для изучения его личности, консультирует по методике их проведения;

- по мере необходимости проводит занятия и консультации для практикантов;

- оказывает психологическую помощь при затруднениях во взаимоотношениях студентов с педагогическим коллективом;

- участвует в психологических наблюдениях и диагностиках, проводимых студентами, руководит совместным анализом полученных данных;

- присутствует во время самостоятельной педагогической деятельности студентов и проводит её психологический анализ;

- анализирует и оценивает результаты выполнения студентами заданий по психологии;

- выступает с сообщениями о результатах психологической деятельности студентов-практикантов на итоговой конференции по практике и заседании кафедры;

-  готовит отчёт о прохождении практики по психологии студентами.

Студент – практикант:

- участвует в установочной и итоговой конференции;

- соблюдает план работы, присутствует на практике ежедневно;

- проявляет достаточно высокий уровень социально-психологической культуры, вступая во взаимодействие с педагогами, школьниками и их родителями;

- изучает психологическую литературу, рекомендованную на практике;

- выполняет все задания, предусмотренные программой практики;

- своевременно и аккуратно оформляет необходимую документацию;

- проводит самоанализ уровня  подготовки по психологии;

- высказывает предложения по организации практики.

Для эффективного выполнения заданий по психологии студент должен быть включён в систему взаимодействия «ученик- класс- учитель- психолог».

 

1.3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА И ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Можно обозначить следующие пути взаимодействия студента-практиканта и школьного психолога:

§ информация о психологических особенностях класса и конкретных учеников;

§ обращение за помощью в трудных случаях, когда студент практикант сам не в состоянии решить вопрос, т.е приобретение опыта;

§ знакомство с деятельностью школьного психолога – посещение кабинета, посещение мероприятий, проводимых школьной психологической службой;

§ выполнение заданий по психологии, которые даются на период практики: психологическое просвещение, элементарная психодиагностика;

§ осознание концепции психологической службы.

 

1.4 ПЕРЕЧЕНЬ ОТЧЁТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Для оценки деятельности студента на практике, а также для подготовки и качественного проведения итоговой конференции студент должен сдать отчётную документацию методисту по психологии не позднее 5 дней после окончания практики.

Отчетная документация может быть написана чётким, аккуратным почерком, без зачёркиваний и сокращения слов или в печатном виде на одной стороне листа и сдана руководителю-методисту в папке.

Титульный лист папки

 
ВГУ имени П.М. Машерова» Кафедра психологии   ОТЧЁТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ о производственной практике                                                                               Ф.И. О. студента                                                                               Факультет. группа                                                                 Ф.И. О. Методиста по психологии   Витебск 20_ _ г.


                             

 

 

 Дневник по практике, в котором студент ежедневно фиксирует процесс выполнения заданий по психологии и дает анализ полученных результатов.

Эмпирические материалы (бланки ответов, протоколы, результаты выполнения школьниками психодиагностических заданий).

Отчёт - рефлексия практики (анализ своих мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью, размышления и осознание того, как вас воспринимают и оценивают учащиеся, коллеги и самоанализ успешности и результативности прохождения психолого-педагогической практики).

В отчёте студент может отметить эффективность общения и взаимодействия со школьниками, полноту и качество выполнения заданий по психологии, трудности, с которыми встретился студент на практике, степень достаточности теоретических знаний по психологии, степень удовлетворённости своей деятельностью, владение умениями в изучении личности ученика и взаимоотношений в классе, предложения по совершенствованию подготовки, организации и содержанию практики по психологии.

 

Руководитель-методист по психологии должен проверить отчётную документацию, опираясь на критерии оценки деятельности студента на практике:

1. Уровень владения студентами психологическими знаниями.

2. Уровень сформированности профессиональных умений психолого-педагогической деятельности студента-практиканта.

3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности.

4. Личностное отношение студентов к практике

5. Качество оформления и своевременность сдачи документации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Студенту университета, выполняющему в ходе практики функции учителя, необходимо знание психологических закономерностей процессов обучения и воспитания, конкретных технологий познания личности школьника и стратегий оптимального взаимодействия с учеником, а также умение в случае необходимости сделать заказ школьному психологу и сотрудничать с ним.

Содержание деятельности студентов в ходе практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности учителя.

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ: формирование у будущих учителей психолого-педагогической компетентности и рефлексии в процессе педагогического взаимодействия.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:

§ Углубление, расширение и закрепление знаний студентов по психологическим дисциплинам: педагогической и возрастной психологии, социальной психологии.

§ Применение усвоенных научно-теоретических знаний по психологическим наукам и смежным дисциплинам в реальных условиях педагогического процесса в школе.

§ Формирование умений изучать личность ученика и ставить конкретные задачи развития его личности на определённых этапах педагогического процесса.

§ Совершенствование умений анализировать свою педагогическую деятельность и формирование Я-концепции будущего учителя.

§ Формирование у студентов стремления к повышению профессионального мастерства, потребности в профессиональном самовоспитании, самосовершенствовании, самообразовании.

 

 

2.1 СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ.

 

Содержание практики состоит из трех модулей:

 

 Модуль 1. Диагностическое задание, включающее в себя исследование особенностей личности школьника, учебной деятельности, общения и взаимоотношений.

 

Модуль 2. Развивающее задание, направленное на разработку системы развивающих упражнений в соответствии с проблемами школьника.

 

Характеристика

Вариант А Вариант Б Вариант В
Для работы с учащимся начальной школы Для работы с учащимся 5-9 классов Для работы с учащимся 10-11 классов

Личность

Изучение темперамента школьника методом наблюдения Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Копинг-тест Лазаруса
Методика «Лесенка» В.Г. Щур Методика исследования «Сфера интересов» автор О.И. Мотков Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова)
 

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Учебная деятельность

Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» Методика «Изучение познавательных затруднений» Мотивация учебной деятельности: уровни и типы (разработка Домбровской И.С.)
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Анкета «Мотивы выбора любимых предметов» Краткий Ориентировочный Тест (Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф. Вандерлика)
  Тест «Интеллектуальная лабильность»  

Общение, отношения

 

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)

 

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым)

Модуль 2. Развивающее задание

Разработать систему упражнений направленных

на развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) учащихся

на формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может;

на развитие внимания и самоконтроля

на развитие навыков общения и позитивного отношения к себе

Вариант А

План наблюдений

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

  • а) легко включается в работу;
  • б) действует со страстью;
  • в) действует спокойно, без лишних слов;
  • г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

  • а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
  • б) возмущается тем, что ему делают замечания;
  • в) выслушивает и реагирует спокойно;
  • г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

  • а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;
  • б) быстро, со страстью, но других не слушает;
  • в) медленно, спокойно, но уверенно;
  • г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

  • а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;
  • б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
  • в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
  • г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

  • а) бросает, потом опять продолжает работу;
  • б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
  • в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

  • а) быстро соглашается;
  • б) возмущается;
  • в) остается, не говорит ни слова;
  • г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

  • а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;
  • б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;
  • в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
  • г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 1), отмечая знаком "+" соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Таблица 1.

Вариант реакции

Пункты плана наблюдений

1 2 3 4 5 6 7
а              
б              
в              
г              

 

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

 

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки.


Инструкция (индивидуальный вариант)

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

ТИПОЛОГИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ» (А.И. БОЖОВИЧ, И.К. МАРКОВА)

Цель: исследование познавательных мотивов, социальных мотивов, побуждающих к учебной деятельности.

Инструкция к тесту:

«На карточках (написано, зачем школьники учатся в школе). Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.

Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

Тест

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

5. Я учусь, чтобы быть полезным людям.

6. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.

7. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.

8. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Текст опросника

1. Тебе нравится в школе?

· не очень

· нравится

· не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

· чаще хочется остаться дома

· бывает по-разному

· иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

· не знаю

· остался бы дома

· пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

· не нравится

· бывает по-разному

· нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

· хотел бы

· не хотел бы

· не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

· не знаю

· не хотел бы

· хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

· часто

· редко

· не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

· точно не знаю

· хотел бы

· не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

· мало

· много

· нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

· нравятся

· не очень

· не нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0

 

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 

Вариант Б

 

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?.

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Бланк для заполнения

Шкала самооценки

100           100                 100                       100                       100                100              100


 

  0                  0                     0                           0                        0                0                 0

                         
           

 


Обработка результатов

На основе выделенных трех ответов в первом вопросе можно судить о характере внешних или объективных затруднений; во втором – о затруднениях индивидуального типа; в третьем – о специфике личностной направленности в преодолении тех или иных затруднений.

 

Бланк ответов

 

 

Вопросник КОС

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Ели возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.208 с.)