Понятие конфликта, его роли, функций в различных школах и направления психологической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие конфликта, его роли, функций в различных школах и направления психологической науки.



Вопросы

Классификация конфликтов по функциям.

Классификация конфликтов сфере возникновения

Схема 7. Классификация конфликтов по сферам проявления.

Таблица 14. Типология конфликтов.

Основания классификации: Виды конфликта:
По продолжительности конфликты: 1) краткосрочные 2) среднесрочные 3) долгосрочные
По интенсивности: 1) острые, 2) вялотекущие
В зависимости от состава участников: 1) межличностных 2) групповых
По субъектам-носителям: 1) однопорядковые 2) разнопорядковые
В зависимости от уровня организации общества (по К. Боулдинга) 1) на уровне индивидуума 2) на уровне межличностных отношений 3) на уровне социальных групп 4) на уровне крупных систем и подсистем 5) на уровне всего определенного общества 6) на региональном и глобальном уровне
В зависимости от природы возникновения (проявления) конфликта (по М. Дойчу): 1) подлинный конфликт (в этом случае столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо легко изменяемого фактора) 2) случайный или условный конфликт (зависит от случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается его участниками, он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив) 3) смещенный конфликт (когда воспринимаемые причины его возникновения лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе) 4) неверно приписанный конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо непреднамеренно, либо сознательно с целью провоцировать столкновение в группе противника, тем самым затушевывая конфликт между его истинными сторонами) 5) скрытый (латентный) конфликт, который в силу объективных причин должен иметь место, но не проявляющийся. Он может быть смещенным, неверно приписанным либо никак не представленным в сознании людей) 6) ложный конфликт (столкновение, не имеющее объективных оснований, возникающий в результате ложных представлений и недоразумений)
Конфликты в правовой и анти правовой (противоправной) сферах (по В.А. Леванскому): 1) конфликт в правовой сфере 2) конфликт в сфере правового закона, т.е. протекает в цивилизованных, правовых, законодательно утвержденных формах; 3) конфликт, при котором один аспект действий сторон - правовой, а другой - противоправный 4) конфликт, в котором наблюдается смешение правовых, законных и противоправных действий обеих сторон 5) конфликт в сфере антиправового 6) конфликт полностью находится в противоправной (антиправовой) сфере
Классификация конфликтов, при которой одна противоборствующая сторона находится в одной сфере, а другая-в другой (по В.А. Леванскому): 1) одна сторона конфликта находится в сфере права, а другая - в противоправной сфере 2) одна сторона конфликта находится в сфере права, другая - в сфере правового закона 3) одна из сторон конфликта находится в сфере антиправового закона, а другая - в преступной сфере 4) одна из сторон конфликта находится в сфере правового закона, а другая - в противоправной сфере 5) одна сторона конфликта находится в сфере права, а другая - в сфере антиправового законодательства 6) одна сторона конфликта находится в сфере правового закона, а другая - в сфере антиправового закона

 

В несколько ином варианте разработана типология конфликтов американским конфликтологом А. Рапопортом, который еще с начала 1960-х гг. убедительно доказал, что нельзя все конфликты подгонять под единую универсальную схему. Он делит их по способам проявления на три группы: сражения, игры, дебаты.

В сражениях «схватках» противников разделяют непримиримые противоречия, их целью является причинение наибольшего вреда своему сопернику, и рассчитывать на разрешение такого конфликта можно только в случае победы одной из сторон. Данная модель поведения субъектов в конфликте является самой нерациональной, не учитывающей затрат, не содержащей ценности, способствующие достижению компромисса.В силу определенных условий в нашей стране большая часть конфликтов протекает по сценарию схваток и не цивилизованного переживания поражения, чему способствует отсутствие органов, регулирующих конфликты.

Для конфликта типа игры характерна рациональная модель поведения его субъектов. Обе стороны действуют в рамках одних и тех же правил, они рассчитывают свои ходы, взвешивают свои приобретения и потери и т.д. Такие противоборства никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений. Но в ходе игры предпочтения и ценности остаются неизменными, что практически затрудняет разрешение конфликта подобного рода. По сценарию игр идет соперничество, например, между кандидатами в представительные (законодательные) органы, президенты, губернаторы и т.п.

Есть конфликты типа дебатов, где возможен спор, маневры, но в принципе обе стороны могут находить компромисс, так как они умеют не только рассчитывать усилия и затраты, владеть правилами игры, но и анализировать их. Типовой анализ конфликта, в том числе юридического, по способу проявления может оказывать значительную помощь в управлении противоборством, в его разрешении. Так, после того, как проведен в рамках исследования типовой анализ юридического конфликта и определено, что это, например, не дебаты, а сражение, заинтересованным лицам следует провести ряд трудоемких, может быть, длительных мероприятий по приближению второго к первому (противоборства типа сражения к противоборству типа дебатов), потому что, как правило, сражения являются в большей степени негативно направленными, выполняющими деструктивные (разрушительные) функции. [10]

В данном случае типовой анализ следует связать с процессуальной динамической моделью юридического конфликта. Как правило, на стадии возникновения противоборства каждый из субъектов надеется на победу и прилагает для этого все усилия, привлекает всевозможные ресурсы для нанесения поражения противнику (сражение). Когда материальные и моральные ресурсы исчерпаны, а победа так и не достигнута одним из субъектов, возникает потребность в определении общих правил, норм, регулирующих поведение участников противоборства (игра). Но и в рамках «игрового типа» протекания конфликта не устраняется его источник, поэтому противодействия продолжаются. Если добиться того, что субъекты будут и дальше придерживаться рациональной модели, то возможно достичь следующей - постконфликтной стадии, на которой основное внимание должно обращаться на основы конфликта.

 

Типология конфликтов.

Типология конфликтов по количеству участников

Итак, здесь существует 4 вида конфликтов:

Межгрупповой. Это такой конфликт, который возникает между двумя или более группами людей. Количество участников здесь не ограничено. Яркий пример межгруппового конфликта – элита и массы или националисты и космополиты. Здесь группы преследуют несовместимые цели, имеют разную систему ценностей и образ жизни, что приводит к противоречию.

Конфликт между личностью и группой. Он возникает, когда поведение отдельной личности в группе не соответствует ее правилам, интересам, ценностям и потребностям.

Конфликт между личностями. В этом случае люди являются участниками одной группы, однако они имеют противоположные взгляды на какие-либо важные для них явления или процессы. Также здесь представлен и такой вариант отношений, когда две личности стремятся к достижению цели при условии, что достичь желаемого может только одна из них.

Внутриличностный. Он возникает, когда в личности возникает противоречие между двумя интересами, которые одинаково важны для нее. Примеры личностных конфликтов зачастую ярко изображены в психологических романах.

Типология конфликтов по длительности

Кратковременный. Это категория острых конфликтов, которые имеют яркую эмоциональную окраску. В этом случае люди выражают свое негативное отношение аффективно, что иногда приводит к трагическим результатам. Здесь большую важность имеет не столько радикальность позиций, сколько проявление характера оппонентов.

Длительный. Такой тип конфликтов также, как и предыдущий, является острым, однако их отличие в том, что данный тип обладает устойчивым противоречием в позициях оппонентов.

Вялотекущий. Это слабовыраженный тип, характерен для ситуаций, в которых между людьми возникает небольшое противоречие. Он часто возникает, если одна из личностей не заинтересована в открытой конфронтации.

Быстротекущий. Это одна из самых «удачных» форм конфликтов, поскольку чаще всего ситуация разрешается примирением оппонентов.

Типология конфликтов по причинам возникновения

Идеологический. В его основе лежит противоречие в установках личностей на государственные, коллективные, ценностные и социальные вопросы.

Экономический. Здесь присутствует проблема обеспечения, когда одна личность (или группа) заинтересована в материальном обеспечении с помощью другой.

Семейно-бытовой. Он обусловлен дисгармоничностью родственных отношений. Причинами таких конфликтов могут быть как мелкие бытовые проблемы, так и идеологические расхождения.

Социально-психологические. Здесь причиной конфликта выступает, в первую очередь, психологическая несовместимость личностей, которые могут осознавать причины неприязни либо не иметь уместных аргументов.

Типология социальных конфликтов

Для этой типологии не существует однозначной классификации, поэтому мы рассмотрим несколько из них:

Л. Козер выделяет реалистические и нереалистические, разница между которыми в том, что первые возникают из-за объективных обстоятельств, а последние затрагивают эмоциональную сферу групп людей. А.

Рапопорт выделяет три вида социальных конфликтов: схватка, дебаты и игры. Перечисленные типы конфликтов, в свою очередь, подразделяются на конструктивные и деструктивные, а также антагонические и компромиссные.

Типология политических конфликтов

Причиной политических конфликтов всегда выступает жажда власти. Типология этой категории состоит из трех параметров: Область распространения. Это могут быть внутриполитические и межгосударственные конфликты. Тип политического строя. Например, конфликт тоталитарного и демократического режимов. Типология по предмету. Здесь может иметь место статусно-ролевой, конфликт интересов и ценностей

Структура конфликта.

 

Структурные характеристики конфликта

К структурным компонентам конфликта относятся:

1) стороны (участники) конфликта;

2) условия конфликта;

3) предмет конфликта;

4) действия участников конфликта;

5) исход (результат) конфликта.

Барьеры коммуникации.

Барьерами коммуникации называются препятствия на пути к эффективной коммуникации, которые вызывают естественные, социальные и психологические факторы, возникающие в процессе коммуникации.

Барьеры отношений

Барьеры отношений являются психологическим феноменом, который появляется между участниками в ходе общения. Это может быть чувство неприязни, недоверия к самому партнеру, которое распространяется и на информацию, которую он передаёт. В случае, когда партнеры настроены по отношению друг к другу доброжелательно и с симпатией, то барьеры отношений не возникают, а непонимание всегда получается преодолеть. Людям свойственно больше доверять информации, которая поступает от приятных им других людей.

Барьер отрицательных эмоций

Эмоции являются субъективной реакцией человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющейся в виде удовольствия и неудовольствия, смелого порыва, страха, интереса.. Не все эмоции являются препятствиями в общении, но существуют такие эмоций, в результате которых получается такой результат. Эмоциональные барьеры появляются в результате устойчивых отрицательных эмоций. К таким эмоциям относятся страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и плохое настроение в целом. В соответствии с этими эмоциями можно выделить личностные барьеры отрицательных эмоций. К ним относятся следующие барьеры.

Барьер страдания

Этот барьер общения обычно вызван трагическими событиями, физической болью, сильно заниженной самооценкой, неудовлетворенностью своим социальным статусом и т.п. В результате происходит снижение как уровня общительности человека, который переживает страдания, так и тех, кто вступает с ним в контакт.

Барьер гнева

Этот барьер особенно сложен в преодолении, поскольку гнев вызывает действия, которые препятствуют нормальному общению, оскорбления и т.д. Гневу под силу удвоить физическую и психическую энергию: чем он сильнее, тем человек активнее пользуется им в словах или агрессивных действиях.

Барьер презрения

Он похож на барьер отвращения. Ему свойственно ограничивать контакты с человеком, который вызывает негативные эмоции. Презрение у людей чаще всего вызывают аморальные поступки человека, его предрассудки, отрицательные черты характера (трусость, скупость), предательство и т.д.

Барьер страха

Этот барьер можно назвать одним из самых труднопреодолимых барьеров в общении между людьми. С человеком, который выступает в качестве источника страха, ни в коем случае не хочется контактировать: его всячески избегают, пытаются не оставаться с ним наедине, не встречаться, не попадаться ему на глаза.

Барьер стыда и вины

Такой барьер появляется, когда осознаётся неуместность происходящего события как реакции на критику, неумеренной похвалы, лести, ухаживания, из страха казаться неловким или быть замеченным, выполняющим какое-либо действие, или от сознания глубокой вины перед кем-либо и т.д. В таких ситуациях люди краснеют, у них изменяется голос, они отводят в сторону взгляд от партнера по общению или же опускают их, стараются уйти от контакта.

Барьер плохого настроения

Плохое настроение часто является источником конфликта. Такое эмоциональное состояние оказывает влияние на партнера, препятствует его желанию общаться. Болгарским психологом Ф. Геновым были исследованы причины возникновения служебных конфликтов. Он установил следующее:

· уровень эмоциональной уравновешенности у людей, которые заняты административной работой, намного ниже среднестатистического, а с возрастом уменьшается ещё больше;

· плохое настроение руководителя сильно ухудшает настроение подчиненных.

Динамика конфликта.

Динамика конфликта – это процесс изменения конфликта.

Этапы конфликта:

предконфликтная ситуация – это время вызревания конфликта, развития и обострения противоречий, его вызывающих. Противоречия и факты, приводящие к противоборству, в этот период скрыты и явно не обнаруживаются. Будущие оппоненты конфликта еще не осознают нарастание и последствия уже наметившегося конфликта. Для предконфликтной ситуации характерно существование реальной возможности конфликта, который еще может быть разрешен «мирным» путем. Осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть адекватным (правильным) и неадекватным. При неадекватном восприятии причин конфликта он не может быть устранен окончательно, т. к. истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту.

открытый конфликт наступает в случае, если противоречие интересов достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать, наличие противоборства становится очевидным всем. Стадии открытого конфликта:

Вредные школьницы - Яндекс.Игры.Подберите модные наряды для своих подруг и сделайте их королевами школы.

Стадии конфликта

Конфликты имеют процессуальный характер, т.е. представляют собой определенный, имеющий начало и завершение процесс. В зависимости от особенностей протекания конфликта выделяются его различные стадии, этапы. Выделяют следующие четыре стадии конфликта.

1. Зарождение, или возникновение. На этой стадии конфликт имеет скрытый для стороннего наблюдателя характер и проявляется как недовольство, выражаемое в словесной форме, в изоляционистском или недоброжелательном поведении (замкнутость, недоверие, распространение слухов и т. п.).

2. Формирование. На этом этапе происходит консолидация сторон конфликта и выдвижение требований к оппоненту.

3. Расцвет. Стороны переходят к активным действиям, блокируя друг другу возможность достижения целей и намерений.

4. Угасание или преобразование. Это стадия полного или частичного разрешения конфликта, которое происходит в результате либо исчерпания ресурсов одной или обеими сторонами, либо достигнутого между ними соглашения, либо устранения одной из сторон.

Приведенная классификация может использоваться при анализе конфликтов. Однако выделяемые в ней стадии развертывания присущи любым социальным процессам. Применительно к конфликтам данная классификация имеет достаточно общий характер и сама по себе не раскрывает специфику этого феномена, а также лежащие в основе большинства конфликтов реальные, объективные противоречия. Поэтому представляется целесообразным выделение следующих, более конкретных стадий конфликта, в большей степени, по сравнению с другими общественными процессами, отражающих его специфику.

1. Конфликтная ситуация, или потенциальный конфликт. Эта стадия характеризуется наличием у сторон противоположных объективных интересов при еще не осознанной несовместимости целей и устремлений. Пример конфликтной ситуации — понижение руководством служащего в должности (или увольнение) во время его пребывания в отпуске без уведомления. Очевидно, что в этом случае возвращение сотрудника в организацию, как правило, чревато конфликтом.

2. Нарастание социальной напряженности. На этой стадии стороны все более четко осознают несовместимость своих интересов и целей, происходит консолидация участников конфликта. Она начинается с психологического беспокойства, эмоционального недовольства и т.п. и, последовательно развертываясь, завершается кризисом. Характерными чертами кризиса являются: четкое осознание несовместимости позиций, целей сторон и однозначное определение противника; эскалация сферы напряженности, перенос ее на области взаимодействия, в которых не существует реальных противоречий; игнорирование вопросов, по которым прежде имелось согласие.

3. Конфликтные действия. Для этой стадии свойственны поведение или деятельность, направленные на блокирование действий оппонента или его устранение (в данном качестве) и реализацию таким путем собственных целей. Конфликтные действия могут проявляться по-разному: от словесных перепалок до применения физической силы.

 

Понятие «ложного» конфликта

Можно назвать еще ложный конфликт — этот тип находится на стыке психологического и социологического подходов к анализу конфликта. В случае ложного конфликта чаще всего отсутствуют его объективные основания. Лишь у какой-то од­ной стороны возникает ложное представление о наличии кон­фликта, в то время как его в действительности нет.

Формы завершение конфликта.

Сложность и многовариантность развития конфликта предполагают неоднозначность в способах и формах его завершения.

Основными формами завершения конфликта представлены на рис. 1.2.

Поясним каждую из них.

Основными формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта (6, с. 85).

Рис. 1.2 Формы завершения конфликта

Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

Затухание конфликта - это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

– потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность);

– переориентации мотива, переключения на неотложные дела и т.п.;

– истощения ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

– изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой отдел, филиал; увольнение с работы);

– исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку одного или обоих и т.п.);

– устранение объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт).

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта (36, с. 6).

Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

– устранение одной или обеих сторон;

– приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

– победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

– деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

– согласие о правилах совместного использования объекта;

– равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

– отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

– альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

При завершении конфликта не всегда разрешается лежащее в его основе противоречие. Только около 62% конфликтов между руководителями и подчиненными разрешаются или регулируются. В 38% конфликтов противоречие не разрешается или обостряется. Это происходит тогда, когда конфликт затухает (6%), перерастает в другой (15%) или устраняется административным путем (17%)

Принципиальное значение для того, каким способом конфликта завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него (37, с. 10).

Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Выделяют пять основных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на личностные особенности оппонента, уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, значимость решаемой проблемы, длительность конфликта и др. (3, с. 45).

Рассмотрим целесообразность применения данных стратегий.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы; важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.

Многие исследователи считают данную стратегию ущербной для решения проблем, так как она не предоставляет возможности оппоненту реализовать свои интересы. Однако жизнь дает много примеров, когда соперничество оказывается эффективным. Агрессора, захватывающего чужую территорию, целесообразно останавливать жесткой стратегией, а не увещеваниями. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий (10, с. 145).

Компромисссостоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все. Сегодня компромисс - наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов.

Приспособление,или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны (17, с. 122).

Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничествосчитается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников.

 

Вопросы

Понятие конфликта, его роли, функций в различных школах и направления психологической науки.

Психоаналитический подход связан прежде всего с именем австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939), создавшего одну из первых концепций человеческой конфликтности. Несмотря на то, что 3. Фрейд занимался преимущественно внутриличностными конфликтами, его заслугой является указание на необходимость поиска причин межличностных конфликтов в сфере бессознательного. Последователь 3. Фрейда Альфред Адлер (1870—1937) содержание конфликтов личности с микросредой видел в попытках индивида освободиться от чувства неполноценности и доминирования одних над другими.

Американские психологи К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен расширили понимание природы конфликта, попытались внести в нее социальный контекст. Так, К. Хорни (1885—1952) основной причиной конфликтов между индивидом и его окружением считала недостаток доброжелательности со стороны близких

людей, в первую очередь родителей. По мнению Э. Фромма,

конфликты возникают из-за невозможности реализовать в обществе личностные стремления и потребности.

В 20 — 30-е годы конфликт начинает привлекать внимание социальных психологов. По мнению англо-американского психолога

У. Мак-Дугалла (1871—1938), конфликты в обществе неизбежны,

так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.д. Они передаются по наследству, поэтому

люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство. Опираясь

на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование, развитие вида, У. Мак-Дугалл распространил его и на человеческое общество. Созданная им теория

социальных инстинктов имела сторонников, определивших социотропное направление в изучении конфликтов (С. Сигеле и др.).

Начало этологического подхода к конфликту было положено в

30-х годах работами австрийского естествоиспытателя, лауреата

Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903—1989). Впервые в

мировой науке им была высказана гипотеза о том, что главной

Причиной социальных конфликтов является агрессивность индивида и толпы. По мнению К. Лоренца, механизмы возникно-

64 /. Введение в конфликтологию

вения агрессивности у животных и человека однотипны, а агрессия — постоянное состояние живого организма. Этологические

идеи К. Лоренца получили развитие в исследованиях нидер-1

ландского этолога Н. Тинбергена (1907—1988).

Исследуя проблемы групповой динамики, германо-американский J

психолог Курт Левин (1890—1947) разработал концепцию дина!

мической системы поведения, которая находится под напряже!

нием, когда нарушается равновесие между индивидом и средой!

Это напряжение проявляется в виде конфликтов. Источникок!

конфликта может быть неблагоприятный стиль деятельности!

лидера группы. К. Левин видел пути разрешения конфликтов в|

реорганизации мотивационных полей личности и структурьи

взаимодействия индивидов.

Группа психологов Йельского университета (США) во главе'

с Д. Доллардом, опираясь на труды 3. Фрейда и К. Левина, пред-]

дожила новую гипотезу конфликта — фрустрационно-агресХ

сивную. В этой концепции интегрирована биосоциальная причи-1

на конфликтов — агрессивность индивида и социальная причи-

 :

на — фрустрация. Агрессия всегда следует за фрустрацией, а!

случаи агрессивного поведения обычно предполагают существо-1

вание фрустрации.

Известным представителем поведенческого направления является американский психолог Арнольд Басе. Причины конфликтов

он ищет не только в биологии человека, его врожденных качествах, но и в социальном окружении, которое изменяет эти качества в результате взаимодействия личности с окружающей социальной средой.

В соответствии с теорией социометрии, разработанной социальным психологом Я. Морено (1892—1974), межличностные

конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Я. Морено пришел к выводу, что все конфликты, от межличностных до международных, могут быть разрешены

путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными

предпочтениями, так чтобы «социометрическая революция» позволила гармонизировать общественные отношения.

Вслед за работами основателя символического интеракционизма — американского психолога и социолога Д. Мида (1863—

1931) — широкий резонанс получили исследования представителя чикагской школы Т. Шибутани. По его мнению, причины

4 Общая характеристика зарубежной конфликтологии 65

конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия.

При возникновении возмущений в отношениях «индивид —

среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и

дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе

приспособления и возникают конфликты [99].

Анализ подходов к исследованию конфликта в рассматриваемый период показывает, что они формировались в русле традиционных направлений психологии, отражая теоретические конструкции, свойственные данному течению. Эти подходы стали основой, на которую опираются западные психологи при изучении

конфликтов в последние 40—45 лет. Например, в 60-е годы были

опубликованы работы американского психотерапевта Эрика Берна

(1902—1970), который на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа. По Э. Берну

структура личности («Я») включает в себя три компонентасостояния: «ребенок» (источник спонтанных эмоций, побуждений

и переживаний), «родитель» (тяготение к стереотипам, предрассудкам, обобщениям, поучениям) и «взрослый» (рациональное и

ситуативное отношение к жизни). В ходе взаимодействия людей

осуществляются трансакции. Если реализуется непересекающаяся

трансакция, то она обеспечивает бесконфликтные отношения. Если

возникает пересекающаяся трансакция, то это сигнализирует о нарушении процесса общения, что может привести к конфликтам.

В настоящее время исследования конфликтов в современной

зарубежной психологии ведутся по следующим направлениям:

• теоретико-игровое (М. Дойч);

• теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

• теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт,

Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

Представители теоретико-игрового подхода основной задачей

считают построение универсальной схемы взаимодействия в

конфликтной ситуации и ее разрешение. В основе лежат игры

типа «дилемма узника». Решение задачи облегчают четко контролируемые экспериментальные условия. Многообразие стилей

поведения в конфликтной ситуации обобщается в два основных

типа поведения: кооперативное и конкурентное.

В системном виде данный подход выражен в работах американского социального психолога М. Дойча. Его концепция представлят собой целостную разработку социально-психологического подхо-

66 /• Введение в конфликтологию

да к проблеме конфликта. По мнению М. Дойча, в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. Благодаря концентрации внимания на мотивах противоборствующих сторон работы этого направления

часто относят к мотивационной концепции [42].

Сторонники теоретико-игрового подхода считают, что конфликты могут разрешаться как конструктивным путем, так и

деструктивным. Продуктивным считается конфликт, участники

которого убеждены, что добились поставленных целей.

Развивая идеи М. Дойча, современные западные исследователи создают в реальных группах экспериментальные ситуации.

Среди типов ситуаций выделяют конкурентную, кооперативную

и смешанную. Конкурентная ситуация в процессе обучения может иметь мотивирующий эффект, но не вопреки отношениям

сотрудничества и взаимопомощи, а наряду с ними [100]. Ситуация кооперативного обучения дает больший эффект, чем традиционное индивидуальное обучение.

Вторым подходом к изучению конфликта в современной

психологии является теория организационных систем. Эта концепция появилась как альтернатива теории игр и результат критики предложенных ею решений. Разработанный Р. Блейком,

Дж. Мутон и К. Томасом подход к проблеме межличностного

конфликта на основе организационных систем представляет собой оригинальную программу исследования стилей конфликтного поведе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.176 с.)