Программа «семейная конференция» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа «семейная конференция»



Программа «Семейная конференция» проводится, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка.

           В профилактике социального сиротства предлагается использовать два вида восстановительных процедур, в зависимости от характера сложившейся кризисной ситуации:

 

  Примирение в семье Круг заботы
В каких случаях и с какими целями проводится Примирение в семье проводится, когда взаимопонимание, наращивание взаимных претензий и обид, невозможность достучаться друг до друга – становятся причиной кризиса. Примирение в семье направлено на разрешение внутрисемейного конфликта, разрушающего семью и выталкивающего ребенка на улицу. Такие программы идут успешно в тех семьях, где эмоциональные связи родителей и детей еще не совсем разрушены, и они могут достучаться друг до друга Круг заботы проводится в случаях, когда отношения в семье фактически разрушены, в частности из-за асоциального образа жизни родителя (бытовое пьянство), или ситуация представляет угрозу для жизни и здоровья ребенка, и решается вопрос о его изъятии из семьи. В этих ситуациях необходимо создавать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающий ребенка, а также запускать процесс реабилитации для родителя – правонарушителя. Базовые условия, которые дают возможность проводить круги заботы – наличие взрослых, обеспокоенных судьбой ребенка, и заинтересованность самого ребенка в изменении семейной ситуации.

 

 Семейные конференции являются частью культуры коренных народов Новой Зеландии. В последнее время такие конференции адаптированы к современным условиям во многих странах.

В России, по имеющимся данным, на 2011 год проведено около 40 семейных конференций: 32 в рамках программы «SOS – Детские деревни Норвегия» в Мурманске, остальные – в Москве, Новосибирске и Перми97 Данная программа проводится взрослым, имеющим подготовку в качестве координатора семейной конференции. Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по ее выходу из проблемной ситуации. Программа устроена таким образом, чтобы создать условия для выработки семьей такого плана. На семейную конференцию приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и другие родственники. Важно, что план семья составляет самостоятельно, специалисты (психологи, представители полиции или КДНиЗП) в составлении плана не участвуют. Специалисты могут высказать свою озабоченность сложившейся ситуацией и предложить профессиональные услуги: рассказать, какую помощь они готовы оказать семье. Составленный семьей план и его реализация обсуждается дальше с участием заинтересованных людей (педагогов, специалистов и пр.). Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем если бы план (реабилитационную программу) составляли другие люди (специалисты). Семья имеет право на безоговорочное одобрение плана со стороны специалистов, если он безопасен и не противоречит закону.

Семейная конференция состоит из трех этапов:

1. обмен информацией, где координатор приветствует и представляет всех участников, создает доброжелательную атмосферу, говорит о проблемной ситуации, напоминает о правилах и этапах, рассказывает о возможностях специалистов (которые могут выдвинуть минимальные требования к плану);

2. частное время семьи, когда специалисты и координатор удаляются и семья составляет согласованный план выхода из проблемной ситуации, а также отвечает на вопросы по реализации плана: кто и что будет делать для его выполнения, когда, каким образом и кем его выполнение будет оценено, что нужно делать в случае, если план не будет выполнен. Для семьи важно обсудить это самостоятельно, поскольку ответственность за проблему и ее решение должна нести именно семья; члены семьи могут в своем кругу говорить свободнее, особенно о предметах и темах, которые они не хотели бы выносить вовне; отвести обсуждению столько времени, сколько необходимо;

3. принятие плана. План выносится на обсуждение с участием специалистов и координатора, которые могут попросить прояснить его пункты. План семьи принимается, если только не будет доказано, что он представляет угрозу безопасности детей или юридически неправомерен, или не отвечает минимальным требованиям. Затем обсуждается, каким образом будет оцениваться успешность реализации плана и кто будет проводить эту оценку.

На примере семейных конференций видно принципиальное отличие восстановительного подхода в работе с трудной жизненной ситуацией ребенка от реабилитационного.

Реабилитационный подход предполагает активность специалистов, которые работают с человеком, находящимся в трудной жизненной ситуации. Они проводят диагностику ситуации клиента, на основе чего вырабатывают план по ее исправлению (программу «социальной реабилитации» или «социального сопровождения») и затем предоставляют ребенку/семье услуги по обеспечению выполнения этого плана.

Восстановительный подход строится на осознании самим клиентом ситуации, и ее последствий; и включении в эту работу ближайшего социального окружения, которое становится активным субъектом в изменении ситуации.

В этом случае важными задачами специалиста являются сбор всех заинтересованных людей и организация между ними коммуникации, в ходе которой участники разделят между собой ответственность по социальному сопровождению ребенка в рамках выработанного ими плана.

Восстановительный подход выдвигает такие требования к специалисту, как умение находить контакт, организовывать коммуникацию, умение слушать, понимать и анализировать ситуацию вместе с людьми, передавать им ответственность за выработку решения и его реализацию, удерживаться на безоценочной позиции и т. д. Для успешного решения проблем желательно наличие значимых и уважаемых людей, готовых поддержать семью в сложной ситуации. Сейчас многие молодые семьи живут отдельно от старшего поколения, что препятствует бабушкам и дедушкам (уже имеющим опыт в воспитании детей) участвовать в воспитании внуков. Восстановительный подход может помочь сплочению семьи и активизации ее потенциала для разрешения трудных жизненных ситуаций.

 

Служба примирения в школе

Школьная служба примирения -форма объединения ведущих

программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных

ситуаций в рамках организации.

Цель-создать оптимальные условия для качественного проведения

программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных

ситуаций в организации (на территории деятельности организации) и

распространения идей восстановительного подхода (восстановительного

правосудия).

Деятельность службы примирения зафиксирована в документе,

утвержденном руководителем образовательной организации (обычно

положение о службе примирения или изменения в должностных обязанностях).

Основной деятельностью службы примирения является проведение

восстановительных программ.

Миссия школьной службы примирения (ШСП) – восстановить и закрепить в школьной среде способность к взаимопониманию как культурную традицию. Эту традицию можно назвать восстановительной культурой взаимоотношений. Служба примирения в партнерстве с директором и ассоциацией восстановительной медиации инициирует в школе три нижеперечисленных процесса:

1. Формирование нового типа реагирования на конфликтные ситуации;

Этот процесс становится возможным за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью разного рода восстановительных программ: медиации, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Такого рода программы проводятся по всем переданным в службу случаям, где стороны конфликта известны и признают свое участие в произошедшем событии.

2.  Изменение сложившихся установок педагогов, администрации, школьников и родителей на то, как следует разрешать конфликты; привитие ценностей культуры взаимопонимания;

Для этого необходимо не только использование новых технологий (примирительных практик) для разрешения отдельных конфликтов, но и обучение всех членов школьного коллектива основам восстановительной коммуникации, а также включение восстановительных принципов в разные аспекты школьной жизни.

3.  Развитие форм воспитания, основанных на восстановительных практиках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.007 с.)