Цель: Установить особенности жизнедеятельности животных в связи с сезонными явлениями природы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель: Установить особенности жизнедеятельности животных в связи с сезонными явлениями природы.



Методические рекомендации.

 

Беспозвоночные. Условия зимовки насекомых и других беспозвоночных. Насекомые, активные в зимний период.

Особенности распределения позвоночных животных по местам обитания. Защитные приспособления к условиям зимовки. Концентрация около жилья человека.

Птицы. Видовой состав оседлых, кочующих, прилетающих с севера птиц. Питание и способы добывания корма.

Млекопитающие, активные зимой. Способы добывания пищи. Подкормка птиц и млекопитающих.

Весенний период в жизни беспозвоночных. Начало активной деятельности насекомых: поведение, питание, размножение, развитие. Характер повреждений растений насекомыми. Насекомые – опылители.

Переселение земноводных в водоемы для размножения. Места икрометания, фазы развития головастиков.

Возвращение птиц на места гнездований. Поведение птиц весной, брачные игры, разбивка на пары, гнездостроение, яйцекладка, насиживание, выкармливание птенцов.

Млекопитающие. Следы их деятельности. Деторождение и воспитание молоди.

 

 

2.3 Гидрологических объекты  суши (экскурсия на пресный водоем)

Цель: выявить зависимость гидрологических объектов от совокупности природных условий; овладеть приемами полевых наблюдений за гидрологическими объектами.

Оборудование: шнур длиной 20—30 м, размеченный узелками через 1 м; шест длиной 2—3 м, поплавки (стеклянные бутылки с небольшим грузилом), секундомер, бутылки для пробы воды.

Методические рекомендации

Водоемы суши отличаются динамикой водной массы и имеют два вида: проточные — ручьи, родники, реки, мелиоративные канавы; стоячие— лужи, озера, пруды, болота, водохранилища.

Задание. Изучение малой реки или ручья.

1. Определите по карте местоположение и гидрографические особенности реки (ручья): исток, устье, протяженность, где берет начало (болото, родники). Проследите течение.

2. Определите местоположение точки наблюдения, нанесите ее на карту или схему, опишите характер местности.

3. Составьте схематический профиль речной долины, укажите ее ширину, глубину, террасы, коренные берега, пойму.

4. Отметьте места выхода подземных вод, установите восходящие или нисходящие источники.

5. Измерьте ширину и глубину реки, скорость течения, температуру воды. Определите площадь живого сечения и примерный расход воды.

6. Установите уровень стояния воды в реке в межень и паводок. Определите разницу между уровнями в метрах.

7. Отберите пробу воды для последующего лабораторного анализа.

8. Опишите хозяйственное использование реки.

9. Занесите результаты работы в полевой дневник.

При изучении малой реки определяют ее ширину, глубину и скорость течения, ведут сбор сведений у местных жителей о режиме реки, ее использовании в водоохранных мероприятиях.

Измерение ширины реки. Ширину реки измеряют шнуром, натянутым с одного берега на другой. Глубину измеряют вдоль такого шнура шестом длиной 2—3 м, предварительно размеченным на сантиметры. Счет делений на шесте идет от нижнего конца. Передвигаясь вброд, шест опускают до дна через равные отрезки и фиксируют деление, на уровне которого находится вода. Это и будет глубина реки в данном месте. Измерения принято начинать с левого берега (см. рис. 4) [19].

 

 

Рис. 4. План реки

Измерение скорости течения реки. Для измерения скорости течения воды в реке нужны поверхностные поплавки и секундомер. Секундомер можно заменить часами с секундной стрелкой. Наиболее удобным
и употребительным типом поверхности поплавка являются отпиленные от сухого бревна деревянные кружки (плашки) диаметром 10—20 см
и толщиной 4—6 см. Чтобы поплавки были хорошо видны на воде их желательно окрасить в яркий цвет.

Перед началом измерительных работ вдоль одного из берегов реки откладывают рулеткой расстояние, соответствующее примерно 3—4-кратной ширине реки, перпендикулярно оси реки намечают 4 створа, обозначаемые на обоих берегах вёшками (см. рис. 5) [19].

 

Рис. 5. Расположение створов

 

Через главный створ натягивают промерную веревку со свешивающимися над водой приметными метками. На одинаковом от него расстоянии вверх и вниз по течению разбивают соответственно верхний и нижний створы.В 5—10 м выше верхнего створа намечают пусковой створ для того, чтобы в момент прохода поплавка через верхний створ он уже принял скорость течения реки.

Измерение строится по плану: бригадир с секундомером и записной книжкой находится у главного створа. Он руководит работой и фиксирует время. Один член бригады стоит с поплавками у пускового створа, второй— у верхнего створа, третий — у нижнего створа, четвертый — у промерной веревки, пятый — ниже последнего для вылавливания поплавков. Обязанности наблюдателей сводятся к тому, чтобы отметить момент прохождения поплавков через створ. Наблюдатель должен стоять так, чтобы вешка, отмечающая створ на его берегу, закрывала вешку противоположного берега.

Первый наблюдатель у пускового створа по команде забрасывает поплавок. Второй наблюдатель в момент прохождения поплавка через верхний створ дает сигнал бригадиру, который запускает секундомер. Когда поплавок подплывает к главному створу, третий помощник говорит «Есть!» и сообщает, на каком расстоянии от уреза прошел поплавок. Бригадир замечает время (не останавливая стрелки секундомера). После того как поплавок войдет в нижний створ, о чем сигнализирует четвертый помощник, бригадир останавливает секундомер.

Количество поплавков зависит от ширины реки. На небольшой реке можно пустить от 5 до 10 штук. Поплавки распределяются равномерно по ширине русла реки, пуская каждый следующий поплавок только после того, как предыдущий пройдет нижний створ. Поплавки нумеруют в порядке их пуска.

Зная расстояние между верхним и нижним створами и продолжительность хода поплавка на данном участке, легко вычислить скорость поплавка и, значит, — скорость течения путем деления этого расстояния на число секунд, соответствующее продолжительности хода поплавка. Средняя скорость течения в реке равна среднему арифметическому скоростей движения всех поплавков.

Список рекомендуемой литературы: 2, 3,11, 12, 19, 21.

Сообщество пресного водоема

Цель: знакомство с видовым составом и морфобиологическими особенностями водных и околоводных растений и животных, характером распределения их в водоеме, особенностями среды обитания.

Оборудование: сачки, ботанические папки, лопатки, морилки, лупы.

Методические рекомендации

Растения водоемов в отличие от наземных имеют ярко выраженные приспособления к жизни в воде. При этом следует отметить, что растения связаны не только с водой, но и с почвой и атмосферой.

В зависимости от того, к какой среде и в какой мере растения приспособлены, они располагаются дальше от берега или ближе к нему, на большей или меньшей глубине. Растения в водоеме распределяются по зонам.

Наиболее интересна первая (прибрежная) зона глубиной до 1 м, которую можно назвать земноводной. Иногда она пересыхает, поэтому растения приспособлены к жизни в условиях непостоянного затопления. Часто встречающимися растениями первой зоны являются: ситник, осока, частуха, рдест, стрелолист, водяная сосенка, гречиха земноводная и др. Здесь же наблюдается наибольшее разнообразие животных, где обитают многочисленные водные беспозвоночные: губки, черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски. Из позвоночных можно встретить земноводных: гребенчатого и обыкновенного тритона, прудовую и озерную лягушек. Иногда неподалеку от воды или в самой воде встречаются ужи, которые охотятся на земноводных. Из птиц можно встретить чаек — озерную и сизую, а также крачек. По следам жизнедеятельности (кормовой столик— это кочка, выступающая над водой, на которой остаются недоеденные стебли водных растений) нетрудно определить пребывание водяной крысы (ондатры).

Ход работы

Задание 1. Изучение растительности водоема.

1. Рассмотрите расположение растений в водоеме и определите видовое разнообразие растений первой зоны водоема.

2. Выкопайте с помощью лопатки растение с корнем, преобладающее в первой зоне. Определите его систематическое положение.

3. Определите морфологические особенности вегетативных органов растения:

1) развитие корневой системы, к какому типу она относится;

2) высоту растения, характер расположения стебля;

3) тип листа, форму листовой пластинки, жилкование, листорасположение, длина и ширина листьев;

4) какие приспособления позволяют растению жить в условиях непостоянного затопления.

4. Соберите 3—4 экземпляра наиболее распространенных в данном сообществе видов растений для их последующего изучения и определения.

Задание 2. Изучение животного мира пресного водоема.

1. На небольшой глубине рядом с водными растениями взмахните сачком по воде и рассмотрите добычу. Изучите личиночные стадии пойманных насекомых.

2. Понаблюдайте за передвижениями насекомых в воде. Определите, какие их виды наиболее часто встречаются около водоемов. Возьмите нескольких насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения исделайте вывод о среде обитания насекомого.

3. Рассмотрите другие виды животных, встречающиеся в сообществе. Каким образом они размешены в пределах местообитания.

Список рекомендуемой литературы: 1, 3, 6, 7, 8, 11, 13,14, 16, 19.

20, 22.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.012 с.)