Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественно-политическая мысль второй половины XVIII в.
Основные понятия Консерватизм, либерализм, радикализм Контрольные вопросы 1. Чем вызваны причины активизации общественно-политической мысли в XVIII в.? 2. Какова социальная база консервативного, либерального и радикального течений в общественно-политической мысли XVIII в.? 3. Как отразились на взглядах представителей общественно-полити-ческой мысли идеи Просвещения? 4. Можно ли говорить о четкой дифференциации во взглядах представителей разных направлений или она носила условный характер? 5. Каково влияние общественно-политической мысли на жизнь страны? Способствовала ли она реальным преобразованиям в стране?
Литература
Европейский выбор или снова «особый путь»? СПб., 2010. История политических и правовых учений / Под ред. О.В. Мартышина. М., 2006. С. 368–387. История России XVIII – XIX вв./ Под ред. Милова Л.В. М., 2010. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2010. Русский консерватизм середины XVIII – начала XX вв. М., 2010. Трепавлов В.В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV – XVIII вв. М., 2007. Тема 7. Культура России в XVIII в. Цели и задачи изучения темы
Цель написания самостоятельной работы – изучить культуру российского общества XVIII в., показать ее тесную связь с внутренней политикой государства, определить ее характер, найти элементы европеизации в русской культуре, указать на усиление процесса специализации областей культурной жизни, который сопровождался появлением новых сфер культуры (наука, художественная литература, светская живопись), наконец, отметить, что в XVIII в. существенно расширяется пространство культурной жизни общества, причем не только за счет освоения новых культурных ценностей, но и за счет увеличения круга частников культурного процесса.
Методические рекомендации Начиная изучение культуры первой четверти XVIII в., необходимо отметить, что модернизация Петра I не могла быть завершена без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь дворянства. Культура становится важнейшей составляющей государственной политики. Обратите особое внимание на следующие моменты: 1) сохранялась ли в культуре России XVIII в. преемственность с культурой XVII в.; 2) одним из направлений преобразований было становление светской культуры, ее обмирщение. Отметьте, в чем конкретно оно проявилось; 3) охарактеризуйте новые черты (если таковые были) в культуре 1830–1850-х годов и второй половины XVIII в.; 4) опишите основные направления культурной жизни страны в XVIII в. (просвещение, наука, литература, искусство, архитектура, живопись, театр, быт); 5) подведите итоги культурного развития страны. Особое внимание обратите на I четверть XVIII в. Ряд историков считает, что благодаря преобразованиям Петра I в обществе произошел социокультурный раскол. Как вы понимаете содержание этого процесса, в чем конкретно он выразился? 6) сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской? 7) оцените преобразования в культуре с точки зрения разных концептуальных подходов. Задания I. Тесты 1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки второй половины XVIII в. и область их деятельности
2. Соотнесите между собой фамилии авторов и принадлежавшие им труды.
3. Какой архитектурный стиль приходит на смену русскому барокко во второй половине XVIII в.?
а) ампир; б) шатровая архитектура; в) монументализм; г) классицизм. 4. Картина «Портрет крестьянки» написана: а) Ф.С. Рокотовым б) Д.Г. Левицким в) И.П. Аргуновым г) В.Л. Боровиковским 5. В 1719 г. в Петербурге был открыт музей для свободного посещения. Как он назывался? а) Эрмитаж б) Русский музей в) Военно-морской музей г) Кунсткамера II. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XVIII в.
Основные понятия Обмирщение, социокультурный раскол, классицизм, барокко
Контрольные вопросы 1. Какой период российской истории XVIII в. вы назвали бы периодом расцвета отечественной культуры. Почему? С чем он был связан? 2. Сравните ценностные ориентации россиян в начале и конце XVIII в. О чем они свидетельствуют? 3. Как сказалась политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II на развитии просвещения, науки и других областей культурной жизни страны? 4. Приверженец модернизационной теории А.Б. Каменский подчеркивает, что «одетый в европейское платье, европейски образованный русский человек, ценитель и знаток философии и изящных искусств, стал полноправным членом семьи народов Европы, внося свой вклад в развитие ее цивилизации». Можно ли так оценивать итог преобразований в области культуры XVIII в.? Какие противоречия заложены в данной оценке?
Литература
Академия наук в истории культуры России XVIII – XX вв. СПб., 2010. Анисимов Е. Петр Великий. Личность и реформы. СПб., 2009. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2009. Воспоминания русских крестьян XVIII – первой половины XIX в. М., 2006. Длуголенский Я.Н. Век Анны и Елизаветы. Панорама столичной жизни. СПб., 2009. История России XVIII – XIX вв. Под ред. Милова Л.В. М., 2010. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2010. С. 279–295, 321–326, 378–404. Россия и русский двор в первой половине XVIII в. Серия: Ядро истории российской. М., 2010. Русская церковь и казачество в эпоху Петра I. М., 2009.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.01 с.) |