Итоговая государственная аттестация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговая государственная аттестация



МЕНЕДЖМЕНТ.

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

Учебное пособие

 

 

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2020


 


 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Основной образовательной программой по направлению подготовки (специальности) 38.03.02 Менеджмент предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности.

Выпускник должен решать следующие профессиональные задачи:

- организационно-управленческая деятельность:

- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);

- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;

- планирование деятельности организаций и подразделений;

- формирование организационной и управленческой структуры организаций;

- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;

- разработка и реализация проектов на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);

- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;

- информационно-аналитическая деятельность:

- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;

- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;

- оценка эффективности проектов;

- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;

- оценка эффективности управленческих решений;

- предпринимательская деятельность:

- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;

- организация предпринимательской деятельности.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

2.1. Перечень компетенций, освоение которых проверяется в ходе государственного экзамена:

ОК-5, ОК-6, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-11, ПК-23, ПК-24, ПК-30, ПК-31, ПК-32, ПК-36, ПК-38, ПК-43, ПК-47, ПК-50

2.2. Перечень дисциплин образовательной программы и/или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене

Программа государственного экзамена носит комплексный, междисциплинарный характер, включает в себя вопросы основных учебных курсов, формирующих у студента систему представлений о состоянии и тенденциях развития мировой и отечественной практики управления и практические навыки профессиональной деятельности. Программа охватывает весь перечень тем, выносимых на государственный экзамен. В рамках этих тем составляются вопросы, включаемые в экзаменационные билеты. Экзаменационный билет включает четыре вопроса. Вопросы, сформулированные в экзаменацион­ных билетах, не подлежат оглашению до начала государственного эк­замена. Периодически (не реже одного раза в год) кафедры обновля­ют экзаменационные билеты к государственному экзамену, не выходя при этом за рамки программы.

Для ознакомления с состоянием современной нормативно-правовой базы, дискуссионными проблемами теории и практики управления, статистическими материалами целесообразно использо­вание профессиональных информационно-аналитических изданий (описание некоторых ресурсов приведено в данной программе); а также материалов профессиональной периодической печати (журна­лы «Менеджмент в России и за рубежом», «ЭКО», «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Управление персоналом», «Эксперт», «Вопросы экономики», «Финансы», «Финансы и кредит», «Российский экономический журнал» и др.).

Междисциплинарный экзамен включает вопросы по следующим дисциплинам:

- теория организации;

- маркетинг;

- экономика предприятия (организации);

- финансовый менеджмент;

- стратегический менеджмент;

- анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия.

Теория организации

Основные понятия организации: как целевой общности людей, системы, объекта управления, функции управления. Организация как упорядоченность деятель­ности. Основные виды организационной деятельности как динамиче­ской системы. Условия деятельности (субъекты, вещи, информация).

Внутренняя и внешняя среда организации. Основные факторы внутренней среды организации: миссия, цели, задачи, организацион­ная структура, технология, организационная культура. Характеристи­ка внешней среды: взаимосвязь, сложность, динамичность, неопреде­ленность элементов. Факторы внешней среды.

Виды социальных организаций. Проблема типологии организа­ций. Классификация организаций по легитимности, по размеру, по виду и характеру деятельности, по собственности, по правовому по­ложению, по взаимодействию с внешней средой и др.

Жизненный цикл организации. Понятие жизненного цикла орга­низации и его значение для анализа состояния организации. Этапы жизненного цикла и проблемы, связанные с переходом от одного эта­па к другому. Характеристика организации на разных этапах жизнен­ного цикла.

Принципы организации. Общие и частные принципы. Принципы статической организаций. Принципы динамической организации. Принципы рационализации.

Законы организации. Эволюция понятия закона. Классификация законов. Законы организации и законы для организаций. Закон синер­гии, закон развития, закон самосохранения, закон информированно­сти упорядоченности и др.

Проектирование организаций. Проект организованной деятель­ности и его составляющие. Основные понятия проектирования. Виды проектирования. Этапы проектирования. Элементы проектирования. Методы проектирования организаций.

Организационная культура. Понятие и структура организацион­ной культуры. Содержанке организационной культуры. Развитие организационной культуры: формирование, поддержание, изменение. Влияние культуры на эффективность организации. Национальные ценности в организационной культуре. Имидж организации.

Организационные процессы. Понятие и виды организационных процессов.

 

Финансовый менеджмент

Управление финансами организации (предприятия). Цель и задачи финансового менеджмента. Модель максимизации рыночной стоимости предприятия как главная цель развития предприятия. Современные концепции финансового менеджмента.

Финансовая стратегия, организации (предприятия). Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Принципы и последовательность разработки и оценка финансовой стратегии.

Управление капиталом организации (предприятия). Виды капитала организации. Принципы формирования капитала организации. Оптимизация структуры капитала. Формы собственного капитала организации. Этапы формирования собственных финансовых ресурсов. Этапы формирования политики привлечения заемных средств. Управление оборотными активами. Структура оборотных активов организации и источники их финансирования. Определение потребности в оборотном капитале. Эффективность использования оборотного капитала. Управление внеоборотными активами. Источники финансирования основного капитала. Эффективность использования основного капитала и нематериальных активов. Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе. Выбор способов начисления износа по основным средствам и нематериальным активам

Управление инвестиционной деятельностью предприятия. Формы реальных инвестиций. Политика управления реальных инвестиций. Выбор инвестиционных проектов и формирование программы реальных инвестиций. Управление инвестициями и критерии эффективности инвестиционных решений.

Управление доходами и расходами организации. Классификация расходов и доходов. Источники формирования и виды денежных фондов организации. Структура активов и пассивов. Добавочный капитал. Резервный капитал. Финансовые методы управления расходами через условно-постоянные и условно-переменные издержки предприятия.

Экономическое содержание прибыли. Содержание, функции прибыли и факторы, влияющие на ее величину. Виды прибыли и их формирование. Распределение и использование чистой и/или нераспределенной прибыли. Рентабельность – основной финансовый и экономический показатель деятельности предприятия. Влияние учетной политики и налогов на финансовый результат. Показатели, характеризующие эффективную деятельность предприятия, то есть его безубыточность. Построение графика безубыточности.

Риски и доходность. Операционный и финансовый леверидж и их взаимосвязь. Классификация финансовых рисков. Управление финансовыми рисками.

Денежный оборот и система расчетов. Управление денежными потоками. Виды денежных потоков организации (предприятия). Планирование денежных потоков. Организация безналичных расчетов.

Анализ и планирование в системе управления финансами организации (предприятия). Анализ имущественного положения. Оценка финансовой устойчивости и ликвидности организации. Система финансовых планов (бюджетов).

 

Маркетинг

 

Маркетинг как система, его сущность, принципы, функции, - ме­тоды деятельности. Определение маркетинга, его сущность я кон­цепции развития. Маркетинг как система экономической деятельно­сти. Функции и принципы маркетинга. Внешняя и внутренняя среда, в рамках, которых функционирует маркетинг.

Планирование, стратегия и тактика маркетинга. Сущность и основные принципы планирования маркетинговой деятельности. Стратегическое планирование. Стратегия роста предприятия и другие виды стратегии. Взаимосвязь и особенности разработки стратегиче­ских, тактических и оперативных планов.

Комплексные исследования товарного рынка, сегментация и прогнозирование рынков. Обычные рыночные и маркетинговые ис­следования. Цели и задачи маркетинговых исследований. Система и источники информации. Сегментация рынка и ее проведение. Крите­рии сегментации. Сегментация рынка по группам потребителей, по параметрам продукции, по основным конкурентам.

Товар в маркетинговой деятельности. Формирование товарной политики и рыночной стратегии. Процесс и стадии нового товара. Ассортиментная политика. Экспертная и региональная товарная по­литика. Жизненный цикл товара. Маркетинговая политика в зависи­мости от стадии жизненного цикла товара.

Конкуренция, Конкуренты. Конкурентоспособность. Функцио­нальная, видовая, предметная конкуренция. Ценовой и неценовой ви­ды конкуренции. Конкурентоспособность товара. Технические, эко­номические и организационные параметры конкурентоспособности.

Цены и разработка ценовой политики в системе регионального и международного маркетинга. Ценовая политика в системе марке­тинга. Ценообразование, ориентированное на издержки, на спрос, на конкуренцию. Факторы, влияющие на уровень устанавливаемой це­ны. Политическое ценообразование. Виды цен.

Система товародвижения и пути повышения ее эффективно­сти Элементы системы товародвижения. Способы товародвижения. Прямой контакт с покупателями или контакт через посредника. Тре­бования к выбору оптового торговца, сбытового агента. Пути сниже­ния издержек при товародвижении,

Маркетинг в сфере услуг - Маркетинг услуг. Классификация услуг. Понятие и сущность лизинга, факторинга, инжиниринга, ипотеч­ного кредитования.

Формирование спроса и стимулирование сбыта. Деятельность ФОССТИС по отношению к потребительским и производственным товарам. Каналы распространения посланий ФОССТИС. Закон «О рекламе», его основные положения. Сущность брендинга, директ-маркетинга, паблик-рилейшнз. Способы стимулирования сбыта.

Управление и контроль маркетинга. Организация и деятель­ность маркетинговой службы. Особенности управленческих структур предприятия, построенных на маркетинговой деятельности. Типы маркетингового контроля. Модификация структур управления пред­приятием при ориентации на маркетинг.

Маркетинг е государственной и муниципальной службе. Предпо­сылки внедрения маркетинга в системе государственного и муниципаль­ного управления, его функции. Необходимость введения рыночных мето­дов в практику государственных и муниципальных учреждений.

 

Стратегический менеджмент

Стратегический менеджмент и стратегическое планирование в общей системе управление предприятием. Основные этапы развития стратегического менеджмента. Основные школы стратегического менеджмента. Основы стратегического анализа. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Методы стратегического анализа. Матрица SWOT-анализа. Типология стратегий организации. Стратегии роста. Стратегии сокращения. Стратегии конкурентного развития. Исследования М. Портера. Дивер­сификация как основа деятельности современных корпораций. Функциональные стратегии организации. Стратегии инновационного развития. Модели выбора стратегий. Матрицы И. Ансоффа, М. Портера, Д. Мак Кинси. Организационные изменения как основа реализации стратегии. Организационное развитие. Управление изменениями при реализации стратегии. Методы преодоления сопротивления изменениям: принудительный, адаптив­ный, кризисный и др. и условия их применения.

Учебно-методическое и информационное обеспечение государственного экзамена

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы

1. Пояснительная записка:

Введение

Во введении отражаются основные направления и прогнозы развития отрасли или производимой продукции, ее значимость для потребителя, особенности функционирования предприятий в условиях перехода к рыночной экономике, тем самым обосновывается актуальность темы работы.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть дипломной работы, поскольку содержит в сжатой форме:

- гипотезу исследования:

- цель дипломной работы;

- задачи дипломной работы;

- теоретические и методические основы исследования;

- объект и предмет исследования;

- практическая значимость дипломной работы.

При формулировании цели необходимо ориентироваться на достижение практического результата, который должен выражаться в преимущественно эко­номическом эффекте.

Формулировка задач в этой части работы должна быть словесной. Сформулировать задачи необходимо таким образом, чтобы был определен путь дости­жения конечного эффекта (практического результата).

Выводы

Выводы делаются по каждой главе, их написание следует сразу же за тек­стом главы с подзаголовком «Выводы». Выводы нумеруются по порядку их из­ложения в пределах главы.

Выводы по главе должны содержать четкие и конкретные результаты, полу­ченные в материалах главы и используемые в последующих главах работы.

Другие результаты исследований, обладающие, на взгляд автора, определенной новизной, выносить как самостоятельные выводы нецелесообразно, но эти результаты могут быть приведены в заключение бакалаврской работы.

Заключение

В заключении описываются все полученные (лично автором) промежуточ­ные результаты исследования, определяющие новизну работы. Показывается ре­зультат выполнения цели бакалаврской работы.

 

Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ

Тематика выпускных квалификационных работ при подготовке бакалавров по направлению 38.03.02 Менеджмент отражают все сферы использования, основные направления их деятельности и вы­полняемые ими функции. Определив вид деятельности, определяется объект, на базе которого осуществляется разработка вы­пускной квалификационной работы.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ для студентов направления 38.03.02 – «Менеджмент» может быть представлена набором типовых тем:

1. Анализ инвестиционной привлекательности проекта.

2. Анализ и совершенствование деятельности организации.

3. Разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия.

4. Совершенствование материально-технической базы предприятия как фактор повышения конкурентоспособности.

5. Управление маркетинговой деятельностью на предприятии.

6. Стратегическое управление организацией.

7. Стратегия международной деятельности организации.

8. Управление рисками на предприятии.

9.  Научно-технический потенциал и эффективность его использования.

10.  Основные фонды и пути улучшения их использования на предприятии.

11.  Управление оборотными средствами организации. Резервы и пути экономии материальных ресурсов.

12.  Управление производственными процессами в организации (организация производства на предприятии).

13.  Управление инновационной деятельностью организации.

14.  Стратегическое управление инновациями в организации.

15.  Управление качеством продукции.

16.  Коммерциализация новшеств (на примере инновации в производство).

17.  Экономическая эффективность внедрения новой техники.

18.  Планирование деятельности предприятий.

19.  Бизнес-планирование как основа развития организации.

20.  Управление доходностью хозяйственной деятельности предприятия.       

21.  Управление инвестиционной деятельностью предприятия.

22.  Лизинг и его роль в инвестиционной деятельности организации.

23. Управление издержками производства на предприятии.

24.  Финансово-экономический механизм управления предприятием.

25.  Организация внешнеэкономической деятельности организации.

26.  Совершенствование системы менеджмента организации.

27.  Совершенствование организационной структуры управления предприятием.

28.  Формирование управленческих решений на основе экономико-математических методов.

29.  Управление реструктуризацией организации.

30.  Формирование мотивационного механизма в управлении организацией.

31.  Менеджмент человеческих ресурсов на предприятии.

32.  Формирование кадровой политики организации.

33.  Управление конфликтами в организации.

34.  Разработка стратегии антикризисного управления организацией.

35.  Организация исследования систем управления предприятием (ИСУ в процессе развития организации).

36.  Социальный менеджмент организации.

37.  Социальная ответственность и эффективность деятельности организации.

38.  Совершенствование коммуникационных процессов в организации.

39.  Совершенствование управленческого контроля в организации.

40.  Повышение эффективности управления предприятием.

41.  Мотивационное управление как фактор повышения конкурентоспособности предприятия.

42.  Информационные технологии обеспечения управленческой
деятельности.

3.4. Методические рекомендации по оформлению бакалаврской выпускной квалификационной работы

Бакалаврская работа должна быть представлена поясни­тельной запиской и графической частью и оформлена в соответствии с требованиями СТО ЮУрГУ 21-2008.

Состав пояснительной записки определяется выпускающей кафедрой в зависимости от темы бакалаврской работы и обычно включает:

- титульный лист;

- задание на работу;

- аннотация;

- оглавление;

- введение;

- основной текст пояснительной записки;

- заключение (общие выводы);

- библиографический список;

- приложения.

Объем пояснительной записки не должен быть менее 80 стра­ниц машинописного текста на листах фор­мата А4 (210 х 297мм).

Текст пояснительной записки должен выполняться на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст выполняется в редакторе Microsoft Word русифицированным шрифтом Times New Roman размером 14 пт с полуторным межстрочным интервалом. Красная строка абзаца набирается с отступом 0,7 см.

Параметры страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 26 мм (расстояние от края листа до номера страницы – 20 мм), левое поле – 25 мм, правое поле – 10 мм. Рамка и штамп на листах работы не выполняются.

Текст на странице после распечатки должен быть без косины. В тексте не допускаются висячие строки, то есть неполные строки в начале страницы.

Текст пояснительной записки должен излагаться кратко, экономически и стилистически грамотно. Не допускается дословное воспроизведение текста из литературных источников, не рекомендуется обширное описание общеизвестных материалов.

Нумерация листов пояснительной записки должна быть сквозной. Первой страницей считается титульный лист. Титульный лист, задание, аннотацию и оглавление включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на этих листах не проставляют. Рекомендуется использовать нумерацию страниц арабскими цифрами с размещением номера в нижнем колонтитуле (внизу страницы) с выравниванием номера посередине листа.

Титульный лист является первым листом пояснительной записки.

Аннотация помещается на третьем листе пояснительной записки. Аннотация представ­ляет краткую характеристику бакалаврской работы с точки зрения содержания, на­значения, цели работы. Она включает основную тему проблемы, цели работы. В аннотации указывается, что нового несет в себе данная работа. Вводная часть аннотации выполняется с отступом в два абзаца для каждой строки. Она состоит из фамилии, инициалов автора (авторов) работы, названия работы, через точку и тире указывается город, аббревиатура учебного заведения, факультета, год разработки дипломной работы, общее количество страниц, количество иллюстра­ций, количество источников литературы и количество листов плакатов или раздаточного материала. После вводной части пропускается свободная строка и оформляется основная часть аннотации по правилам, касающимся оформления основного текста пояснительной записки.

Оглавление помещается после аннотации. Оглавление включает: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список, для каждого из которых указываются номер страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной квалификационной работы. От конца текста до номера страницы дается отточие.

В оглавлении работы следует перечислить все приложения с указанием их номеров и заголовков, без указания номеров страниц.

Шрифт заголовков разделов, подразделов и т.д. в оглавлении должен быть аналогичен их шрифту в тексте ПЗ.

Основную часть работы следует делить на части: разделы (главы), подразделы (параграфы), которые следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа с прописной буквы (без центрирования по строке). Разделы должны иметь порядковую нумерацию 1, 2, 3 и т.д. в пределах всей работы, за исключением приложений. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные между собой точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. (слово глава или раздел не указывается). После номера раздела и подраздела в их названии точка не ставятся.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки, которые точно и кратко отражают их содержание. Заголовки разделов печатают прописными буквами, а заголовки подразделов – строчными. В конце заголовка точка не ставится. Разделам «ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ и БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» номера не присваиваются.

Заголовки разделов (подразделов) могут состоять из двух и более предложений, разделяемых точкой. Перенос слов в заголовках не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке. Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы, отделение заголовка от основного текста.

После заголовка в конце страницы должно размещаться не менее трех строк текста. Расстояние между названиями раздела и подраздела, также как и расстояние между названием подраздела и основным текстом, рекомендуется дополнить отступом (выполнить отбивку) в 6-10 пт. Расстояние между последней строкой текста и последующим на­званием подраздела рекомендуется выполнить в виде свободной строки без дополнительных отступов. Начало нового раздела (главы) рекомендуется начинать с новой страницы.

Условные обозначения экономических показателей, математиче­ских, физических и других величин, а также сокращения слов в тексте должны соответствовать государственному стандарту. Если в пояснительной записке принята особая система сокращения слов или наименований, то должен быть приведен перечень принятых условных обозначений и сокращений, помещаемый в конце пояснительной записки перед списком литературы. Термины и определения должны быть едиными во всей поясни­тельной записке.

Знаки препинания. В тексте пояснительной записки допускается употребление общепринятых графических сокращений (например, и др., и пр., и т. п., т. о., т. е., см., ч., в., вв., г., гг., руб., коп., млн, млрд, тыс., экз.).

Пробел никогда не отбивается перед знаками препинания, а только после них (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знак, многоточие и т.д.). Пробел не ставится после открывающей и перед закрывающей кавычкой или скобкой.

При использовании в тексте кавычек или скобок знак препинания в конце ставится только один раз. Если скобки (кавычки) стоят в середине предложения, то знаки препинания ставятся вне скобок (кавычек). Если скобка (кавычка) за­канчивает предложение, то точка ставится сразу за ней.

Дефис, имеющийся на клавиатуре, используется только в сложных словах типа все-таки, Южно-Уральский и не отбивается пробелами. Тире (Ctrl+«серый минус» или Alt+0150 или Меню – Вставка – Символ – Специальные знаки – короткое ти­ре) используется при указании границ диапазона, например: 15–20. в этом случае тире пробелами не отбивается. Тире используется в маркированных списках, а также в качестве знака «минус» в арифметических выражениях и других случаях, например: «Прибыль – это...», в этом случае тире отбивается пробелами с двух сторон. Необходимо учитывать, что тире не должно начинать строку, исключе­ние составляет только маркированный список.

Не допускается разделение переносами сокращений и аббревиатур. При переносах не должны быть оторваны фамилии от инициалов и инициалы друг от друга. Перенос с разрывом фамилии допускается.

Не допускается размещение в разных строках чисел и их наименований, знаков номера и относящихся к ним чисел, а также обозначений пунктов перечисления и начала текста.

Во всех необходимых случаях рекомендуется использовать неразрывный пробел (Shift+Ctrl+пробел). Фамилия от инициалов отбивается неразрывным пробелом, а между инициалами пробелы не ставятся. Так же ставятся пробелы и в сокращениях типа «и т. д.», «и т. п.», «т. е.». Цифры в записи длинных чисел (более четырех цифр) разделяются в тексте неразрывными пробелами. Размерности и проценты отделяются от цифры неразрывным пробелом.

Точка никогда не ставится в конце заголовков и подзаголовков, отделенных от текста. Точки не используются: в заголовках таблиц, в конце подписей под рисунками, схемами и диаграммами. Точка не ставится: в сокращениях названий единиц систем мер (например, га, мм, см, кг, км. кВт, с, мин, ч, млн, млрд), в условных сокращениях обозначений (например, б/у, х/б). Если слова сокращаются не по общепринятым правилам или общепринятого сокращения не существует, точка после сокращения должна стоять.

Запятая ставится при отделении десятичной дроби от целого в дробном числе. Дробные числа должны записываться как 3,25; 100,5; но никак не 3.25; 100.5.

Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должно быть: 1) однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук, например: 5-й, 5-я, 5-е, 5-м, 5-х; 2) двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласный, например: 5-го, 5-му, 5-ми. Исключение: 10%-ный; 15%-ного; 32%-ному и т.д.

Для обозначения интервала значений ставят: а) многоточие; б) тире; в) предлог «от» перед первым числом и «до» – перед вторым.

При интервале и перечне числовых значений одной физической величины обозначение единицы физической величины ставят только после завершающей цифры, например, от 50 до 100 м; 50–100 м; доски длиной 5, 10, 15 м. Для обозначения дат и интервалов страниц используется только тире: в 1981–1985 гг.; с. 134–142.

Оформление цитаты. Описываемая языковая единица дается курсивом и указывается в кавычках. После кавычек ставится квадратная скобка с указанием источника, например, [И.О. Ф].

При оформлении кавычек не следует использовать знак минут (′) и секунд (′′). Следует использовать только кавычки «…». В работе должен использоваться один вид кавычек.

Оформление списка. Выравнивание списка рекомендуется выполнять или по уровню красной строки, или без отступа от левого края. Выбранная маркировка и способ выравнивания списков должны быть едиными во всей поясни­тельной записке (1 вид нумерованного списка, 1 вид маркированного списка). При необходимости представления нумерованного списка (арабскими цифрами или буквами русского алфавита) возможны два варианта оформления. В первом варианте после порядкового номера (цифрами) рекомендуется ставить точку и начинать предложение с заглавной буквы, при этом каждый элемент списка представляет собой законченное предложение (или несколько предложений) и отделяется точкой. Во втором варианте такого списка (цифрами и буквами) возможно после порядкового номера ставить скобку и продолжать предложение с прописной буквы, при этом элементы списка отделяются точкой с запятой, кроме последнего, который заканчивается точкой. При оформлении маркированного списка предложения необходимо писать с прописной буквы, при этом элементы списка так же отделяются точкой с запятой, кроме последнего, который заканчивается точкой. Элементы перечня (списка) могут состоять из двух и более предложений, разделяемых точкой.

Не зависимо от выбранной маркировки выравнивание текста перечня (списка) должно быть аналогично основному тексту работы, отступ от номера (маркера) элемент до начала предложения должен быть небольшим. Не желательно приводить в работе длинные перечисления (списки) более 10 элементов или продолжительностью более 1 страницы. Примеры оформления списков.

1. Предложение должно быть написано с заглавной буквы.

2. Каждый элемент такого списка заканчивается точкой. Даже если внутри элемента будет несколько предложений или целый абзац текста:

1) в этом случае не требуется начинать предложение с заглавной буквы, а текст списка не зависимо от выбранной маркировки выравнивается по аналогии с основным текстом работы;

2) выравнивание всего списка не зависимо от типа маркировки должно быть однотипным во всей работе. Выравнивание должно соответствовать красной строке или по левому краю.

Либо может быть использован список с буквами:

а) если выбрана буквенная маркировка списка, то существует только один вариант оформления списка. Буквы прописные, отделение от текста скобкой и разделение элементов точкой с запятой;

б) только последний элемент списка заканчивается точкой.

Также может быть использован маркированный список с тире:

– если выбирается маркер для оформления списков, то он должен быть однотипным во всей работе (рекомендуется тире или черная точка);

– при этом элементы отделяются точкой с запятой. Исключение составляет только последний элемент списка.

Оформление рисунков. Все иллюстрации в работе (эскизы, схемы, графики, диаграммы, фотографии, картинки) называются рисунками и их нумеруют в пределах раздела. Название рисунка состоит из его номера и наименования. Номер рисунка состоит из порядкового номера раздела и порядкового номера рисунка в разделе, разделенных точкой. В номер рисунка включается также слово «Рисунок», отделенное знаком «пробел» и тире от цифрового обозначения. Пример оформления:

Рисунок 1.1 – Этапы развития: а) контроль качества; б) управление качеством.

Межстрочный интервал до и после названия рисунка относительно его содержания и основного текста рекомендуется дополнить отступом (выполнить отбивку) в 6-10 пт.

Рисунок должен размещаться в тексте после первой ссылки на нее на той странице, где содержится эта ссылка, но не далее следующей страницы. Если рисунок не помещается на оставшемся месте страницы, то она размещается на следующей странице.

На все рисунки в тексте работы должны быть ссылки. Первая ссылка имеет вид, например, «рисунок 1» или «рисунок 1.1»; а все последующие ссылки на этот рисунок должны иметь вид – «см. рисунок 1» или «см. рисунок 1.1». При ссылках на рисунки в тексте предложения следует писать слово полностью, например, «… в соответствии с рисунком 2».

Рисунки, помещенные в приложении, обозначают путем добавления к обозначению приложения порядкового номера рисунка. Например, первый рисунок приложения А обозначается – рисунок А.1.

Оформление таблиц. Цифровой материал пояснительной записки оформляется в виде таблиц. Таблицы нумеруют арабскими цифрами. Слово «Таблица» и ее номер помешают слева над таблицей, например, «Таблица 1». Нумерация, оформление и расположение таблиц аналогично соответствующим правилам для рисунков. В таблице допускается применять шрифт размером 13 пт или 12 пт.

Таблица может иметь заголовок, который следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей после слова «Таблица» и ее номера. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Слово «Таблица», ее номер и заголовок (при его наличии) указывают один раз слева над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слова, например, «Продолжение таблицы 2.1» с указанием ее номера, а на последней странице – «Окончание таблицы 2.1». Все продолжения и окончание таблицы начинаются с повторения головки (шапки) таблицы. Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием.

Цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величия, их указывают в подзаголовке каждой графы. Если параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью.

Числа в таблицах, имеющие более четырех знаков, должны записываться группами по три цифры в каждой с интервалом между группами в один пробел (за исключением цифр, обозначающих номера и даты). Числовые значения величин в одной графе должны иметь, как правило, одинаковое количество десятичных знаков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.104 с.)