Итоговая государственная аттестация. Итоговая государственная аттестация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговая государственная аттестация. Итоговая государственная аттестация



ЭКОНОМИКА.

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

 

Учебное пособие

 

 

Челябинск

Издательский центр ЮУрГУ

2020


 

Худякова Т.А., Варкова Н.Ю. Экономика. Итоговая государственная аттестация: Учебное пособие. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. – 46с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов направления 38.03.01 «Экономика». В пособии отражены последовательность подготовки студентов к итоговой государственной аттестации: государственному экзамену, защите бакалаврской работы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Бакалавр по направлению подготовки 08.03.01 «Экономика» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

- расчетно-экономическая;

- аналитическая, научно-исследовательская;

- организационно-управленческая;

- педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Выпускник должен решать следующие профессиональные задачи в рамках вышеуказанных видов деятельности:

- расчетно-экономическая деятельность: подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств;

- аналитическая и научно-исследовательская деятельность: поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; построение стандартных теоретических и эконометрических моделей, исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом; подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов; участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

- организационно-управленческая деятельность: участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений; организация выполнения порученного этапа работы; оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений;

- педагогическая деятельность: преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

2.1 Перечень дисциплин образовательной программы и/или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене

Программа государственного экзамена носит комплексный, междисциплинарный характер, включает в себя вопросы основных учебных курсов, формирующих у студента систему представлений о состоянии и тенденциях развития мировой и отечественной практики управления и практические навыки профессиональной деятельности. Программа охватывает весь перечень тем, выносимых на государственный экзамен. В рамках этих тем составляются вопросы, включаемые в экзаменационные билеты. Экзаменационный билет включает четыре вопроса. Вопросы, сформулированные в экзаменацион­ных билетах, не подлежат оглашению до начала государственного эк­замена. Периодически (не реже одного раза в год) экзаменационные билеты к государственному экзамену обновля­ются, не выходя при этом за рамки программы.

 Для ознакомления с состоянием современной нормативно-правовой базы, дискуссионными проблемами теории и практики управления, статистическими материалами целесообразно использо­вание профессиональных информационно-аналитических изданий (описание некоторых ресурсов приведено в данной программе); а также материалов профессиональной периодической печати (журна­лы «Вопросы экономики», «Финансы», «Финансы и кредит», «Российский экономический журнал», «ЭКО», «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом», «Управление персоналом», «Эксперт», и др.).

Междисциплинарный экзамен включает вопросы по следующим дисциплинам:

- экономика предприятия (организации);

- инвестиции и инвестиционный анализ;

- экономика отрасли;

- проектирование конкурентоспособной фирмы;

- анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

 

Экономика отрасли

 

1. Отраслевое устройство экономики, структура народного хозяйства.

2. Исторические особенности формирования отраслей.

3. Классификация отраслей промышленности.

4. Особенности и отличительные черты организации работы предприятий отрасли сельского хозяйства.

5. Специфика работы предприятий строительной отрасли.

6. Спектр и специфика отдельных секторов сферы услуг.

7. Роль государства в регулировании отраслевой структуры экономики.

8. Рациональные формы организации работы предприятий по отраслям.

9. Факторы размещения промышленных предприятий.

10.  Роль крупных предприятий в градообразовании и развитии регионов.

11.  Роль малого и среднего бизнеса в сфере услуг.

12. Особенности налогообложения и управления предприятиями в сфере услуг.

13.  Сетевые структуры и транснациональные компании: особенности управления.

14.  Объединения и ассоциации федерального и международного значения.

15.  Характеристика текущей структуры экономики РФ по отраслям.

16.  Диверсификация как форма организации предприятия: преимущества и недостатки, актуальность и критерии эффективности.

17.  Кооперация как форма организации предприятия: преимущества и недостатки, актуальность и критерии эффективности.

18.  Специализация как форма организации предприятия: преимущества и недостатки, актуальность и критерии эффективности.

19.  Кластерный подход как современная форма отраслевого управления.

20.  Показатели, характеризующие отрасль.

 

Библиографический список

 

1. Басовский, Л.Е. Экономика отрасли учеб. пособие по специальностям «Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)» и «Проф. обучение (экономика и упр.) /Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2009. - 144 с.

2. Федяй, Е.С. Экономика отрасли  учеб. пособие /Е. С. Федяй; под ред. Л.С. Сосненко; Юж.–Урал. гос. ун-т, Каф. Экон. анализ и бухгалт. учет; ЮУрГУ. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2003. – 48 с.

3. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов по специальности «Бухгалт. учет, анализ и аудит» и др./ А. И. Алексеева и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 705 с.

4. Ламанова, Л.А. Экономика отрасли и предприятия: учеб.-метод. рекомендации по самостоятельной работе для студентов/ Л.А. Ламанова, Е.Н. Ходина – Череповец, 2014. – 30 с.

5. Поздняков, В.Я. Экономический атлас организации (предприятия): учеб. пособие для вузов по направлению 080100 «Экономика» и др. экон. специальностям/ В.Я. Поздняков и др.; под ред. В.Я. Позднякова, В.М. Прудникова; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - М.: ИНФРА-М, 2013. – 254 с.

6. Васильева, Н.В. Экономика отрасли: пособие по проведению практических занятий/ Н.В. Васильева - М.: МГТУ ГА, 2014. – 16 с.


 

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы

1. Пояснительная записка:

Введение

Во введении отражаются основные направления и прогнозы развития отрасли или производимой продукции, ее значимость для потребителя, особенности функционирования предприятий в условиях перехода к рыночной экономике, тем самым обосновывается актуальность темы работы.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть дипломной работы, поскольку содержит в сжатой форме:

- гипотезу исследования:

- цель дипломной работы;

- задачи дипломной работы;

- теоретические и методические основы исследования;

- объект и предмет исследования;

- практическая значимость дипломной работы.

При формулировании цели необходимо ориентироваться на достижение практического результата, который должен выражаться в преимущественно эко­номическом эффекте.

Формулировка задач в этой части работы должна быть словесной. Сформулировать задачи необходимо таким образом, чтобы был определен путь дости­жения конечного эффекта (практического результата).

Выводы

Выводы делаются по каждой главе, их написание следует сразу же за тек­стом главы с подзаголовком «Выводы». Выводы нумеруются по порядку их из­ложения в пределах главы.

Выводы по главе должны содержать четкие и конкретные результаты, полу­ченные в материалах главы и используемые в последующих главах работы.

Другие результаты исследований, обладающие, на взгляд автора, определенной новизной, выносить как самостоятельные выводы нецелесообразно, но эти результаты могут быть приведены в заключение бакалаврской работы.

Заключение

В заключении описываются все полученные (лично автором) промежуточ­ные результаты исследования, определяющие новизну работы. Показывается ре­зультат выполнения цели бакалаврской работы.

 

Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ

 

Тематика выпускных квалификационных работ при подготовке бакалавров для направления 08.03.01 «Экономика» отражают все сферы использования их в данной отрасли, основные направления их деятельности и вы­полняемые ими функции. Определив вид деятельности, определяется объект, на базе которого осуществляется разработка вы­пускной квалификационной работы.

Примерная тематика выпускных квалификационных работ для студентов направления 08.03.01 – «Экономика» может быть представлена набором типовых тем:

1. Совершенствование организации обслуживания населения услугами сервиса (название предприятия).

2. Инвестиционная привлекательность открытия ….

3. Оценка финансового состояния предприятия… и рекомендации по его совершенствованию.

4. Разработка предложений по созданию системы мотивации эффективной работы на предприятии.

5. Исследование основных функций управления в фирме и рекомендации по их совершенствованию.

6. Совершенствование организационно-производственной структуры управления предприятием.

7. Совершенствование стратегии развития компании

8. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия….

9. Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентоспособности организации.

10. Повышение эффективности работы предприятия … посредством расширения спектра предоставляемых услуг.

11. Диверсификация бизнеса посредством….

12. Совершенствование маркетинговой стратегии….

13. Разработка бизнес-плана экономического субъекта.

14. Разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия.

15. Разработка маркетингового плана предприятия по увеличению объемов сбыта продукции предприятия.

16. Обоснование маркетинговой стратегии предприятия.

17. Анализ стратегии конкурентов и повышение конкурентоспособности продукции предприятия на рынке.

18. Разработка стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла продукта предприятия.

19. Выработка финансовой стратегии предприятия.

20. Исследование бизнес-среды

21. Пути повышение производительности труда на предприятии и расчет резервов.

22. Методы снижения предпринимательского риска.

23. Эффективность системы оплаты труда на предприятии.

24. Экономическое стимулирование повышения качества продукции на предприятии.

25. Особенности антикризисного управления предприятием.

26. Повышение финансовой устойчивости предприятия в рыночной экономике.

27. Современные технологии менеджмента, особенности их применения на предприятии.

28. Выбор стратегии развития предприятия.

29. Разработка бизнес-плана выпуска новой продукции.

30. Разработка бизнес-плана создания малого предприятия.

31. Оценка инвестиционного проекта (конкретного предприятия).

32. Снижение издержек предприятия в условиях конкуренции.

33. Пути повышение конкурентоспособности продукции.

34. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

35. Предупреждение банкротства: диагностика и финансовые решения.

36. Пути совершенствования ценообразования в рыночной экономике.

37. Проблемы организации сбытовой деятельности предприятия.

38. Управление товарно-материальными запасами (логистика).

39. Организация и функционирование службы маркетинга на предприятии и в организации.

40. Формирование маркетинговой стратегии на основе оценки конкурентоспособности товара.

41. Маркетинговые исследования и формирование рыночной ниши.

42. Маркетинг услуг и его роль в занятости населения.

43. Состояние и эффективность рекламной деятельности.

44. Анализ деловой активности предприятия.

45. Анализ и оценка финансово-экономической деятельности предприятия.

46. Анализ конкурентоспособного потенциала предприятия.

47. Анализ финансово-экономической деятельности организации и диагностика банкротства.

48. Оценка финансово-экономической деятельности предприятий с позиции конкурентоспособности.

49. Комплексный анализ экономического потенциала предприятий.

50. Комплексный анализ экономических ресурсов и пути повышения их использования на примере.

 

 

3.4 Методические рекомендации по оформлению бакалаврской выпускной квалификационной работы

Бакалаврская работа должна быть представлена поясни­тельной запиской и графической частью и оформлена в соответствии с требованиями СТО ЮУрГУ 21-2008.

Состав пояснительной записки определяется выпускающей кафедрой в зависимости от темы бакалаврской работы и обычно включает:

- титульный лист;

- задание на работу;

- аннотация;

- оглавление;

- введение;

- основной текст пояснительной записки;

- заключение (общие выводы);

- библиографический список;

- приложения.

Объем пояснительной записки не должен быть менее 80 стра­ниц машинописного текста на листах фор­мата А4 (210 х 297мм).

Текст пояснительной записки должен выполняться на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Текст выполняется в редакторе Microsoft Word русифицированным шрифтом Times New Roman размером 14 пт с полуторным межстрочным интервалом. Красная строка абзаца набирается с отступом 0,7 см.

Параметры страницы: верхнее поле – 20 мм, нижнее поле – 26 мм (расстояние от края листа до номера страницы – 20 мм), левое поле – 25 мм, правое поле – 10 мм. Рамка и штамп на листах работы не выполняются.

Текст на странице после распечатки должен быть без косины. В тексте не допускаются висячие строки, то есть неполные строки в начале страницы.

Текст пояснительной записки должен излагаться кратко, экономически и стилистически грамотно. Не допускается дословное воспроизведение текста из литературных источников, не рекомендуется обширное описание общеизвестных материалов.

Нумерация листов пояснительной записки должна быть сквозной. Первой страницей считается титульный лист. Титульный лист, задание, аннотацию и оглавление включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на этих листах не проставляют. Рекомендуется использовать нумерацию страниц арабскими цифрами с размещением номера в нижнем колонтитуле (внизу страницы) с выравниванием номера посередине листа.

Титульный лист является первым листом пояснительной записки.

Аннотация помещается на третьем листе пояснительной записки. Аннотация представ­ляет краткую характеристику бакалаврской работы с точки зрения содержания, на­значения, цели работы. Она включает основную тему проблемы, цели работы. В аннотации указывается, что нового несет в себе данная работа. Вводная часть аннотации выполняется с отступом в два абзаца для каждой строки. Она состоит из фамилии, инициалов автора (авторов) работы, названия работы, через точку и тире указывается город, аббревиатура учебного заведения, факультета, год разработки дипломной работы, общее количество страниц, количество иллюстра­ций, количество источников литературы и количество листов плакатов или раздаточного материала. После вводной части пропускается свободная строка и оформляется основная часть аннотации по правилам, касающимся оформления основного текста пояснительной записки.

Оглавление помещается после аннотации. Оглавление включает: введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, библиографический список, для каждого из которых указываются номер страниц, с которых начинаются эти элементы выпускной квалификационной работы. От конца текста до номера страницы дается отточие.

В оглавлении работы следует перечислить все приложения с указанием их номеров и заголовков, без указания номеров страниц.

Шрифт заголовков разделов, подразделов и т.д. в оглавлении должен быть аналогичен их шрифту в тексте ПЗ.

Основную часть работы следует делить на части: разделы (главы), подразделы (параграфы), которые следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа с прописной буквы (без центрирования по строке). Разделы должны иметь порядковую нумерацию 1, 2, 3 и т.д. в пределах всей работы, за исключением приложений. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные между собой точкой, например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. (слово глава или раздел не указывается). После номера раздела и подраздела в их названии точка не ставятся.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки, которые точно и кратко отражают их содержание. Заголовки разделов печатают прописными буквами, а заголовки подразделов – строчными. В конце заголовка точка не ставится. Разделам «ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ и БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК» номера не присваиваются.

Заголовки разделов (подразделов) могут состоять из двух и более предложений, разделяемых точкой. Перенос слов в заголовках не допускается, предлоги и союзы в многострочном заголовке нельзя оставлять в предыдущей строке. Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы, отделение заголовка от основного текста.

После заголовка в конце страницы должно размещаться не менее трех строк текста. Расстояние между названиями раздела и подраздела, также как и расстояние между названием подраздела и основным текстом, рекомендуется дополнить отступом (выполнить отбивку) в 6-10 пт. Расстояние между последней строкой текста и последующим на­званием подраздела рекомендуется выполнить в виде свободной строки без дополнительных отступов. Начало нового раздела (главы) рекомендуется начинать с новой страницы.

Условные обозначения экономических показателей, математиче­ских, физических и других величин, а также сокращения слов в тексте должны соответствовать государственному стандарту. Если в пояснительной записке принята особая система сокращения слов или наименований, то должен быть приведен перечень принятых условных обозначений и сокращений, помещаемый в конце пояснительной записки перед списком литературы. Термины и определения должны быть едиными во всей поясни­тельной записке.

Знаки препинания. В тексте пояснительной записки допускается употребление общепринятых графических сокращений (например, и др., и пр., и т. п., т. о., т. е., см., ч., в., вв., г., гг., руб., коп., млн, млрд, тыс., экз.).

Пробел никогда не отбивается перед знаками препинания, а только после них (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знак, многоточие и т.д.). Пробел не ставится после открывающей и перед закрывающей кавычкой или скобкой.

При использовании в тексте кавычек или скобок знак препинания в конце ставится только один раз. Если скобки (кавычки) стоят в середине предложения, то знаки препинания ставятся вне скобок (кавычек). Если скобка (кавычка) за­канчивает предложение, то точка ставится сразу за ней.

Дефис, имеющийся на клавиатуре, используется только в сложных словах типа все-таки, Южно-Уральский и не отбивается пробелами. Тире (Ctrl+«серый минус» или Alt+0150 или Меню – Вставка – Символ – Специальные знаки – короткое ти­ре) используется при указании границ диапазона, например: 15–20. в этом случае тире пробелами не отбивается. Тире используется в маркированных списках, а также в качестве знака «минус» в арифметических выражениях и других случаях, например: «Прибыль – это...», в этом случае тире отбивается пробелами с двух сторон. Необходимо учитывать, что тире не должно начинать строку, исключе­ние составляет только маркированный список.

Не допускается разделение переносами сокращений и аббревиатур. При переносах не должны быть оторваны фамилии от инициалов и инициалы друг от друга. Перенос с разрывом фамилии допускается.

Не допускается размещение в разных строках чисел и их наименований, знаков номера и относящихся к ним чисел, а также обозначений пунктов перечисления и начала текста.

Во всех необходимых случаях рекомендуется использовать неразрывный пробел (Shift+Ctrl+пробел). Фамилия от инициалов отбивается неразрывным пробелом, а между инициалами пробелы не ставятся. Так же ставятся пробелы и в сокращениях типа «и т. д.», «и т. п.», «т. е.». Цифры в записи длинных чисел (более четырех цифр) разделяются в тексте неразрывными пробелами. Размерности и проценты отделяются от цифры неразрывным пробелом.

Точка никогда не ставится в конце заголовков и подзаголовков, отделенных от текста. Точки не используются: в заголовках таблиц, в конце подписей под рисунками, схемами и диаграммами. Точка не ставится: в сокращениях названий единиц систем мер (например, га, мм, см, кг, км. кВт, с, мин, ч, млн, млрд), в условных сокращениях обозначений (например, б/у, х/б). Если слова сокращаются не по общепринятым правилам или общепринятого сокращения не существует, точка после сокращения должна стоять.

Запятая ставится при отделении десятичной дроби от целого в дробном числе. Дробные числа должны записываться как 3,25; 100,5; но никак не 3.25; 100.5.

Падежное окончание в порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, должно быть: 1) однобуквенным, если последней букве числительного предшествует гласный звук, например: 5-й, 5-я, 5-е, 5-м, 5-х; 2) двухбуквенным, если последней букве числительного предшествует согласный, например: 5-го, 5-му, 5-ми. Исключение: 10%-ный; 15%-ного; 32%-ному и т.д.

Для обозначения интервала значений ставят: а) многоточие; б) тире; в) предлог «от» перед первым числом и «до» – перед вторым.

При интервале и перечне числовых значений одной физической величины обозначение единицы физической величины ставят только после завершающей цифры, например, от 50 до 100 м; 50–100 м; доски длиной 5, 10, 15 м. Для обозначения дат и интервалов страниц используется только тире: в 1981–1985 гг.; с. 134–142.

Оформление цитаты. Описываемая языковая единица дается курсивом и указывается в кавычках. После кавычек ставится квадратная скобка с указанием источника, например, [И.О. Ф].

При оформлении кавычек не следует использовать знак минут (′) и секунд (′′). Следует использовать только кавычки «…». В работе должен использоваться один вид кавычек.

Оформление списка. Выравнивание списка рекомендуется выполнять или по уровню красной строки, или без отступа от левого края. Выбранная маркировка и способ выравнивания списков должны быть едиными во всей поясни­тельной записке (1 вид нумерованного списка, 1 вид маркированного списка). При необходимости представления нумерованного списка (арабскими цифрами или буквами русского алфавита) возможны два варианта оформления. В первом варианте после порядкового номера (цифрами) рекомендуется ставить точку и начинать предложение с заглавной буквы, при этом каждый элемент списка представляет собой законченное предложение (или несколько предложений) и отделяется точкой. Во втором варианте такого списка (цифрами и буквами) возможно после порядкового номера ставить скобку и продолжать предложение с прописной буквы, при этом элементы списка отделяются точкой с запятой, кроме последнего, который заканчивается точкой. При оформлении маркированного списка предложения необходимо писать с прописной буквы, при этом элементы списка так же отделяются точкой с запятой, кроме последнего, который заканчивается точкой. Элементы перечня (списка) могут состоять из двух и более предложений, разделяемых точкой.

Не зависимо от выбранной маркировки выравнивание текста перечня (списка) должно быть аналогично основному тексту работы, отступ от номера (маркера) элемент до начала предложения должен быть небольшим. Не желательно приводить в работе длинные перечисления (списки) более 10 элементов или продолжительностью более 1 страницы. Примеры оформления списков.

1. Предложение должно быть написано с заглавной буквы.

2. Каждый элемент такого списка заканчивается точкой. Даже если внутри элемента будет несколько предложений или целый абзац текста:

1) в этом случае не требуется начинать предложение с заглавной буквы, а текст списка не зависимо от выбранной маркировки выравнивается по аналогии с основным текстом работы;

2) выравнивание всего списка не зависимо от типа маркировки должно быть однотипным во всей работе. Выравнивание должно соответствовать красной строке или по левому краю.

Либо может быть использован список с буквами:

а) если выбрана буквенная маркировка списка, то существует только один вариант оформления списка. Буквы прописные, отделение от текста скобкой и разделение элементов точкой с запятой;

б) только последний элемент списка заканчивается точкой.

Также может быть использован маркированный список с тире:

– если выбирается маркер для оформления списков, то он должен быть однотипным во всей работе (рекомендуется тире или черная точка);

– при этом элементы отделяются точкой с запятой. Исключение составляет только последний элемент списка.

Оформление рисунков. Все иллюстрации в работе (эскизы, схемы, графики, диаграммы, фотографии, картинки) называются рисунками и их нумеруют в пределах раздела. Название рисунка состоит из его номера и наименования. Номер рисунка состоит из порядкового номера раздела и порядкового номера рисунка в разделе, разделенных точкой. В номер рисунка включается также слово «Рисунок», отделенное знаком «пробел» и тире от цифрового обозначения. Пример оформления:

Рисунок 1.1 – Этапы развития: а) контроль качества; б) управление качеством.

Межстрочный интервал до и после названия рисунка относительно его содержания и основного текста рекомендуется дополнить отступом (выполнить отбивку) в 6-10 пт.

Рисунок должен размещаться в тексте после первой ссылки на нее на той странице, где содержится эта ссылка, но не далее следующей страницы. Если рисунок не помещается на оставшемся месте страницы, то она размещается на следующей странице.

На все рисунки в тексте работы должны быть ссылки. Первая ссылка имеет вид, например, «рисунок 1» или «рисунок 1.1»; а все последующие ссылки на этот рисунок должны иметь вид – «см. рисунок 1» или «см. рисунок 1.1». При ссылках на рисунки в тексте предложения следует писать слово полностью, например, «… в соответствии с рисунком 2».

Рисунки, помещенные в приложении, обозначают путем добавления к обозначению приложения порядкового номера рисунка. Например, первый рисунок приложения А обозначается – рисунок А.1.

Оформление таблиц. Цифровой материал пояснительной записки оформляется в виде таблиц. Таблицы нумеруют арабскими цифрами. Слово «Таблица» и ее номер помешают слева над таблицей, например, «Таблица 1». Нумерация, оформление и расположение таблиц аналогично соответствующим правилам для рисунков. В таблице допускается применять шрифт размером 13 пт или 12 пт.

Таблица может иметь заголовок, который следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей после слова «Таблица» и ее номера. Заголовок должен быть кратким и полностью отражать содержание таблицы. Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки – со строчных букв, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Слово «Таблица», ее номер и заголовок (при его наличии) указывают один раз слева над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слова, например, «Продолжение таблицы 2.1» с указанием ее номера, а на последней странице – «Окончание таблицы 2.1». Все продолжения и окончание таблицы начинаются с повторения головки (шапки) таблицы. Графу «№ п/п» в таблицу не включают. При необходимости нумерации показателей или других данных порядковые номера указывают в боковике таблицы перед их наименованием.

Цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величия, их указывают в подзаголовке каждой графы. Если параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице физической величины (например, в миллиметрах), то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части – над каждой ее частью.

Числа в таблицах, имеющие более четырех знаков, должны записываться группами по три цифры в каждой с интервалом между группами в один пробел (за исключением цифр, обозначающих номера и даты). Числовые значения величин в одной графе должны иметь, как правило, одинаковое количество десятичных знаков.

 Оформление формул и уравнений. Формулы и уравнения в тексте работы рекомендуется набирать с помощью встроенного в Word редактора формул «Microsoft Equation 3.0». Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Формулы в работе, следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например, (3.1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (например, …в формуле (1)).

Если формула не умещается на одной строке, перенос делается либо после знака арифметической операции (лучше сложения–вычитания, для умножения требует явного обозначения в виде знака ×), либо на знаке равенства. При переносе формулы на другую строку знак операции или равенства повторяется на новой строке.

Единицы измерения набираются прямым шрифтом. Знаки препинания в тексте формулы ставятся в соответствии с правилами пунктуации. Обозначения, встречающиеся в формулах, на рисунках и в основном тексте должны быть идентичны по начертанию и размеру.

Расшифровка условных обозначений, ранее не встречавшихся в тексте, приводится непосредственно после формулы в той последовательности, в которой они встречаются в самой формуле. Для этого после формулы ставится запятая, а первая строка пояснения начинается соответственно со слова «где» без отступа от левого края и без двоеточия после него. Пояснения символов и коэффициентов, входящих в формулу, приводятся непосредственно под формулой и даются с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле, располагаются в «столбик» с точкой запятой между ними, последнее пояснение заканчивается точкой, например:

 

           d = iинфл + Чриск + IЦБ ,                                                                        (6)

где iинфл – ставка инфляции, %;

Чриск – ставка риска, %;

 IЦБ – ставка рефинансирования Центрального Банка России, %.

 

Список используемой литературы приводится с заголовком «Библиографический список» (без кавычек) в конце работы. Количество источников не менее 100. Библиографический список составляется либо в алфавитном порядке, либо в порядке использования источников (первой ссылки на них) или в структурированном порядке, предусматривающим группировку библиографических источников на группы, например: «Законодательно-нормативные документы», «Книги и статьи», «Internet-источники».

В пределах группы «Законодательно-нормативные документы» источники располагаются по мере убывания значимости юридического уровня документа, а документы одного уровня размещаются по мере возрастания даты их принятия. Источники на иностранном языке располагаются в конце списка.

Источники в библиографическом списке нужно нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

На все источники, приведенные в библиографическом списке, в тексте должны быть сделаны ссылки, при этом указывается порядковый номер источника в библиографическом списке, заключенный в квадратные скобки [7].

Если в одной ссылке необходимо указать несколько источников, то их номера указываются в одних скобках в порядке возрастания через запятую, например, [6, 11] или тире (интервал источников), например, [3–5].

Оформление библиографии производится согласно ГОСТ 7.1–2003. Примеры оформления:

 

один автор:

1 Иванов, И.Н. Менеджмент корпорации: учеб. для вузов / И.Н. Иванов. – М.: Инфра-М, 2011. – 368 с.

 

два-три автора:

1 Семенов, А.К. Психология и этика ме­неджмента и бизнеса: курс лекций / А.К. Семенов, Е.Л. Маслова. – 2-е изд. – Волгоград: изд-во ВКУПКК, 2011. – 251с.

 

четыре и более:

1 Менеджмент организации/ Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М., 2012. – 188 с.

 

под редакцией:

1 Управление персоналом организации: учебник: в 2 т. / под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – Т.1. – 296 с.

 

статья из периодического издания (с учетом количества авторов):

1 Тюрина, И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала / И.О. Тюрина // Социс. – 2013. – №4. – C.2­–5.

2 Саймонс, Р. Какова эффективность вашего менеджмен­та? / Р.Саймонс, А. Давидова  // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2013, – № 2. – С.22–30.

 

электронный источник:

1 Кондо-отель: покупаем гостиничный номер [Электронный ресурс] // http://dоmik.ua/nоvоsti/kоndо-оtel-pоkupaem-gоstinichnyj-nоmer-n111220.html. (дата обращения 16.04.2020г).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.127 с.)