Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конец сказания о дощечках для добывания огня⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
[1] Джанамеджая – Правнук Арджуны, царь Лунной династии; Махабхарата впервые повествуется ему сказителем Вайшампаяной во время жертвоприношения змей, устроенного этим царем. [2] Партхи – Обращение к Пандавам, сыновьям Притхи (Кунти), Юдхиштхире, Бхимасене и Арджуне. [3] Дваждырожденный или dvija – Название, даваемое брахманам, членам высшей, жреческой варны, а также членам трех первых варн (брахманам, кшатриям и вайшьям). Согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к знанию, ничем не отличается от животного. Поэтому человек, который приобщился к знанию, прошедший обряд посвящения (упанаяна), достигает второго рождения и носит название "дваждырожденный". [4] Тапас...владеющий сокровищем тапаса! – Эпитет (tapodhana (или синоним taponidhi) применяется к мудрецам-брахманам и подвижникам, указывая на обладание ими особой, накопленной в трудах аскезы и благочестия духовной энергией (tapas). [5] Вайшампаяна – Легендарный мудрец. Вайшампаяна признается учеником Вьясы; от него он усвоил Махабхарату, которую рассказывает царю Джанамеджайе во время многолетнего змеиного жертвоприношения. [6] Город слона – Хастинапур – Столица страны куру. [7] Вардхамана – Знак Вардхамана («возрастающий», «процветающий») – графический символ, эмблема благополучия. Поскольку север в системе пространственных координат мифологически ассоциировался с благополучием (в то время как юг, «страна мертвых», – с бедою и смертью), то естественно, что знак Вардхамана наносился на дома и прочие сооружения с северной их стороны, а «ворота Вардхамана» – это, вероятно, северные ворота столицы. [8] Бхишма (Гангея, Апагея, Гангадатта, Деваврата) – Букв. «устрашающий», «наводящий страх», «грозный», имя деда пандавов, который родился у царя Шантану от богини Ганги и прозывается поэтому «сыном Ганги». [9] Дрона – Прославленный брахман-воин, главный учитель военного дела кауравов, сын мудреца Бхарадваджи и апсары (небесной нимфы) Гхритачи, зять Крипы. [10] Видура – Третий сын отшельника Вьясы от рабыни из варны шудр. Видура приходился младшим братом Панду и дядей пандавам. [11] Сын Готамы – Крипа. [12] Дурьйодхана (Суйодхана) – Один из кауравов, главных героев Махабхараты, старший из ста сыновей Дхритараштры, от его супруги Гандхари, непримиримый враг Юдхиштхиры и всех братаьев-пандавов.
[13] Субала – Царь Гандхары, отец Шакуни (здесь – Шакуни). [14] Духшасана – Один из ста сыновей Дхритараштры, брат Дурьйодханы, подвергший Драупади тяжким оскорблениям, когда Юдхиштхирой была проиграна игра в кости с кауравами. [15] Карна (Радхея) – Сын Кунти, старшей супруги Панду, родившийся от бога Солнца (Сурьи), считающийся его частичным воплощением, посвященный в цари в стране Анга. [16] Пандавы – Букв. «сыновья Панду», главные герои Махабхараты, братья Юдхиштхира, Бхимасена, Арджуна, Накула и Сахадева. [17] Прамана – В Индии вообще был развит культ священных деревьев, а в долине Ганги (Джахнави) особо чтимым деревом была индийская смоковница, или баньян; два наиболее чтимых священных баньяна находились в Праяге и Гае. В данном случае название священной смоковницы Прамана может означать «развесистая», «широколиственная». [18] с огнем и без огня... – Во время свадьбы брахмана, вступающего в роль домохозяина (грихастха), разжигался священный семейный (гархапатья) или свадебный (вайвахика) огонь, который домохозяин с супругой должны были поддерживать на протяжении всей жизни, используя его для совершения домашних обрядов. Здесь, идет речь о женатых и неженатых брахманах. [19] Грозный час... – Т.е. в сумерки, с наступлением которых возрастает сила ракшасов, пишачей, бхутов и т.д. [20]...для собак... – По традиционным представлениям, душу покойного сопровождают в загробное царство Ямы две собаки, Шьяма (Темная) и Шабала (Серая); они отгоняют от покойного других собак, но и сами весьма свирепы, так что друзья покойного стараются умилостивить их, подкармливая собак, живущих на земле. Ежедневно в ходе вайшвадевы брахман должен бросать собаке рис или хлеб, говоря: «Я даю пищу двум собакам, Шьяме и Шабале из семьи Вайвасваты, чтобы они меня охраняли на моем (посмертном) пути». [21]...псоядцев... – Собакоеды (букв, «варящие собачину») – презрительное обозначение «неприкасаемых», представителей низших. [22] Шесть чувств (индрий) – Пять органов восприятия (вишая): уши (слух), глаза (зрение), кожа (осязание), язык (вкус), нос (обоняние) и шестая индрия – ум (манендрия) – тонкий материальный элемент; его функция анализировать, принимать или отвергать импульсы, посылаемые пятью чувствами.
[23]...путем предков... путь богов... – Один, из которых, согласно Ведам, ведет к «предкам» и к последующим перерождениям на земле, а другой («путь богов») – в «мир Брахмана» и к прекращению перерождений. [24] Айода Дхаумья – Родовой жрец (пурахита) пандавов, младший брат ведического мудреца Девалы. [25] северным путем... южным путем... – видимое движение солнца к северу (между зимним и летним солнцестояниями) и к югу от небесного экватора. По времени «северный путь» – это весна, лето, сезон дождей, когда «солнце возрастает и уничтожает зло», а «южный путь» – «осень, зима, влажный сезон, когда солнце убывает». [26] См. прим. 25. [27]...шестью вкусовыми соками – Имеются в виду шесть вкусовых качеств жидкостей: «сладкое», «кислое», «соленое», «острое», «горькое», «вяжущее». [28] Пранаяма – Один из разделов йогической практики, регулировка дыхания. [29] Сто восемь... – Священное число индуизма. В Индии насчитывается 108 особо чтимых храмов, 108 Упанишад, из 108 бусин состоят шиваитские четки и т. д. [30] Питары – Праотцы, духи, души усопших предков. [31] Ганы – Духи, спутники Шивы, ассоциируются с его сыном Ганешей (Властителем ганов). [32] Якши – Воинственные существа полубожественной природы, стражи сокровищ Куберы. [33] Нишачары – Букв. «те, что бродят в ночи», разряд ракшасов. [34] Сиддхи – Разряд полубожественных существ, достигших духовного совершенства и обладающих особыми сверхъестественными способностями (в русском языке «волшебник»). [35] Шакуни – Сын Субалы, царь Гандхары, брат Гандхари, жены Дхритараштры, и дядя Дурьйодханы по матери. Шакуни строил коварные планы, чтобы погубить пандавов. [36] Аджаташатру – Букв. «тот, чей соперник еще не родился», эпитет Юдхиштхиры. [37] Джахнави – Ганга. [38] Курукшетра – Поле Куру, названное по имени царя из Лунной династии Куру; священная земля древности между реками Сарасвати и Дришадвати, где происходила великая битва, воспетая в Махабхарате. И в позднейшие времена на Курукшетре происходило много исторических битв, решавших судьбы Индии. [39] Сарасвати – Священная река Индии. [40] Дришадвати (совр. Читанг) – Река на южной границе Курукшетры. [41] Ямуна – Священная река Индии. [42] Гандива – Название чудесного лука Арджуны, созданного Брахмой и полученного героем от Агни (бога Огня). [43] Аджамидха – Имя, могущее быть отнесенным к любому из кауравов и Пандавов, имеющих общего предка – царя Аджамидху; употребляется чаще всего по отношению к Юдхиштхире, а также к Видуре. [44] Санджая – Возница царя Дхритараштры, которого перед великим сражением Вьяса наделил даром ясновидения и неуязвимостью, чтобы он мог обо всем осведомлять своего слепого царя. [45]...облаченного в оленью шкуру... – Уходя в изгнание, Пандавы облачились в оленьи шкуры – традиционное одеяние лесных отшельников. [46] Шатакрату – Букв. «совершитель ста жертвоприношений», эпитет Индры. [47] Кшаттри – Эпитет Видуры. [48]...вдохнув запах его головы... – Традиционная форма изъявления. [49] Сын Субалы – Шакуни, строил всяческие коварные планы, чтобы погубить пандавов. Он побудил Дурьйодхану вовлечь в игру в кости Юдхиштхиру, который проиграл все свое царство и вынужден был, по условиям игры, удалиться вместе с братьями и общей супругою в лес в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый провести неузнаваемым.
[50]... детей Дхритараштры... – «Детьми Дхритараштры» нередко называются не только сто родных сыновей царя во главе с Дурьодханой, но и все их приверженцы в совокупности. Потому и причисляет себя к «детям Дхритараштры» Карна, не состоящий с кауравами в явном родстве. [51] Кришна-Двайпаяна – Легендарный мудрец Вьяса, который почитается редактором Вед, составителем Махабхараты и Пуран и основоположником философской системы Веданты. Предание считает его внебрачным сыном мудреца Парашары и Сатьявати, дочери царя рыбаков. Так как Вьяса был тайно рожден своею матерью на острове, то он получил прозвище «Двайпаяна», т.е. «островной, островитянин». А так как он родился черным, то он стал прозываться «Кришной», т.е. «черный». [52] Крипа – Сын мудреца Шарадвана Гаутамы, от апсары Джанапади, усыновленный царем Шантану; как и Дрона, его родственник, Крипа обучает кауравов и Пандавов военному искусству, считается воплощением Рудры, от которого он унаследовал знание военной науки. [53] Ману – В преданиях говорится о многих Ману. Первый из них, Сваямбху, происходил от Брахмы и является прародителем всего живого на земле. Ману – имя, прилагавшееся к четырнадцати легендарным прародителям, каждый из которых правит в одном мировом периоде (кальпа или манвантара – «период Ману»). Первый Ману Сваямбху («самосущий») является создателем древнего сборника законов – Манавадхармашастра «Законы Ману». В настоящее время правит седьмой Ману Вайвасвата («происходящий от солнца»), почитающийся сыном солнца (Вивасвана, Сурьи), прародитель живущих в настоящее время людей. [54] Гандхари – Супруга Дхритараштры и мать ста сыновей, кауравов, среди которых старшим был Дурьйодхана. Гандхари была дочерью Субалы, царя Гандхары. [55] Индра (Васава, Громодержец, Магхаван, Махешвара, Пакашасана, Пунаргхана, Пурандара, Тысячеглазый, Харивахана, Харихая, Шакра, Шатакрату) – Величайшее божество ведийской эпохи; бог бури, грома и дождя, владыка богов. [56] Сурабхи – Небесная корова. [57] Аргхья – Почетная вода», одно из подношений гостю. Согласно правилам приема гостя, излагаемых в Грихьясутрах, хозяин должен непременно предоставить гостю: 1) подстилку для сидения (виштара или курча) из травы, 2) воду для омовения ног (падья), 3) «почетную воду» (аргхья), 4) воду для полоскания рта (ачамания) и 5) «медовую смесь» (мадхупарка).
[58] Куруджангала – Букв. «джунгли кауравов» или «лесная страна кауравов», расположенная в Сирхинде в верхней части нынешнего Доаба. Куруджангала обычно отождествляется с Курукшетрой. [59] Царь справедливости – Т.е. Юдхиштхира. [60]...заплетшего волосы... – Речь идет об особой прическе, носимой лесными отшельниками. [61] Ваджра – Громовая стрела, перун. Ваджра почитается оружием бога Индры. [62] Джарасандха – Сын Брихадратхи, знаменитый воин и царь, повелитель Магадхи и Чеди (совр. Бунделькханд и часть штата Мадхья Прадеш). Согласно легендам, он родился разделенным на две половинки, которые были затем соединены вместе ракшаси (злой дух-людоед, обладающий способностью перевоплощения) по имени Джара, вследствие чего он и получил свое имя Джарасандха, т.е. «Соединенный Джарой». Джарасандха был убит в единоборстве Бхимой. [63] Васудева, эпитет Кришны, сына Васудевы. Это имя Кришны звучит по-русски, при отсутствии в русском языке долгот, одинаково с именем его отца – Васудевы. [64] Дхриштадьюмна – Сын Друпады, царя Южной Панчалы, брат Драупади, супруги Пандавов. [65] Ракшас – Разновидность злых духов. Описываются как людоеды, нападающие по ночам, мешающие жертвоприношениям лесных отшельников. Враждебны, в отличии от других, (например, асуров, даитьев и т.д.) не богам, а людям. Обладают способностью перевоплощения. [66] Бака – Ракшас, убитый Бхимасеной. [67] Хидимба – Ракшас-людоед, который был убит Бхимасеной; брат ракшаси Хидимбы, родившей Бхимасене сына Гхатоткачу. [68] Врикодара – Букв. «имеющий брюхо, как у волка», «волкобрюхий», эпитет Бхимасены. [69] Агастья – Легендарный царственный мудрец, упоминающийся еще в Ригведе. По преданию, Агастья родился от семени Митры-Варуны, которое истекло у него при виде прекрасной небесной девы Рамбху. [70] Джишну – Букв. «победоносный», эпитет Арджуны. [71] Яма (Вайвасвата) – Сын Вивасвана, Солнца; бог смерти и правосудия, царь усопших. [72] Магхаван – Щедрый, Даритель, эпитет Индры. [73] Валином и Сугривой – Валин и Сугрива – цари обезьян, персонажи сказания о Раме «Рамаяны». [74]...взбешенных слонов... – Эпос часто использует образ «взбешенного», точнее – находящегося в состоянии муста слона. Муст – временное функциональное расстройство у слонов, во время которого поведение животного характеризуется повышенной раздражительностью и агрессивностью. [75] …с лопнувшими висками... – Состояние муста у слонов сопровождается темными выделениями из височных желез. [76] обитель Ямы – «Отойти» или «отослать» в обитель Ямы – популярное обозначение смерти, убийства. [77]...сыновья земного Индры... – Т. е. Пандавы как сыновья царя Панду. [78] Брахма – Бог-создатель, верховное божество, первый член божественной триады индуизма, в которую входят Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель), Шива (бог-разрушитель). [79] Гандхарвы – В индийской мифологии разновидности добрых полубогов, почитающихся небесными музыкантами, обладающие способностью летать и имеющие некоторые зооморфные черты. В эпических сказаниях европейских народов аналогом гандхарвов являются эльфы.
[80] Апсары или апсарасы – Небесные девы, куртизанки, нимфы, возникшие из воды во время пахтания океана богами и асурами. [81] Веды букв. «знания» – Сборник древнейших священных писаний индуизма на санскрите. Индуистская традиция считает Веды (апаурушея) – несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству. Их удостоились услышать несколько древних мудрецов, которые позже поведали их миру. Поэтому их называют шрути («услышанное»). Их могут слушать и изучать только представители трех первых варн (ария или арии): брахманы, кшатрии и вайшии. Низшие слои общества – шудры, неприкасаемые, народы чуждой культуры и религии (млеччхи) и женщины, к слушанию, чтению, изучению Вед не допускаются. Веды представляют собою четыре сборника, или собрания (самхита) стихотворных гимнов, а именно: Ригведа – «Веда гимнов», обращенных к различным божествам, Самаведа – «Веда мелодий», Яджурведа – «Веда жертвенных изречений» и Атхарваведа (Атхарвангираса) – «Веда магических заговоров, заклинаний». Основными признаются три первых сборника Вед, которые вместе обычно называются «Три Веды». Четвёртая – Атхарваведа примкнула несколько позже. [82] Чараны – Разряд небесных певцов. [83] Маркандея – Мудрец-отшельник из рода Бхригу, силой аскетических подвигов достигший бессмертия. Во время пребывания Пандавов в изгнании Маркандея навещал их и рассказывал им древние сказания. [84] Дхарма (от слова «дхар» – «поддерживать») букв. «то, на чем все держится» – Слово, имеющее в санскрите множество значений (нравственный долг, закон, путь праведности, добродетель, справедливость, истина, благочестие, установление). Дхарма – это правильное осуществление предназначения той или иной вещи, явления, закономерности; по отношению к личности, это образ поведения, наиболее благоприятный для ее духовного развития. [85] Семь мудрецов... сияют (ныне звездами) на небе... – (саптариши) семь древних великих святых мудрецов (риши) – Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату и Васиштха – эти семь мудрецов отождествляются с созвездием Большая Медведица и считаются также Праджапати – «владыки сущего», «прародители», «владыки созданий». [86] Рич – Один из четырех разрядов мантр, имеющих фиксированные слог, стопу и паузу. [87] Яджус – Жертвенная формула, текст из Яджурведы. [88] Саман – Мелодия стихов ригведийских гимнов (наряду с закрепленными за определенной единицей текста, одна и та же мелодия могла относится к разным стихам). [89] Хома – Обряд помещения в огонь жертвенного дара (хавис), которым служило топленое масло (гхи). [90] Прахлада – Известный в Ведах дайтья, некогда отнявший у Индры власть над небесами; в эпосе упоминается в числе демонов, побежденных Индрой. Согласно Вишну Пуране и Бхагавата Пуране, – сын царя асуров Хираньякашипу, который подверг его мучениям за преданность Вишну (последний, приняв облик человека-льва, спас Прахладу и убил Хираньякашипу). Прахлада является отцом царя асуров Вирочаны и дедом Бали. [91] Бали – Царь-асура, некогда получивший власть над тремя мирами и побежденный Вишну в образе карлика Ваманы. [92] Дайтьи – Демоны, потомки Дити от Кашьяпы. [93] Асуры – «не-боги», демоны, противники богов. [94] Юютсу – Сто первый сын Дхритараштры, родившийся от женщины-вайшьи. [95] Суйодхана – «отлично сражающийся», эпитет Дурьодханы. [96] Дхатри и Видхатри – Два божества, олицетворяющие творение и установление, имена Брахмы и Праджапати. В эпосе Дхатри и Видхатри часто представляются как два брата сыновьями Брахмы. [97]...рога (гордыни) – Рог в древнеиндийской литературе нередко служит символом гордости. [98] Сваха – Восклицание, завершающее мантру, которая сопровождает возлияние очищенного масла в огонь при совершении жертвоприношения богам. [99] Ашвамедха – Жертвоприношение коня, т. е. торжественное, длительное жертвоприношение, которое совершалось при посвящении на царство великими царями с участием подвластных им царей-вассалов. Перед началом такого жертвоприношения выпускался на волю жертвенный конь и за ним следовали войска, которые подчиняли все области и царства, куда бы ни направлялся конь. Поэтому совершать такое жертвоприношение могли только могущественные цари. [100] Раджасуя – Букв. «царственное жертвоприношение», «рождение царя», обряд посвящения, знаменовавший утверждение суверенной власти правителя над другими царями; совершался исключительно кшатриями, длился более двух лет. [101] Пундарика – Букв. «лотос», вид особого жертвоприношения. [102] Госава – Жертвоприношение, участнику которого предписывается в течении года вести «образ жизни, подобающий коровам»: смирение, безобидность, доброта, мягкость, не злобливость – качества, свойственные этим священным животным. [103] Ишвара, Ишана, Иша – Букв. «владыка», имеется в виду Махешвара – «великий владыка» или Махадева – «великий бог», т. е. Шива, носящий эти эпитеты. [104] Нарака – Ад, адский мир. [105] Яджнясени – Эпитет Драупади, букв. «дочь Яджнасены (т. е. царя Друпады)». [106] Настики – Последователи атеистического вероучения. Название происходит от санскр. «на асти» т. е. «не есть». [107]...отнимается...как у шудры – Знание Вед. – брахманские тексты строжайше воспрещали шудрам изучение Вед: «Если шудра услышит Веду, пусть зальют ему уши расплавленным воском или смолой; если он твердит священные тексты, пусть вырежут ему язык; если он хранит их в памяти, да рассекут ему тело надвое». [108] Вьяса (Вьясадэв) – имя или прозвище легендарного мудреца Кришны-Двайпаяны (см. Кришна-Двайпаяна). Согласно легендам, Кришна-Двайпаяна разделил Веды на четыре сборника или собрания (самхиты). Вследствие этого он получил прозвище Вьяса – «расчленитель», «разделитель». [109] Васиштха – Один из семи риши, духовных сыновей Брахмы; легендарный мудрец, почитающийся домашним жрецом солнечной династии царей и автором ряда ведических гимнов, в особенности же VII мандалы Ригведы. [110] Нарада – Божественный мудрец, который в индийской мифологии признаётся сыном Брахмы, Творца вселенной. Нарада почитается посредником между миром богов и людей. Согласно представлениям индийцев – один из великих гандхарвов. [111] Ломаша – Святой мудрец, посланец Индры, сопровождающий Пандавов в паломничестве к тиртхам. [112] Шука – Сын Вьясы, с детства придававшийся подвижничеству, достиг совершенства и попал на небеса. Согласно легендам, Шука родился из семени мудреца Вьясы, которое истекло при виде небесной апсары Гхритачи в то время, когда она странствовала по земле в виде попугая-самки. Поэтому он получил имя Шука, что означает «попугай». У вишнуитов Шука почитается философом, который поведал Бхагавата-пурану царю Парикшиту. [113] Шастры – Древние священные книги, сборники предписаний, обязанностей. В позднейшую эпоху под шастрами понимаются дисциплины по различным отраслям знаний, основанных на Ведах. В наше время под шастрами часто понимают руководства по различным научным дисциплинам. [114]...лучшего примера и не найти... – Юдхиштхира имеет в виду, что чудесное рождение Драупади и брата ее Дхриштадьюмны явилось результатом подвижнических усилий и ритуальных действий брахманов Яджи и Упаяджи. [115] Кашьяпа – Древний ведический мудрец, сын Маричи, внук Брахмы, дед Ману, прародителя человечества. От своей супруги Адити породил богов во главе с Индрой. От Дити и Дану – демонов: дайтьев и данавов. От других дочерей Дакши произвел на свет разнообразные существа: птиц, зверей и т. д. [116] Пинака (Аджагава) – Лук Шивы. [117] Хара – Букв. «уносящий», «сокрушающий», «разрушитель» – один из эпитетов Бога Шивы. [118] Меру (Сумерупарвата, Золотая гора) – Название мифической горы, на которой расположены небо Индры и города богов с их небесными обитателями. По представлениям хинду, Меру находится в Хималаях. Отождествляется с Рудра-Гималаями в Гарвале, откуда Ганга берет свое начало. [119] Ума – Одно из имен Парвати, супруги Шивы (Махадевы), дочери Хималая и Мены. [120] Шанкара – Букв. «благосклонный», «дарующий счастье», эпитет Шивы. [121] Пожиратель жертв – Агни, жертвенный огонь. [122] Вритра – Демон, убитый Индрой. [123] Васава – «Властитель Васу», «глава над всеми Васу», имя бога Индры. [124] Бхава – Букв. «сущий», эпитет Шивы. [125] Капардин – Носитель капарды (отшельническая прическа, при которой волосы стянуты в узел на макушке, по форме напоминающий раковину – капарду, или заплетены в косицу), имя Шивы как бога-аскета. [126] в обители Бадари – Две горы в окрестностях совр. Бадринатха почитаются как места подвижнических свершений двух древних святых, ипостасей Вишну: Нары и Нараяны, новыми воплощениями которых в Махабхарате считаются Арджуна и Кришна. [127] Варуна – Одно из главных божеств ведического пантеона, которое олицетворяло собою небесный свод. Впоследствии Варуна был низведен в разряд второстепенных божеств и занял место Владыки вод (Апам пати). [128] Кубера (Вайшравана) – Бог богатства и бог-хранитель севера, повелитель якшей и гухьяков (добрых полубогов). Он почитается хранителем сокровищниц Индры. Местопребывание его на горе Кайласе. [129]...бестелесными праотцами... – Питары – обожествленные предки, живущие после смерти в небесном мире. [130] Мартанда – Букв. «рождающийся из мертвого яйца», эпитет солнца, встречающийся еще в ведическую эпоху. [131] Шакра – Букв. «могучий», эпитет Индры. [132] Айравата – Слон Индры, вышедший из вод океана во время пахтанья его богами и асурами. [133] (На фоне) белого зонта, несомого над его головой... – Белый зонт служил в Индии эмблемой царского достоинства. [134] Ниватакавачи – Букв. «облаченные в непробиваемые панцири», разряд ракшасов. [135]...в битве, завязавшейся из-за Тараки... – Междоусобная битва богов (при участии демонов), поводом к которой явилось похищение Сомой супруги Брихаспати – Тары, или Тараки. [136] Антака – Губитель, Смерть, Конец (всему), эпитет бога Ямы. [137] Матали – Сута (колесничий) Индры, его посланец и советник. [138] Завоеватель богатств – Эпитет Арджуны. [139] Панчалы – Союзники и родственники Пандавов со стороны Драупади (царь Панчалы – Друпада, отец Драупади; царевич Дхриштадьюмна – брат Драупади и др.). [140] Сатьяки – Он же Ююдхана, внук Шини (Шайнея), воин-герой из рода ядавов. [141] Бибхатсу – Букв. «чувствующий отвращение», Арджуна. [142] Джанардана – «возмущающий или смущающий людей», эпитет Кришны. [143] Обладатель Гандивы – Эпитет Арджуны. [144] Медовая смесь – Мадхупарка (см. аргхья). [145] Артха – Дхарма, артха, кама (триварга) – три цели (ценности) человеческой жизни: дхарма (соблюдение религиозного, морально-этического долга, божественного закона, справедливости), артха (польза, цель, выгода обеспечивающая материальное благополучие) и кама (удовольствия, эмоционально-чувственные наслаждения, желания, любовь). Позже к этим трем компонентам добавили четвертый – мокша (освобождение от материальных уз) как итог неукоснительного претворения трех остальных. [146] Адитья – Сын Адити, обычно бог Солнца. [147] Нишады – Народ, проживавший в Западной Индии на территории совр. Раджастана. [148] Видарбха – Царство с одноименной столицей (совр. Вархад в северной части штата Махараштра). [149] Шачи (Индрани, Пауломи) – Богиня, супруга Индры. [150] Шри – Богиня красоты, часто отождествляется с Лакшми, богиней счастья и богатства, и считается супругой Вишну. [151] Кандарпа (Кама, Камадева, Манматха, Прадьюмна) – Бог любви. [152] Ашвины – Букв. «всадники», близнецы, два ведических божества, олицетворяющих собой утреннюю и вечернюю зарю, сыновья бога Солнца Сурьи и апсары Ашвини, принявшей образ божественной кобылицы. [153] Сваямвара – «собственный выбор», свадебный обряд, при котором девушка выбирает себе жениха из числа приглашенных ее отцом претендентов, которые должны показать свое воинское умение. [154] Парвата – Легендарный мудрец, почитающийся посланником богов. Парвата всегда выступает в сопровождении мудреца Нарады. [155] Камадух (Камадугха, Камадхену) – Божественная корова, «исполняющая все желания» (т. е. из которой можно выдоить все, что желаешь) в небесном мире Индры. [156] Манматха – Букв. «смущающий душу», эпитет бога любви Камы. [157] Бхогавати – Город змеев-нагов в нижнем мире. [158] Двапара – Имя божества, олицетворяющего игральные кости, а также название юги (периода) – Двапараюга, предшествующего веку Кали (Калиюге). [159] Кали – Имя божества, олицетворяющего злую судьбу, а также Калиюгу – последний из четырех мировых периодов индийской мифологии, который считается веком зла и насилий, несущих страдания. Олицетворяя собою дух зла, Кали неизменно выступает и во время игры в кости как их очко, в то время как сами игральные кости олицетворяются в виде божества Двапары. [160]... как помочился – После отправления нужды, во избежания осквернения, арию, в соответствии с требованиями очистительного ритуала, предписывается, в числе прочих действий, пятикратно омыть обе ноги, затем омыть лицо и несколько раз прополоскать рот. [161] «быком среди коров» – Вероятно, название выигрышной кости при одном из способов игры. [162] Сута – Возница, представитель воинской касты. Сопровождая своих повелителей на битву, возницы, или суты, бывали свидетелями их боевых подвигов и воспевали их. [163] Аванти – Страна в южной части плато Мальва, включая долину реки Нармада и Западный склон гор Виндхья; Столица Удджаини (совр. Уджайн). [164] Виндхья – Горный хребет, создающий естественную границу между Северной Индией и южной частью Деканского полуострова. [165] Пайошни – Река Пурна, приток Тапати. [166] Кама – Бог любви и желания. Изображается в виде крылатого юноши с луком из сахарного тростника и пятью стрелами из цветов, (др. рим. Купидон, др. греч. Амур). [167] Пишачи – Разновидность злых духов, пожирателей человеческих трупов. [168] Анги (веданги) – Части вед или вспомогательные науки: 1) фонетика, 2) обрядовый ритуал, 3) грамматика, 4) этимология, 5) метрика и 6) астрономия. [169] Упанги – Развившийся в русле ведийской традиции комплекс из четырех (иногда – пяти), по древнеиндийской классификации, вспомогательных дисциплин, которые считаются приложениями к Веданге. Наряду с философскими системами ньяя и миманса, к Упангам традиционно относятся Дхармасутры, Пураны, а также тантристские сочинения. [170]...как царь драмидов – Широкое культовое и декоративно-символическое использование цветов издревле было характерно для дравидийских народов Индии («драмида» – вариант формы «дравида» и одновременно праформа совр. «тамил» – этнонима крупнейшего из дравидоязычных народов); лишь постепенно проникло оно в обще индуистский обиход. Дравидские цари Южной Индии имели обычай носит составленные из различных цветов в различных комбинациях гирлянды и венки, имевшие значение геральдических эмблем. [171] Манибхадра – Имя брата Куберы и царя якшей. [172] Чеди – Название народа и страны, отождествляемой с нынешним Бунделкхандом (северная часть Мадхья Прадеша и южная часть Уттар Прадеша). Столицей Чеди считался город Шуктимати, а наиболее известными ее правителями – цари Дамагхоша и Шишупала. [173]...остатками еды... – Дамаянти ставит условие, чтобы с ней, поскольку она «знатна по рождению», не обращались как с шудрянкой. Согласно «Законам Ману», шудр надлежит кормить остатками от трапезы «дваждырожденных.» [174] Наги (или змеи-наги) – Мифические змеевидные демоны, относящиеся к разряду полубогов. Наги имеют лицо человеческое, а хвост змеи, и обитают в Патале, подземном царстве. Нагами также называют и кобр. [175] Шатаман – Название древней крупной, весом около 50 гр, серебряной монеты. [176] …«счастливого дня» – «Объявление счастливого дня», состоящее в произнесении особой мантры и в окроплении участников ритуала священной водой, являлось элементом многих обрядов жизненного цикла. [177] Рати – Богиня наслаждения (любовной страсти), дочь Дакши и супруга Камы. [178] Раху – Демон-данава; с помощью хитрости испил напитка бессмертия – амриты во время пахтанья океана, но Вишну-Нараяна, предупреждённый Сомой (Чандрой, (богом Луны)) и Сурьей (богом Солнца), отсёк ему голову, когда амброзия только проникла в его горло. Голова Раху вознеслась на небо и стой поры время от времени поглощает Солнце и Луну, вызывая затмения. [179] Рохини – Богиня, супруга Сомы (Луны). [180] Колчерукий – Короткорукий. [181]...десятью завитками... – Наиболее благоприятными знаками на теле коня считались десять завитков шерсти, расположенных попарно на голове, груди и других частях тела. [182]...в (стране) Синдху рожденные кони – Синд и северо-западные области древней Индии, были главными, прославленными центрами коневодства. [183] Бхангасвари – Ритупарна, сын царя Бхангасвары. [184] Йоджана – Мера длины, равная четырем крошам – 14-15 км. [185] Коти – Единица счета, совр. крор (десять миллионов или сто лакхов). [186] Вибхитака (бибхитака) – В индийском фольклоре вибхитака постоянно характеризуется примерно так же, как в христианстве – «иудино древо», осина. [187]...десять главных и промежуточных сторон света – Т. е. четыре главных (север, восток и т. д.) и четыре промежуточных (юго-восток, северо-запад и т. д.) направления, а также зенит и надир; иначе говоря – «все пространство». [188]...прополоскав рот... – Индуисты соблюдают древний обычай полоскания рта перед и после каждого принятия пищи. [189]...красные одежды... (ярко-оранжевые, цвета шафрана) – Отшельнические одежды. [190] Веданги или анги – Части вед или вспомогательные науки: 1) фонетика, 2) обрядовый ритуал, 3) грамматика, 4) этимология, 5) метрика и 6) астрономия. [191] Совершитель сотни жертвоприношений (Шатакрату) – Эпитет Индры. [192] Савитри – Богиня, олицетворяющая собой ведический стих Гаятри (из гимна Солнцу-Савитару). Почитается матерью вед. Считается дочерью Солнца и супругою Брахмы. Савитри нередко сопровождает Парвати, супругу Шивы, а в более поздний период отождествляется с ней. [193] Прадакшина составляет важнейший элемент паломнической практики. Паломники совершают правосторонний (по часовой стрелке) обход вокруг не только храмов и тиртх, но также священных городов, рек, гор и доже целых областей. [194] Тиртха – Священное место, место паломничества, место священных омовений. [195] Бхагиратхи – Одно из названий реки Ганги (Бхагиратхи-Ганга). [196] Врата Ганги – Харидвар. [197] Агништома – Прославление Агни, пятидневное жертвоприношение сомы, совершаемое весной. [198] Удача царей – (шриматам) букв. обладающих Шри (Богиня удачи и преуспеяния). [199] Ятудханы – Духи-оборотни, обладающие огромной силой. [200] Город слона – Хастинапур – Столица страны куру. [201] Адхарма – Не дхарма, противоположное дхарме (безбожие). [202] Данавы – Демоны, потомки Дану от Кашьяпы, которые, как и дайтьи, сражались против богов. Данави – демоницы. [203] Вайвасвата – Букв. «сын Солнца», здесь – эпитет Ямы, бога смерти [204] Рамбха – Имя апсары. [205] рождённый из сосуда – Эпитет Агастьи. [206] Идхмаваха – Букв. носящий дрова. [207] Критаюга (Деваюга) – Золотой век. В мифологии хинду различаются четыре мировых периода, или юги: 1) Сатьяюга или Критаюга – Золотой век, 2) Третаюга – Серебряный век, 3) Двапараюга – Медный век и 4) Калиюга – черный, железный век. Продолжительность первого периода равна 1 728 000 земным годам, второго – 1 296 000, третьего – 864 000 и четвертого – 432 000. Все четыре юги вместе составляют одну «Великую югу» – Махаюгу, или Манвантару («период Ману»), длительность которой равна 4 320 000 лет. [208] Нараяна и Нара – Два легендарных мудреца, или риши, первоначально выступающие в виде единого образа (Нара-Нараяна) и почитающиеся воплощением Вишну. Нараяна изображается покоящимся на водах молочного океана. Согласно Махабхарате, Арджуна отождествляется с Нарой, а Кришна с Нараяной. [209] Тваштри – Букв. творец, один из Адитьев, создавший для Индры оружие ваджру и копьё амогха. Иногда ассоциируется с Вишвакарманом – зодчим богов. [210] Вашат – Возглас, произносимый жрецом-хотаром. После чего адхварью совершает возлияние огню. [211] существа четырёх родов – 1) «рождающиеся из чрева», т.е. люди, животные; 2) «происходящие из яйца»; 3) «рождающиеся из испарений тепла»; 4) «рождающиеся из-под земли». [212] Хавья – Приношение, сжигаемые на жертвенном огне для богов. [213] Кавья – Приношения, сжигаемые на жертвенном огне, предназначенные предкам.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.10.116 (0.189 с.) |