Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологическая основа темперамента.
Люди издавна пытались найти органическую основу темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 4 веке до н.э., объяснял феномен темперамента соотношением в организме различных жидкостей. Он считал, что у одних может преобладать сангва (греч.) – кровь, у других флегма – плазма, у третьих – холес – желчь, у четвертых – мелана холес – черная желчь. Отсюда и названия темпераментов, терминология которых сохранилась до наших дней.
В начале ХХ века русский ученый И. Павлов выделил 2 типа высшей нервной деятельности: ВНД
сильный слабый
неуравновешенный уравновешенный
подвижный спокойный
К.Г.Юнг
экстраверт интроверт (внутренний мир заполнен общением (обращен в свой собственный с другими людьми – холерик, внутренний мир – флегматик, сангвиник) меланхолик) Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Любопытно, что благополучные семейные пары с устойчивыми и максимально совместимыми отношениям отличаются противоположными темпераментами. Универсальными партнерами являются флегматики, к ним подходит любой тип, кроме своего собственного.
"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко. Человек является носителем всех типов темперамента, какой-то из них может доминировать. Крайние проявления с возрастом сглаживаются. Самовоспитание, самоконтроль помогают человеку строить гармоничные отношения с окружающими. Врожденные свойства не исчезают, а компенсируются самоконтролем и условиями среды. Если темперамент подчеркивает природные особенности человека в его отношении к различным событиям, то характер выявляет социальное начало в человеке, его отношение к жизни. В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа. Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является врожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера. Различают характер определённый (наличие у человека одной или нескольких ярко выраженных черт) и неопределённый (выраженность черт отсутствует или слабая). Структура характера: 1 группа: отражается отношением человека к действительности (к другим людям, к себе, к труду, к предметам культуры) 2 группа: волевые черты характера, определяющие умение и готовность человека управлять своим поведением. Это готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, решительности, дисциплинированности. Карл Леонгард считал, что у 20-50% людей некоторые черты характера заострены, что при критической обстановке приводит к конфликтам и нервным срывам.
Крайняя выраженность нормы черты характера, вслед за которой следует патология, называется акцентуация характера. Часто встречается у подростков. Виды акцентуаций характера: Гипертимный. Люди склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатое до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние. Не терпят власти над собой, тенденция к доминированию, лидерству. В патологии – невроз навязчивых состояний. Ригидный. Застревающий тип. Люди злопамятные, сильно одержимы одной идеей. Иногда могут давать аффективные вспышки, проявлять агрессию. В патологии – паронояльный психопат. Эмотивный. Преувеличенная эмоциональная чувствительность, резкая смена настроения по незначительному поводу. От настроения зависит все: работоспособность, самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера, способны глубоко чувствовать, переживать. В любви ранимые как никто другой. Болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими. Педантичный. Черты ригидности, трудно переключаются с одной эмоции на другую. Любят, чтобы всё было на своих местах. Идея порядка, пунктуальности и аккуратности – главный смысл жизни. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, раздражительны, агрессивны В патологии – эпилептоидная психопатия. Тревожный. Люди меланхолического или холерического склада с очень высоким уровнем тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности, пугаются ответственности, опасаются неприятностей для себя и близких, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений. Циклотимный. Резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое – длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные. Демонстративый. В патологии – психопатия истерического типа. Сильно выражен эгоцентризм, стремление быть в центре внимания. Если нет способностей выделиться, привлекают внимание антисоциальными поступками. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду, могут быть определены внешне.
Неуравновешенный. Склонность к повышенной импульсивности, эмоциональности. В патологии – эпилептоидная психопатия. Дистимный. Склонность к расстройствам настроения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощаются в контактах и предпочитают одиночество. Экзальтированный. Склонность к аффективной экзальтации, близко к демонстративности (но там из-за характера и темперамента). Большой диапазон эмоциональных состояний в крайних проявлениях.
Вопросы для самоподготовки:
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.01 с.) |