Лекции по разделу: «строение, функции и гигиена нервной системы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекции по разделу: «строение, функции и гигиена нервной системы».



Лекция №1

Лекция №2.

Рис. 2. Строение сегмента спинного мозга.

Рефлекторная деятельность спинного мозга. Спинной мозг получает информацию с рецепторов кожи, мышц, туловища и конечностей, внутренних органов. Информация с рецепторов поступает к центрам спинного мозга. В спинном мозге находятся исполнительные отделы нервных центров, с участием которых осуществляется целый ряд наиболее простых и сложных рефлексов: сгибания и разгибания конечностей; потоотделения; мочеиспускания; дефекации; сердечнососудистых, дыхательных, пищевых, обмена веществ. Все рефлексы спинного мозга в естественных условиях осуществляются с участием головного мозга, включая кору больших полушарий.

Проводниковая деятельность спинного мозга. Она осуществляется за счет наличия в спинном мозге проводящих путей, которые образованы промежуточными нейронами. Проводящие пути структурно-функционально соединяют нейроны спинного мозга с нейронами других отделов ЦНС. Проводящие пути делят на восходящие и нисходящие пути. По парным восходящим спинокортикальным путям информация с нейронов спинного мозга поступает к нейронам коры больших полушарий, по спиноталамическим — к нейронам промежуточного мозга, по спиномозжечковым — к нейронам мозжечка. По нисходящим кортикоспинальным путям программа действия передается от нейронов коры больших полушарий головного мозга" к нейронам спинного мозга, по руброспинальным — от нейронов красного ядра среднего мозга, по вестибулоспинальным — от вестибулярных ядер продолговатого мозга, по ретикулоспинальным — от нейронов ретикулярной формации, по тектоспинальным — от нейронов бугров четверохолмия к нейронам спинного мозга. В итоге обеспечиваются полноценные приспособительные соматические и вегетативные реакции организма.

Структура головного мозга:

- задний мозг: продолговатый мозг, Варолиев мост, мозжечок.

- средний мозг: четверохолмие, красное ядро, черная субстанция, ножки мозга

- передний мозг (подкорка): промежуточный мозг, базальные ганглии.

- передний мозг: лимбическая система, левое и правое полушария, кора больших полушарий.

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ И ВАРОЛИЕВ МОСТ.

Продолговатый мозг и Варолиев мост — структурно-физиологическое образование ЦНС - образованы нейронами. Они, объединяясь, образуют ядра ряда черепно-мозговых нервов — тройничных, отводящих, лицевых, слуховых, языкоглоточных, блуждающих, добавочных, подъязычных и соответственно нервные центры, эфферентные звенья рефлекторных дуг ряда рефлексов. В черепномозговых ганглиях располагаются рецепторные нейроны, образующие афферентные звенья рефлекторных дуг ряда рефлексов. Продолговатому мозгу присущи два вида деятельности: рефлекторная и проводниковая. Ему характерна большая сложность выполняемых функций, чем спинному. Все реакции, осуществляемые продолговатым мозгом, более сложные.

Рефлекторная деятельность. Скопления нейронов продолговатого мозга образуют нервные центры, осуществляющие следующие жизненно важные рефлексы: дыхания, сердечнососудистый, пищевой, сосания, жевания, глотания, мигания, кашля, чихания, слезоотделения, рвоты, углеводного обмена, потоотделения, тонуса мышц.

Проводниковая деятельность. Нейроны продолговатого мозга и варолиева моста связаны с нейронами спинного мозга и всех других отделов ЦНС посредством проводящих путей. От них идут ретикулоспинальный и вестибулоспинальный проводящие пути, кортикоспинальный и спинокортикальный пути здесь переключаются на новые нейроны. На нейронах продолговатого мозга и варолиева моста заканчиваются кортикобульбарные пути.

СРЕДНИЙ МОЗГ

 

Средний мозг — структурно-физиологическое образование ЦНС. Нейроны его объединяются и образуют: четверохолмие, красное ядро, черную субстанцию, ядра глазодвигательного и блокового нервов. Каждому образованию присуща определенная роль.

Четверохолмие. Состоит из передних и задних бугров. Передние бугры получают информацию со зрительных рецепторов и обеспечивают зрительные ориентировочные и сторожевые рефлексы, которые выражаются в повороте глаз и головы в сторону действия зрительных раздражителей, повышении тонуса мышц сгибателей конечностей, учащении сокращений сердца, повышении давления крови в сосудах, учащении дыхания. Задние бугры воспринимают информацию со слуховых рецепторов и обеспечивают слуховые ориентировочные и сторожевые рефлексы, выражающиеся в настораживании ушей и повороте головы в сторону звука, повышении тонуса мышц сгибателей конечностей, учащении сокращений сердца и дыхания.

Красное ядро. Получает информацию с мозжечка, подкорковых ядер, коры больших полушарий. Участвует в формировании программы действия, которую посылает к нейронам вестибулярного ядра продолговатого мозга, обеспечивающего мышечный тонус. Красное ядро, обеспечивая торможение деятельности мотонейронов, играет большую роль в распределении тонуса мышц, координации двигательных реакций.

Черная субстанция. Взаимосвязана с полосатым телом и бледным шаром. Обеспечивает пластический тонус мышц, участвует в регуляции сложных, точных, тонких двигательных реакций — жевания, глотания, а также вегетативных реакций — дыхания, тонуса сосудов, сокращений сердца. Средний мозг выполняет проводниковую функцию и рефлекторную функцию. Последняя выражается в ориентировочных рефлексах на зрительные и звуковые раздражители, которые проявляются в повороте головы и туловища; регуляции мышечного тонуса и позы тела.

МОЗЖЕЧОК

Мозжечок — структурно-физиологическое образование ЦНС. Нейроны его объединяются и образуют ядра мозжечка, поверхностный слой, или кору. Анатомически он состоит из двух полушарий и средней части, которая их соединяет. Ядра мозжечка связаны проводящими путями с корой больших полушарий, средним и продолговатым и спинным мозгом. В связи с этим в мозжечке различают три зоны: корковую, вестибулярную и спинальную. Нейроны мозжечка имеют прямые и обратные связи с ретикулярной формацией.

Мозжечок получает информацию с рецепторов мышц, глаз, вестибулярного аппарата, с коры больших полушарий. Участвует в обеспечении тонуса мышц, позы, координации движений, оптимальной возбудимости и лабильности вегетативных и соматических центров, равновесия тела при движении.

РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ

Ретикулярная, или сетчатая формация, представляет собой самостоятельное структурно-физиологическое образование ЦНС, которое расположено главным образом в продолговатом и среднем мозге. Нейроны ее имеют короткие и ветвистые отростки, которые переплетаясь, образуют подобие сети. Нейроны объединяются в ядра. Отростки нейронов ретикулярной формации идут к различным отделам ЦНС и образуют восходящую и нисходящую системы. Ретикулярная формация через симпатическую нервную систему осуществляет облегчающие и тормозящие деятельность влияния на все нервные проводники, рецепторы и все внутренние органы, мышцы, оказывает свое влияние на все нервные центры. Поддерживает тонус коры больших полушарий. Ретикулярная формация обеспечивает состояние бодрствования и сна, уча ствует в расшифровке поступающей информации с рецепторов путем регуляции потока импульсов. По нисходящим путям программа передается к нервным центрам, нервным проводникам, рецепторам, органам и обеспечивает повышение или понижение их возбудимости и тем самым оптимальную деятельность.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ

Промежуточный мозг представляет собой самостоятельное структурно-физиологическое образование ЦНС, нейроны которого имеют большую физиологическую значимость в нервных центрах. В нем выделяют три основных самостоятельных структуры: таламус, или зрительные бугры, гипоталамус, или подбугровая область, и эпиталамус, или надталамическая область, — свод и эпифиз.

Таламус, или зрительные бугры представляет собой скопление ядер, образованных нейронами. Все ядра таламуса по физиологической значимости делят на специфические, ассоциативные, моторные и неспецифические.

Специфические ядра таламуса имеют двухсторонние прямые связи с определенными участками коры больших полушарий. Они получают информацию со всех рецепторов организма, подвергают ее первичному анализу и переключают на пути к коре больших полушарий. Таким образом, благодаря циркуляции информации с рецепторов между специфическими ядрами таламуса и сенсорными нейронами коры больших полушарий происходит анализ, синтез и обеспечивается целостное восприятие поступающей информации.

Нейроны ядер таламуса связаны с нейронами гипоталамуса, участвующими в регуляции деятельности внутренних органов и мышц.

Ассоциативные ядра таламуса получают информацию от специфических ядер. Они связаны с нейронами коры больших полушарий и участвуют в интеграции деятельности различных образований мозга.

Моторные ядра таламуса получают информацию от мозжечка и базальных ганглиев. Посылают информацию в моторную зону коры больших полушарий и участвуют в регуляции Движений.

Неспецифические ядра таламуса не имеют прямых связей с конкретными участками коры больших полушарий. Они образуют широкие взаимные связи со специфическими ядрами таламуса и получают информацию с них. Получив информацию, они рождают собственные импульсы и передают их в ту область коры больших полушарий, в которую в данный момент поступает специфическая информация, активируя нейроны коры и повышая их общий тонус. Повышенный тонус нейронов коры — условие для полноценной деятельности их.

Гипоталамус. Образует вентральную часть промежуточного мозга. Состоит из нейронов, которые объединяются в ядра гипоталамуса. Нейроны ядер гипоталамуса продуцируют либерины и статины, регулируют деятельность передней доли гипофиза.

В ядрах гипоталамуса расположены нервные центры. В передних ядрах — высший отдел парасимпатической иннервации, с которого обеспечиваются общие парасимпатические приспособительные реакции; в задних ядрах — высший отдел симпатической иннервации, обеспечивающий симпатические эффекты. В средних ядрах находятся нервные центры регуляции всех видов обмена веществ и энергии, голода и насыщения, терморегуляции, деятельности желез внутренней секреции, половой системы, лактации, почек.

В целом гипоталамус обеспечивает интеграцию деятельности вегетативной, эндокринной и соматической систем; участвует в регуляции поведенческих реакций.

Эпиталамус. Он является железой внутренней секреции. Его называют счетчиком времени. Это своего рода биологические часы.

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

Лимбическая система — самостоятельное структурно-физиологическое образование, которое кольцеобразно охватывает основание переднего мозга на границе со стволовой частью мозга. Лимбическая система включает в себя отдельные скопления нейронов: гиппокамп — основная структура системы, поясная извилина, мамилярные тела и др. Она связана с корой больших полушарий, подкорковыми ядрами, таламусом, гипоталамусом и ретикулярной формацией.

Нейроны лимбической системы принимают большую часть информации с различных рецепторных полей тела и внутренних органов. Совместно с корой больших полушарий, подкорковыми ядрами, таламусом, ретикулярной формацией участвует в анализе и синтезе ее, формировании программы действия, которую передают на исполнительные органы через гипоталамус, обеспечивая постоянство условий внутренней среды организма, вегетативные реакции. Лимбическая система участвует в механизмах памяти, контроле активности мозга, в формировании эмоциональной окраски поведения животных.

ПОДКОРКОВЫЕ ЯДРА (базальные ганглии).

Подкорковые ядра, образованные нейронами, располагаются в белом веществе больших полушарий головного мозга. Они представляют собой самостоятельные структурно-физиологические образования. Наиболее изучены из них: хвостатое ядро, скорлупа и бледный шар, называемые стриопалаидум. Он имеет обширные связи с другими отделами центральной нервной системы.

Паллидум или бледный шар. Важный отдел нервного центра, обеспечивающий согласованную деятельность всех мышц туловища. Он образован большими нейронами. Получая афферентную информацию с полосатого тела и рецепторов скелетных мышц, он совместно со спинным, продолговатым, средним мозгом, мозжечком, ретикулярной формацией, таламусом и корой больших полушарий формирует программу действия, обеспечивающую согласованную деятельность всех мышц туловища при сложных двигательных реакциях.

Стриатум, или полосатое тело. Включает в себя хвостатое ядро и скорлупу, образовано мелкими нейронами. Стриатум получает афферентную информацию с сенсорной зоны коры больших полушарий и черной субстанции среднего мозга. Аксоны нейронов полосатого тела направляются к бледному шару и черной субстанции. Аксоны нейронов бледного шара направляются к ядрам промежуточного и среднего мозга. От ядер таламуса эфферентный путь идет к двигательным нейронам коры. Благодаря циркуляции информации по этим связям формируется программа действия, обеспечивающая согласованную деятельность мышц туловища и внутренних органов, целенаправленные движения.

3. Возрастные особенности спинного и головного мозга.

Спинной и головной мозг новорожденного и шестимесячного ребенка внешне примерно такие, как и у взрослого, и отличаются только деталями, размерами и весовым показателем. Длинна спинного мозга и его масса зависят от возраста и пола человека. Головной мозг ребенка к моменту рождения не заканчивает своего развития. Количество нейронов, образующих его такое же, как у взрослых, но в течение всего периода детства продолжается рост нервных волокон и изменения формы отростков. Масса мозга новорожденного ребенка составляет 380 - 400 г. У взрослого человека средний вес головного мозга 1360 г. Спинной мозг ребенка 2,5 месяцев по типу клеток соответствует спинному мозгу взрослого. Микроскопическое строение спинного мозга у детей и подростков не имеет существенных отличий от взрослого, чего нельзя сказать о клетках головного мозга. Продолговатый мозг семилетнего ребенка почти не отличается от продолговатого мозга взрослого человека. Мозжечок новорожденного готов к выполнению функций. У младших школьников наблюдается уже значительная координация движений. У десятилетних детей завершается формирование функций мозжечка.

Вопросы и задания.

1. Составить глоссарий терминов.

2. Что такое рефлекс? Привести примеры безусловных и условных рефлексов.

3. Составить рефлекторную дугу любого рефлекса.

4. Зарисовать в тетрадь схему строения сегмента спинного мозга и обозначить основные структуры.

5. Какие отделы включает в себя головной мозг.

6. С чем связана отличительная особенность микроскопического строения клеток головного мозга взрослого человека и ребенка.

Лекция №3

Рис. 3. Отделы головного мозга.

 

 

 

 

 

Лобные доли — высшие отделы человеческого мозга, достигают своего полного развития лишь у человека. У человека они занимают 29 процентов поверхности коры, в то время как у человекообразной обезьяны -16, у собаки — 7, у кошки — 3 процента. Лобные доли, играют важнейшую роль в организации целенаправленной деятельности, подчинении ее стойким намерениям, побудительным причинам (мотивам). При поражении лобных долей целенаправленное осмысленное поведение становится невозможным, любое случайное отвлекающее обстоятельство побуждает к неоправданному поведению. Такой больной не может сосредоточиться на цели, он ведет себя как автомат: увидел лестницу — идет по ней, увидел проходящего мимо человека — непроизвольно пошел за ним, увидел звонок — позвонил; он может зайти, как в дверь, в открытые дверцы шкафа, а потом долго беспомощно стоять там. Он не может решить простейшей арифметической задачи, хотя примеры на сложение и вычитание решает, не может активно писать при сохранности техники письма и т. д.
Остальные доли ведают приемом, переработкой и хранением информации, поступающей от органов чувств. В затылочной доле находятся центры зрения, в височной — центры слуха и обоняния, в теменной — центры кожных ощущений (тепла, холода, давления).
Область передней центральной извилины — моторная (или двигательная) область коры, причем верхняя ее часть управляет движением ног, середина — движениями рук, нижняя — движениями лица. Клетки премоторной зоны, лежащие перед передней центральной извилиной, обеспечивают объединение отдельных движений в плавный поток. При поражении клеток этой зоны движения теряют плавность, производятся рывками и толчками. При поражении более глубоких слоев этой зоны человек оказывается не в состоянии прекратить раз начавшееся монотонное движение и продолжает его, часто вплоть до полного изнеможения. Например, начав писать цифру «3», он не может остановиться и чертит бесконечное количество кружочков, сам удивляясь невозможности прекратить движение. Другой больной, начав строгать доску, оказался не в состоянии закончить работу, острогал доску до конца и принялся строгать верстак'
Правое и левое полушария головного мозга в отношении осуществляемых функций не являются симметричными. Они «ведают» противоположными половинами тела (левое полушарие — правой половиной тела, и наоборот). Центры речи расположены в левом полушарии (правое полушарие в этом смысле «немое» и «глухое»). Левое полушарие отвечает также за логическое мышление, письмо, счет. Доминирует у правшей. Правое полушарие участвует в распознавании зрительных, музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве. Доминирует у левшей.
Можно выделить и другие участки, или поля (группы клеток, отличающихся специфической формой, величиной и строением), работа которых связана с теми или иными психическими проявлениями. Подобная специализация групп нервных клеток, выражающаяся в том, что они играют различную роль и выполняют различные функции, называется локализацией функций («локализация» — от латинского слова «локос» — место, приуроченность явления к определенному месту). В XIX в. психологи и физиологи очень увлеклись идеей локализации психических функций и поисками соответствующих «центров». Появились карты мозга, напоминающие мозаику или лоскутное одеяло. Сначала таких центров насчитывали 52, а впоследствии больше 100. Считалось, что каждой психической функцией ведает один и притом строго определенный участок мозга. Были попытки даже обозначить центры тех или иных способностей и черт характера (даже таких, как «агрессивность», «добродушие», «бережливость», «остроумие», «любовь к животным» и т. д.). Дальнейшие исследования показали ошибочность всех этих представлений. Ни о какой узкой локализации не может быть и речи. Особенно это касается высших психических функций, таких, как мышление, память, воображение. В их осуществлении принимает участие не одна зона коры, а целая система взаимосвязанных зон, и каждая играет свою особую роль. По этой причине при частичном разрушении одного из участков мозга дефект компенсируется за счет других сохранившихся участков. Наиболее впечатляющий пример такой компенсаторной деятельности мозга — жизнь Луи Пастера, известно го ученого, прославившегося своими исследованиями в борьбе против бешенства. Мозговое кровоизлияние в возрасте 46 лет уничтожило у него кору правого полушария. Пастер умер через 27 лет после кровоизлияния, причем эти годы были годами его творческого подъема. Исследование его мозга показало, что он творил в сущности одним левым полушарием.
Итак, локализация функции в коре головного мозга человека не дает оснований считать, что отдельные области коры функционируют изолированно друг от друга. Кора больших полушарий объединяет деятельность отдельных центров в одно целое.

 

2. Вегетативная нервная система.

Вегетат и вная н е рвная сист е ма, часть нервной системы, регулирующая деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения, а также обмен веществ и тем самым функциональное состояние всех тканей организма позвоночных животных и человека. По ряду анатомических и физиологических признаков вегетативную нервную систему делят на две части: симпатическую и парасимпатическую. Центры симпатической нервной системы находятся в грудных и поясничных сегментах спинного мозга. Центры парасимпатической нервной системы расположены в среднем и продолговатом мозге и в крестцовых сегментах спинного мозга. Главный нерв парасимпатического отдела передающий её влияние ко многим органам тела,— блуждающий нерв. Высший контроль над вегетативной нервной системой осуществляется центрами больших полушарий головного мозга, которые обеспечивают целостное реагирование организма и поддерживают необходимое соответствие интенсивности основных жизненных процессов — обмена веществ, кровообращения, дыхания и др. — текущим потребностям организма. Возбуждение симпатического отдела способствует интенсивной деятельности организма; возбуждение парасимпатического отдела, наоборот, способствует восстановлению затраченных организмом ресурсов. На многие органы симпатический и парасимпатический отделы оказывают противоположное влияние, являясь функциональными антагонистами. Так, под влиянием импульсов, приходящих по симпатическим нервам, учащаются и усиливаются сокращения сердца, повышается давление крови в артериях, расщепляется гликоген в печени и мышцах, увеличивается содержание глюкозы в крови, расширяются зрачки, повышается чувствительность органов чувств и работоспособность центральной нервной системы, суживаются бронхи, тормозятся сокращения желудка и кишечника, уменьшается секреция желудочного сока и сока поджелудочной железы, расслабляется мочевой пузырь и задерживается его опорожнение. Под влиянием импульсов, приходящих по парасимпатическим нервам, замедляются и ослабляются сокращения сердца, понижается артериальное давление, снижается содержание глюкозы в крови, возбуждаются сокращения желудка и кишечника, усиливается секреция желудочного сока и сока поджелудочной железы и др. Деятельность и состояние некоторых органов находятся под контролем только симпатических нервов: таковы потовые железы, большинство кровеносных сосудов (исключая сосуды языка, слюнных желёз и половых органов, для которых сосудосуживающими являются симпатические нервы, а сосудорасширяющими — парасимпатические нервы), надпочечники, матка. Роль симпатического отдела в приспособлении организма к различным жизненным ситуациям, требующим напряжения сил. В опасных для жизни, чрезвычайных условиях, угрожающих самому существованию организма и требующих напряжения всех его сил (например, при удушье, кровопотере, нападении врага, травме и т.п.), а также и при эмоциональных реакциях приходит в состояние возбуждения. Этим объясняются как учащение и усиление сердечных сокращений, расширение кожных сосудов и покраснение лица при радости, так и побледнение кожных покровов, потоотделение, появление гусиной кожи, торможение желудочной секреции и изменение кишечной перистальтики при страхе, расширение зрачков при гневе, болевых ощущениях и др.

Рис. 4. Вегетативная нервная система (красный цвет-симпатический отдел, синий цвет - парасимпатический отдел).

 

Вопросы и задания.

1. Каково строение коры больших полушарий?

2. От чего зависят умственные способности человека?

3. Могут ли восстанавливаться клетки нервной системы?

4. Какие функции выполняют полушария головного мозга?

5. Каковы особенности строения вегетативной нервной системы?

6. Из каких частей состоит вегетативная нервная система и каковы анатомические и функциональные различия между ними?

7. Как осуществляется регуляция деятельности внутренних органов?

 

 

Лекция №4

Основы учения о высшей нервной деятельности. Теория ВНД. Условия и механизмы образования условных рефлексов.

1. И. М. Сеченов и И. П. Павлов - создатели учения о высшей нервной деятельности.

Мыслители прошлого Платон, Гиппократ высказывали предположение о связи мозга с психической деятельностью человека. Мозг называли «седалищем души». Во втором веке до н. э. римский врач К. Гален создал свою теорию. Он считал, что все впечатления из внешнего мира входят в мозг человека через глаза по особым воздушным путям. Теория просуществовала 15 веков. Началом подлинно научного этапа изучения мозга и психической деятельности человека явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (все психические акты - есть рефлексы). И. П. Павлов создал новое направление в физиологии - физиологию высшей нервной деятельности (ВНД). Период научной деятельности И.П. Павлова в физиологии назван Павловским. Началом этого периода является переход физиологии от изучения процессов, считавшихся чисто физиологическими, к процессам психическим. Этому периоду свойственно: 1) изучение организма в его целостности и естественных условиях; 2) признание за корой головного мозга ведущей роли во взаимодействии организма со средой и во всех жизненных процессах; 3) идея нервизма, т. е. признание ведущей роли нервной системы в различных проявлениях деятельности организма. Учение об условных рефлексах разработал И. П. Павлов. Это учение лежит в основе физиологии ВНД. Физиология ВНД изучает механизм деятельности больших полушарий головного мозга, обеспечивающих наиболее оптимальное взаимодействие организма с окружающей средой. Физиология ВНД дает возможность обосновать научные основы обучения и воспитания ребенка, объяснить особенности его поведения.

2. Образование условных рефлексов.

Проведенные И. П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро- или итерорецепторов. Для их образования необходимы следующие условия: 1) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно предшествовать действию безусловного раздражителя (для оборонительного двигательного рефлекса минимальное время равно 0,1 сек.). При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает; 2) в течение какого - то времени действие условного раздражителя должно сочетаться с действием безусловного раздражителя (т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным). Такое сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно; 3) нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей. В противном случае, кроме вырабатываемого подкрепляемого рефлекса, будет возникать еще и ориентировочный, или рефлекс внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.).

3. Механизм образования условных рефлексов.

 

При действии безусловного раздражителя - пищи - импульс доходит до коркового представительства пищевого центра. У собаки наблюдается безусловный слюноотделительный рефлекс (А). На безусловный (не относящийся к данному виду деятельности) сигнал - свет лампочки - импульс от сетчатки поступает в зрительную зону коры. Слюноотделения не возникает (Б). Если условный раздражитель (свет лампочки) предшествует или совпадает с безусловным (пища), то после многократного повторения замыкается связь между пищевым и зрительными центрами (В). Возникает условный рефлекс. Животное отвечает специфической реакцией слюноотделения на действие условного сигнала - света лампочки (Г).

Количество условных рефлексов в повседневной жизни велико. Процесс образования условных рефлексов требует соблюдения определенных правил. Первый этап заключается в обязательном проявлении врожденной биологической потребности (в зрелом возрасте и приобретенной социальной потребности). Например, пищевой (чувство голода), половой (половое влечение, забота о потомстве), ориентировочный (информационный голод), защитно-оборонительный (угроза жизни). Позднее, по мере взросления все большее значение приобретают социальные потребности (иметь рабочее место, построить дом, обработать огород, получить образование). Второй этап приобретения памяти заключается в подборе раздражителя, который должен отложиться в памяти (превратиться в условный). Например, время приема пищи, урока, пространство (столовая, спальня, игровой класс), информация (слово, содержание, книги, игры на компьютере). третий этап подкрепления. Это процесс ликвидации потребности (безусловный рефлекс). Так, если кормление голодного (ликвидация чувства голода) осуществляется постоянно в одно и то же время - это время - условный раздражитель, т. е. запоминается. Если свидание влюбленных - в одной обстановке, то обстановка - это условный раздражитель, т. е. запоминается, если отличная отметка учителя следует за правильным ответом ученика (ликвидация информационного голода), то эти знания прочно отложатся в памяти учеников. Другими словами, оценка (подкрепление) - хорошо - плохо, можно - нельзя - того или иного поведения или поступка учащегося, проводимая учителем, родителями, обществом и т. д. будет способствовать формированию их характера, здорового образа жизни и здоровья в целом. При выработке новых условных рефлексов в качестве подкрепляющего фактора могут быть использованы условные рефлексы (знания, умения, навыки), выработанные ранее.

Вопросы и задания.

1. Как образуются условные рефлексы?

2. Что такое высшая нервная деятельность и что лежит в основе высшей нервной деятельности?

3. Составить таблицу «Отличительные особенности безусловных и условных рефлексов.

4. Привести примеры условных рефлексов и составить рефлекторную дугу любого условного рефлекса.

 

Лекция №5

Лекция №6

Лекция №7

 Физиологические механизмы сна и бодрствования. Нарушение ВНД детей, их профилактика.

1. Биологические ритмы и их влияние на жизнь человека.

Одной из важнейших особенностей процессов протекающих в живом организме является их ритмический характер. День сменяет ночь, а зима - лето. Все в природе подчинено определенным ритмам. Замечено, что растения в течение суток ритмически то расправляли листья и венчики цветков, то закрывали их. И это происходит и на свету и в темноте. С тех пор накоплено огромное количество фактов, показывающих, что все живое имеет свои «биологические часы», а способность к ритмической деятельности передается генетически. Биоритмы - это повторение того или иного состояния через равные промежутки времени. Биоритмы человека связаны с явлениями в природе на Земле и во Вселенной. Повышение солнечной активности ведет к ухудшению здоровья, бессоннице, к росту числа дорожных аварий и т. д. Вращение Земли вокруг собственной оси определяет суточные ритмы человека. В сутках 24 часа. Такие биоритмы- циркадные ритмы. Деятельность человека зависит от времени человека. В течение суток меняются многие показатели работы организма. Изменяется частота сердцебиения, температура тела, артериальное давление. Ученые пытались «навязать» организму человека 16- и даже 48- часовые ритмы, помещая испытуемых в специальные условия эксперимента. Но адаптироваться к новому ритму организм человека так и не смог. Французский спелеолог Мишель Сифр провел в глубокой подземной пещере 205 дней в полном одиночестве. Ложился и вставал, когда хотел, ел, когда хотелось есть. Оказалось организм исследователя «жил» в ритме суток продолжительностью в 24 часа. Одной из самых изученных и теперь уже известной многим является суточная динамика температуры тела. На рассвете - 36º С, в поддень - 36,4 ºС, вечером - 36,8 ºС. Затем понижается. Деятельность человека обусловлена не только биологическими, но и социальными условиями. Задача состоит в том, чтобы сблизить биологические и социальные факторы.

2. Ритмы жизнедеятельности и индивидуальность человека.

Работоспособность - потенциальная способность человека на протяжении заданного времени с определенной эффективностью выполнить максимально возможное количество работы. Работоспособность меняется как в течение суток, так и в течение недели. Понедельник - 98%, вторник - 105%, среда - 109%, четверг - 96%, пятница - 95%, суббота - 94%.

Типы людей по времени максимальной трудоспособности:

1. Жаворонки. Высокая работоспособность в первой половине дня и со сниженной во второй половине дня, особенно к вечеру. ¼ взрослого населения относят к жаворонкам.

2. Совы. Высокая работоспособность вечером. Относится 30% взрослого населения.

3. Голуби. Суточная динамика работоспособности не имеет выраженных колебаний. Относится 45% взрослого населения.

Суточные колебания работоспособности влияют на режим дня. И. П. Павлов указывал, что основу режима составляет динамический стереотип.

Режим дня - это ежедневный точный распорядок труда и отдыха, приема пищи, сна. Режим дня должен быть стабильным и динамичным. Обязательно и ежедневно должны выполняться такие основные компоненты распорядка дня, как время пробуждения и засыпания, длительность прогулок, время приема пищи. Остальные виды деятельности могут меняться по срокам и продолжительности их выполнения.

Значение режима дня:

1. Обеспечивает нормальное развитие организма, сохраняет здоровье.

2. Способствует выработке полезных привычек, воли, организованности.

3. Предохраняет человека от переутомления.

4. Приводит к выработке динамического стереотипа.

3. Сон.

Одним из составляющих режима дня является сон. Сон - это периодическое функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Согласно концепции И. П. Павлова, сон - это внутреннее торможение коры. Торможение широко распространяется по коре головного мозга в нижерасположенные отделы. Причины возникновения сна разные: действие слабых однообразных раздражителей, условные рефлексы на установившееся время сна, на подготовку к нему, на горизонтальное положение тела, на темноту и т. д. Продолжительность сна может зависеть от возраста. У новорожденных - 21 час, в 4 года - 12 часов, в 10 лет - 10 часов, в 14 лет - 8-9 часов; взрослые должны спать - 7-8 часов. Исследования показывают, что третью часть жизни человек проводит во сне. За время ночного сна у человека наблюдается 3-5 периодических смен медленного и быстрого сна.

- Медленный сон. Наступает после засыпания, длится 60-90 минут. Снижается обмен веществ и активность сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем мышцы расслабляются, температура понижается. Сновидения отражают процессы мышления и пересказ событий прошедшего дня, они абстрактны и познавательны. Может происходить разговор во сне, возникают ночные страхи у детей и снохождение (лунатизм).

- Быстрый сон. Наступает после медленного сна, длится 10-15 минут. Активизируется деятельность внутренних органов: учащается пульс, дыхание, повышается температура, сокращаются глазодвигательные, мимические мышцы и мышцы конечностей. Возбуждение нейронов затылочной доли. Появляются реалистичные эмоциональные сновидения со зрительными, звуковыми и обонятельными образами. Сновидения И. М. Сеченов называл «небывалыми комбинациями бывалых впечатлений». Происходит классификация и упорядочение поступившей за день информации. Лишение человека этой стадии сна приводит к расстройствам памяти и психическим заболеваниям.

Во время сна гипоталамус находится в возбужденном состоянии, ретикулярная формация заторможена, кора не активизируется.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.086 с.)