Блок. Понятие общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок. Понятие общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений.



Слияние, объединение людей, создание общности, какой-то

Человеческой целостности; «контакт»

Передача сообщений, обмен информацией между людьми, перенесение какого-либо содержания; «отношение»

Встречное движение участников общения, взаимопроникновение, нередко носящее тайный, священный или интимный характер. «взаимодействие»

Если определить общение через понятие «контакт», то получится так: Общение — это установление и развитие людьми контактов друг с другом.

Теперь определим через понятие «отношение»: Общение — это межличностные отношения, связывающие людей друг с другом.

И через «взаимодействие»: Общение — это процесс взаимодействия между людьми.

Можно через запятую объединить их все:

Другое важное отличие языка животных от человеческой речи состоит в том, что их язык всегда представляет собой генетически фиксированную систему, состоящую из определенного для каждого вида ограниченного количества сигналов, тогда как человеческая речь постоянно обогащается новыми элементами путем создания но-

вых комбинаций из составляющих ее акустических компонентов. Например, люди используют множество различных языков — каждый народ говорит на своем. Многие люди знают два языка и более.И это только по отношению к естественным языкам. А ведь кроме

них человечество создало немало искусственных языков — математических, профессиональных, технологических и пр. И постоянно продолжает создавать все новые.

 

7. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе.

Становление человеческих форм общения происходило по нескольким направлениям.

Подражание как форма передачи социального опыта.

По мере развития стадных отношений общественные люди совершенствовали свои подражательные способности, копируя различные элементы поведения друг друга, закрепляя в совместном опыте наиболее полезные из них.  Важная линия развития может быть отмечена в самом факте «демонстрационного манипулирования». Наличие предмета общения — одно из ключевых звеньев в процессе становление человека и собственно человеческого взаимодействия.

Возникновение проблемы взаимопонимания.

Человеческим приобретением является широкое использование новых средств указания: к типично животным (плач, крики, телодвижения...) добавляются указательные жесты и искусственные средства, такие как условные действия и звуки, назначенные для этого предметы (палочки, камни и пр.). Каменные протознаки, указывавшие на ситуации,

могли указывать и на коллективные события: например, в неком месте все были очень напуганы сильным животным, но сумели победить его. Разыгрывание затем исходного сценария вокруг того же камня-метки (сделанного, возможно, случайно, а затем и преднаме-

ренно) — это уже ритуальное указание на произошедшее событие. Каждый чувствует примерно одно и то же состояние, вспоминает единое для всех событие и таким путем эмоционально понимает (!) другого. Главное в том, что при этом возникла собственно человеческая потребность в понимании.

Возникновение семантической реальности. В ходе формирования человека современного типа люди переходили от индексных средств, характерных для животных, к символическим, а затем и к собственно знаковым. Особенность знаков состоит в их независимости от ситуации, в том, что их комбинирование позволяет не только создавать (описывать) разнообразные ситуации, но даже создавать совершенно новые. Вместо реальных плача, крика, телодвижений и эмоций средствами указания могли стать их знаковые заместители — рисунки, пиктограммы и, наконец, слова. Вся сложная система знаковых заместителей реальных предметов, явлений и событий составляла семантическую реальность (виртуальную по отношению к непосредственно воспринимаемой), расширяла возможности обозначения смыслов (коллективных и индивидуальных), сообщения о них друг другу.

Человеческое общение лишь потому человеческое, что в качестве коммуникативных средств

выступают символы и, в особенности, знаки.

 

8. Общение в системе межличностных и общественных отношений.

В реальном общении заключаются не только межличностные отношения т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но и общественные отношения, которые по своей природе являются безличными. Но и в тоже время человеческие отношения являются многообразными и не ограничиваются лишь межличностным контактом, в более широкой социальной среде человеческие отношения требуют так же построения системы связей, что само по себе не мыслимо без общения.

Само по себе общение является вынужденным процессом жизнедеятельности людей, поэтому оно в любом случае осуществляется вне зависимости от межличностных отношений, то есть оно будет в любом случае происходить, вне зависимости от того какое отношение имеет один человек к другому, положительное или отрицательное.

На макроуровне общение характеризуется как реализация общественных отношений. И здесь общение должно состоятся в любом случае, даже если социальные группы или индивиды представители этих социальных групп, противоположны друг другу.

К.Маркс говорил о том, что общение во-первых это безусловный спутник человеческой истории (подразумевается значимость общения в развитии общества), во-вторых безусловный спутник в повседневных контактах людей.

По мере развития экономических, социальных и других общественных отношений развивались, изменялись и формы общения. Человек являющийся представителем некой социальной группы, общается с представителями другой социальной группы тем самым реализует два вида отношений: безличные, как представитель социальной группы и личностные, как индивид.

Например торговец в магазине продавая товар берет за это деньги, и деньги здесь выступают как средство общения в системе общественных отношений, а продавая товар торговец так же общается и с покупателем, что является личным общением при котором используется устная речь.

 

9. Функции общения.

Словарь социально-психологических понятий (Коллектив... 1987) выделяет четыре класса функций общения.

1.  Инструментальные функции — обслуживание различных видов групповой предметно-направленной деятельности. То, что без общения людям трудно было бы выполнять любую совместную деятельность, не требует специального обоснования. Именно этот аспект использования общения, эксплуатации заложенных в нем возможностей для самых разнообразных целей и составляет сущность инструментальной функции общения.

2. Психологические функции — развитие отдельных психиче-ских процессов и форм психической деятельности человека (общение составляет необходимое условие развития психических функций; сам процесс общения позволяет людям сохранять свое психологическое благосостояние; ради того чтобы общение состоялось, люди изменяют себя так,чтобы быть способным общаться, и в этом изменении рождаются

основные психические новообразования)

3 Социально-психологические  функции — реализация тех

психологических возможностей, которые могут быть обеспечены в рам-

ках социальной активности людей:

· коммуникативная — обеспечение возможностей передавать

друг другу информацию, понимать друг друга

· самоутверждение и самоактуализация личности

· развитие взаимоотношений между участниками

· группообразование и развитие групповых процессов

· cохранение группового единства и целостности

4. Социальные функции — предоставление обществу необхо-

димых для его существования и развития возможностей:

· передача индивидуального и общественного опыта от пред-

шествующих поколений к последующим, обеспечение преемствен-

ности и развитие в жизни человеческого общества;

· организация социального взаимодействия;

· формирование всех видов общественных отношений: деловых,

правовых, экономических, социально-психологических и других;

· функционирование в качестве одного из важнейших элемен-

тов образа жизни личности, коллектива, общества.

2 блок. Проблема общения в истории философии и культуры.

Интерес к общению возник в классический период античности ( Сократ, Платон), когда происходило смещение акцентов в сторону «целостного пластического восприятия человека». Такое видение позволило обратить внимание философов на общение как «некое единение душ». Общение-диалог в этот период становится «эталонной формой взаимовоспитательных человеческих контактов» (С.Т. Вайман). Это обусловливалось, прежде всего, новым пониманием процесса общения, которое воспринималось как «проблемное, концептуальное «кувыркание», позволяющее пробиться к рождению истины через погружение в «смысловую бездну». При этом важным было и то, что античные философы воспринимали общение как «взаимовоспитательные» контакты, в процессе которых возможно воспитание себя как личности, способной к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Новое осмысление человеческого общения связано с эпохой Возрождения и становления гуманизма, с периодом, когда человеческое существо воспринималось как особый микрокосмос, стягивающий вокруг себя окружающий мир (П. Мирандола, Н. Кузанский), как «модель мира» (Леонардо да Винчи). Провозглашение «экспансионизма» человека повлекло за собой художественное исследование человеческого общения в произведениях Д. Алигьери, Дж. Боккаччо, Ф. Петрарки и др. Именно они создали чувственно-разумную модель человеческого общения, основанную на идеях активной самореализации человека, свободы воли, нравственности, любви, и подкрепляемую принципами доброты, равенства всех людей, гармонии. Однако всепоглащенность внутренним миром человека во многом заслонила от философов Возрождения отношения человека к человеку (определяющие сущность общения), которые, если и рассматривались, то только как познавательные, венчаемые «актом божественного творения».

В Эпоху Просвещения понимание сущности человека и человеческих отношений, основывается на вере в природную доброту, возможности создания общества «свободы, равенства и братства».

блок. Понятие общения. Общение в системе межличностных и общественных отношений.

1. Предмет психологии общения.

круг проблем, решаемых психологией общения:

· определение общения —главный исследовательский вопрос: что это такое?

· (психологические) функции общения —главные исследовательские вопросы: зачем, для чего?

· генезис общения (формирование человеческого общения в фило-,

антропо– и онтогенезе) —главные исследовательские вопросы: откуда берется, как возникает?

· структура общения —главный исследовательский вопрос: как устроено?

· процессы общения, их динамика —главные исследовательские вопросы: что происходит, каким образом работает?

· классификация, выделение видов общения —исследовательские вопросы: каким бывает общение, какие виды существуют?

· средства общения —исследовательские вопросы: с помощью чего, какого инструмента?

· отдельные соотношения — для науки очень характерно стремление находить связи и зависимости между различными сферами человеческого опыта и(или) фрагментами мира, поэтому в психологии весьма популярны сравнительные исследования по таким проблемам: общение и личность, общение и группа,и др.;

· сбои в общении — поиск ошибок, сбоев и нарушений, изучение закономерностей их возникновения и протекания.

· характеристики (признаки) конструктивного общения

Психология общенияэто раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Говоря здесь о психологической специфике, мы имеем в виду, что процессы общения в принципе могут быть рассмотрены не только под психологическим, но и под иными углами зрения – социологическим, лингвистическим и т.п.

 

2. Основные аспекты общения: содержание, цель, средство.

Сложность общения очевидна в его структуре. В общении выделяют

три взаимосвязанных стороны:

Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми; но это не просто передача информации, но и ее формирование,уточнение, развитие.  

Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. В ходе выполнения деятельности для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность.

Перцептивная сторона выражается в восприятии одним партнером по общению другого партнера; в восприятии не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» характеристик, т.е. формированиии представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

по целям общение делится на биологическое и социальное:

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Классификация функций общения по целям:

- контактная, цель которой – установление взаимодействия, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

- информационная, цель которой – обмен сообщениями, т.е. прием–передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

- побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению для направления его на выполнение определенных действий;

- координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

- понимания, цель которой – не только адекватное восприятие смысла сообщения, но адекватное восприятие партнерами друг друга (их намерений,установок, переживаний, состояний и т.д.);

- эмотивного побуждения, цель которой – пробуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

- установления отношений, цель которой – осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

- оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок,мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.  Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями.  Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства: кинестетические средства (это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении); направление взгляда и визуальный контакт; выражение лица; выражение глаз; поза; дистанция; кожные реакции (покраснение, испарина); вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые): связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте); не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением: физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.); такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

 

3. Виды общения по содержанию, целям и средствам.

Виды общения по средствам:

1) вербальное общение

2) невербальное общение

Виды общения по целям:

1) биологическое

2) социальное общение

Виды общения по содержанию:

1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

 

4. Основные подходы к определению понятия «общение».

По происхождению слово «общение» указывает на действия «собираться вместе», «объединяться», «совокупляться» (образовывать совокупность).

Круг значений слова «общение» состоит как минимум из трех больших семантических полей:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.211 (0.037 с.)