Жизнь как категория наук об обществе и культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизнь как категория наук об обществе и культуре



 

1. Общая характеристика философии жизни.

2. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь (А. Бергсон, В. Дильтей и др.)

3. История как одна из форм проявления жизни (О. Шпенглер).

 

 1. Общая характеристика философии жизни.

  Философия жизни – направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно.

Главное понятие философии жизни – «жизнь» - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически – как живой организм, и психологически – как поток переживаний, и культурно-исторически – как «живой дух», и метафизически – как исходное начало всего мироздания.

Несмотря на различие указанных вариантов, философия жизни выступила, прежде всего, против характерного для конца XIX - начала XX вв. господства методологизма и гносеологизма. Она требовала перейти от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия.

Жизненное начало не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествляющая бытие с духом, идеей; ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, отождествляющие бытие с мертвой материей, поскольку каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности.

 

Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции. Интуитивное знание не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту.

По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Философия жизни: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.

Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым обращено внимание философии жизни, является средство искусства – символ.

Философия жизни критикует научную форму познания, наука неспособна постичь текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям

 

2. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизнь (А. Бергсон, В. Дильтей и др.)

 

В философии А.Бергсона (1859-1941) «жизнь» не есть биологический процесс. Она рассматривается по аналогии с сознанием и интуицией.

Жизнь, по Бергсону, есть «жизненный порыв», свободный и необратимый. Материя не что иное, как момент остановки этого порыва. Жизнь – непрерывно обогащающееся действие, в то время как материя распадается и деградирует, что подтверждает второе начало термодинамики. Он ищет движущую силу развития в каком-то духовном начале: в Боге для мира в целом, в «жизненном порыве» для жизни. 

Жизненный порыв, преодолевая в человеке все препятствия, становится творческой активностью, основные формы которой искусство, философия, мораль и религия.

Общественную жизнь Бергсон трактует как проявление все того же» жизненного порыва». Большей частью мы живем «внешней жизнью», для других, а не для себя. Лишь путем «углубленного размышления» мы можем достичь нашего истинного «Я». Первое он обозначает как «замкнутую душу», второе – как «открытую». «Открытая» душа индивидуальна, свободна, надсоциальна.

Он различает «замкнутое» и «открытое» общество. Первое, возникшее на основе принуждения с целью сохранить целостность и устойчивость существующей социальной структуры, основанное на угнетении, «обеспечивает связность группы, склоняя все индивидуальные воли в одной цели». «Открытое общество» должно объединять все человечество и строиться на любви, взаимной симпатии, возникающей из «духовного порыва», который раскрывает перед избранными личностями мир свободы и любви.

Для Дильтея «жизнь» - это «факты воли, побуждения и чувства», непосредственно данные нам в качестве «переживаний». Действительность он рассматривает как «жизненный опыт», несводимый к разуму и поэтому иррационален. «Жизнь» нельзя поставить перед судом разума» - писал Дильтей. «Творческий процесс», «жизнь» исключают закономерность и всеобщность, «жизнь» и разум несоизмеримы. На место всеобщего закона ставиться «индивидуальный закон», т.е. судьба, постижимая только через интуицию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.005 с.)