Лекция №4: Институты государственной власти в области национальной безопасности Российской Федерации. Контроль за сферой обеспечения национальной обороны и безопасности государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №4: Институты государственной власти в области национальной безопасности Российской Федерации. Контроль за сферой обеспечения национальной обороны и безопасности государства.



Лекция №4: Институты государственной власти в области национальной безопасности Российской Федерации. Контроль за сферой обеспечения национальной обороны и безопасности государства.

Вопросы:

1. Институты государственной власти в России.

2. Общество и его институты.   

3. Понятие и правовые аспекты исполнительной власти.

4. Федеральные органы исполнительной власти РФ.

5. Теоретические подходы к понятию контроль и надзор.

6. Система органов судебной власти РФ.

7. Российская Федерация и международная безопасность.

 

Общество и его институты

    Общество - это совокупность индивидов, социальных групп и классов и складывающихся между ними отношений.

  Социальные группы - это такая совокупность индивидов, которая имеет свои собственные интересы и своей деятель­ностью оказывает влияние на поведение других людей. Социальные группы могут быть большими и малыми, вре­менными и постоянными, формальными и неформальными. Неформальные группы характерны личными, неформальны­ми связями (семья, туристическая группа, группа соседей и т. д.).


  Наряду с понятием общества в науке существует понятие гражданского общества. Гражданское общество как явление рассматривается в сопоставлении с государством. Схематич­но, несколько упрощенно гражданское общество можно рассматривать как сферу за рамками самого государства.

 

  Граж­данское общество — это система субъектов и отношений, в определенной мере независимая от государства, сфера, где господствуют частный интерес, частная собственность, экономически независимые, свободные, юридически равноправ­ные субъекты. Гражданское общество складывается из таких институтов, как семья, церковь, независимые от государства средства мас­совой информации, предпринимательские структуры, поли­тические партии, профсоюзы и иные общественные объеди­нения и т. п.

  Гражданское общество — это «царство эконо­мических отношений»                          (К. Маркс). И как раз эти отношения и составля­ют основу гражданского общества, а в свою очередь гражданское общество - социально-экономическую основу государства.      

Государственная власть и ее обоснование

  Понятие и структура власти. В политико-юридической ли­тературе отсутствует единообразное понимание власти. Это обусловлено различными философско-методо­логическими подходами к данному явлению.

  Необходимо указать также на то, что власть — сложное, многостороннее явление, проявляющееся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т. д.

  Сложность, многосторонность этого явления на­ходит отражение в различных характеристиках, приписывае­мых власти, в соответствующих словосочетаниях: власть бур­жуазная, власть трудящихся, власть парламента, власть президентская, правительственная, прокурорская, законодательная, судебная, партийная, еди­ноличная, диктаторская, тоталитарная, демократическая, коллегиальная, сильная, централизованная, законная, узурпированная, формальная и реальная и т. д.

  В нашей литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу, другие — как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов, третьи — как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам, четвертые — как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной об­щности других людей. Власть понимается так же, как управ­ление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществ­ляющие власть.

  Ни одно из приведенных определений власти не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сто­рону власти. Но очевидно и то, что для анализа власти необходимо выбрать одно из них в качестве стержневого системообразующего, опираясь на ко­торое можно было бы свести в единую структуру (идеальную модель) все моменты, стороны, признаки, методы существо­вания и функционирования власти.

  Коль скоро рождаются и существуют общественные функ­ций, необходим и носитель этих функций — субъект власти. Носителем, субъектом политической власти является, прежде всего, государство, его органы и иные политические институ­ты, формирующиеся из людей.

  Каждая общественная функция проявляется в человече­ской деятельности. Власть проявляется в деятельности субъ­ектов власти, носящей различный характер.

  Субъект власти. В государственно-организованном об­ществе происходит институционализация власти, создаются ее специальные институты (система органов государства), вы­деляется особая группа людей, осуществляющих власть и составляющих людской субстрат этих институтов. Выделение таких людей есть следствие порождения обществом необходимых управленческих и иных функций, т. е. разделения тру­да. С выделением из общества субъектов власти управление начинает осуществляться на функциональной основе.

  Диалектика совпадения властвующего и подвластного в демократическом государстве должна проявляться в лично­стном и институциональном плане. Каждый гражданин госу­дарства — лицо не только подвластное, но он вправе и дол­жен выступать в качестве частичного (как член общества) первоначального носителя и источника власти. То же самое можно сказать и об отдельных институтах влас­ти. Каждый из них в одном отношении выступает как субъ­ект власти, а в другом — как объект власти. Nemo est supra legem (никто не находится выше закона).

  Способы осуществления власти. Любая власть проявляется в деятель­ности соответствующих субъектов, власть государства — в де­ятельности его органов и должностных лиц. Основные на­правления этой деятельности именуются функциями государства.

  Принуждение как атрибут власти. Властвующий субъект при необходимости может поставить подвластного в ситу­ацию принуждения — такое со­стояние, когда подчиненный оказывается перед вы­бором одной из только неблагоприятных последствий своих будущих действий, опираясь на свою шкалу ценностей, т. е. выбирает меньшее зло. Очевидно, что государствен­ная власть опирается на принуждение, осуществляемое упол­номоченными на то агентами государства, т. е. его органами (должностными лицами).

  Государственная власть осуществляется не только путем принятия правовых решений нормативного и индивидуаль­ного характера, опирающихся на принуждение, но и более мягкими способами: с использованием рекомендаций, призывов, не являющимися по своей приро­де правовыми средствами. Например, взятие на себя обязательства вознаграждения за определенную деятельность               (премии, награды, установление различного рода льгот — на­логовых, пенсионных и т. п.).

  Основания власти. Общество порождает необходимые властные функции, поскольку в са­мом обществе имеются для этого основания. К их числу от­носятся экономическая и социальная структуры общества, требующие определенного порядка и согласованности их эле­ментов.

  Вопросы о социальной основе и о социальном источнике легитимации власти тесно связаны. Общество — это не только совокупность нескольких поколений людей, но и сис­тема различных отношений (экономических, политических, нравственных и т. п.). В этом плане оно — первопричина, порождающая власть.

  Демократические доктрины и политические документы сов­ременности в качестве источника власти рассматривают на­род. Эта идея заложена в конституциях многих современных государств, где она обычно выражается в словах «власть при­надлежит народу», «народ является источником власти».

  Легитимация и узурпация власти. Провозглашение сувере­нитета народа, даже и в конституциях, — лишь заявление о необходимости его реализации. Государственная власть (суверенитет) осуществляется системой органов государства. На­родный же суверенитет становится государственным при ус­ловии легитимации государственной власти. Законной и со­циально обоснованной является лишь легитимная власть.

  Государ­ственная власть легитимируется нормами права. Актом легитимации демократической власти яв­ляются выборы коллегиальных представительных органов власти. Легитимная власть — это власть, установленная в со­ответствии с процедурой, предусмотренной нормами права. Если актом легитимации высших органов власти и местного самоуправления являются, как правило, выборы, то легитимация иных звеньев власти происходит также путем конкурса и назначения, осуществляемых выборными или иными органами в соответствии с их компетенцией и в по­рядке, предусмотренном законом.

  Нелегитимная власть является узурпаторской. Она пред­ставляет собой захват власти незаконными ме­тодами с опорой на грубую силу или нарушение процедуры выборов, использование власти в целях, не предусмотренных законом, и методами, противоречащими ему.

  Термин «узурпация власти» употребляют, говоря о ее высших эшелонах. Применительно к отдельным долж­ностным лицам используются такое понятие, как «превышение власти». Эти действия в правовом государстве уголовно на­казуемы.

  Любая, в том числе и государственная, власть должна иметь основание и в системе норм нравственности. В своем функционировании она должна ориентироваться на общече­ловеческие нравственные ценности и способствовать их ут­верждению. Власть, преследующая цели и использующая методы, противореча­щие нравственным ценностям и нормам, безнравственна точ­но так же, как и та, которая образована, учреждена аморально. Нравственно необоснованная власть, как правило, является и властью нелегитимной, ибо законы обязывают носителей власти соблюдать и нормы нравственности.

  Власть экономически, социально, юридически, нравст­венно обоснованная и эффективно действующая, утверждаю­щая ценности, принятые в обществе, становится в его глазах авторитетной. Авторитет власти облегчает ее действие, мини­мизирует необходимость государственного принуждения, ста­билизирует общество, способствует достижению его целей.

  Теперь рассмотрим, какие институты власти существуют в Российской Федерации.

  Начнём с того, органы государственной власти РФ – это организации и учреждения, обладающие государственной властью и реализующие её.

  В соответствии с принципом разделения властей они делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

  Высшим органом законодательной власти в нашей стране является Федеральное собрание РФ, он принимает законы и контролирует органы исполнительной власти.

  Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, оно осуществляет государственное управление и исполняет законы, принятые Федеральным собранием.

  Высшими органами судебной власти РФ являются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, они восстанавливают справедливость, наказывая тех, кто нарушает законы.

  Институты государственной власти:

 

· Парламент - высший законодательный и представительный орган власти.

· Правительство - высший исполнительный орган.

· Глава государства и его роль в структуре институтов власти.

· Судебная власть, как вид государственной власти.

 

  Итак, государственную власть в РФ осуществляют Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный и Верховный Суды РФ, а также Президент РФ.

  В осуществлении государственной власти Президенту РФ помогают Администрация Президента РФ, Государственный Совет РФ, Совет Безопасности РФ, комиссии. Эти органы не входят в систему органов государственной власти. Также в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления (МСУ).

  Взаимосвязь и взаимозависимость органов государственной власти обеспечивается системой сдержек и противовесов, которая позволяет органам государственной власти контролировать друг друга. Так, Госдума может отправить Правительство в отставку; Президент ежегодно отчитывается перед Федеральным Собранием, а также может распустить Госдуму или наложить вето на закон.        

  Система сдержек и противовесов имеет важное значение, поскольку защищает граждан от монополии какой-либо одной ветви власти.

  Согласно Конституции РФ, органом, осуществляющим исполнительную власть в РФ, выступает правительство. Оно управляет государственными делами и задачами, контролирует их реализацию. Однако только правительством исполнительная власть не ограничивается. Она реализуется системой и структурой органов, которые пребывают в иерархической взаимосвязи.

Таблица. Сравнительное описание системы и структуры ИВ

Терминология Описание
Терминология Описание
Система Более общее понятие. Включает правительство, ведомства, министерства. Выделяются две ступени власти: федеральную и региональную — обе они формируют единую систему (ст. 77 Конституции). К первой относятся министерства, федеральные службы и агентства. К региональному уровню причисляют министерства, комитеты, департамент, главуправление. Субъекты устанавливают собственную систему ИВ, опираясь на предписания законодательства
Структура Уточняет государственные формирования, образующие систему, то есть определяются конкретные органы, должности, наделенные полномочиями в какой-либо сфере деятельности (министерство здравоохранения, транспорта, обороны, финансов, внутренних дел, культуры, морская коллегия, комиссия по законопроектам и так далее)

 

  Президент РФ наделен главенствующей ролью в формировании системы и структуры ИВ. На уровне законодательства эти вопросы не регламентированы.

  ВНИМАНИЕ! На основании собственных указов Президент утверждает структуру правительственных элементов, редактирует ее. Но полномочия могут определяться не только распоряжениями главы страны, но и федеральной законодательной базой.

Статья 1. Основные понятия

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований (далее - специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

  Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

  1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об обороне" и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

  2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

· централизованное руководство;

· заблаговременность, плановость и контроль;

· комплексность и взаимосогласованность.

  3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее - мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;

(пп. 14 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 55-ФЗ)

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

19.1) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

(пп. 19.1 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее - граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------    

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

  В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. (абзац введен Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

 

Статья 1. Судебная власть

  1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 N 1-ФКЗ)

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Статья 276. Шпионаж

  Передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, то есть шпионаж, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

(в ред. Федерального закона от 12.11.2012 N 190-ФЗ)

  наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

 

Лекция №4: Институты государственной власти в области национальной безопасности Российской Федерации. Контроль за сферой обеспечения национальной обороны и безопасности государства.

Вопросы:

1. Институты государственной власти в России.

2. Общество и его институты.   

3. Понятие и правовые аспекты исполнительной власти.

4. Федеральные органы исполнительной власти РФ.

5. Теоретические подходы к понятию контроль и надзор.

6. Система органов судебной власти РФ.

7. Российская Федерация и международная безопасность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.061 с.)