VI. Организация и руководство учебной практикой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Организация и руководство учебной практикой



 

Учебно-методическое руководство практикой осуществляет кафедра геоэкологии и природопользования в лице заведующего кафедрой. Для непосредственного руководства из числа преподавателей кафедры назначается руководитель практикой. Руководитель определяет место практики, его маршрут и протяженность. Перед началом практики со студентами проводится инструктаж по технике безопасности.

Студенты знакомятся детально с материалами по физической географии района исследования и его  природными и хозяйственными территориальными комплексами и характером традиционного природопользования по литературным источникам.

Рабочий день в полевых условиях длится 6 часов. В обязанности студента входит ведение записей полевых наблюдений в полевой книжке, которая должна содержать весь основной фактический материала, собранный студентом в маршрутах и является одним из основных источников при написании отчета по практике.

В полевую книжку заносятся данные по полевым наблюдениям. По завершению всех полевых и камеральных работ студентом представляется отчет.

V.  Подведение итогов практики и оформление отчета

В условиях полевой учебной практики при ограниченном учебным планом времени сроки проведения камеральных работ сокращаются. Основное камеральное время используется для составления окончательного варианта ландшафтной карты, ее оформления, оформления ландшафтных профилей и написания текста отчета.

Текст отчета представляет собой развернутое пояснение к составленной во время учебной практики ландшафтно-типологической карте и ее анализ. Составление отчета целесообразно только после окончания работы над ландшафтной картой и ее оформления.

Традиционная форма физико-географической характеристики для случая, когда основная цель исследования состоит в картировании ландшафтных комплексов, оценке их экологического состояния и характера использования может иметь следующий вид (см. приложение 1).

Отчет и полевые дневники каждого студента-практиканта сдаются на кафедру.

 

VI. Литература

 

1. Беручашвили Н.Л. Методы комплексных физико-географических исследований: Учебник / Н.Л. Беручашвили, В.К. Жучкова. - М.Л., 1997. - 320 с.

2. Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований / В.К. Жучкова, Э.М. Раковская. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

3. Ипатов В.С. Фитоценология / В.С. Ипатов, Я.А. Кирилова. - СПб., 1997.-314 с.

4. Гербарное дело / Под ред. Д. Бридсон. Л. Форман-Кью. - М., 1995 -341 с.

5. Лазарев Н. С. Методика сбора гербариев / Н.С. Лазарев, А.С. Богомолов. – М., 1996 – 22 с.

 

 


Приложение 1

Схема отчета по учебной практике

ПРЕДИСЛОВИЕ. Формальные сведения о работе: какая группа с подразделением на бригады, в какие сроки, где и на основании чего проходила учебную полевую практику.

ВВЕДЕНИЕ. Географическое положение района практики и особенно - положение района в сетке физико-географического районирования. Самые общие особенности природы территории. Цель и задачи практики. Структура изложения материала.

Часть первая

ОБЩАЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПРАКТИКИ. В этом разделе могут быть приведены все отраслевые главы в такой последовательности: геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительность, животный мир. При кратком изложении главы могут не выделяться, но материал излагается в указанной последовательности. Необходимо при написании раздела прослеживать межкомпонентные связи, которые приводят к дифференциации территории. Например, как повлияла тектоническая структура и проявления новейшей тектоники на физико-географическую дифференциацию; как отразился состав горных пород на современном рельефе; какая роль в дифференциации ландшафтов принадлежит климатическим факторам, водному режиму и т.д. При написании раздела обычно обращаются к опубликованным и фондовым источникам. На них по тексту обязательно должна быть сделана ссылка, а источник включен в список использованной литературы.

Часть вторая

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ. Вследствие того, что учебная практика направлена на отработку у практикантов умений и навыков самостоятельной полевой работы, все методические приемы полевой работы должны быть кратко изложены в разделе. Необходимо охарактеризовать особенности ландшафтно-типологического картирования, принципы и методы выявления ландшафтной структуры территории и оценки современного состояния природных комплексов в условиях специфического природопользования (заповедный режим, сельскохозяйственное использование, лесохозяйственное использование, горная добыча и т.д.).

Часть третья

ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. Разделы третьей части в отчете представляются основными и требуют особенно тщательной и детальной проработки.

Глава 1. История возникновения и развития ландшафтов района практики. Формирование ландшафтной структуры территории практики тесно связано как с динамическими отношениями в ландшафтной сфере Земли, особенно в четвертичное время, так и с хозяйственным освоением и современным использованием территории. Глава составляется преимущественно по литературным источникам.

Глава 2. Характеристика природных комплексов и их современного состояния. Глава полностью составляется на основе личных полевых исследований авторов отчета. Она может быть разделена на отдельные части, к примеру, по характеристикам типов местности, выделенных на территории и типов урочищ, входящих в состав типов местности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Изложение итогов практики.

ЛИТЕРАТУРА. В список включаются все источники, упомянутые в тексте. Список составляется по правилам ГОСТа. Фондовые материалы перечисляются после опубликованных работ. Общие работы должны быть представлены в списке минимальным количеством источников.

ПРИЛОЖЕНИЯ. Включают все не вошедшие в основной текст отчета карты, графики, профили, фотографии, образцы дешифрированных аэрофотоснимков и т.д.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.004 с.)