Глава 6. Осознаваемое и неосознаваемое обучение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. Осознаваемое и неосознаваемое обучение



 

В обычной жизни на человека постоянно воздействует масса внешних сигналов, образующих между собой в его мозгу ассоциации, временные связи. На органы чувств одновременно или в определенной последовательности влияет множество раздражений различной модальности и значимости. При взаимовлиянии афферентных систем происходят кратковременные изменения возбудимости отдельных анализаторов: повышение одних и понижение других. В центральной нервной системе могут создаваться такие функциональные отношения, при которых реакции организма на часть внешних сигналов осуществляются на «бессознательном уровне», без осознания субъектом этих сигналов или их связи с вызываемой ими реакцией.

Мы уже говорили о наблюдениях психиатров, согласно которым в определенных случаях неосознаваемые внешние сигналы, если они однажды или несколько раз совпадали с сильным отрицательным эмоциональным возбуждением, могут через месяцы и даже годы вызывать так называемые безотчетные эмоциональные переживания или даже невротические реакции, когда повод, их вызвавший, остается скрытым от сознания субъекта. Эмоция или невротическая реакция возникают как бы беспричинно. Безотчетные эмоции, инициируемые неосознаваемыми стимулами, – довольно обычное явление при многих невротических состояниях и других нервно­психических заболеваниях. На эмоционально лабильного человека, как уже говорилось, может действовать «масса совершенно не учитываемых мелочей».

О возможности создания в лабораторном эксперименте условной реакции на неощущаемые раздражения в научной литературе приводятся противоречивые сведения. Наряду с работами, у авторов которых такая возможность не вызывает сомнений (Г. В. Гершуни), опубликованы данные, не подтверждающие ее. Выше мы говорили о неоднозначности информации о влиянии неосознаваемых слов на поведение человека, на его реакции выбора, способность с их помощью внушать определенные действия. В итоге после проведения многочисленных экспериментальных работ исследователи согласились, что проявление эффекта неосознаваемых раздражителей зависит от эмоциональной значимости последних и высокого уровня мотивации или эмоционального напряжения человека.

В серии работ были смоделированы эти условия. Участниками исследования стали люди, которые пребывали в конфликтной жизненной ситуации из‑за совершенного ими противоправного действия, – как правило, на почве ревности. Для таких испытуемых было легко подобрать слова, связанные с их ситуацией. В каждом эксперименте проводились две пробы: с нейтральным и с эмоционально значимым словом. Предъявлялись последовательно два стимула с паузой между ними в 1000 мс. Первый – изображение стрелки с разным углом наклона на экране; второй – одно отдельное слово: нейтральное («трава», «снег», «кресло» и т.д.) или эмоциональное («измена», «жена», «арест» и т.д.), экспонируемое на том же экране. Изображение с определенным углом наклона стрелки было связано с нейтральным словом, а с другим углом – с эмоционально значимым словом. Таких сочетаний в каждой пробе давалось 50.

 

 

Образование временных связей с помощью осознаваемых зрительных стимулов

 

На рис. 7 показаны усредненные вызванные потенциалы, регистрируемые с затылочной области и с зоны вертекса на предъявление изображения стрелки, которая сочеталась либо с нейтральным, либо же (при другом ее наклоне) с эмоционально значимым словом. Ясно видно, что в последнем случае в затылочной области происходит облегчение позднего вызванного потенциала – волны Р300 – не только на эмоционально значимое слово, но и на первый стимул в сочетаемой паре (стрелку), т.е. наблюдается четко выраженный условно‑рефлекторный ответ. Это облегчение проявляется в укорочении скрытого периода волны Р300 и в увеличении ее амплитуды.

 

Рис. 7. Вызванные корковые потенциалы на осознаваемые зрительные стимулы при парном предъявлении стимулов и изолированно на первый стимул после упрочения ассоциации

А – потенциалы на стимул С1 (изображение стрелки с наклоном 20°) и С2 – слово «море»; Б – потенциалы на стимул С1 (стрелка с наклоном 50°) и С2 – слово «следствие»; В – потенциалы на изолированное предъявление стимула С1 (20°); Г– потенциалы на изолированное предъявление стимула С1 (50°). В каждом кадре: верхняя кривая – вертекс; нижняя – зрительная область; отклонение кривой вверх – негативность; стрелки С1 и С2 – начало стимуляции; эпоха анализа – вся кривая, 2000 мс

В контрольной пробе эксперимента на следующий день предъявлялось только изображение стрелки. Это делалось с тем, чтобы выяснить, является ли облегчение вызванного потенциала на первый стимул условнорефлекторной реакцией или же оно обусловлено общим повышением неспецифической активации коры в результате действия эмоционального слова. Как следует из рис. 7, при изолированном предъявлении изображения стрелки также сохраняется разница в скрытом периоде и амплитуде волны Р300 на стимулы, в прошлом сочетаемые с нейтральным или эмоционально значимым словом. Этот факт, несомненно, подтверждает образование ассоциации, временной связи, когда ранее индифферентный стимул в результате сочетаний с эмоционально значимым словом становится условным сигналом эмоциональной реакции, в частности дополнительной «эмоциональной» активации коры больших полушарий. Следует подчеркнуть, что такие различия были статистически достоверны только для вызванных потенциалов, регистрируемых в задней части коры больших полушарий, и не были значимы в области вертекса.

 

 

Образование временных связей с помощью неосознаваемых зрительных стимулов

 

В этой серии опытов, как и в предыдущих экспериментах, изображения стрелок на экране сочетались с нейтральным или эмоциональным осознаваемым словом. Однако изменения положения на экране первого стимула в ассоциируемых парах были столь малы, что не осознавались испытуемым (по словесному отчету после эксперимента). Это дает основание считать, что временная связь образуется между неосознаваемым признаком этого стимула (ее положение на экране) и осознаваемым словом, нейтральным или эмоциональным.

Возникающий в ответ на изображение стрелки, сочетаемой с осознаваемым эмоционально значимым словом, скрытый период волны Р300 явно короче, а амплитуда больше, чем реакция на стимул, предъявляемый в паре с нейтральным словом. На следующий день при использовании неосознаваемого условного стимула (напомним, не осознавалось изменение положения стрелки в пробах с нейтральными и эмоциональными словами), как и в опытах с осознаваемыми изменениями положения стрелки на экране, значительно увеличивается амплитуда волны Р300 в затылочной области. Таким образом, можно утверждать, что осознаваемость условного стимула в данном случае не играет существенной роли в организации коркового ответа.

В другой серии экспериментов вызванные потенциалы регистрировались также на последовательно сочетаемые зрительные раздражители: изображение стрелки и слово, нейтральное или эмоциональное. Однако в отличие от исследований предыдущей серии испытуемые не осознавали второй в сочетаемой паре «стимул» – «слово». Последнее из‑за его короткой экспозиции на экране (15 мс) и слабой освещенности (0,05 лк) воспринимается как «тусклая» или «слабая» вспышка.

Опыты показали, что между этими двумя зрительными стимулами, когда не осознается семантическое содержание второго стимула, можно выработать временную связь. Об этом говорят изменения поздних компонентов вызванных потенциалов на условный стимул (стрелку), которые существенно, можно сказать – качественно, отличаются от данных, полученных при сочетаниях с осознаваемым словом. Из рис. 8 видно, что поздние компоненты вызванного коркового ответа на первый в сочетаемой паре стимул намного меньше по амплитуде (а не больше, как это было в опытах с осознаваемыми словами), Ресли второй стимул в паре – эмоциональное неосознаваемое слово.

 

Рис. 8. Вызванные потенциалы на сочетаемые неосознаваемые зрительные стимулы

А – потенциалы на первый в паре стимул – изображение стрелки с наклоном 30° (С1) – и второй стимул (С2) – нейтральное слово; Б – потенциалы на С1 (35°) и С2 – эмоционально значимое слово; В и Г– потенциалы на изолированное предъявление соответственно С1 (30°) и С1 (35°) после упрочения ассоциации. Остальные обозначения те же, что на рис. 7

Имеется еще одно существенное отличие: уменьшение вызванного ответа на условный стимул не ограничивается поздним положительным потенциалом Р300 в зрительной зоне. В случаях, когда «подкрепляющий» раздражитель (слово) не осознается, происходит угнетение и позднего отрицательного компонента N200 – вызванного ответа на изображение стрелки. При этом уменьшение амплитуды поздних корковых вызванных потенциалов N200 и Р300 отмечается также в области вертекса. Этот факт дает основание считать, что условнорефлекторные изменения корковой вызванной активности при неосознании подкрепляющего словесного эмоционально значимого стимула более диффузны, чем в случаях, когда он осознается. Исследования, в которых применяется латерализованная зрительная стимуляция (когда сенсорная информация поступает «прямо» в одно из полушарий), показывают: угнетение коркового потенциала на условный стимул, сочетаемый с неосознаваемым эмоциональным словом, хотя и диффузное, но выражено неодинаково; наблюдаются явные полушарные и региональные различия. Оно сильнее в левом полушарии, особенно в заднеассоциативной зоне коры, в предполагаемой зоне угловой извилины, на стыке затылочной, височной и париетальной областей, в зоне 37‑го поля по Бродману.

Такие результаты подтверждают, что в образовании временной связи между зрительным стимулом и неосознаваемым эмоционально значимым словом принимает участие значительно меньшее число корковых нейронов, чем в случае, когда подобное слово осознается. Весьма интересен и важен, как мы думаем, факт более очевидного угнетения корковых реакций в заднеассоциативной области (в зоне 37‑го коркового поля), которая имеет прямое отношение к анализу зрительных речевых сигналов. Этот факт может быть использован для объяснения нейрофизиологического механизма повышения порогов восприятия эмоционально неприятных раздражителей, в частности слов, т.е. феномена психологической защиты.

Разница в величине коркового ответа сохраняется и при изолированном предъявлении условного стимула в экспериментах, проводимых в следующие дни, т.е. при отмене «подкрепления»; как в затылочной области, так и в вертексе волны N200 и Р300 существенно меньше в ответ на стимул, в прошлом сочетаемый с эмоциональным словом (см. рис. 8). Это свидетельствует о том, что выработанная с помощью неосознаваемого эмоционального слова временная связь имеет стойкий характер; она сохраняется и в последующие дни, т.е. запечатлевается в долгосрочной памяти. Формирование временных связей на фоне действия транквилизатора 101

Следовательно, характер корковой вызванной активности на условный стимул существенным образом зависит от подкрепляющего стимула – и не только от его эмоциональной или психологической значимости, но и от того, осознается он или нет. Временные связи, образующиеся с помощью неосознаваемых словесных стимулов, значительно более стойкие, инертные, медленнее угасают по сравнению с ассоциациями, формирующимися на осознаваемом уровне. Это проясняет с физиологической точки зрения давние наблюдения психологов и психиатров относительно стойкости эмоциональных переживаний или невротических симптомов в тех случаях, когда их повод остается для субъекта неосознанным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.011 с.)