Героя Советского Союза Виктора Степановича Юдина с. Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Героя Советского Союза Виктора Степановича Юдина с. Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области



Героя Советского Союза Виктора Степановича Юдина с. Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области

 

ОкружнАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

обучающихся образовательных организаций

СЕВЕРО-ЗАПАДНОго УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Учебный год

 

Секция «Общественно-гуманитарные науки»

Предметное отделение: Историческое регионоведение

 

 

Тема: О чем рассказал музейный экспонат.

Бурматнов Алексей Александрович,

Класс: 6

 

Руководитель:

Десятова Марина Алексеевна, учитель высшей квалификационной категории

 

 

Красный Яр 2019 год

Оглавление

 

1. Введение …………………………………………………………стр. 3

2. Глава 1. Неведомый зверь ………………………………………стр. 5

1.1. История названия животного. Легенды …………………. стр. 5

1.2. Как выглядел мамонт. Виды.……..………………………. стр. 7

1.3. Места обитания. Причины гибели………………………... стр. 9

3. Глава 2. Удивительная находка ………………………………...стр. 11

2.1. Земляки рассказывают …………………………………… стр. 12

2.2. Посещение музеев. Просветительская деятельность…… стр. 13

4. Заключение ……………………………………………………… стр. 18

5. Список источников ………………………………………………стр. 19

6. Приложение……………………………………………………… стр. 20

 


Введение

  Однажды я был на экскурсии в школьном музее истории села и там увидел необычный, самый древний экспонат – кости мамонта (см. Приложение 1). Нам рассказали, что на территории села в 70-х годах ребята, которые играли в овраге, нашли кости большого животного, лежащего на боку. Этот рассказ меня очень увлек. О том, что останки мамонтов в большом количестве находили в Сибири, я слышал. Но вот откуда в Поволжье появились мамонты: проходили в поисках еды в эпоху похолодания, кости «принес» ледник или они жили в нашей местности? На эти вопросы я решил найти ответы. Исследовательскую  работу я решил назвать  «О чем рассказал музейный экспонат».

   Проблема заключается вотсутствии знаний у учеников об исследуемом объекте (см. Приложение 2)

   Актуальность исследовательской работы: не в каждом городском музее есть такой экспонат, как в нашем школьном музее, поэтому надо узнать и сохранить бесценную информацию о доисторическом прошлом фауны родного края

  Гипотеза заключается в 3 предположениях: 1)мамонты жили на территории Поволжья; 2) животные проходили через волжские земли; 3) останки мамонтов принес ледник.

    Объектом исследования является историческое краеведение, а предметом – изучение жизни и мест обитания доисторических животных, в частности, мамонта

  Цель работы – поиск и систематизация информации для школьного музея о доисторических животных нашего края (мамонтах) и пополнение знаний учащихся школы

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) анкетирование учащихся;

2) сбор, систематизация и изучение материалов о мамонтах;

3) опрос жителей села;

4) создание презентации о доисторических животных нашего края;

5) организация и проведение мероприятий с целью информирования учащихся

  В процессе работы были использованы следующие методы:                            - анкетирование;                                                                                                              - интервьюирование;                                                                                                    - обработка информации;                                                                                               - статистическое обобщение данных;                                                                              - изучение литературных источников;                                                                          - сравнение;                                                                                                                   - анализ;                                                                                                                         - синтез.

Практическая значимость исследовательской работы состоит в том, что сбор информации для школьного музея даст возможность учащимся и жителям села познакомиться с жизнью и местами обитания мамонтов. Материал можно использовать на уроках и классных часах. Кроме этого, я надеюсь, что моя работа поможет задуматься и взрослых, и детей о более бережном отношении к окружающему нас миру.

Новизна работы заключается не только в пополнении информации об экспонатах школьного музея, но и разработка мероприятий по изучаемой теме 

 

 

Глава 1. Неведомый зверь

Мамонты вызывали у древних людей страх и восхищение своими размерами, силой. Легенды, связанные с этими животными, говорят о том, что наши далекие предки обладали скудной информацией о своих огромных «соседях».

 

 

Как выглядел мамонт. Виды

Внешний вид мамонтов известен по рисункам и скульптурам мастеров палеолита, а также по мерзлым тушам. Мамонт шерстистый крупнее современных слонов: в холке до 4 метров, вес до 6 тонн, туловище массивное с длинной желтовато-буро-черной шерстью, ноги более короткие, столбообразные. Уши небольшие, шея короткая. Жесткие волосы на лбу росли наклонно вперед. У новорожденных мамонтят волосяной покров уже присутствовал. Верхнечелюстные и межчелюстные кости образовывали длинные тонкостенные трубки, удерживающие бивни. Носовое отверстие – на лбу между глаз. Бивни изогнуты, длиной до 450 сантиметров, диаметром до 19 сантиметров, весом до 120 килограммов. Эмалевое покрытие отсутствовало. Бивни росли у мамонтов всю жизнь, имелись уже у новорожденных мамонтят. Коренные зубы отличались высокой прочностью, состояли из плоских пластин, покрытых эмалью, спаянных массой цемента. Форма и количество рельефных гребней зубов служили признаками для определения видовой принадлежности. Единовременно у мамонта присутствовало по 1 зубу в каждой половине челюсти, в течение жизни они менялись 6 раз. Когда стирались последние – животное погибало от голода. Смена зубов происходила горизонтальным замещением.

Мамонт достигал до 3,5 метров в высоту и весил до 4 тонн. Имел на спине горб – хранилище запасенного за летний период жира. В отличие от древних слонов, у мамонта бивни были изогнуты, а это значит, что выворачивать с корнями деревья или рыть землю они не могли. Однако могли разрывать снежный покров, чтобы добраться до травянистых растений.

Существовало несколько видов мамонтов. Например, мамонт шерстистый (сибирский) в эпоху оледенения был распространен на большей части Евразии и Северной Америки. По происхождению и морфологии ближе к современному индийскому слону. Он потомок холодовыносливых слонов, обитавших в пределах северо-восточной Сибири и Берингии. Вымер в связи с изменением климатических и ландшафтных условий. Населял открытые ландшафты: прохладные сухие степи, тундростепи, тундры, лесотундры. Питался травянистой и кустарниковой растительностью.

Кроме мамонта шерстистого на территории Самарской области жили представители еще 4 видов слонов.

Южный слон – род древних слонов, достигал высоты 4 метра, имел узкую голову со слабоизогнутыми бивнями до 4 метров, относительно широкие боковые зубы. Обитал в теплых саваннах в условиях тропического климата, питался сочной растительностью.

Трогонтериевый (степной) слон – по строению зубов и пропорциям тела занимает положение между южным слоном и мамонтом шерстистым. По современным данным, палеонтологи относят степного слона к роду мамонтов и называют степным мамонтом. Это крупнейший представитель хоботных: высота до 4,7 метров, вес до 10 тонн. Имел шерстяной покров. Бивни у самцов до 5 метров, менее закрученные, чем у более позднего мамонта шерстистого. Трогонтериевый слон был приспособлен к жизни в травянистых степях с более грубой растительностью и холодным климатом.

Мамонт хазарский – древний представитель рода, промежуточное звено между древнейшим слоном и настоящим мамонтом шерстистым. Был значительно больше последнего, имел густую шерсть, длинные бивни.

Сравнивая ископаемую фауну близких регионов, анализируя литературу разных лет, ученые предполагают, что на территории Среднего Поволжье также обитали слон лесной, слон волжский, но остатков данных видов не найдено.

Итак, в Самарском крае проживали 2 вида мамонтов (шерстистый, хазарский) и 4 вида слонов (южный, трогонтериевый, лесной, волжский). По сообщениям ученых Куйбышевского университета, в селе Новый Буян найдены останки мамонта шерстистого.

 

Места обитания

1,5миллиона лет назад происходили перестройки рельефа платформ, в процессе которых произошло опускание равнинной суши и поднятие океанических впадин. В связи с высоким положением уровня моря в речных долинах шло накопление несцементированных отложений, песков, глин. Это явление распространялось от Каспия и до современного Волгограда.

Период характеризуется периодическими сменами оледенений и межоледниковий. В пределах русской равнины установлены следы трех оледенений. Ледник не дошел до территории нашей области, остановившись в 300 километров на западе. Его следы обнаружены в долине реки Свияги, неподалеку от Ульяновска. Ледник образовал два огромных языка: первый спустился по днепровской долине южнее Киева, второй – вдоль Волги достиг примерно широты Камышина. На всем протяжении периода она была приледниковой зоной. Здесь сформировалась уникальная зона тундростепи. В ее состав входили лесные растения: сосна, береза, лиственница; тундровые: кустарниковые березы, полярные ивы: степные и полустепные растения: полыни, лебедовые, эфедра и другие.

В моменты межледниковий на территории края обитали теплолюбивые представители фауны: трогонтериев слон, носорог эласмотерий, верблюд Кноблоха, плейстоценовый осел. В фазы оледенений характерными были мамонт, шерстистый носорог, большерогий и благородный олени, пещерный медведь.

В Самарском области остатки мамонта шерстистого многочисленны (кости и особенно бивни, зубы взрослых и молодых особей), находки имеются во всех районах, в том числе на территории города Самары, много в Сыртовом Заволжье. Они обнаружены в поймах рек Большого Иргиза, Большого Кинеля, Кутулука, Волги, Самары, Сока, Съезжей, Тростянки, Усы, Чагры, Чапаевки; в Сусканском заливе; на Самарской Луке.

Земляки рассказывают

Гусаров Сергей Васильевич, бывший директор Новобуянской школы, учитель истории вспоминает:  «В середине 70-х годов летом ребята играли в овраге, его называют в народе Страшным, и нашли кости большого животного. Пришли, сказали о находке. Мы с учениками отправились смотреть. Действительно, на глубине 8-10 метров в слое песка были видны кости. До дна оврага еще оставалось метров пять.  Животное когда-то лежало на боку. Дети есть дети. Часть костей растащили по домам, что-то выбросили.

    Мы дозвонились до Куйбышевского университета. Оттуда приехали представители, забрали часть костей, затем через некоторое время нам сообщили, что это останки мамонта шерстистого.

Я думаю, что мамонты здесь жили. Растительность была буйной, питаться было чем. Это не ледник кости «принес», потому что он по краю Поволжья прошел. Скорее всего, мамонтов погубила деятельность человека – охота. Ведь это крупное животное, людям надолго хватало мяса, жира, шкур. Из костей тоже что-то делали.

В 80-е годы – был создан школьный музей истории села. Кости мамонта стали одним из древнейших его экспонатов» (см. Приложение 3)

Разина Наталия Вениановна, учитель русского языка и литературы: «Мой брат, Казаев Андрей Венианович – один из тех мальчишек, которые нашли кости мамонта. Я была маленькой, но помню, как брат принес некоторые кости домой, их оставили в сенях, а потом вообще родители сказали выкинуть. Брат вспоминал, что они были поражены размерами животного: огромная голова (череп), кости, бивни. Многие ребята тогда принесли домой кости. Когда приехали ученые из Самары, мальчишки помогали носить, грузить останки мамонта».

Еремеев Алексей Анатольевич, бывший ученик школы: «Я был одним из тех мальчишек, которые видели и помогали носить кости мамонта. Было удивительно найти огромные бивни, кости. Мы очень радовались, что были причастны к такой находке. Ведь раньше о мамонтах знали только по книгам и рисункам в учебниках. Знаю, что часть останков мамонтов определили по большим музеям, некоторые кости находятся в школьном музее»

Посещение музеев

Нет такого человека, наверное, который не видел фильмы «Парк юрского периода», «Земля Санникова» и другие, которые рассказывают нам о том давнем времени, когда жили динозавры, мамонты, пещерные львы… Мы должны понимать, что информация о том времени неточная, примерная. Чтобы воссоздать картину жизни животного и растительного мира, ученым приходится очень много работать.

Один из источников пополнения знаний о мамонтах - посещение музеев. Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина (см. Приложение 4) я посетил в самом начале работы над темой и был поражен экспонатами, информацией. Я узнал о многих других животных, которые обитали в то время на территории нашего края: шерстистый носорог, пещерный лев, несколько видов медведей, большерогий олень, сайгаки, ископаемый бизон и многие другие. Можно увидеть, как жили и охотились древние люди. В музее представлены карты-схемы нахождения останков животного мира, рассказано об ученых, которые занимались исследованием находок.

К сожалению, информация, как написано на одном стенде, собиралась, в основном, в 30-е годы. Она несколько устарела, требуются новые исследования, данные.

Музей истории Красноярского района тоже любезно предоставил нам интересующую информацию по теме.

 

Вопросы викторины

  1. Кто такие мамонты? (крупные животные)
  2. К какому классу они относятся? (млекопитающие).

3. Как они общались друг с другом? (с помощью хобота).

4. Как ещё они использовали хобот? (для питья, пищи, отпугивают врагов, переносят различные предметы).

5. Чем питались мамонты? (растительной пищей)

6. Как выглядит мамонтёнок? (густой покров шерсти, маленькие уши).

7. Почему вымерли мамонты? (смена климатических условий, повышение температуры воздуха, растаял ледяной покров, изменились пищевые ресурсы и другие версии).

8. Какие животные похожи на мамонтов? (слоны)

9. Какие виды слонов вы знаете? (Африканский, Азиатский, Индийский)

10. Где живут слоны? (слоны живут в саванне)

11. Как вы думаете, что необходимо слонам для нормальной жизнедеятельности? Без чего они не проживут в Саванне? (вода, пища, тень).

12. А как слоны приспособились к жизни в Африканских, например, саваннах? (секрет кроется во внешнем строение слонов) – (самое главное в строении слонов, что помогает им выживать в Африканских условиях - уши, хобот, бивни).

13. А чем питаются слоны? (растениями, листьями, ветками, побегами, корнями).

14. Предположите, почему численность слонов уменьшается?

15. Что надо делать, чтобы слоны не исчезли так же, как и мамонты?

Рассказ о слонах (родственниках мамонтов)

Существует три вида слонов: Африканский, Азиатский, Индийский. Слоны живут в саванне. Это их среда обитания. Строение слонов:

1. Волосяной покров, но не густой.

2. Шкура чувствительная, подвержена солнечным ожогам и реагирует на укусы насекомых.

3. Хвост, чтобы отпугивать насекомых.

4. Ноги.

5. Рот.

6. Уши, как веер, с помощью которых они отпугивают насекомых и выражают эмоции.

7. Бивни, которые растут в течение всей жизни. У самцов крупнее, чем у самок. С их помощью переносят различные предметы, добывают воду, сражаются с врагами.

8. Хобот. С его помощью они питаются, приветствуют друзей и отпугивают врагов, бросают различные предметы. Могут поднять груз до 275 кг и держать до 7,5л воды.

Самое главное в строении слонов, что помогает им выживать - уши, хобот, бивни.

Питаются слоны растениями, листьями, ветками, побегами, корнями.

Они активны как днём и ночью, однако их активность снижается в жаркие часы. В районах с высокой активностью людей переходят на ночной образ жизни. Слоны плохо видят, но у них прекрасное обоняние и слух. Они очень подвижны. Хорошо плавают. А спят стоя около 40 минут.

Путешествуют группами около 400 голов. К одной семье обычно относят 9-12 животных. Главная самка определяет направления кочевья, решает когда стаду кормиться, отдыхать или купаться. Стадом она руководит до 50-60 лет, после чего ей наследует старшая по возрасту самка.

Слоны доживают до 60-70, а иногда до 80 лет. Возраст слона также можно определить по его размерам, длине бивней, изношенности зубов.

У слонов удивительная память. Они запоминают, где они находили водопой. Они очень умны, эмоциональны, способны на переживания. Любят играть в игры.

К сожаленью, получилось так, что численность слонов сократилась и связано это с 3 факторами (об Африканском слоне):

1. Опустыниванием земель, что привело к исчезновению слонов из Северной Африки и Сахары.

2. Истребление слонов ради слоновой кости, что служило основной причиной их смертности на протяжении многих лет.

3. Вытеснением слонов людьми, приобретшим особое значение в период современного бурного роста населения.

 

Ролевая игра

В одной из деревень выросло количество домов и пахотных земель, что повлекло за собой утрату 25% территории обитания слонов. Как вы думаете, что эта ситуация означает для слонов?

Выдаются карточки со словами:

Вода Пища Матери Общение Враги

Учащиеся вынимают карточки со словами, которые им нужно попытаться изобразить с точки зрения слонов в двух ситуациях. Первая, когда слоны обитают на просторной территории, где нет ни одного человеческого поселения. Вторая, когда слоны обитают рядом с деревней, где границы постоянно расширятся.

Например. Я вытянула карточку со словом «вода». Во-первых, я - слон, живущий на открытой и просторной территории. Иногда мне приходиться преодолевать большие территории в поисках воды. Далее, я - слон, живущий радом с жилищем человека. Источник воды находиться на другом конце деревни. Моё стадо вынуждено пройти по всей деревни, чтобы добраться до воды. Люди пришли в ярость и убили несколько моих сородичей.

Вывод: слонов нельзя убивать, нельзя выгонять с их территории, так как вместо огромных пространств в распоряжении слонов остались лишь небольшие разрозненные территории.

Во время миграции слонов на их привычном маршруте возникают автомобильные трассы или железнодорожное полотно, стадо прокладывает путь через новые поселения людей. Соответственно, неизбежны столкновения, в ходе которых страдают и слоны и люди. Слонам становится всё труднее находить пищу и воду, воссоединяться с другими группами сородичей.

Таким образом, слонов надо охранять. Слон всегда был ценным промысловым животным. Помимо мяса и бивней, использовались все части его тела – шкура, кости, из которых изготавливали костную муку, ноги – для корзин и табуретов. Использовали даже хвосты слонов для браслетов. Использовали также слоновую кость для изготовления клавиш на пианино и различных безделушек.

От того, сумеем ли мы спасти слонов, зависит будущее многих экосистем. Другими словами, речь идёт о сохранении разнообразия животных на нашей планете.

Исчезновение замечательных травоядных гигантов обернётся катастрофой для многих других видов, мы можем навсегда потерять «родственника»  мамонта.

 

 

Заключение

    Целью моей работы было не только  пополнение школьного музейного фонда, но информирование учеников нашей школы о животном мире прошлого.

    Для этого мы познакомились с определенной литературой о мамонтах и других животных того периода.

    С родителями я посетил два музея Самарской области и совершил несколько виртуальных экскурсий по музеям страны.

    Мы встретились с жителями села, свидетелями удивительной находки в нашем селе, сделали записи разговора с ними.

    С руководителем Десятовой М.А. и моими одноклассниками мы разработали и провели ряд интересных мероприятий о мамонтах и других доисторических животных среди учеников начальной школы и среднего звена.

     В результате работы подтвердилась одна из трех гипотез: мамонты жили на территории Поволжья.

    Цель работы достигнута, но, я думаю, предстоит еще много работы: получить документ о том, что в нашем селе действительно нашли останки мамонта (пока это устная информация свидетелей); для всех желающих жителей села организовать экскурсию в школьный музей и рассказать об удивительном экспонате и указать место находки.

 

Список источников

1. Арембовский А.В. Мамонт. – Иркутск, 1946

2. Верещагин Н.К. Почему вымерли мамонты – Л.: Наука, 1979

3. Верещагин Н.К. Записки палеонтолога – Л.: Наука, 1981

4. Гусева Л.В., Никитин Е.А. Находка хазарского мамонта в основании сыртовых толщ – решение спорного вопроса о геологическом возрасте сыртов Северного Прикаспия / Тезисы доклада международного мамонтового совещания 16-22 октября 1995г/ - СПб.: ЗИН РАН, 1995

5. Тихонов А.И. Мамонт (серия «Разнообразие животных», выпуск 3) – М.: Т-во науч изд. КМК, 2005

6. Материалы Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина

7. Материалы Музея истории Красноярского района

 

Приложения.

Приложение 1.

Фрагменты костей мамонта (школьный музей истории села)

Приложение 2.

Вопросы анкеты

1) Знаете ли Вы, что в нашем селе были найдены кости мамонта?

2) Знаете ли Вы ископаемых животных, проживающих на территории Самарского края в древности?

Героя Советского Союза Виктора Степановича Юдина с. Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.08 с.)